Рабочая программа по физике для 7 класса УМК Пурышева и др.
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
В данной программе содержится подробное календарно- тематическое планирование по физике для 7 класса, УМК Пурышева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fizike_7_kl-2016-2017_uch.god_.docx | 58.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИКА 7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.
- Учебник «Физика. 7 класс» Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская, М.: Дрофа 2016 г.
1. Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2. Программа позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе физики 7-9 классов рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электрические и магнитные явления, тепловые явления, световые явления, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер, основы квантовой физики, основы астрономии.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
3. В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления материала учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися при изучении естествознания.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей
учащихся.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.
Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно - кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.
Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их.
В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, в 9 классе учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн.
За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Часть учебного времени, отведённая на эти темы уменьшена в пользу раздела «Механические явления»
Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.
Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, часть которых учащиеся выполняют дома.
На обобщение учебного материала в конце каждого года обучения из резерва взято по 4 часа. Кроме того, в 9 классе 8 часов резервного времени реализуется на изучение основ астрономии (тема «Вселенная»).
4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2016-2019 г.
5. Формы, методы, технологии обучения.
а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Виды: урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Виды: урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.
в) Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:
- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.
г) Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:
Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.
д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.
6. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
Проверка знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ урока | Тема урока | Элементы основного содержания | Элементы | Требования к уровню подготовки | Тип | Вид контроля, измерители | Задание на дом | Дата провед. | Корр. | ||||||||
Теория | Лаб. работы и опыты | Демонстрации | |||||||||||||||
1. Введение (6 ч) | |||||||||||||||||
1 | Что изучают физика и астрономия. Как изучают явления природы. | Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. | Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. | Что и как изучают физика и астрономия. Гипотеза. | Знать: смысл понятия «физическое явление» Уметь: классифицировать физические явления, приводить примеры различных видов явлений | Урок изучения нового материала | Беседа Л. № 5, 6, 7 | §1, 2 №1 | |||||||||
2 | Физические величины. Единицы физических величин. Измерение физических величин. | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. | Определение цены деления шкалы измерительного прибора. | Единицы величин. Основные, кратные и дольные единицы физической величины. | Знать: определение физической величины, основные единицы СИ. Уметь: приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов: определять цену деления, пределы измерения, показания | Урок изучения нового материала | Л. № 15, 31 | §3, 4 №2, 3 (3-5) | |||||||||
3 | Точность измерений. ЛР №1 «Измерение длины, объема и температуры тела». | Погрешности измерений. Роль математики в развитии физики. | Измерение длины, объема и температуры тела | Физические приборы: мензурка, линейка и термометр. | Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. | Знать: смысл понятия «точность измерения, погрешность» Уметь: измерять длину при помощи линейки, объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные рез-ты. | Урок совершенствования ЗУН | Л. №36 ЛР №1 | §5, №4 | ||||||||
4 | ЛР №2 «Измерение размеров малых тел». | Измерение малых величин. Относительная погрешность. | Уметь: проводить измерения размеров малых тел способом рядов; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты. | Урок совершенствования ЗУН | Л. №24 ЛР №2 | №5 | |||||||||||
5 | Связи между физическими величинами. ЛР №3 «Измерение времени». | Физический эксперимент и физическая теория. | Связи между физическими величинами. Погрешность измерения времени с помощью секундомера. | Знать: смысл понятий «закон, теория». Уметь: изм. время при пом. секундомера; записывать рез-т в виде табл., делать вывод о проделанной работе и анализ-ть полученные результаты. | Урок совершенствования ЗУН | Вопросы к §6 ЛР №3 | §6 №6 | ||||||||||
6 | Физика и техника. Физика и окружающий нас мир. | Физические модели. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире. | Обобщение знаний уч-ся по теме «Введение». Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир. | Уметь: осуществлять самост. поиск инф-ции о развитии техники с исп. различных источников. | Урок обобщения и систематизации | Вопросы §7, 8 | §7, 8 | ||||||||||
7 | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. | Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. | Относительность движения. | Знать: опред. мех. дв-ия, траектории, пути; ед. изм. пути, времени; смысл понятия «отн-ть дв-ия»Уметь: приводить прим. отн-ти дв-ия, траектории в разных СО | Урок изучения нового материала | Л.№95-98 | §9-11 №7 | ||||||||||
8 | Равномерное движение. Скорость. | Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. | Равномерное прямолинейное движение. | Единица пути. | Знать: определения РПД, скорости, единицы измерения скорости Уметь: приводить прим. РПД, уметь описывать РПД, производить перевод единиц, рассч. ск-ть, сравнивать ск-ти дв-ия разл. тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости РПД от времени | Урок изучения нового материала | §12 №8 (2) | ||||||||||
9 | ЛР №4 «Изучение равномерного движения». | Графики зависимости пути и скорости от времени. Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Измерение скорости равномерного движения. Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении | Уметь: измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | Вопросы к §12. ЛР №4 | |||||||||||
10 | Неравномерное движение. Средняя скорость. | Неравномерное движение. Мгновенная скорость. | Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости. | Знать: определение неравномерного движения, средней ск-ти Уметь: приводить примеры НРД, находить ср. скорость движения | Урок изучения нового материала | Л. №134, 135 | §13 з.9(1) | ||||||||||
11 | Равноускоренное движение. Ускорение. | Ускорение. Равноускоренное движение. | Равноускоренное движение. | Построение и чтен. графиков зав-ти ск-ти равноускор. движения от времени. Путь, пройд. телом при РУПД. Ед. ускорения. | Знать: опред-ие прямолин. равноуск. дв-ия, ускорения, физич. смысл ед-ц измерения уск-ия. Уметь: приводить примеры РУПД, находить уск-ие и ск-ть при РУПД | Комбинированный урок | Л. №158, 156 | §14 №10 | |||||||||
12 | Решение задач. | ||||||||||||||||
13 | Инерция. Масса. | Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Центр тяжести тела. | Причина изменения скорости тел. Закон инерции. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел. | Знать: определение инерции, инертности, массы, способы определения массы. Уметь: описывать явл. инерции, приводить прим. инерции, вз-ия тел, ср-ть массы по вз-ию тел, производить перевод единиц массы | Урок изучения нового материала | Л. №195, 210, 222 | § 15, 16 №12 | ||||||||||
14 | Измерение массы. ЛР №5 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Масса тела. Международная система единиц | Измерение массы тела. | Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы. | Уметь: приводить примеры тел различной массы, измерять массу тела с помощью весов, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе | Урок совершенствования ЗУН | Вопросы к §17, 18 ЛР №5 | §17 | |||||||||
15 | Плотность вещества. ЛР №6 «Измерение плотности вещества твердого тела и жидкости». | Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Методы измерения массы и плотности. | Измерение плотности вещества твердого тела и жидкости | Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твердых жидких и газообразных веществ. | Знать: определение, смысл и единицы измерения плотности, физический смысл 1 кг/м3. Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, пользоваться таблицами плотностей. | Комбинированный урок | ЛР №6 Л. №234, 235, 268 | §18 №13 (1, 2, 4) | |||||||||
16 | Решение задач | ||||||||||||||||
17 | КР №1 «Введение. Движение. Плотность». | Связь между: кинематическими величинами; плотностью, объёмом и массой тела. | Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи на применение изученных физических законов | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | КР №1 | ||||||||||||
18 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Сила. Измерение силы. | Сила. Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Методы измерения силы. Международная система единиц. | Сила как мера взаимодействия тел. Графическое изображение сил. Динамометр. | Знать: опред-ие силы, признаки действия силы, ед. измерения силы, виды сил Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графич. | Комбинированный урок | Вопросы к §20. | §19, 20, 21 №14 | ||||||||||
19 | Сложение сил. | Правило сложения сил. | Сложение сил, направл. вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под углом. | Сложение сил. | Сложение сил, действующих на тело по одной прямой | Знать: определение равнодействующей сил. Уметь: находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически | Урок изучения нового материала | Л. №354, 360, 365, 370 | §22 №15 | ||||||||
20 | Сила упругости. | Сила упругости. | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины | Зависимость силы упругости от деформации пружины. | Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука. | Знать: определение силы упругости. Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически. | Комбинированный урок | Л. №328, 350 | §23 №16 | ||||||||
21 | Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. | Сила тяжести. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. | Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. | Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. | Знать: определение силы тяжести. Уметь: рассчитывать силу тяжести, изображать ее графически, | Комбинированный урок | Л. №309, 311, 336 | §24, §25 №17 | |||||||||
22 | Вес тела. Невесомость. | Вес тела. Невесомость. | Невесомость. | Различие между весом тела и силой тяжести. | Знать: определение веса тела. Уметь: описывать явл. нев-ти, рассч. вес тела, изобр. его графич. | Комбинированный урок | Л. №334, 346 | §26 №19 | |||||||||
23 | ЛР №7 «Градуировка динамометра и измерение сил». | Измерение силы динамометром | Знать: устр-во и пр. действия динамометра. Уметь: измерять силу тяжести, упругости и вес, строить графики зав-ти силы тяжести от массы, силы упр. от удлинения. | Урок совершенствования ЗУН | ЛР №7 | ||||||||||||
24 | Давление. | Давление. Методы измерения давления. | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. | Знать: определение давления, ед. измерения давления, причину давления тв. тел, способы уменьш. и увелич. давления. Уметь: прив. Прим., в которых тела ок-ют давл., ср-ть оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел | Комбинированный урок | Л. №438, 447, 452, 455 | §27 №20 | ||||||||||
25 | Сила трения. ЛР №8 «Измерение коэффициента трения скольжения». | Сила трения. | Исследование силы трения скольжения. Измерение коэфф. трения скольжения | Сила трения | Зав-ть силы трения от силы норм. давл. Зав-ть силы трения от качества обработки и рода мат-ла соприк-ся поверхностей. Сравнение сил тр. скольжения и тр. качения. Примеры влияния тр. на процессы, происх. в прир. и технике. | Знать: опр-ие силы трен., виды трен., способы увелич. и уменьш. трения. Уметь: прив-ть прим. действия силы трен., изм-ть силу трен. с пом. динамометра, уст-ть зав-ть м\у силой трен. и силой норм. давл., опр-ть коэфф. трен. скольжения при пом. динамометра, строить график зав-ти силы трен. от силы норм. давления | Комбинированный урок | Л. №400, 411, 428 ЛР №8 | §28 №21 | ||||||||
26 | Механическая работа. | Работа. | Зав-ть работы от прил. силы и пройд. телом пути. Ф-ла для выч. мех. работы в случае совпадения напр-ия действ-ей силы и пройд. пути. Ед. работы. | Знать: определение работы, единицы измерения. | Комбинированный урок | Вопросы к §30 Л. №661, 667, 663 | §29 №22 | ||||||||||
27 | Мощность. | Мощность. | Единицы мощности. | Знать: определение мощности, единицы измерения. Уметь: приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле | Комб. урок | Л. №698, 699, 706, 714 | §30 | ||||||||||
28 | Простые механизмы. Правило равновесия рычага. | Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Момент силы. | Простые механизмы | Виды механизмов. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике и быту. | Знать: простые мех-мы, их виды, назнач. Иметь предст. о моменте силы. Уметь: соб-ть установку по описанию, пров-ть эксп-т по проверке усл. равновесия рычага; зап-ть рез. в виде таблицы, делать вывод о результатах с учетом погрешности | Урок совершенствования ЗУН | Л. №728, 744, 734 ЛР №10 | §31-32 №23 | |||||||||
29 | ЛР №9 «Изучение условия равновесия рычага». | Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела. | Урок-практикум | ||||||||||||||
30 | Блок. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. | Коэффициент полезного действия. | Блок. Подвижный и неподвижный блоки. «Золотое правило» механики. Полезная работа. Полная работа. | Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком, определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики. Уметь: форм-ть «золотое правило» механики, рассчитывать КПД рычага, блока, накл. пл-ти. | Урок изучения нового материала | Л. №758, 773№789, 798 | §33, 34 №24, 25 | ||||||||||
31 | ЛР №10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Вычисление КПД наклонной плоскости | Применение простых механизмов. Равенство работ при использовании простых механизмов. | Уметь: проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по накл. пл-ти; записывать рез. в виде табл., делать вывод о результатах с учетом погрешности. | Урок -практикум | ||||||||||||
32 | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. | Изменение энергии тела при совершении работы. | Энергии – физическая величина. Ед. энергии. Зав-ть кин. энергии от массы тела и его ск-ти. Зав-ть потенц. эн-ии тела, подн. над землей, от его массы и высоты подъема. Потенц. эн-ия деф. тела. Отн-ть знач-ия кин. и потенц. энергии. | Знать: определение механической энергии. Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел. | Комбинированный урок | §35-36 | ||||||||||
33 | Закон сохранения энергии в механике. | Закон сохранения механической энергии. | Превращения механической энергии из одной формы в другую | Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранение механической энергии в случаях действия сил трения. Энергия рек и ветра. | Знать: закон сохранения механической энергии. Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении в вверх, приводить примеры превращения энергии. | Комбинированный урок | Л. №824 | §37 №27 | |||||||||
34 | Решение задач. Подготовка к кр. | Формулы связи сил различной природы с их характеристиками. | Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи на применение изученных физических законов | Урок систематизации знаний | §29-37 | ||||||||||||
35 | КР № 2 «Сила. Работа. Энергия» | Формулы связи сил различной природы с их характеристиками. | Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи на применение изученных физических законов | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | |||||||||||||
36 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Колебательное движение. | Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. | Механические колебания. | Колебательное движение. Единицы амплитуды, периода, частоты колебаний. Связь частоты и периода колебаний. | Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения. | Комбинированный урок | Л. №850, 858 | §38, 39* №28 (1, 2) | |||||||||
37 | Звук. Источники звука. | Звук, источники звука. | Ч-та зв. колебаний. Голосовой ап-т чел-а. Ист. звука. Волн. дв-ие. Условия возник-ия и распр-ия волн. Попереч. и продоль. волны. | 40 №30 | |||||||||||||
38 | Волновое движение. Длина волны. | Механические волны. Длина волны. | Механические волны. | Осн. хар-ки волны: длина и скорость волны. | Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними. | Урок изучения нового материала | §41-42 №31 | ||||||||||
39 | Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. | . | Знать: определение звука, звуковой волны, скорости звука. | Урок изучения нового материала | §43,44 №32 | ||||||||||||
40 | Громкость и высота звука. | Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо. Тембр | Знать: характеристики звука – громкость, высота; свойства звука – распространение в различных средах, отражение, поглощение | Комбинированный урок | Л. №898, 908, 900 | §45 № 33 | |||||||||||
41 | Отражение звука. Решение задач. | Отражение звука. Эхо. Закон отражения света. | Характеристики колебат. и волн. движений, условия существования, распространения звуковых волн, свойства звука. | Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи на применение изученных физических законов | Комбинированный урок | §46 №34+ основное в гл.2 | |||||||||||
42 | КР №3 «Звук» | Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи на применение изученных физических законов | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | основное в гл.2 | |||||||||||||
43 | Анализ контрольной работы. Источники света. Прямолинейное распространение света. ЛР №11 «Наблюдение прямолинейного распространения света» | Свет - электромагнитная волна. Типы ист.света. Прямолинейное распространение света. | «Изучение явления распространения света» | Источники света. Прямолинейное распространение света. | Ист. света: тепл. и люм. Ист. отраж. света. Ест. и иск. источники света. Лампа накаливания. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров. Применение явления прямолинейного распр-ия света на практике. | Знать: источники света, их виды, закон прямолинейного распространения света | Комбинированный урок | Л.№1484, 1487, 1497, 1502 | §47-48 №35 36 | ||||||||
44 | Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. | Световые пучки и световые лучи. Свойства независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечные затмения. Лунные затмения | Знать: определение светового луча и светового пучка. Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения. | Урок обобщения и систематизации | Л.№1507 | §49-50 №38, 39 | |||||||||||
45 | Отражение света. | Закон отражения света. Диффузное отражение. | Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение | Знать: закон отражения света. Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные лучи. | Урок изучения нового материала | §51 №39 | |||||||||||
46 | ЛР №12 «Изучение явления отражения света». | «Изучение явления отражения света» | Перископ. Многократное отражение. | Знать: закон отражения света. Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные лучи. | Урок контроля, учета и оценки ЗУН | ЛР №12 | §51 | ||||||||||
47 | Изображение предмета в плоском зеркале. | Плоское зеркало. | Изображение в плоском зеркале. | Построение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Построение изображения предмета в вогнутом зеркале. | Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале. | Комбинированный урок | §52, 53* №40 | ||||||||||
48 | Преломление света. | Явление преломления света. | Преломление света. | Соотношения между углами падения и преломления. | Знать: закон преломления света. | Комбинированный урок | Л.№1568, 1581 | §54 №42 | |||||||||
49 | ЛР №13 «Изучение явления преломления света» | Явление преломления света. | Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. | Зависимость угла преломления от угла падения. | Знать: закон преломления света. Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи. | Урок совершенствования ЗУН | ЛР №13 | §54 № 42 | |||||||||
50 | Решение задач на закон преломления света | Оптическая плотность среды. | Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи. | Комбинированный урок | №42 | ||||||||||||
51 | Полное внутреннее отражение. | Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика. | Уметь: описывать явление полного внутреннего отражения. | Урок изучения нов. мат-ла | Л.№1568, 1581 | §55, 56* №43 | |||||||||||
52 | Линза. Ход лучей в линзах. | Линза. Фокусное расстояние линзы. | Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. | Собирающие и рассеивающие линзы. | Знать: определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы, формулу линзы. | Комбинированный урок | Вопросы к §60 Л.№1612-1614 | §57 № 44 | |||||||||
53 | ЛР№14 «Изучение изображения, даваемого линзой». | Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. | Уметь: собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы; объяснять полученные результаты | Урок совершенствования ЗУН | ЛР №15 | §57 № 44 | |||||||||||
54 | Формула линзы. Решение задач. | Формула линзы. Оптическая сила линзы. | Увеличение линзы. | Уметь: измерять фокусное расстояние собирающей линзы, вычислять оптическую силу линзы, пользоваться формулой линзы для решения задач. | Комбинированный урок | §58* № 44, 45 | |||||||||||
55 | Фотоаппарат. Проекционный аппарат. | Оптические приборы. | Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. | Устройство фото- и проекционного аппарата. Построение изображений в оптических приборах. | Знать: разновидности оптических приборов. | Комбинированный урок | Вопросы к §59 | §59 №47 | |||||||||
56 | Глаз как оптическая система. | Глаз и зрение. | Модель глаза. | Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Норм. зрение, близорукость, дальнозоркость. Правила гигиены зрения. | Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость. Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме. | Комбинированный урок | §60 №48 | ||||||||||
57 | Очки. Лупа. | Очки. Лупа. | Очки. Лупа. | Очки. Лупа. Увеличение лупы | Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость. Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме. | Комбинированный урок | §61 №49 | ||||||||||
58 | Разложение белого света в спектр. | Наблюдение явления дисперсии света. | Дисперсия белого света. | Спектр белого света. Спектральные цвета. Разложение белого света в спектр. | Знать: разложение белого света в спектре. | Урок изуч. нового материала | §62 №50 | ||||||||||
59 | Сложение спектральных цветов. | Дисперсия света. | Получение белого света при сложении света разных цветов. | Радуга. Сложение спектр. цветов. Доп. и осн. цвета спектра. | Знать: понятие дисперсия света Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи. | Урок обобщен. и сист-ции | §63 №51 | ||||||||||
60 | Цвет тел | Смешение красок. Насыщенность цвета. Сложная структура света. Цвета тел. | Уметь: объяснять образование цвета тел | Урок обобщен. и сист-ции | §64 №52 | ||||||||||||
61 | Решение задач на тему «Дисперсия света. Цвета тел» | Радуга. Сложение спектр. цветов. Доп. и осн. цвета спектра. | Уметь: объяснять образование цвета тел | Комбинированный урок | |||||||||||||
62 | Зрительные иллюзии | Погл. света средой. Рассеяние света. | Знать: законы отражения и преломления света. Уметь: описывать явления отражения и преломления света. | Урок обобщен. и сист-ции | |||||||||||||
63 | Обобщающее повторение темы «Световые явления» | Построение изображений, даваемых линзой. Ход лучей в линзе. | Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме. | Урок обобщен. и сист-ции | |||||||||||||
64 | КР №4 «Световые явления» | Формулы законов отражения и преломления света, формула линзы, ход лучей. | Уметь: решать задачи по теме. | Урок контроля | КР №4 | ||||||||||||
65 | Повторение. | ||||||||||||||||
66 | Повторение. | ||||||||||||||||
67 | Повторение. Итоговый тест*** | ||||||||||||||||
68 | Повторение |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Ученик 7 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 7 класс Пурышева Важеевская
Здесь приведена рабочая программа по физикеавторы учебника Пурышева Важеевская...
Рабочая программа по физике. 7 класс.Учебник Пурышевой Н.С. и др.
Рабочая программа включает в себя два варианта оформления титульного листа, тематический план, краткую пояснительную записку и развёрнутое календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 9 класс Н.С.Пурышева 3 часа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 9» (а...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...