Рабочая программа по физике 8 класс (ФГОС)
рабочая программа (физика, 8 класс) на тему

рабочая программа по физике для 8 класса  к учебнику  А.В.Перышкин, 2часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике 8 кл

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе  «Примерной программы  основного общего образования по физике государственного образовательного стандарта.

При разработке данной программы использовались материалы программы   Е.М. Гутник, А.В. Перышкина, разработанной в соответствии с федеральным компонентом  государственного стандарта основного общего образования по физике. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  •    овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  •       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •   воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  •      использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды. 

При реализации рабочей программы используется УМК:

  • Учебник Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
  • Сборник задач 7 – 9 класс. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова;
  • Методические материалы для учителя: С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике. 8 класс. Москва. «Вако». 2004

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

  • Устный опрос
  • Тестирование
  • Самостоятельная письменная работа
  • Лабораторная работа
  • Контрольная работа.

  • средства контроля:                Контрольная работа №1«Тепловые явления»

                                        Контрольная работа №2«Электрические явления»

Контрольная работа №3«Световые явления»

  1. Общая характеристика учебного предмета физика

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, к знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

                

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане:

 Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 3 контрольные работы.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Название раздела

Количество часов

Всего (ПП)

Теория.

Практика

КР

ЛР

Тепловые явления

12 (12ч)

10



1

2

Изменение агрегатных состояний вещества.

11(11ч)

10

-

Электрические явления

27(27 ч)

21

1

5

Электро - магнитные явления

7(7ч)

5

-

2

Световые явления

9(9ч)

7

1

1

Резерв

2(2ч)

4

-

-

ИТОГО:

68

57

3

10

Для изучения курса физики учащимися необходимо наличие у них развитых базовых компетентностей:

  • математических знаний,
  • информационных  навыков
  •  коммуникативных навыков
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения физики в соответствии с требованиями ФГОС:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку: его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям. Уважение к ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

  1. Содержание программы учебного предмета.

 (70 часов)

Тепловые явления (12 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества.(11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение (4 часа)

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛ. 

на 2012/2013 учебный год.

Тема

раздела


урока

Тема

урока

План

дата

Факт

дата

Применение

ИКТ

Д/ З

Демонстрационный эксперимент

Тепловые явления

(12ч)


    1/1

Температура.

 Диск  «Основы ТД», №1-10.

Презентация

§1

Принцип действия термометра

     2/2

Внутренняя энергия.

Презентация

§2

3/3

Способы изменения внутренней энергии.

Презентация

§3

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

4/4

Виды теплообмена.

Презентация

§4-6

Теплопроводность различных материалов,

конвекция в жидкостях и газах,

теплопередача путем излучения

5/5

Примеры теплообмена в природе и технике.

§4-6 повтор, §1 М/Ч

6/6

Удельная теплоёмкость.

Презентация

§7-8

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

7/7

Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении.

Презентация

§9, лр№1

8/8


 Л.р.№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»(УТБ)

По записи,

Лр№2

9/9

Л.Р.№2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

10/10

Горение топлива.

§10

11/11

Решение задач на УТБ.

12/12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Презентация

§11, §2М/Ч

Изменение агрегатных состояний вещества.   (11ч)

13/1

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

§12-13-14

§ 3  М/Ч

Явления плавления и кристаллизации.

14/2

Удельная теплота плавления.

§15

15/3

Решение задач

 «Плавление и кристаллизация».

16/4

Испарение и конденсация.

§16-17

Явление испарения.

17/5

Влажность воздуха.


§19

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

18/6

Кипение. Удельная теплота парообразования.

§18, 20

Кипение воды,

постоянство температуры кипения жидкости.

19/7

Решение задач

 «Парообразование и конденсация»

20/8

Тепловые машины.

КПД теплового двигателя.

Презентация

§21 - 24

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания,

устройство паровой турбины

21/9

Решение задач «Тепловые явления»

§

  22/10

ДКЗ «Тепловые явления»

23/11

Контрольная работа №1

 «Тепловые явления»

Электрические явления

(27 ч)

24/1

Электризация тел.

§25-26

Электризация тел,

Два рода электрических зарядов, устройство и действие электроскопа,  проводники и изоляторы,

электризация через влияние, перенос электрического заряда с одного тела на другое.


25/2

Электрическое поле.

§27-28-29

26/3

Решение задач

«Заряженная частица в электрическом поле»

27/4

Строение атома.

§30-31

28/5

Закон сохранения электрического заряда.

По записи

Закон сохранения электрического заряда.


29/6

ДКЗ «Электростатика»        

30/7

Источники тока. Электрическая цепь.


§32-33

Источники постоянного тока, составление электрической цепи.

31/8

Электрический ток в металлах.

§34-35-36

32/9

Сила тока.

§37-38

Измерение силы тока амперметром.

33/10

Лр№ 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

34/11

Электрическое напряжение.

§39-40-41

Измерение напряжения вольтметром.

35/12

Лр №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

36/13

Электрическое сопротивление.

§43, 45

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

37/14

Закон Ома.

§44, 42

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

38/15

Решение задач

«Закон Ома»

39/16

Реостаты.

§47

Реостат и магазин сопротивлений.

40/17

Лр№5 «Регулирование силы тока реостатом»,

Лр№6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

41/18

Последовательное соединение проводников.

Презентация

§48

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

42/19

Решение задач

«Последовательное соединение проводников»

43/20

Параллельное соединение.

Презентация

§49

44/21

Решение задач

«Параллельное соединение проводников»

45/22

Работа и мощность электрического тока.

§50-51-52

46/23

Лр№7 «Измерение мощности и работы в электрической лампе»

47/24

Закон Джоуля – Ленца.

Диск «Электр. Явл.»

§53-54-55

48/25

Решение задач

«Электрические явления»

49/26

ДКЗ «Электрические явления»

50/27

Контрольная работа №2

«Электрические явления»

Электро - магнитные явления

(7ч)

51/1

Магнитное поле.


§56

Опыт Эрстеда.

52/2

Магнитное поле прямого тока.

Диск «Магн. поле»

Презентация

§57

Магнитное поле тока, действие магнитного поля на проводник с током.


53/3

Лр№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

54/4

Магнитное поле катушки с током.

Диск «Магн.явления»

§58

55/5

Лр№9 «Изучение электродвигателя постоянного тока»

§59-60

56/6

Постоянные магниты.

§ 61

57/7

ДКЗ «Магнитные явления»

Световые явления

(9ч)

58/1

Распространение света.

§62

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

59/2

Отражение света.

Диск «Геом. Оптика, 1ч»

Презентация

§63

Закон отражения света.

60/3

Плоское зеркало.

Диск «геом. Оптика 1ч»

§64

Изображение в плоском зеркале.

61/4

Преломление света.

§65

Преломление света.

62/5

Линзы.

Диск «Геом. Оптика 2ч»

§66

Ход лучей в собирающей линзе,

ход лучей в рассеивающей линзе.

63/6

Построение изображений, даваемых линзой.

Презентация

§67

Получение изображений с помощью линз.

64/7

Лр№10 «Получение изображения при помощи линзы»

65/8

Глаз и зрение.

Диск

«Оптич. Явл.»

§6-7 М/Ч

Модель глаза.

66/9

Контрольная работа №3

«Световые явления»

Резерв

(2ч)

67/1

Повторение.

68/2

Повторение.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  • необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия:
  • Учебник Перышкина А. В «физика 8 класс»;
  • Лукашик «Сборник задач 7 – 9 класс» ;
  • Касьянов В.А, В.Ф.Дмитриева « Рабочая тетрадь по физике  8кл»

  •  оборудование и приборы:
  • Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания
  • психрометр
  • Калориметры
  • Термометры
  • Набор твердых тел
  • Мерные стаканы
  • Электрометр
  • Электростатический маятник
  • Султан электрический
  • Набор палочек для электризации (стекл/эбонит)
  • Электростатическая дорожка
  • Источники тока
  • Электродвигатель
  • Реостат
  • Соединительные провода
  • Амперметры
  • Вольтметры
  • Резистры
  • Лампочки
  • Электромагниты разборные
  • Компасы или магнитные стрелки
  • Прибор для демонстрации линий магнитного поля
  • Линзы
  • Линейки
  • Оптическая скамья
  • Лазерные указки
  • Экраны
  • Модель глаза.
  • дидактический материал

При выборе УМК учитель должен руководствоваться  Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, в 2013-2013 учебном году.

  1. Результатами изучения учебного предмета физика являются:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  • осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • формирование представлений о нерациональном использовании при-родных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО...