Представление педагогического опыта
методическая разработка по физике на тему

Воронина Ирина Геннадьевна

Методика работы учителя физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя физики МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная

школа №4»

Ворониной Ирины Геннадьевны.

Педагогическая проблема, над которой моя работа ведется в течение ряда лет: «Личностно-ориентированный подход к обучению  физике».

Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования.

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом физики. Все это достигается с помощью личностно-ориентированного подхода в обучении.

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в федеральных государственных образовательных стандартах.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

· принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала;

· принцип индивидуализации.

Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении

новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Теоретической базой опыта явились работы, представленные в методическом пособии Якиманской И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе», а так же теоретические положения Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова о системно-деятельностном подходе к обучению, А.Н. Крутского о психодидактике и новых технологиях в преподавании физики.

На современном этапе перед методикой преподавания физики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными.

Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.

В современном учебно-воспитательном процессе очень важны партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Технология личностно – ориентированного обучения на уроках физики – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к личному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основными особенностями личностно- ориентированного урока считаю создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

· использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

· оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения

задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

· предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

В своей работе активно использую такое направление технологии личностно-ориентированного обучения, как проектная деятельность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Данная педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Цели проектного обучения:

· способствовать повышению личной уверенности у каждого участника

проектного обучения;

· развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение

сотрудничать;

· обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.

Исследовательские проекты по физике практикуются на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования. В итоге выделяется группа увлеченных ребят. Далее они вовлекаются в работу в составе творческих групп. С ними проводятся дополнительные занятия, на которых обсуждается методика исследования. Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. В результате учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы, у них возникает желание продолжить дальнейшее изучение предмета в ВУЗе.

Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было

увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. “Увидеть” на практике - применение этого положения позволяет интегрированный урок в 11 профильном классе по теме: «Производство, передача и использование электроэнергии в Мордовии». В ходе работы учащиеся провели поиск и анализ информации, посетили диспетчерский пункт Ковылкинских электросетей, выполнили самостоятельные экспериментальные расчеты потребления электроэнергии различными предприятиями города, подготовили презентации к отчёту о выполненной работе.

Метод проектов был опробован и в классе, где на изучение физики отводится 2 часа в неделю (базовый уровень). Учащиеся познакомились, вернее, изучили явление дифракции света, и был создан проект. Результатом этой работы является презентация “Дифракция света” Её можно успешно применять и при изучении физики в профильном классе.

За время  работы накопился определенный материал в виде презентаций, которые можно использовать на уроках в 9-11 классах.

Адресная направленность. Физика – наука фундаментальная, являющаяся основанием всех естественнонаучных дисциплин. Но она обладает большим гуманитарным потенциалом. Методы научного познания, которые используются в физике, применимы ко всем другим школьным предметам.

Описанный опыт может использоваться учителями других учебных дисциплин.

Опыт предназначен, в основном, для начинающих педагогов, которые ищут свой путь: с чего начать, как обеспечить достаточный уровень требований, как быть интересным своим ученикам и нее потерять статус наставника. Он может быть полезен педагогам, имеющим затруднения с учащимися, имеющими низкую познавательную активность и слабую подготовку по предмету, а также для преподавателей, имеющих копилку интересных идей.

Заключение.

На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации и в частности Республики Мордовия, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основная

технология личностно-ориентированного обучения. Метод проектов не нов в дидактике. Тем более важным является опыт педагога по организации проектной деятельности учащихся на уроках физики, её методические рекомендации по успешному внедрению проектной технологии в процесс обучения и воспитания, советы во избежание неудач при реализации проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...