план-конспект урока в 9 классе "Три закона Ньютона"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Предлагаемый урок физики проводится в 9 классе. Урок проводится как обобщающий после изучения основных законов динамики - законов Ньютона. Данный урок совпадает с окончанием первой четверти. Указанная тема изучается в курсе физики под редакцией Пёрышкина А.В., Е.М.Гутник.
Урок проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_tri_zakona_nyutona.docx | 76.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Предлагаемый урок физики проводится в 9 классе. Урок проводится как обобщающий после изучения основных законов динамики - законов Ньютона. Данный урок совпадает с окончанием первой четверти. Указанная тема изучается в курсе физики под редакцией Пёрышкина А.В., Е.М.Гутник.
Урок проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: игра-путешествие.
Методы:
- Теоретическое предвидение результатов опыта;
- Работа в группах;
- Работа с текстом;
- Решение задач.
Цель урока: обобщить и закрепить знания, полученные по теме «Законы Ньютона».
Задачи:
- научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
- расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
- формирование научного мировоззрения, коммуникативных умений, способности работать в коллективе, повышение мотиваций к изучению предмета.
Этап | Время | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии, соблюдение САнПИН |
| 2 мин | Проверка готовности к уроку | Ребята! Я рада Вас приветствовать, и приглашаю совершить на корабле знаний увлекательное путешествие по стране «Динамика». | Словесный | Включение в деловой ритм работы | Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок. | |
| 3 мин | Подготовка к восприятию нового материала, к активному и сознательному усвоению, постановка проблемных задач. - Цель путешествия - повторить законы Ньютона | -В чём причина ускорения? -О чём речь во втором законе Ньютона. | Словесный, актуализация опорных знаний | Координировать действия учащихся на активное восприятие материала и самостоятельную работу | Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют цели урока. | |
Этап усвоения новых знаний. Теоретическая часть | 10 мин | Изучение нового материала, анализ условия изменения скорости тел | Просмотр п.1 §13, стр.55, работа с ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf ( слайд 2) определение, что является причиной изменения скорости тел. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. | информационно-рецептивный, частично поисковый метод | Организация изучения нового материала, консультирование при анализе рисунков и анимаций | Работа с текстом учебника и ЭОРhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swfо, отвечают на вопрос, что является причиной изменения скорости тел. Делают вывод и записывают его в тетрадь. | Работа с компьютером 5 мин Физкультминутка |
| 15 мин | Самостоятельное проведение практическогозадания по измерению ускорения тела при равноускоренном движении | Задание учащимся: Используя 3 слайд анимации вычислить ускорение тела. ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf. Проблемный вопрос: Как влияет масса на ускорение, с которым движется тело? Используя 4 слайд анимации вычислить ускорение тела, масса которого изменилась ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf. | Частично поисковый метод
| Координировать работу по измерению пути и расчёту ускорения, с которым движется тело. | Работают со ЭОР (слайд 3)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf вычисляют в тетради ускорение тела при РУПД. Работают со ЭОР (слайд 4)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf вычисляют в тетради ускорение тела при РУПД с увеличившейся массой, отвечают на вопрос. | Работа с компьютером 10 мин |
Этап закрепления новых знаний. | 5 мин | Установление осознанности восприятия | Самостоятельная работа работа с ЭОР(слайд 5 и 6, «В») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf | Тестирование | Организует деятельность по применению новых знаний | Выполняют тестовое задание в ЭОР (слайд Вhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc791-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_9.swf | Работа с компьютером 3-4 мин |
Рефлексия деятельности. Выставление оценок. | 3 | Подведение итогов урока | Предлагает оценить свою работу на уроке, определить уровень своих достижений, ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке. | Технология критического мышления «Мое мнение: до /после изучения темы» | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 | Подведение итогов, задание на дом | §13, вопросы в конце параграфа | Устное д/з | Задает домашнее задание. | Записывают д/з Выбирают любое из предложенных. |
Ход урока
- Организационный этап.
- Постановка цели урока.
- Цель путешествия - повторить законы Ньютона
- Конкурс «Логическая цепочка».
- Для скорейшей отправки необходимо получить пропуск. Для этого вы должны выполнить задание. Вам дан текст с перепутанными предложениями. Расположите предложения в таком порядке, чтобы была выстроена логическая цепочка. Составленная Вами структурно-логическая схема будет являться нашим маршрутом.
Работа с текстом в группе.
(Если в классе 24 ученика, можно создать 6 групп по четыре ученика).
Текст:
- Отсюда следует, что если на тело действует некомпенсированная сила, то скорость тела будет изменяться.
- Влияние тел всегда взаимное – тела всегда взаимодействуют, то есть влияют друг на друга и сообщают друг другу ускорение.
- Если одно тело действует на другое, то говорят, на тело подействовала сила.
- Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость постоянной, если на них не действуют другие тела, или действия этих тел скомпенсированы.
- Сила является причиной появления ускорения.
- Определите схему маршрута: назовите порты, по которым пройдет наш автобус
Ожидаемый ответ: 4 – 3 – 1 – 5 – 2.
- Наш маршрут проходит по портам:
1. Порт 1 – 1 закон Ньютона;
2. Порт 2 – 2 закон Ньютона;
3. Порт 3 – 3 закон Ньютона.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, получите билеты. Группам раздаются карточки-билеты.
IV. Путешествие по станциям.
Вопрос: По данной формуле определите, как движется наш автобус?
х = 11t
Ожидаемый ответ: прямолинейно равномерно.
Вопрос: Как называется 1 закон Ньютона?
Ожидаемый ответ: Закон инерции.
- Мы подплыли к порту 1– «Закон инерции».
Задания.
- При прямолинейном равномерном движении велосипедиста сумма всех сил равна нулю. Какой из графиков зависимости скорости от времени соответствует этому движению?
- На каком участке силы уравновешены?
Физкультминутка. «Путешествие на автобусе»
Внимание. Ребята, впереди знак «Внимание, извилистая дорога!». Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус движется равномерно и прямолинейно.
Вопрос: Как называется 2 закон Ньютона?
Ожидаемый ответ: Закон движения.
- Мы подплыли к порту 2 – «Закон движения».
Задания.
- Запишите закон Ньютона для следующих случаев.
а) б)
- Санки втаскивают в гору. Изобразить все силы, действующие на санки.
Задачи.
- На санки массой 2кг действуют силы тяги 50Н и сила трения 40Н. С каким ускорением будут двигаться сани?
- На автобус массой 2т сила тяги 12кН и сила трения 8кН. Через какое время после начала движения автобус наберет скорость 72км/ч?
- На автобус действуют сила тяги 6кН и сила трения 3кН. Через 10с после начала движения автобус набрал скорость 36км/ч. Чему равна масса автобуса?
Физкультминутка. «Плавание по морям».
Вопрос: По данной формуле определите, как движется наш автобус?
х = 15t – 2,5t2
Ожидаемый ответ: равноускоренно замедленно.
Вопрос: Как называется 3 закон Ньютона?
Ожидаемый ответ: Закон взаимодействия.
- Мы подплыли к порту 3 – «Закон взаимодействия».
Вопросы.
- Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50Н. С какой силой Земля отталкивает Вас?
- 20 человек разделилось на две команды по перетягиванию каната. Какой будет сила натяжения каната, если каждый прикладывает силу 200Н.
Ожидаемый ответ: 10∙200Н=2000Н
- Яблоко падает на Землю, потому что его притягивает Земля. Но с такой же силой и яблоко притягивает земной шар. Можно ли сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ожидаемый ответ: Да можно. Равные силы притяжения сообщают яблоку ускорение ≈ 10м/с2, а земному шару во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока.
- Человек стоит на стуле. Когда человек спрыгивает со стула, то мы видим, как он падает на Землю. Почему же земля не падает на Человека?
- О каких законах идет речь?
- Здоровый человек передвигается по льду или скользкой дороге, делая частые мелкие шаги.
- Получив в боксерском поединке, удар в челюсть, можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня».
Проанализируйте и скажите, что объединяет все эти на первый взгляд разные примеры?
Факты из повседневной жизни |
|
Пословицы |
|
Ожидаемый ответ: все эти примеры показывают, что в природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое тело, а это другое тело на первое не действовало бы. Тела взаимно действуют друг на друга.
V. Этап закрепления.
- Нас остановил контролер. Ответьте на ваши вопросы, которые Вы получили в билетах.
1. а) Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
б) Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара равна 420 Н. (0,8кг)
в) Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледенелой улице?
2. а) Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
б) С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН? (1,5м/с2)
в) Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет?
3. а) Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?
б) Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара. (250Н)
в) О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился комар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.
4. а) На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Почему брусок покоится?
б) Определите силу, под действием которой тело массой 500 г движется с ускорением 2 м/с2. (1Н)
в) Лежащая на столе книга давит вниз с некоторой силой. Стол действует на книгу с такой же силой вверх. Можно ли найти равнодействующую этих сил.
5. а) Шарик висит на нити. Какие силы действуют на шарик? Почему он покоится? Изобразите силы графически.
б) Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2? (150 Н)
в) Что можно сказать о величине сил, возникающих при взаимодействии двух тел? Обоснуйте свой ответ.
6. а) Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Объяснить действие каких сил компенсируются. Сделайте чертеж.
б) Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретет тело массой 10 кг под действием такой же силы? (0,8м/с2)
в) Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обосновать невозможность этого.
VI. Подведение итогов урока.
- Наше путешествие подошло к концу.
Заполнить таблицу.
1 закон | 2 закон | 3 закон | |
Описываемое явление | |||
Суть закона | |||
Примеры проявления закона |
VII. Этап информации о домашнем задании.
Задачи №130, № 141, №151 из «Сборника задач по физике» А. П. Рымкевич.
VIII. Этап рефлексии.
- Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний. Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца. Оцените свою работу на уроке выбором цветного квадрата:
красный-5
зелёный-4
синий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...
Обобщающий урок по теме "Законы Ньютона"
На уроке разбирается применение изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствуются навыки решения качественных и расчетных задач; совершенствуются умения проводить физический эксперимент; ...
Урок по физике "Законы Ньютона"
Обобщающий урок по физике "Законы Ньютона"...
Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"
Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"...
Разработка урока по теме: "Законы Ньютона"
Закрепить и обобщить знания полученные учащимися по теме «Законы Ньютона»; совершенствовать навыки решения задач и умения самостоятельной работы; повысить интерес к деятельности классиков науки и техн...
Методическая разработка урока 9класс."2 закон Ньютона"
Помощь учителю физики...
Презентация к уроку по теме "Законы Ньютона"
В работе представлен наглядный материал к уроку по теме "законы Ньютона"в 10классе...