Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для восьмых классов Командная игра «Экспериментариум»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Мероприятие проводится в виде игры-соревнования между командами параллельных классов.
Цель игры: повышение интереса к предмету, развитие тяги к познанию, экспериментированию; воспитание коллективизма и умения работать в команде.
Простые в исполнении, не требующие сложных приборов занимательные опыты легко и безопасно воспроизводятся в домашних условиях, побуждают любознательность детей и являются лучшим способом повышения мотивации к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_fizike_dlya_vosmyh_klassov.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для восьмых классов
Командная игра «Экспериментариум»
Мероприятие проводится в виде игры-соревнования между командами параллельных классов.
Цель игры: повышение интереса к предмету, развитие тяги к познанию, экспериментированию; воспитание коллективизма и умения работать в команде.
Простые в исполнении, не требующие сложных приборов занимательные опыты легко и безопасно воспроизводятся в домашних условиях, побуждают любознательность детей и являются лучшим способом повышения мотивации к обучению.
Оборудование:
сода, вода, уксус, шарик, маленькая бутылочка;
спички, сахар, мыло, вода, блюдце;
блюдце, монета, банка, свеча;
сырое яйцо, вода, соль;
глубокая миска, пробирка;
высокая бутылка с широким горлышком, свеча, емкость с водой;
пластилин;
пластиковый стакан, штатив, спиртовка или свечка;
гвоздь, бумага, штатив, свеча, плоскогубцы;
3 стакана, монетки;
вареное яйцо, бутылка, спички, бумага;
игрушка со смещенным центром тяжести «орел»;
свеча, бумага;
жестяная банка, бумага, свеча;
свеча и воронка;
свеча и бутылка.
Программа мероприятия:
- Представление команд (домашняя заготовка).
- Разминка.
- Конкурс «Объяснялки».
- Практический конкурс «Кто первый?»
- «Сможешь ли ты?»
- Подведение итогов, награждение победителей.
Правила игры:
В проведенной игре участвовало 3 команды. Представление команд готовится дома и включает в себя создание эмблемы – символа команды, названия и приветствия.
Разминка содержит всего 3 задания (по числу команд-участников). На этом этапе требуется решить практическую задачу, проведя соответствующий эксперимент. Задания распределяются между командами случайно: капитаны просто вытягивают «билет» с номером 1, 2 или 3. Максимальная оценка за разминку - 3 балла:
1 – за идею
2 – за исполнение
3 – за объяснение наблюдаемого явления
«Объяснялки» требуют объяснения наблюдаемого явления, оценивается каждый правильный ответ – 1 балл. Задания распределяются в порядке очередности: на первый вопрос отвечает команда, имеющая наименьшее количество баллов. Если это не удается, право ответить переходит соперникам.
«Кто первый?» В конкурсе принимает участие вся команда. Каждый из двух этапов оценивается в 1 балл, который достается единственной выигравшей команде.
«Сможешь ли ты?» - это конкурс капитанов. Капитаны вслепую вытягивают карточки с заданиями и пытаются их выполнить и объяснить наблюдаемые явления. Оценивается каждое задание в 3 балла: идея, исполнение и объяснение.
Заработанные командами баллы записываются в таблице на доске. Побеждают те, кто набрал наибольшее количество баллов.
Содержание заданий
Разминка
- Надуйте шарик без помощи легких
На столе находится следующее оборудование: стеклянная или пластиковая бутылочка с узким горлом, воздушный шарик, пачка соды (с ложечкой), 3% уксус.
Для выполнения задачи нужно насыпать в емкость соду, залить ее уксусом и быстро надеть горлышко воздушного шарика на горловину бутыли – при гашении соды выделяется углекислый газ, наполняющий шарик.
- Достаньте монету, не замочив рук
Оборудование: чаша Петри большого диаметра или другая похожая посуда, подкрашенная вода, стеклянная банка объемом не менее 0,5 литра, монета, свеча, спички.
В чашу Петри наливается немного подкрашенной воды, на дно кладется монета, которую предлагается достать. Решением служит следующий эксперимент: на дно чаши нужно поставить свечу, зажечь фитиль и накрыть свечу банкой (монета находится не в банке). По мере нагревания и расширения часть воздуха выйдет из банки (видны пузырьки), затем, после затухания пламени, оставшийся воздух в банке остынет, уменьшится в объеме, уменьшится его давление, и вода «соберется» внутри банки под действием атмосферного давления.
- Заставьте яйцо плавать
Оборудование: сырое куриное яйцо, емкость с водой, соль, ложка.
Яйцо будет плавать в сильно соленой воде, т.к. её плотность сравнима с плотностью яйца.
«Объяснялки»
- Движение спичек на воде
Оборудование: блюдо с водой, несколько спичек, кусочек сахара, кусок мыла (или средство для мытья посуды). Если в центр блюдца поместить сахар, спички, лежащие на поверхности воды, притянутся к нему вместе с водой, кусок мыла, напротив, заставит спички разойтись в разные стороны, т.к. на поверхности образуется мыльная пленка.
- Шарик на свободе
Воздушный шарик, заполненный углекислым газом во время разминки, будет не летать, а падать вниз. Углекислый газ тяжелее воздуха.
- Подъём пробирки из воды
В ёмкость налита подкрашенная вода, туда же опускается (немного под углом) пробирка или мензурка. При подъеме пробирки столбик воды увлекается вместе с ней до тех пор, пока горлышко не оторвется от поверхности жидкости – атмосферное давление действует на свободную поверхность.
- Яйцо в бутылке
Оборудование: вареное куриное яйцо, бумага, спички, стеклянная бутылка с горлышком немного меньшего диаметра, чем яйцо (раньше были удобные бутылки из-под молока и кефира, сейчас подходит бутылка из-под гранатового сока Телли).
В бутылку бросают кусочек горящей бумаги, через несколько секунд на горлышко ставят яйцо. Спустя некоторое время, когда горение прекратится, и воздух остынет, яйцо втянется внутрь бутылки под действием атмосферного давления.
- Ёлочка
Использовалась старая металлическая новогодняя ёлочка-игрушка, где снизу устанавливаются свечи, а на верху – винт с подвесками и лопастями. Конвективные потоки воздуха вращают лопасти, заставляя металлические подвески задевать за колокольчики на ёлке.
- Орел
Использовалась сувенирная игрушка со смещенным центром тяжести: пластмассовый орел удерживает равновесие на острие или на пальце.
- Опыт Фарадея
Полосу плотной белой бумаги помещают над горящей свечой так, чтобы немного «прижать» ею пламя, но не касаться фитиля. В результате на бумаге образуется коричневый круг с белым центром. Даже если бумага прогорит, центр останется целым, сгорит только контур круга. Отдельные части пламени имеют разную температуру.
- Отпечаток пламени
Оборудование: металлическая банка без этикеток, свеча, полоса белой бумаги.
Бумагу обернуть вокруг банки внести в пламя свечи. В результате можно получить «отпечаток» пламени на бумаге: изображение с тоновыми переходами. Сама бумага при этом не загорается даже при длительном эксперименте, т.к. тепло пламени поглощается металлом.
- Цветные узоры на молоке
Оборудование: 3 блюдца, ватные палочки или пипетки, молоко, гуашь, жидкое мыло.
Команды получают наборы и палочками или пипетками переносят капли краски на поверхность молока, получая затейливые цветные узоры. Добавление мыла образует еще более сложные картины.
«Кто первый?»
- Непотопляемый
Командам раздаются емкости с водой и кусочки пластилина. Выигрывает та команда, которая быстрее создаст непотопляемое судно и объяснит, почему оно должно быть именно таким. Идеальный вариант – воздушная полость внутри пластилиновой оболочки.
- Последняя капля
Раздаются стаканы, наполненные до краев водой и мелкие предметы, например монеты или булавки. Побеждают те, кто сумел погрузить наибольшее число предметов в стакан, не пролив ни капли воды. Поверхностное натяжение удерживает воду от выливания, над стаканом образуется водяная горка.
«Сможешь ли ты?»
- Задуть свечу, стоящую за бутылкой?
Между экспериментатором и зажженной свечей ставится стеклянная бутылка (или пластиковая наполненная водой). Подбирая расстояния между предметами, участник находит положение, в котором, подув на бутылку, он гасит свечу. Дело в том, что потоки воздуха огибают препятствие и сходятся в определенном месте за ним.
- Задуть свечу через воронку?
Потоки воздуха, выдуваемые через воронку способны потушить пламя даже на значительном расстоянии.
- Вскипятить воду в пластиковом стаканчике?
Оборудование: штатив с лапкой, пластиковый стакан с водой, спиртовка или свеча. Пластиковый стакан с водой нужно разместить на таком расстоянии от спиртовки, чтобы пламя не касалось дна, но и процесс не занял слишком много времен. Стаканчик не расплавится, т.к. обладающая большой теплоемкостью вода, «забирает» все поступающее тепло, расходуя его сначала на нагревание, потом – на кипение.
- Внести бумагу в огонь и не сжечь ее?
Если поднести бумагу почти вплотную к фитилю, она не загорится, т.к. температура там относительно невелика.
- Пронести спичку через пламя и не зажечь ее?
Спичку нужно проносить достаточно быстро и близко к фитилю.
- Сломать линейку, не касаясь ее руками.
Оборудование: деревянная линейка длиной 50 см, газета, молоток. Линейку положить на стол так, чтобы часть ее была закрыта развернутой на всю ширину газетой, а часть – находилась в воздухе без опоры на стол. У дар молотка по свободному концу линейки ломает ее, т.к. благодаря газете вторая часть удерживается атмосферным давлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».
Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"
Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в восьмом классе "Чаепитие и физика"
Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Физика - наука опытная"
Физика-наука опытная...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9 – 11 классов «Физика в жизни и профессии»
Цель мероприятия: формировать познавательный интерес к физике, показать значение физики в выборе будущей профессии; содействовать профильному и профессиональному самоопределению подростков; формироват...