Задачи =ситуации
методическая разработка по физике на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компик -друг физиков Трудно представить работу учителя, Физики в частности, без компьютера Газ идеальный, поле магнитное, Строение атома, Движение хаотичное… Прыгай по классу, руками маши, Мелом доску изрисуй-результат нулевой!.. Ну ,не хочет и не может Тот же Петя-ученик это всё вообразить. Но вот на помощь, как спасательный круг, Приходит Компик -наш незаменимый друг У Пети округляются глаза и Петя пялится в экран-вот это да! Нам , физикам без Компика никак нельзя.
Физическая величина Символ Формула Единица в СИ Измерения Краткое обозначение Температура t Градус Цельсия 0 С Температура начальная t нач Градус Цельсия 0 С Температура конечная t кон Градус Цельсия 0 С Изменение температуры Δt t кон –t нач Градус Цельсия 0 С Внутренняя энергия U Джоуль Дж Изменение внутренней энергии Δ U Δ U =А+Q Джоуль Дж Работа внешних сил А А=∆ U –Q Джоуль Дж Количество теплоты: Q Джоуль Дж 1.Необходимое для нагревания тела Q Q =сm(t кон –t нач ) Джоуль Дж 2.Выделившееся при охлаждении тела Q Q =–сm(t кон –t нач ) Джоуль Дж 3.Необходимое для плавления Q Q=λm Джоуль Дж 4.Выделившееся при кристаллизации Q Q=–λm Джоуль Дж 5.Необходимое для парообразования Q Q=гm Джоуль Дж 6. Выделившееся при конденсации Q Q=–гm Джоуль Дж 7.Выделяющееся при сгорании топлива Q Q=qm Джоуль Дж Коэффициент полезного действия теплового действия η = · 100 Проценты Физическая величина Символ Формула Единица в СИ Измерения Краткое обозначение Температура t Градус Цельсия 0 С Температура начальная t нач Градус Цельсия 0 С Температура конечная t кон Градус Цельсия 0 С Изменение температуры Δt t кон –t нач Градус Цельсия 0 С Внутренняя энергия U Джоуль Дж Изменение внутренней энергии Δ U Δ U =А+Q Джоуль Дж Работа внешних сил А А=∆ U –Q Джоуль Дж Количество теплоты: Q Джоуль Дж 1.Необходимое для нагревания тела Q Q =сm(t кон –t нач ) Джоуль Дж 2.Выделившееся при охлаждении тела Q Q =–сm(t кон –t нач ) Джоуль Дж 3.Необходимое для плавления Q Q=λm Джоуль Дж 4.Выделившееся при кристаллизации Q Q=–λm Джоуль Дж 5.Необходимое для парообразования Q Q=гm Джоуль Дж 6. Выделившееся при конденсации Q Q=–гm Джоуль Дж 7.Выделяющееся при сгорании топлива Q Q=qm Джоуль Дж Коэффициент полезного действия теплового действия Проценты
Кл_9__ ФИ___________________________________ С/р «Постоянные магниты. Маг. поле тока» 1.Маг. поле существует вокруг … А)постоянных магнитов Б)токов и постоянных магнитов В)токов 2.Как можно обнаружить маг. поле? А)компасом Б)маг. стрелкой В)компасом или маг. стрелкой 3.Почему залежи железной руды становятся магнетитами? А)потому что железные Б)находятся в маг. поле Земли В)от природы 4.На что реагирует маг. стрелка компаса? А)на магнетиты Б)на маг. поле Земли В)на скопление металла 5.Почему маг. стрелка компаса северным полюсом указывает на север?
Класс____ Ф И _____________________ Лабораторная работа № 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. Оборудование : штатив с муфтой и лапкой, шарик, желоб, металлический цилиндр, секундомер Цель работы : определить ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу. В этой работе для определения ускорения мы воспользуемся следующей формулой: Таким образом нам достаточно измерить путь S, пройденный шариком, и время его движения. Путь равен: S = _____ м Время движения шарика: t =_____с Пример вычисления ускорение шарика: Вычисли ускорение шарика применив свои измерения:___________________________________ Вывод: в ходе проделанного эксперимента было вычислено ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу. Оно равно:( 3,2 м/с 2 ) К/в: 1.Что означает полученное в данной лабораторной работе число? 2. Каким будет ускорение шарика,если путь его увеличить при прочих равных условиях?
ЗАДАЧИ-СИТУАЦИИ ПО ФИЗИКЕ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на любом уровне образования- от первоначального школьного до специального физического. Судить о степени понимания физических законов можно по умению сознательно их применять для анализа конкретных физических явлений, то есть для решения задач.
Формирование познавательного интереса учащихся является одной из главных проблем, стоящих перед учителем. Это сводится к такой деятельности, как отыскание средств обучения, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение. Я предлагаю для этого собственные разработки, а также задачи, из интернета, способствующие формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности учащихся. Они представлены в виде задач-ситуаций по физике, которые составлены на основе детских художественных произведений, мультфильмов, собственного сочинения .
В 8-м классе при объяснении темы : «Закон сохранения импульса» 1.Это было в школьном коридоре Петя стоял и смотрел расписание Сева ,как трус, от девчонок бежал Петю увидеть он не успел И на него налетел- Петя в движение пришёл , А Сева-в объятья девчонок попал Куда девался импульс Севы Ведь скоростью он обладал ? Если предположить,что массы мальчиков примерно одинаковы,а Сева бежал со скоростью 2 м/с (и остановился),то Петя в движение пришёл со скоростью… 2 м/с Вот и применили закон сохранения импульса
2. Корова Марта массой 200кг стоит и жуёт жвачку, около неё летает муха (она маленькая –её не видно) массой 0,0001кг со скоростью 5м/ с. Чему равны импульсы коровы и мухи ? Варианты ответов: 1.Коровы-700кг∙м/с; мухи-0,5кг∙м/с . 2.Коровы-0кг ∙ м/с; мухи-0,0005кг∙м/с. 3.Коровы-700кг∙м/с; мухи-0кг∙м/с.
3 .Почему в басне И. А. Крылова «… воз и ныне там…» Объясните.
4. Репку держит в земле сила 104 Н, дедка тянет репку с силой 50 Н, бабка тянет с силой 30 Н, внучка тенет с силой 15 Н, жучка тянет с силой 5Н, кошка тянет с силой 3Н, обойдутся ли они без мышки, чтобы вытянуть репку?
4 . Осенью во время уборки урожая дорог каждый день , поэтому для быстрой уборки пшеницы в посёлок из города направили водителя дядю Мишу( водителей на селе мало). Дядя Миша привёз на грузовике с прицепом пшеницу с полей на элеватор – хранилище зерна .На обратной дороге он встретил знакомого , который попросил перевезти квадрацикл до села. Куда выгоднее поместить квадрацикл : в кузов автомашины или прицеп? Почему?
5. Путешествие было недолгим Было летнее прохладное утро. Винни - пух и Пятачок решили «прокатиться» на воздушном шаре . В лесной лавке они приобрели самый большой резиновый шарик и им хотелось быстрее его надуть, но у них ничего не получилось. Тут они увидели ослика(спортсмена). Ёмкость лёгких ослика намного больше ёмкости лёгких Пятачка и Винни – пуха вместе взятых, поэтому ослик вмиг надул шар. Не успели Винни - пух и Пятачок уцепиться за нить , которой завязали шар, как шар устремился вверх с визжащими от радости Винни и Пятачком , но почему-то вскоре шар стал опускаться вниз… . Почему? (Т.к. ослик надул в шар тёплый воздух, но вскоре он остыл и объём шарика уменьшился - уменьшилась и выталкивающая сила, т.к.она равна весу газа, вытесненного шаром)
6 . Знайка поспорил с Незнайкой , что он не измеряя , определит температуру воды в лужах . Какова температура воды в лужах ?
7. В гости с поучением. Когда доктор Ватсон пришел к Шерлоку Холмсу, тот сидел у чайника с кипящей водой. Ватсон хотел убрать чайник с плиты , но Холмс стал останавливать его, говоря при этом, что он любит горячий чай и поэтому пусть вода ещё покипит , но всё же согласился с Ватсоном. Что сказал Ватсон? Кто прав?
8. Где лучше остыть горячему сверлу? Дядя Федор и кот Матроскин решили развесить концертные фотографии мамы Дяди Фёдора. После просверливания в стене отверстий дрелью, сверло сильно нагрелось. Дядя Фёдор тут же смекнул и опустил горячее стальное сверло в чашку с водой .Кот Матроскин решил измерить температуру воды в чашке , температура воды стала 40 о С . Будучи очень дотошным, кот Матроскин стал приставать к Дяде Федору: «А во-о-т если в чашку налить столько же ма -а- сла той же температуры , то до какой температуры остыло бы это сверло? Что ответил Дядя Федор? а) до температуры выше 40 о С ; б) ) до температуры ниже 40 о С ; в) до температуры 40 о С ; Ответ обоснуйте
9. У танцующего Буратино шорты прилипают к ногам. Это создаёт ему некий дискомфорт. Мальвина отозвала Буратино в сторонку и что-то посоветовала ему по поводу этого.Что нужно сделать , чтобы шорты хотя бы на время перестали прилипать?
10.Что в «чёрном ящике»? – спросила Сова Пятачка. Винни шепнул ему правильную подсказку. Что шепнул Винни Пятачку?
11. Как Незнайка и Знайка на Луну собирались Незнайка и Знайка решили слетать на Луну. Незнайка без разбора стал таскать в ракету вещи. Увидев эту картину , Знайка посоветовал ему сначала составить список, т.к.,считал он, нужно взять с собой только нужные вещи. Незнайка послушался Знайку , составил список вещей и огласил его : 1)солнцезащитные очки; 2) пылепресс ;3)карта звёздного неба; 4)компас;5)телескоп; 6)- - - - - -10) зонтик Выслушав Незнайку до конца, Знайка сказал, что одна вещь из списка им точно не понадобится . Как вы думаете, какая ?
12. Фотографии не получатся Дядя Федор решил сфотографировать кота Матроскина около старого дуба дедушкиным фотоаппаратом , но, посмотрев ему в глаза, решил не портить плёнку Почему?
13.Какой из атомов водорода «сбежал» с таблицы Менделеева?
14. « Кому принадлежит данная модель атома? Какое название она получила? »-спросила Васю Марья Ивановна . Вася задумался… Марья Ивановна дала подсказку: «Её (модель) назвали « съедобным » именем
15. Где это может находиться спросил Винтик у Шпунтика ?
16. Модель атома какого химического элемента изобразил Знайка на рисунке . Подсказка –этот элемент входит в состав атмосферы и занимает большую её часть(рис.6 )?
В старших классах целесообразнее решать задачи вычислительного характера 1. Газообразный Джин имеет температуру 15°С, когда его дразнит обезьянка Аббу , он злится и раздувается от злости, пытаясь угомонить непослушную обезьянку. Давление же Джина при этом не меняется. Какой будет температура злого Джина, если известно, что объем его увеличился в 3 раза: 2 . Пока Дейл нырял с аквалангом и измерял глубину водоема, Чип сидел на берегу и внимательно смотрел на поверхность воды. Он заметил, что пузырьки воздуха всплывают. Чему будет равен объем пузырька у поверхности воды, если по измерениям Дейла, глубина водоема 6 м. Объем пузырька на глубине 10 мм 3 .
3 . Знайка попросил Незнайку помочь проделать опыт, чтобы рассчитать удельную теплоемкость масла. Незнайка получил инструкцию: налить в калориметр 250 г масла при 12ºС. Затем опустить в масло кусок меди массой 500 г при температуре 100ºС. Измерить установившуюся температуру, записать ее и сообщить своему товарищу. Какое значение удельной теплоемкости масла получит Знайка , если Незнайка записал, что температура в калориметре установилась 33ºС, и Знайка знает, что теплоемкость калориметра 63ДЖ/К. 4 . Дядя Федор и кот Матроскин купили трактор с коэффициентом полезного действия 30%. Сколько им понадобиться топлива, чтобы трактор совершил работу 30 МДж, если известно, что он работает на топливе с удельной теплотой сгорания 42 МДж/кг?
Ситуативные задачи расширяют представления школьников о применении законов физики в окружающем мире; могут увлечь, мотивировать к выполнению заданий; формируют познавательный интерес; помогают организовать проверку знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации
Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства, В10 - теория вероятностей,
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ, задания В1 - задачи с практическим содержанием, В4 - задачи на анализ практической ситуации, В5 - тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравен...
Изучаемое понятие: решение задач с составлением математической модели данной ситуации.
Решение задач с составлением математической модели...
Задачи на движение как модель реальной ситуации
Обучающие модели как дидактические средства по формированию функциональной грамотности обучающегося.Данная разработка, посвящена решению задач на движение....
Практические задачи по безопасности дорожного движения "Дорожные ситуации - "ловушки"
Практические задачи по безопасности дорожного движения "Дорожные ситуации - "ловушки"...
Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения
Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа и учитель самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности...