Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для восьмых классов Командная игра «Экспериментариум»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Жирнова Светлана Владимировна

 

Мероприятие проводится в виде игры-соревнования между командами параллельных классов.

                 Цель игры: повышение интереса к предмету, развитие тяги к познанию, экспериментированию; воспитание коллективизма и умения работать в команде.

                Простые в исполнении, не требующие сложных приборов занимательные опыты легко и безопасно воспроизводятся в домашних условиях, побуждают  любознательность детей и являются лучшим способом повышения мотивации к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для восьмых классов

Командная игра «Экспериментариум»

        Мероприятие проводится в виде игры-соревнования между командами параллельных классов.

         Цель игры: повышение интереса к предмету, развитие тяги к познанию, экспериментированию; воспитание коллективизма и умения работать в команде.

        Простые в исполнении, не требующие сложных приборов занимательные опыты легко и безопасно воспроизводятся в домашних условиях, побуждают  любознательность детей и являются лучшим способом повышения мотивации к обучению.

        Оборудование:

сода, вода, уксус, шарик, маленькая бутылочка;

спички, сахар, мыло, вода, блюдце;

блюдце, монета, банка, свеча;

сырое яйцо, вода, соль;

глубокая миска, пробирка;

высокая бутылка с широким горлышком, свеча, емкость с водой;

пластилин;

пластиковый стакан, штатив, спиртовка или свечка;

гвоздь, бумага, штатив, свеча, плоскогубцы;

3 стакана, монетки;

вареное яйцо, бутылка, спички, бумага;

игрушка со смещенным центром тяжести «орел»;

свеча, бумага;

жестяная банка, бумага, свеча;

свеча и воронка;

свеча и бутылка.

        Программа мероприятия:

  1. Представление команд (домашняя заготовка).
  2. Разминка.
  3. Конкурс «Объяснялки».
  4. Практический конкурс «Кто первый?»
  5. «Сможешь ли ты?»
  6. Подведение итогов, награждение победителей.

Правила игры:

        В проведенной игре участвовало 3 команды. Представление команд готовится дома и включает в себя создание эмблемы – символа команды, названия и приветствия.

        Разминка содержит всего 3 задания (по числу команд-участников). На этом этапе требуется решить практическую задачу, проведя соответствующий эксперимент. Задания распределяются между командами случайно: капитаны просто вытягивают «билет» с номером 1, 2 или 3. Максимальная оценка за разминку  - 3 балла:

1 – за идею

2 – за исполнение

3 – за объяснение наблюдаемого явления

        «Объяснялки» требуют объяснения наблюдаемого явления, оценивается каждый правильный ответ – 1 балл. Задания распределяются в порядке очередности: на первый вопрос отвечает команда, имеющая наименьшее количество баллов.  Если это не удается, право ответить переходит соперникам.

        «Кто первый?» В конкурсе принимает участие вся команда. Каждый из двух этапов оценивается в 1 балл, который достается единственной выигравшей команде.

        «Сможешь ли ты?» - это конкурс капитанов. Капитаны вслепую вытягивают карточки с заданиями и пытаются их выполнить и объяснить наблюдаемые явления. Оценивается каждое задание в 3 балла: идея, исполнение и объяснение.

        Заработанные командами баллы записываются в таблице на доске. Побеждают те, кто набрал наибольшее количество баллов.

Содержание заданий

Разминка

  1. Надуйте шарик без помощи легких

        На столе находится следующее оборудование: стеклянная или пластиковая бутылочка с узким горлом, воздушный шарик, пачка соды (с ложечкой), 3% уксус.

        Для выполнения задачи нужно насыпать в емкость соду, залить ее уксусом и быстро надеть горлышко воздушного шарика на горловину бутыли – при гашении соды выделяется углекислый газ, наполняющий шарик.

  1. Достаньте монету, не замочив рук

        Оборудование: чаша Петри большого диаметра или другая похожая посуда, подкрашенная вода, стеклянная банка объемом не менее 0,5 литра, монета, свеча, спички.

        В чашу Петри наливается немного подкрашенной воды, на дно кладется монета, которую предлагается достать. Решением служит следующий эксперимент: на дно чаши нужно поставить свечу, зажечь фитиль и накрыть свечу банкой (монета находится не в банке). По мере нагревания и расширения часть воздуха выйдет из банки (видны пузырьки), затем, после затухания пламени, оставшийся воздух в банке остынет, уменьшится в объеме, уменьшится его давление, и вода «соберется» внутри банки под действием атмосферного давления.    

  1. Заставьте яйцо плавать

Оборудование: сырое куриное яйцо, емкость с водой, соль, ложка.

Яйцо будет плавать в сильно соленой воде, т.к. её плотность сравнима с плотностью яйца.  

«Объяснялки»

  1. Движение спичек на воде

        Оборудование: блюдо с водой, несколько спичек, кусочек сахара, кусок мыла (или средство для мытья посуды). Если в центр блюдца поместить сахар, спички, лежащие на поверхности воды, притянутся к нему вместе с водой, кусок мыла, напротив, заставит спички разойтись в разные стороны, т.к. на поверхности образуется мыльная пленка.

  1. Шарик на свободе

        Воздушный шарик, заполненный углекислым газом во время разминки, будет не летать, а падать вниз. Углекислый газ тяжелее воздуха.

  1. Подъём пробирки из воды

        В ёмкость налита подкрашенная вода, туда же опускается (немного под углом) пробирка или мензурка. При подъеме пробирки столбик воды увлекается вместе с ней до тех пор, пока горлышко не оторвется от поверхности жидкости – атмосферное давление действует на свободную поверхность.

 

  1. Яйцо в бутылке

Оборудование: вареное куриное яйцо, бумага, спички, стеклянная бутылка с горлышком немного меньшего диаметра, чем яйцо (раньше были удобные бутылки из-под молока и кефира, сейчас подходит бутылка из-под гранатового сока Телли).

В бутылку бросают кусочек горящей бумаги, через несколько секунд на горлышко ставят яйцо. Спустя некоторое время, когда горение прекратится, и воздух остынет, яйцо втянется внутрь бутылки под действием атмосферного давления.

  1. Ёлочка

Использовалась старая металлическая новогодняя ёлочка-игрушка, где снизу устанавливаются свечи, а на верху – винт с подвесками и лопастями. Конвективные потоки воздуха вращают лопасти, заставляя металлические подвески задевать за колокольчики на ёлке.

 

  1. Орел

Использовалась сувенирная игрушка со смещенным центром тяжести: пластмассовый орел удерживает равновесие на острие или на пальце.

  1. Опыт Фарадея

Полосу плотной белой бумаги помещают над горящей свечой так, чтобы немного «прижать» ею пламя, но не касаться фитиля. В результате на бумаге образуется коричневый круг с белым центром. Даже если бумага прогорит, центр останется целым, сгорит только контур круга. Отдельные части пламени имеют разную температуру.

  1. Отпечаток пламени

Оборудование: металлическая банка без этикеток, свеча, полоса белой бумаги.

Бумагу обернуть вокруг банки внести в пламя свечи. В результате можно получить «отпечаток» пламени на бумаге: изображение с тоновыми переходами. Сама бумага при этом не загорается даже при длительном эксперименте, т.к. тепло пламени поглощается металлом.

  1. Цветные узоры на молоке

Оборудование: 3 блюдца, ватные палочки или пипетки, молоко, гуашь, жидкое мыло.

Команды получают наборы и палочками или пипетками переносят капли краски на поверхность молока, получая затейливые цветные узоры. Добавление мыла образует еще более сложные картины.

«Кто первый?»

  1. Непотопляемый

Командам раздаются емкости с водой и кусочки пластилина. Выигрывает та команда, которая быстрее создаст непотопляемое судно и объяснит, почему оно должно быть именно таким. Идеальный вариант – воздушная полость внутри пластилиновой оболочки.

  1. Последняя капля

Раздаются стаканы, наполненные до краев водой и мелкие предметы, например монеты или булавки. Побеждают те, кто сумел погрузить наибольшее число предметов в стакан, не пролив ни капли воды. Поверхностное натяжение удерживает воду от выливания, над стаканом образуется водяная горка.

«Сможешь ли ты?»

  1. Задуть свечу, стоящую за бутылкой?

Между экспериментатором и зажженной свечей ставится стеклянная бутылка (или пластиковая наполненная водой). Подбирая расстояния между предметами, участник находит положение, в котором, подув на бутылку, он гасит свечу. Дело в том, что потоки воздуха огибают препятствие и сходятся в определенном месте за ним.

  1. Задуть свечу через воронку?

        Потоки воздуха, выдуваемые через воронку способны потушить пламя даже на значительном расстоянии.

  1. Вскипятить воду в пластиковом стаканчике?

        Оборудование: штатив с лапкой, пластиковый стакан с водой, спиртовка или свеча. Пластиковый стакан с водой нужно разместить на таком расстоянии от спиртовки, чтобы пламя не касалось дна, но и процесс не занял слишком много времен. Стаканчик не расплавится, т.к. обладающая большой теплоемкостью вода, «забирает» все поступающее тепло, расходуя его сначала на нагревание, потом – на кипение.

  1. Внести бумагу в огонь и не сжечь ее? 

        Если поднести бумагу почти вплотную к фитилю, она не загорится, т.к. температура там относительно невелика.

  1. Пронести спичку через пламя и не зажечь ее?

        Спичку нужно проносить достаточно быстро и близко к фитилю.

  1. Сломать линейку, не касаясь ее руками.

Оборудование: деревянная линейка длиной 50 см, газета, молоток. Линейку положить на стол так, чтобы часть ее была закрыта развернутой на всю ширину газетой, а часть – находилась в воздухе без опоры на стол. У дар молотка по свободному концу линейки ломает ее, т.к. благодаря газете вторая часть удерживается атмосферным давлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».

Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"

Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить  работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в восьмом классе "Чаепитие и физика"

Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9 – 11 классов «Физика в жизни и профессии»

Цель мероприятия: формировать познавательный интерес к физике, показать значение физики в выборе будущей профессии; содействовать профильному и профессиональному самоопределению подростков; формироват...