Рабочая программа по физике в 7 классе. ФГОС.
рабочая программа по физике (7, 8 класс) на тему
Прогрмма соответствует требованиям новых стандартов и содержит основные разделы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f-7.docx | 27.06 КБ |
f-7._vneur._deyat.docx | 22.24 КБ |
f-8.docx | 24.27 КБ |
f-8._vneur._deyat.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
142954, Московская область, г.о. Серебряные-Пруды,
с. Мочилы, ул. Школьная, д.9
Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41
«Утверждаю»
Директор МОУ «Мочильская СОШ»
____________ А.И. Вяткин
Приказ № ___ от «31» августа 2016г.
Рабочая программа по физике
(базовый уровень)
для 7 класса
Составитель: Вяткина Ирина Анатольевна
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по предмету « физика» в 7 классе составлена в соответствии с ООП ООО МОУ «Мочильская СОШ», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, в соответствии с Программой основного общего образования (Физика. 7-9 классы. А.В.Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник), авторской программой по физике А.В.Пёрышкина (Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл: рабочие программы/сост. Ф50 Е.Н.Тихонова. – М.: Дрофа, 2015).
Содержание рабочей программы по предмету «физика» будет реализовано на основе учебника А.В.Пёрышкина: Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2016, входящего в Федеральный перечень учебников на текущий учебный год.
Согласно учебному плану МОУ «Мочильская СОШ» на изучение предмета «физика» в 7 классе выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
- Планируемые результаты освоения выпускниками основной школы программы по физике.
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
- овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- осваивать приёмы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
- формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
- формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
- формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
- развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- развивать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
- осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
- овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
- развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
- формировать представление о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
Частные предметные результаты изучения курса физики в 7 классе:
- понимать и уметь объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
- уметь измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
- овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды;
- понимать смысл основных физических законов и уметь применять их на практике (закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии);
- овладеть разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- овладеть способностью использовать полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и т.п.)
- Содержание программы.
Введение (4 ч)
Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.
Фронтальная лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Строение вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Связь скорости диффузии с температурой тела. Взаимодействие частиц вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трёх агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе молекулярного строения.
Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».
Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости.
Расчёт пути и времени движения. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тела. Расчёт скорости пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии.
Масса. Масса – мера инертности тела. Инертность – свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг и т.д. измерение массы тела на весах. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.
Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Расчёт массы и объёма тела по его плотности.
Сила. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила – мера взаимодействия тел. Явление тяготения. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Основные подтверждения существования силы упругости. Точка приложения силы упругости и направление её действия. Закон Гука. Вес тела. Вес тела – векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса и направление его действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение двух сил. Равнодействующая сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.
Фронтальные лабораторные работы «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объёма тела», «Определение плотности твёрдого тела», «Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра».
Давление твёрдых тел, жидкостей, газов (21 ч)
Давление. Давление твёрдого тела. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления в быту и технике.
Давление газа. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объёма и температуры. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Расчёт давления на дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных. Устройство и действие шлюза.
Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчёт силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Барометр-анероид. Знакомство с устройством и работой барометра-анероида. Использование барометра-анероида при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.
Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлический пресс. Физические основы работы гидравлического пресса.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Плавание судов. Физические основы плавания судов. Военный транспорт. Воздухоплавание. Физические основы воздухоплавания.
Фронтальные лабораторные работы «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Работа и мощность. Энергия (14 ч)
Механическая работа. Её физический смысл. Единицы работы.
Мощность. Единицы мощности.
Энергия. Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землёй, от его массы и высоты подъёма. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Превращение одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.
Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Правило моментов. Единица момента силы. Блоки. «Золотое правило» механики. Суть «золотого правила» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Подвижный и неподвижный блоки – простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов.
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение её КПД.
Фронтальные лабораторные работы «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
Повторение (4 ч)
Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе.
Фронтальная лабораторная работа «Измерение силы трения с помощью динамометра».
- Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Контр. работы | Лаборатор. работы |
1 | Введение | 4 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 | |
3 | Взаимодействие тел | 22 | 2 | 4 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей, газов | 21 | 2 | 2 |
5 | Работа и мощность. Энергия | 14 | 2 | 2 |
6 | Повторение | 2 | 1 | |
Итого | 68 | 11 |
РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета
Протокол №___ от _________;
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР _________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
142954, Московская область, г.о. Серебряные-Пруды,
с. Мочилы, ул. Школьная, д.9
Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41
«Утверждаю»
Директор МОУ «Мочильская СОШ»
____________ А.И. Вяткин
Приказ № ___ от «31» августа 2016г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по физике
для 7 класса
по ФГОС ООО
«Физика в задачах».
Составитель: Вяткина Ирина Анатольевна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год по предмету «физика» в 7-м классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующих документов:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
План внеурочной деятельности МОУ «Мочильская средняя общеобразовательная школа» г.о. Серебряные Пруды .
Программа курса внеурочной деятельности по физике составлена на основе «Программы внеурочных занятий. Физика. 7-9 классы. Методы решения физических задач», Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.-М.: Просвещение, 2011г.
Согласно ООП ФГОС ООО МОУ «Мочильская СОШ» на 2016-2017 учебный год программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, за год – 34часов)
- Планируемые результаты освоения учащимися 7 класса программы внеурочной деятельности по физике
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
- овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- осваивать приёмы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
- формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные
- понимать и уметь объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
- уметь измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
- овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды;
- понимать смысл основных физических законов и уметь применять их на практике (закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии);
- овладеть разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- овладеть способностью использовать полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и т.п.
2. Содержание программы.
Введение. Физика и физические методы изучения природы. Строение вещества.
Механическое движение .Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость равномерного движения. График зависимости скорости равномерного движения от времени. Неравномерное движение. Средняя скорость.
Взаимодействие тел. Инерция. Понятие о взаимодействии. Масса. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения. Равнодействующая сила.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Давление в жидкости и газе. Атмосферное давление. Гидравлический пресс. Архимедова сила. Плавание тел.
Работа и мощность. Энергия. Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Рычаги. Блоки. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Итоговое повторение.
3. Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | название раздела | количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Механическое движение | 8 |
3 | Взаимодействие тел | 8 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей, газов | 8 |
5 | Работа и мощность. Энергия | 7 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
итого | 34 |
Эффективность и результативность
данной программы внеурочной деятельности
зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения физикой и математикой.
РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета
Протокол №___ от _________;
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР _________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
142954, Московская область, г.о. Серебряные-Пруды,
с. Мочилы, ул. Школьная, д.9
Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41
«Утверждаю»
Директор МОУ «Мочильская СОШ»
____________ А.И. Вяткин
Приказ № ___ от «31» августа 2016г.
Рабочая программа по физике
(базовый уровень)
для 8 класса
Составитель: Вяткина Ирина Анатольевна
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по предмету « физика» в 8 классе составлена в соответствии с ООП ООО МОУ «Мочильская СОШ», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, в соответствии с Программой основного общего образования (Физика. 7-9 классы. А.В.Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник), авторской программой по физике А.В.Пёрышкина (Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений: Физика 7-9 кл. : рабочие программы/сост. Ф50 Е.Н.Тихонова. – М.: Дрофа, 2015).
Содержание рабочей программы по предмету «физика» будет реализовано на основе учебника А.В.Пёрышкина: Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2016, входящего в Федеральный перечень учебников на текущий учебный год.
Согласно учебному плану МОУ «Мочильская СОШ» на изучение предмета «физика» в 8 классе выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
- Планируемые результаты освоения выпускниками основной школы программы по физике.
Личностные:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
- овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- осваивать приёмы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
- формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
- формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
- формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
- развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- развивать коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
- осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
- овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
- развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
- формировать представление о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
- Содержание программы
Тепловые явления (26 часов)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и кристаллизации. Удельная теплота сгорания. Расчёт количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальные лабораторные работы:
- Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.
- Измерение влажности воздуха.
Демонстрационный эксперимент.
Демонстрационный термометр. Наблюдение за движением частицы при помощи модели для демонстрации броуновского движения. Колебания математического и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков на стальную пластину и пластину, покрытую пластилином. Передача тепла от одной части тела к другой. Теплопроводность различных веществ. Вращение бумажной вертушки, расположенной над пламенем свечи, кипение воды с брошенными в неё кристалликами марганцовокислого калия. Расширение воздуха в теплоприёмнике при воздействии на него нагретого тела. Модель кристаллической решётки. Испарение различных жидкостей: зависимость скорости испарения от температуры, рода жидкости, площади поверхности. Охлаждение жидкости при испарении. Устройство и принцип действия психрометра. Устройство и принцип действия гигрометра. Кинематическая модель ДВС. Работа газа и пара при расширении. Устройство и действие паровой турбины. Видеофильм «Паровые турбины».
Электрические и электромагнитные явления (31 час).
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Фронтальные лабораторные работы:
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.
- Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
- Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
- Сборка электромагнита и испытание его действия.
- Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (10 часов).
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы:
- Получение изображения при помощи линзы.
Демонстрационный эксперимент.
Излучение света различными источниками. Прямолинейное распространение света. Получение тени и полутени. Отражение света. Равенство углов при отражении от зеркальной поверхности. Зеркальное отражение света. Диффузное отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку. Выпуклые и вогнутые линзы. Прохождение света сквозь собирающую линзу. Прохождение света через рассеивающую линзу. Получение изображений с помощью линз. Модель глаза.
Повторение (3 часа)
- Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Контр. работы | Лаборатор. работы |
1 | Тепловые явления | 26 | 2 | 3 |
2 | Электрические и магнитные явления | 31 | 2 | 7 |
3 | Световые явления | 10 | 1 | 1 |
4 | Повторение | 1 | ||
Итого | ||||
68 | 5 | 11 | ||
РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета
Протокол №___ от _________;
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР _________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
142954, Московская область, г.о. Серебряные Пруды,
с. Мочилы, ул. Школьная, д.9
Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41
«Утверждаю»
Директор МОУ «Мочильская СОШ»
____________ А.И. Вяткин
Приказ № ___ от «31» августа 2016г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по физике
для 8 класса
по ФГОС ООО
«Измерения физических величин».
Составитель: Вяткина Ирина Анатольевна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год по предмету «физика» в 8-м классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующих документов:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
План внеурочной деятельности МОУ «Мочильская средняя общеобразовательная школа» г.о. Серебряные Пруды .
Программа курса внеурочной деятельности по физике составлена на основе «Программы внеурочных занятий. Физика. 7-9 классы. Методы решения физических задач», Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.-М.: Просвещение, 2011г.
Согласно ООП ФГОС ООО МОУ «Мочильская СОШ» на 2016-2017 учебный год программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, за год – 34часов)
- Планируемые результаты освоения учащимися 8 класса программы внеурочной деятельности по физике
Личностные результаты:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
- формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметные (компетентностные) результаты:
- освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
- формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).
Предметные результаты:
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
Учащиеся освоят:
- Общие способы проведения прямых и косвенных измерений физических величин
- Приемы работы с измерительными приборами
- Способы оценки погрешностей при прямых и косвенных измерениях
- Способы представления экспериментальных данных в виде таблицы и графика
Учащиеся получат представление:
- О методологии эксперимента
- О правилах научной коммуникации
Учащиеся получат опыт:
- Проведения измерений с использованием измерительных приборов из школьной лаборатории
- Планирования и выполнения экспериментального исследования
- Составления отчета о проведенном эксперименте и публичного представления результатов исследования
- Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Физические величины и их единицы. Международная система единиц. Планирование и выполнение физического эксперимента. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами. Погрешности прямых однократных измерений. Оценка границ случайных погрешностей измерений. Повторные измерения. Обработка результатов измерений.
Экспериментальные задачи: «Измерение объема твердого тела» , «Измерение линейных размеров тел» (с помощью линейки, штангенциркуля).
ТЕЛО И ВЕЩЕСТВО (10 часов).
Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.
Экспериментальные задачи: «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение плотности вещества».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10часов)
Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.
Экспериментальные задачи: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающей силы», «Выяснение условий плавания тел».
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)
Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширение жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.
Экспериментальные задачи: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «От чего зависит скорость испарения жидкости?» «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки».
Итоговое занятие (1 час)
- Тематическое планирование
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Количество экспериментальных задач |
1 | Введение | 3 | 2 |
2 | Тело и вещество | 10 | 6 |
3 | Взаимодействие тел | 10 | 8 |
4 | Физические явления | 10 | 7 |
5 | Итоговое повторение | 1 | |
Итого | 34 | 23 |
РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета
Протокол №___ от _________;
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР _________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения
проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....
Рабочая программа по физике 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкин, 2часа в неделю...
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС
Программа разработана на основе авторской рабочей программы «Программа основного общего образования. Физика. 7–9 классы» Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2013г....
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС на основе авторской программы Гутника Е.М. и Перышкина А.В. Рассчитана для 2 часов физики в неделю. Содержит пояснительную записку, предме...
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС УМК Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС УМК Перышкин А.В. содежит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование , определены требования к результатм освоения образовательной прог...
рабочая программа по физике 7 класс (ФГОС) Перышкин А .В.
рабочая программа по физике 7 класс (ФГОС) Перышкин А .В....