План-конспект урока "Динамика свободных колебаний"
план-конспект урока по физике по теме

Приводится план-конспект урока в 11  классе  "Динамика  свободных  колебаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_urok.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

"Динамика свободных колебаний"

(11 класс)

Цели и задачи урока:

Образовательные: 

  • добиться усвоения учащимися вывода уравнения движения пружинного и математического маятников и формул периода колебаний;
  • продолжить формирование понятия о гармоническом колебании;
  • познакомить учащихся с причинами и особенностями колебаний пружинного и математического маятников;
  • продолжить развивать умения сравнивать явления, выделять основное, применять законы механики к анализу колебательного движения;
  • сформировать умение решать задачи по данной теме.

Развивающие: 

  • развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы.

Воспитательные: 

  • используя опережающие задания, развивать умение работы с дополнительной литературой;
  • способствовать развитию умения самостоятельной работы с учебником.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с программой «Открытая физика 2.5»,  нитяной и пружинный маятники.

Местоположение в планировании:   данный урок  является  третьим в теме  «Колебания и волны»

План урока:

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Положительный настрой на изучение темы

1 мин

Рассказ

Мотивация и целепологание

Сформулировать цели и задачи урока

2 мин

Рассказ. Записи в тетради.

Актуализация знаний

Проверить исходный уровень знаний по пройденной теме

7 мин

Фронтальная беседа. Решение задачи. Записи на доске и в тетради.

Изучение нового материала

Рассмотреть динамику свободных колебаний

20 мин

Объяснение. Демонстрация эксперимента, слайдов. Самостоятельная работа с учебником. Аналогия, сравнение, моделирование.

Закрепление изученного материала

Научиться решать задачи по изученной теме

7 мин

Абстрагирование, моделирование. Запись на доске и в тетради

Первичная проверка усвоения материала

Проверить знания учащихся по теме

5 мин

Тестирование. Взаимоконтроль

Рефлексия

1 мин

Беседа

Домашняя работа

2 мин

Сообщение

        ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание.

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движутся участки сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, колеблются струны гитар, колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки…Остановимся! На прошлом уроке мы познакомились с кинематическими характеристиками колебаний. Тема сегодняшнего занятия “Динамика свободных колебаний

Цель нашего урока – проанализировать причины и основные закономерности свободных колебаний.

3. Актуализация знаний.

Для достижения цели урока нам необходимо вспомнить материал прошлого занятия.

Фронтальная беседа.

- Что такое механические колебания?

- Какие колебания называют свободными?

- Какие условия необходимы для возникновения свободных колебаний?

- Какие колебания называются гармоническими?

- Перечислите основные кинематические характеристики колебательного движения.

К  понятию амплитуда: амплитуда колебаний вершины Останкинской башни в Москве (высота 540 м) при сильном ветре около 2,5 м.

- По графику определить основные кинематические характеристики колебательного движения, давая им определения. Получить уравнение зависимости х от t (Слайд 3 с графиком). Учащиеся в тетрадях выполняют работу, один у доски, одновременно даются определения величинам.

4. Изучение нового материала.

Динамику колебаний рассмотрим на двух классических примерах – на примере колебаний тела, прикрепленного к пружине, и на примере колебаний груза, подвешенного на нити (Слайд 4).

Анализ этих примеров мы будем проводить по общему плану:

1) определение колебательной системы;

2) формулировка упрощающих предположений;

3) составление уравнения движения;

4) выяснение причин колебаний

5) определение периода колебания.

Пример 1. Математический маятник (Слайд 5).

1) Математический маятник – это материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити, находящейся в поле тяжести Земли. Идеальный и реальный маятники.

2) Прежде, чем приступить к выводу уравнения движения математического маятника, примем два упрощающих условия:

- силы трения должны быть малы, и потому их можно не учитывать;
- будем рассматривать лишь малые колебания маятника с небольшим углом размаха.

3) На слайде рисунок

По второму закону Ньютона произведение массы тела на его ускорение равно сумме всех сил приложенных к телу. Этих сил в данном случае две: сила натяжения нити и сила тяжести. Поэтому уравнение движения маятника принимает вид: ma=T+mg, Перепишем уравнение в проекциях на ось ОХ. Имеем: Таким образом max = - mg/Ix. Отсюда    a =.

4) Для установления причин свободных колебаний математического маятника рассмотрим процесс колебания более подробно (Cлайд 6).

Причинами свободных колебаний математического маятника являются:

- действие на маятник силы натяжения и силы тяжести, препятствующей его смещению из положения равновесия и заставляющей его снова опускаться;

- инертность маятника, благодаря которой он, сохраняя свою скорость, не останавливается в положении равновесия, а продолжает движение.

5) Для нахождения периода свободных колебаний математического маятника воспользуемся формулой . Эта формула содержит циклическую частоту , которая измеряется в 1/с и должна выражаться через те характеристики пружинного маятника, которые входят в его уравнение движения. В этом уравнении в качестве коэффициента перед координатой х стоит отношение g/i. В каких единицах измеряется это соотношение? м/с2/м=1/с2 1/с2= (1/с)2. Таким образом Подставляя в формулу для периода, получаем

Применение – точное определение g/Аномалии – залежи руды.

Пример 2. Пружинный маятник (Слайд 8).

1) Колебательная система в этом случае представляет собой совокупность некоторого тела и прикрепленной к нему пружины. Вертикальный и горизонтальный маятники.

2) Попробуем вместе по аналогии с математическим маятником принять упрощающие предположения. Анализ свободных колебаний, совершаемых пружинным маятником, значительно упрощается, если:

-силы трения, действующие на тело, пренебрежимо малы и, поэтому их можно не учитывать;
- деформации пружины в процессе колебаний тела невелики, так что можно их считать упругими и пользоваться законом Гука.

3) Предлагаю получить уравнение свободных колебаний учащегося. Получим уравнение движения пружинного маятника.

- запишем 2 закон Ньютона в векторном виде и в проекциях на ось ОХ. ma=F(упр) ; ma= -kx; a= -k/m*x. Это уравнение называют уравнением свободных колебаний пружинного маятника.

4) Для установления причин свободных колебаний пружинного маятника рассмотрим процесс колебания более подробно.

Задание классу: прочитать: §37 с последнего абзаца на стр 114. Таким образом, колебания пружинного маятника имеют следующие причины:

-действие на тело силы упругости, пропорциональной смещению тела от положения равновесия и направленной к этому положению;
-инертность колеблющегося тела, благодаря которой оно не останавливается в положении равновесия, а продолжает двигаться в прежнем направлении.

5) Для нахождения периода свободных колебаний пружинного маятника воспользуемся формулой . Эта формула содержит циклическую частоту , которая измеряется в 1/с и должна выражаться через те характеристики пружинного маятника, которые входят в его уравнение движения. В этом уравнении в качестве коэффициента перед координатой х стоит отношение k\m. В каких единицах измеряется это соотношение? Жесткость измеряется в Н/м, а 1Н-это 1кг· м/с2. Поэтому для наименований отношения k\m получаем: Н/м/кг= кг ·м/ с2· м· кг = 1/с2= (1/с)2. Таким образом . Подставляя в формулу для периода, получаем

Полученное выражение позволяет найти массу тела, если известны период и жесткость. Такой способ определения массы может быть использован в состоянии невесомости, когда обычные весы непригодны. Если сравнить это уравнение с уравнением колебаний математического маятника, то между ними можно заметить много общего: и в том и в другом случае проекция ускорения тела пропорциональна координате тела, взятой с противоположным знаком.

Воспользуемся полученными знаниями для решения задач

5. Закрепление изученного материала

№173 и №175 на странице 327 учебника.

6. Первичная проверка усвоения материала.

Тестовое задание с взаимопроверкой. Варианты правильных ответов на слайде 10. По количеству правильных ответов поставьте оценку соседу по парте.

Предлагаю поднять руки учащимся, получившим те или иные оценки.

1 вариант

2 вариант

1. Как изменится период колебаний математического маятника, если амплитуду его колебаний уменьшить в 2 раза? Трение отсутствует.

1)Уменьшится в 1,4 раза.
2) Увеличится в 1,4 раза.
3) Уменьшится в 2 раза.
4) Увеличится в 2 раза.
5)
Не изменится.

2. Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити увеличить в 1,5 раза? Укажите число наиболее близкое к ответу.

1) Уменьшится в 1,2 раза.
2)
Увеличится в 1,2 раза.
3) Уменьшится в 1,4 раза.
4) Увеличится в 1,4 раза.
5) Уменьшится в 1,5 раза.
6) Увеличится в 1,5 раза.

3. Груз, прикреплённый к пружине, совершает гармонические колебания в горизонтальной плоскости. Как изменится период колебаний, если массу груза и жёсткость пружины увеличить в 2 раза?

1) Уменьшится в 4 раза.
2) Увеличится в 4 раза.
3) Уменьшится в 2 раза.
4) Увеличится в 2 раза.
5)
Не изменится.

4. При гармонических колебаниях пружинного маятника груз проходит путь от правого крайнего положения до положения равновесия за 0,7 с. Каков период колебаний маятника?

1) 0,7 с.
2) 1,4 с.
3) 2,1 с.
4)
2,8 с.
5) 3,5 с.

5. При гармонических колебаниях пружинного маятника с периодом 1с и амплитудой 12 см тело достигло минимальной скорости. Чему равна в этот момент координата тела?

1) Только 0 см.
2) Только 12 см.
3) Только - 12 см.
4)
12 см или –12 см.
5) Среди ответов 1-4 нет правильного ответа.

1. Пружинный маятник совершает гармонические колебания с амплитудой 20 см. Как изменится период колебаний этого маятника при уменьшении амплитуды колебаний до 10 см? Трение отсутствует.

1) Увеличится в 2 раза.
2) Уменьшится в 2 раза.
3) Немного увеличится.
4) Немного уменьшится.
5)
Не изменится.

2. Груз, прикреплённый к пружине, совершает гармонические колебания в горизонтальной плоскости. Как изменится период колебаний груза, если жёсткость пружины увеличить в 2 раза?

1) Уменьшится в 2 раза.
2) Увеличится в 2 раза.
3)
Уменьшится в 1,4 раза.
4) Увеличится в 1,4 раза.
5) Не изменится.

3. Груз, прикреплённый к пружине, совершает гармонические колебания в горизонтальной плоскости. Как изменится период колебаний груза, если его массу и жёсткость пружины уменьшить в 2 раза?

1) Уменьшится в 4 раза.
2) Увеличится в 4 раза.
3) Уменьшится в 2 раза.
4)
Увеличится в 2 раза.
5)
Не изменится.

4. При гармонических колебаниях математического маятника груз проходит путь от правого крайнего положения до положения равновесия за 0,5 с. Каков период колебаний маятника?

1) 0,5 с.
2) 1,0 с.
3) 1,5 с.
4)
2,0 с.
5) Среди ответов 1-4 нет правильного ответа.

5. Груз, прикреплённый к невесомой и нерастяжимой нити, совершает гармонические колебания в вертикальной плоскости с периодом 1,5 с и амплитудой 15 см. Чему равна координата груза в момент, когда он достигает минимальной скорости?

1) Только 0 см.
2) Только15 см.
3) Только –15 см.
4)
15 см или –15 см.

6 . Рефлексия.

- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

- Как вы усвоили пройденный материал?

- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

7. Итоги урока. Оценки за урок.

8. Домашнее задание: §38, №1-3, № 4,5 по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Динамика свободных колебаний

Урок по теме Динамика свободных колебаний...

Урок на тему: "Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник."

Конспект урока по теме: "Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник."...

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, группо...

Урок по теме "Колебательное движение. Колебательная система. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний"

Урок по теме "Колебательное движение. Колебательная система. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний" (9 класс)...

План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...