Составила учитель физики МБОУ гимназия №5 г. Кызыла Республики Тыва Романова Мирослава Владимировна 7 класс. Урок Повторение: « Измерение плотности тел».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Романова Мирослава Владимировна

 

Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере урока повторения по теме измерение плотности вещества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель физики МБОУ гимназия №5 г. Кызыла Республики Тыва Романова Мирослава Владимировна 7 класс. Урок Повторение: « Измерение плотности тел».

“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”

Бернард Шоу

При проектировании урока меняется функция учителя: он перестает выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся, консультантом, помощником, создающим условия для формирования у обучающихся осознанных знаний и умений, универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.

При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

  1. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
  2. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к выбору оптимального варианта.
  3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
  1.  «создание» знания;
  2. распознавание ситуаций, соответствующих знанию;
  3. воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.

Таблица 1

Тип знания

Деятельность, адекватная знанию данного типа

Понятие о физическом объекте

Создание понятия о физическом объекте Распознавание реальных объектов, соответствующих понятию Создание объектов, соответствующих понятию

Понятие о физической величине

Создание понятия о физической величине Определение значения физической величины в КС. Воспроизведение КС с заданным значением физической величины.

Измерительные приборы и технические устройства

 Измерение величин в КС или эксплуатация технического устройства

Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере урока повторения по теме измерение плотности вещества

1 этап. Самоопределение к деятельности:

Цели этапа: включить учащихся в учебную деятельность, кратко определить содержание урока.

Методическое обоснование этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Время

Учитель создает атмосферу взаимодействия, пользуется речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, опирается на успешный опыт детей.

Приветствует ребят. Делает вступление.

1. Здравствуйте! Рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста.

2.Сегодня нас ждет интересный материал. Мы будем повторять тему

Слушают.

Настраиваются на работу.

30 сек

2 этап. Актуализация знаний.

Цели этапа:

повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.

Методическое

 обоснование этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Учитель строит взаимодействие так, чтобы ученики захотели сообщить информацию, письменно в виде  Сочинения.  Он приглашает к участию в обсуждении всех учащихся, по написанию сочинения направляет вопросы и комментарии от одного ребенка к другому.

Настраивает на успех. Задает вопросы.

Подобную работу мы уже проделывали, Вы с ней прекрасно справляетесь.

 

  1. Посмотрев на данный объект давайте определим, что это такое? ( твердое тело)
  2. Дайте  пожалуйста характеристику твердых тел ( имеет форму и объем)
  3. Как можно узнать из какого вещества состоит данное тело? ( определить плотность вещества) 

3 этап. Постановка цели деятельности.

Цели этапа:

  • организовать взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  • совместно сформулировать и согласовать цель и тему урока.

Методическое обоснование этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Время

Учитель подводит учеников к формулировке цели урока и темы урока.

Задает вопросы, подводит учеников к формулировке цели и темы урока.

1. тема урока Измерение плотности тел

2. Какую же цель мы поставим на урок? ( определение плотности вещества)

3. Молодцы! Запишем тему урока. Какую? Измерение плотности тел

Думают, размышляют, сопоставляют, формулируют цель урока и тему урока.

2 мин

  1. Как можно определить плотность вещества? (измерить массу и определить объем)
  2. Измерить массу данного тела
  3. Измерить объем данного тела
  4. Определить плотность и сравнить с табличными величинами. Что это может быть?

Фронтальная лабораторная работа

1

Демонстрация опыта

2

Сфотографировать этапы эксперимента

3

Составить схема-чертеж

4

Результаты исследования занести в таблицу

5

Вывод

Методическое обоснование этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Время

Учитель помогает провести фронтальный опыт

Задает вопросы, подводит учеников к выполнению поставленной цели.

Думают, размышляют, измеряют массу тела ,объем и плотность предложенного объекта

8мин

Данный объект был найден из брюшной полости крупного рогатого скота.

Данное тело не переварилось, значит это может быть, что? ( целлофан, шерсть и.т.п)

4этап. “Применение” учащимися полученного знания

Вам было задано на дом подготовить материал об истории, вреде и пользе жевательной резинки.

Цели этапа:

  • организовать взаимодействие “ученики – ученики”, “ученики – учитель” для “Применения” учащимися полученного знания;
  • зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме, применить наглядность для более полного понимания материала.

Методическое обоснование этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Время

1. Ученики по своему желанию разбиваются на микрогруппы и выполняют свой  проект. Каждая группа получает краткую инструкцию. Работа в группах ведется максимально самостоятельно. Учитель  выполняет функции консультанта.

2.Ученики самостоятельно “добывают” знания, используя литературу, информационную базу ПК, составляют свои тексты на тему, готовятся осознанно воспроизвести эти тексты перед классом.

3.Реализуется интеграция проекта.

1. Активизирует учащихся, настраивает на работу.

В настоящее время актуально уметь работать в команде, творчески выполнять  блок и органично вписывать его в общий проект. Наш проект называется « Определить плотность сахоразаменителя в жевательных резинках». Разбиваемся на группы. Каждая группа . Затем – интегрируем усилия. Наша цель – максимум информации о вреде жевательной резинки

2.Учитель выполняет функцию консультанта, партнера.

1. Расходятся по группам . Внутри группы распределяют роли.

2. Идет работа в группах. Ученики составляют презентации, слайд-шоу, проводят опыт, делают теоретические выводы, анализируют, сравнивают. Выбирают главное, составляют свои тексты, разрабатывают планы своих выступлений.

3. Ученики с помощью учителя выстраивают целостную информационную картину о « Вреде и полезности Жевательных резинок» проводят обсуждение, подводят итоги.

1 мин

 

 

 

12мин

 

16 мин

В Группы:

  • Физики-практики
  • Физики-теоретики
  • Историки

 1. Инструкция для историков.

1. Используя базу ПК составить презентацию по краткой истории появления «Жевательной резинки».

2. Кратко сказать где в первые стали производить жевательную резинку Представить фотографии.

3. Рассказать производится ли жевательные резинки РФ и в год примерно сколько

4. Сделать краткое сообщение по презентации.

Для учителя.

Тип группы

Историки

Оборудование

Смартфон или телефон

ВВид деятельности

Составление краткой информации озвучивание.

Предполагаемый результат

Историческая справка.

2. Инструкция для физиков-практиков.

Проведите эксперимент: по сравнению  массы, объёма и плотности содержании сахорозаменителя в жевательной резинке

  1. Результаты исследования занесите в таблицу.
  2. Составить отчет
  3. Сфотографировать этапы эксперимента и оформить работу

Для учителя.

Тип группы

Физики-практики

Оборудование

Весы, мензурка, стакан с водой, жевательная резинка 2шт ( один предварительно разжеванный)

Вид деятельности

Провести эксперимент. Дать пояснения. оформить

Предполагаемый результат

Вывод

3. Инструкция для физиков-теоретиков.

1. Подготовить информацию о вреде жевательной резинки

2. Ответить на вопросы и оформить ответы

Для учителя.

Тип группы

Физики - теоретики

Оборудование

Смартфоны, телефоны

ВВид деятельности

Составление презентации

Ппредполагаемый результат

Теоретическая справка

6 этап. Подведение итогов.

Все группы выступают Сначала идет часть историков, потом физиков – теоретиков, затем физиков – практиков.

Получается целостный проект.

7 этап. Задание на дом. § Написать мини-сочинение на тему сегодняшнего урока

Методическое

 обоснование этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Учитель строит взаимодействие так, чтобы ученики захотели сообщить информацию, письменно в виде  Сочинения.  

Настраивает на успех.  

Подобную работу мы уже проделывали, Вы с ней прекрасно справляетесь.

 

8 этап. Заключение. Ещё в XVIII веке Лессинг писал: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”. В XXI веке эти слова не устарели. Ведь именно тогда, выпускник школы, будет не “человеком выучившимся”, а “человеком мыслящим и учащимся”, субъектом учения, а учиться, мыслить, творчески подходить к окружающей действительности, Вам придётся всю жизнь. Урок окончен.

Диктант или изложение

Величина

Явление

Закон

1

Обозначается буквой и основная единица измерения

Определения явления

Формулировка закона

2

Прибор для измерения или график

Происхождение данного слова и перевод

Закон установлено

3

Условное обозначение прибора( графический рисунок точка приложения и направления)

Опытное обоснование данного явления рассмотрено

Нахождение значение величин входящих закон

4

Перевод кратных единиц

зависимость

Нахождение значение величин

5

Перевод дольных единиц

Пример в конкретной ситуации

Пример в конкретной ситуации

Фронтальная лабораторная работа

1

Демонстрация опыта

2

Сфотографировать этапы эксперимента

3

Составить схема-чертеж

4

Результаты исследования занести в таблицу

5

Вывод

Тип группы

Историки

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор.

ВВид деятельности

Составление презентации на ПК, проекция на экран, озвучивание.

ППредполагаемый результат

Историческая справка.

Тип группы

Физики-практики

Оборудование

Вид деятельности

Провести эксперимент. Дать пояснения. оформить виде слайдов презентации

Предполагаемый результат

Вывод

Тип группы

Физики - теоретики

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор.

ВВид деятельности

Составление презентации на ПК, работа с учебником

ППредполагаемый результат

Теоретическая справка

Тип группы

Корреспонденты.

Оборудование

ПК, проектор

Вид деятельности

Составляют краткий текст с помощью интернет - поисковиков,  составляют слайды презентации, демонстрируют и озвучивают слайды.

Предполагаемый результат

Слайды презентации о значении « Величены», «Явления», «Закона» .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения жевательной резинки

Слайд 2

з адачи Цель Кратко, но содержательно, рассказать историю создания жевательной резинки. Рассказать о том, как появилась жвачка и о её создателях.

Слайд 3

Жевательная резинка В прошлом В настоящее время Смола мастичного дерева, пчелиный воск (Древние греки) Синтетические полимеры, компоненты из сока дерева Сабадиллы или живицы хвойных деревьев, вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, противокариесные вещества, фтора, ксилит, карбамид, сахароза- метели. Каучук (Племена Майя) Смола хвойных деревьев (Северо-Американские индейцы) Смесь листьев перечного бетеля, семена араковой пальмы, известь (Индия, Юг.-В. Азия) Жевательный табак (Европа)

Слайд 4

Изобретатели современной жвачки. Джон Кертис Томас Адамс Антонио Лопес де Санта Ана В месте создали жевательную резинку.

Слайд 6

Вред, наносимый жевательной резинкой уличному экстерьеру при попадании на тротуары, стены домов, скамейки и пр. называется гамфити . Учёные всего мира много лет бьются над созданием химикатов, которые бы растворяли жевательную резинку, не причиняя вреда окружающей среде. Для безвредной утилизации придумывают весьма необычные способы. Так, в городе Сан-Луис-Обиспо (Калифорния) уже сорок лет стоит стена, на которую каждый желающий может прилепить свою жевательную резинку. Это — местная достопримечательность. Стена залеплена резинкой в несколько слоёв. Такая же стена есть и в Сиэтле. В немецком Бошольте для этих же целей используются ветви деревьев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О вреде и пользе жевательной резинки Группа теоретиков

Слайд 2

Вред Жевательная резинка Польза 1. Обогащение зубов кальцием. 2. Массаж десен. 3. Профилактика пародонтоза. 4. Купирование симптомов изжогой. 5. Очистка нижней трети пищевода. 1 . Выделение желудочного сока. 2. Развитее язвы желудка и гастрита. 3. Компоненты жвачки неблагоприятны для организма 4. Выпадение пломб- заболевание органов пищеварение. 5. Неправильный прикус- 6. Попадание в организм- негативно влияют на работу почек, сердца, сосудов и печени

Слайд 4

Латекс-матрас

Слайд 7

Мы живём в живом мире, для которого организм человека просто большой кусок питательного вещества. Каждое мгновение с каждой пылинкой организм инфицируется массой микрофлоры, которая пытается его съесть. Но иммунная защита непрерывно и стойко подавляет их деятельность и позволяет сохранять жизнеспособность и здоровье в окружающей среде. Приём сахарозы - это удар в спину обороняющемуся организму.

Слайд 8

В России исторически в качестве сладостей использовали мёд (традиционно производимый в крестьянских хозяйствах в огромных количествах) и сладкие вяленые фрукты. До середины XX века сахар (сахароза) у подавляющего большинства присутствовал только на праздничном столе как особое лакомство. И состояние зубов у русских (белорусов, украинцев и др.) было отменное.

Слайд 9

Сделаны выводы 1. Жвачка – популярный, приятный, но не безобидный продукт . 2. Чрезмерное употребление жвачки вредит нашему здоровью!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение плотности жевательной резинки Группа экспериментаторов

Слайд 2

Измерение массы

Слайд 3

Измерение объема

Слайд 4

определение плотности Жевательная резинка Не разжеванная Величина Результат измерение Масса; г Объем; мл Плотность ;г /мл Жевательная резинка Разжеванная Величина Результат измерения Масса; г Объем; мл Плотность ;г / мл

Слайд 5

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о деятельности учителя биологии МБОУ гимназии № 44 города Краснодара Воленко Елены Николаевны.

Результаты профессиональных  достижений  за три последних учебных года....

Мастер-класс : «Формирование познавательных УУД на уроках физики и внеурочной деятельности» Буданова Ольга Евгеньевна, учитель физики МБОУ СОШ №128.

На уроках и во внеурочное время создать условия для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхо...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...

Технологическая карта к открытому уроку по биологии в 8 классе по теме "Строение сердца" разработала учитель высшей категории МБОУ Гимназии № 5 города Кызыла Республики Тыва Сендажы Чойган Валерьевна

Технологическая карта к открытому уроку по биологии  в 10   классе  по теме "Строение сердца " разработала учитель высшей категории МБОУ Гимназии № 5 города Кызыла Респуб...