Методическая разработка занятия по теме: "Основы термодинамики"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для изучения термодинамики, и дальнейшего изучения различных задач по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
данная методическая разработка показывает различные виды работы учащихся на занятие | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ
«Основы термодинамики. Первый закон»
Дисциплина: «ФИЗИКА»
Специальности: «Сестринское дело»
«Фармация»
(базовая подготовка с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования)
Преподаватель: Думаева М.В.
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК №
Протокол № от
Председатель ЦМК
М.В.Думаева
2015г.
Тема: «Основы термодинамики. Первый закон»
Пояснительная записка
Основная цель проведения занятия - формирование термодинамической теории на основе молекулярно – кинетической теории.
Известно, что термодинамика исследует свойства тел, обусловленные тепловым движением микрочастиц ( атомов и молекул ).
Обучение основам термодинамики позволяет осмыслить и систематизировать уже известные знания и применить практические навыки молекулярной теории, которые необходимы при изучении электродинамики и магнетизма.
Занятие проводится с целью закрепления навыков основ термодинамики и первого закона. Задания подобраны таким образом, чтобы от более простой задачи можно перейти к решению более сложной задачи. Выполняемые задания должны вызвать интерес к предмету, Предусмотрена работа с дополнительной литературой при составлении презентаций студентов. Используются разные виды работы с целью закрепления полученных знаний.
Занятие проводится для студентов 1 курса, изучающих дисциплину «Физика». Контроль за выполнением заданий имеет не столько проверочную, сколько диагностическую функцию: выявление недостаточно прочно усвоенных термодинамических явлений, процессов и формул.
Критерий оценки знаний студентов:
1) Каждый ответ на вопрос мини-викторины оценивается преподавателем по пятибалльной системе, затем все баллы фиксируются и заносятся в рейтинговый лист.
2) Презентация оценивается по трехбалльной системе – 1 балл студент получает, если очень неграмотно изложил теоретический материал и не составил слайды; 2 балла студент получает, если грамотно и доступно изложил научность теории термодинамики, но не составил слайды; 3 балла студент получает, если грамотно и доступно изложил научность теории термодинамики, составил слайды; ( результаты заносятся в рейтинговый лист).
3) Научная игра «Крестики - нолики» оценивается по определенным критериям, которые указаны в приложении 3.
Методическая разработка занятия для преподавателя.
Цели изучения данной темы:
Учебные цели занятия:
Студент должен иметь представление:
- о биологической системе организма человека и процессах, которые протекают в нем.
Студент должен знать:
- основные свойства газов
- определения молярной массы вещества, внутренней энергии газа, количества теплоты
- определение идеального газа
- уравнения состояния идеального газа
- определение диффузии
- работу газа при изобарном расширении
- первый закон термодинамики
- отражение термодинамики в медицине.
Студент должен уметь:
- вычислять основные физические термины термодинамики
- различать газовые законы.
Воспитательные цели. Изучение данной темы способствует воспитанию:
– чувства профессиональной гордости;
– гуманного отношения к пациентам.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Методические цели занятия:
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и их
причин и оценкой результатов учебной деятельности;
- осуществление самоконтроля в процессе усвоения учебного материала, тренировки и самоподготовки студентов;
- применение современных компьютерных технологий с внедрением педагогических программных средств;
- использование технологии метода проектной деятельности;
- использование игровых форм обучения;
- применение демонстрационных приборов по данной теме.
Время и место проведения занятия.
Время 90 минут
Место: кабинет физики.
Оснащение занятия.
- дидактический материал;
- рабочие тетради;
- словари и справочники.
Перечень необходимых умений и навыков
№ п/п | Наименование | Уровень усвоения | ||
Знания | умения | |||
1. | Классификация физических терминов | + | ||
2. | Основные правила термодинамики | + | ||
3. | Основные формулы термодинамики | + | ||
4. | Вывод первого закона термодинамики | + | ||
5. | Метод индукции и дедукции в термодинамики | + | ||
6. | Работа с дополнительной литературой | + | ||
7. | Строить графики изопроцессов в термодинамики | + |
Интеграция темы
Схема межпредметных связей
№\п | Название дисциплины | Название темы |
1. | Биология | Строение клетки |
2. | Химия | Растворы солей, кислот |
Схема внутрипредметных связей
№\п | Название дисциплины | Название темы |
1. | Основы МКТ | Газовые законы. |
2. | Основы электродинамики | Электрический ток в различных средах. |
План занятия
П\н | Название этапа | Пояснение к реализации | Цель | Время |
1. | Организационный момент. | Активизировать внимание студентов. | Для работы на занятие | 5 мин. |
2. | Мини – викторина. | Преподаватель делит студентов на две команды, затем задает вопросы и задачи, которые оценены по баллам (приложение 1). | Закрепление и анализ лекционного материала. | 15 мин. |
3. | Представление и обсуждение каждой презентации студентов с мультимедийным приложением. | Студенты под руководством преподавателя готовят презентации дома с различными мультимедийными приложениями (приложение 2). | Теоретическое осмысление нового материала. | 30 мин. |
4. | Научная игра «Крестики – нолики» | Преподаватель делит студентов на две команды, предлагает выбрать определенную клеточку, в которой обозначено задание: теоретический вопрос, качественная задача, расчетная задача, лабораторный практикум (приложение 3). | Закрепление и анализ лекционного материала. Теоретическое осмысление нового материала. | 30 мин. |
5. | Подведение итогов. | Преподаватель выставляет оценки в рейтинговый лист (приложение 4). | Обобщение теоретического материала. | 5 мин. |
6. | Домашнее задание. | Выучить тему «Основы электродинамики» | Обобщение теоретического материала. | 5 мин. |
Приложения к занятию
Приложение 1.
Вопросы для мини-викторины:
1. Что изучает термодинамика? В чем состоят особенности термодинамики как теории?
2. Какие понятия термодинамики заимствованы из механики? Какие новые понятия термодинамика вводит?
3. Перечислите признаки систем, свойства которых изучает термодинамика?
4. Что такое температура? Как ее измеряют?
5. Что называется уравнением состояния? Получите уравнение состояния газа из закона Бойля-Мариотта и Шарля?
6. Какую систему называют идеальным газом?
7. При каких давлениях и температурах свойства газов описываются уравнением состояния Клапейрона-Менделеева?
8. Укажите физический смысл универсальной газовой постоянной на основе ее размерности.
- Что является причиной процесса? Какие возможны взаимодействия между системой и внешними телами (с точки зрения термодинамики)?
- Что служит основанием для принятия первого начала термодинамики? Напишите математическое выражение первого начала.
- Каковы свойства внутренней энергии? Как измеряют внутреннюю энергию?
- Каковы свойства работы? Количества теплоты?
- Что дает первое начало для выяснения свойства системы, называемого теплоемкостью?
- Дайте описание простейших газовых процессов. Напишите уравнения этих процессов и выражения для количества теплоты и работы.
- Первое начало термодинамики - принцип, а закон Бойля - Мариотта - закон. Чем отличается научный принцип от закона?
16. Связь между механическими тепловыми явлениями была известна с доисторических времен, однако первое начало термодинамики сформулировано только в 19 веке. Почему?
Приложение 2.
Темы для презентаций:
- Состояние системы. Время релаксации. Температура. Термометры.
- Из истории первого начала термодинамики.
- Второе начало термодинамики – обобщение опыта. Невозможность вечного двигателя второго рода.
Приложение 3.
Научная игра «Крестики – нолики»
Правила игры:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Группа разбивается на две подгруппы («Х» и «О»). В квадратике зашифрован физический вопрос. Вначале игры команды тянут жребий, с какой клетки начинать. Критерий оценки вопроса от 0 до 3 баллов:
- Правильный ответ 3 балла
- Неточный от 1 до 2 баллов
- Неправильный 0 баллов
Фиксирует ответы и оценивает преподаватель: если ответ правильный, каждый участник получает по 3 балла (соответственно по 2 балла, 1 баллу, 0 баллов). У какой команды большее количество баллов, тот знак и ставится в клетку.
Расшифровка клеток.
1 |
Экспресс - вопросы по теме: команды готовят 5-6 вопросов и взаимно отвечают.
2 |
Что бы это значило:
- Самое большое значение внутренней энергии?
- Температура может быть замороженной?
- Как велика удельная теплоемкость человека?
3 |
Составить кроссворд из 5-6 слов, затем команды обмениваются.
4 |
Эксперимент: из предоставленных приборов составить научный опыт.
5 |
Физический аукцион: команды составляют по 2 вопроса, 2 задачи с несколькими вариантами ответа
6 | 7 | 8 | 9 |
Вычислить на время:
6 кл. - Газ находится в баллоне при температуре Т. До какой температуры надо нагреть газ, чтобы его давление удвоилось?
7 кл. - Начертите графики простейших газовых процессов в координатах V – T и в координатах p – T.
8 кл. – Азот в количестве 0,2 кг нагревается при постоянном давлении от 30 до 100 град. Цельсия. Какую работу совершит газ ?
9 кл. - Газ находится при нуле град. Цельсия. На сколько градусов надо изобарно его нагреть, чтобы объем газа удвоился?
Приложение 4
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
ФИО студентов | Мини - викторина | Презентации студентов | Научная игра «крестики – нолики» | Общая оценка за занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ: "ОСНОВЫ ГИСТОЛОГИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТКАНЕЙ"
Вопросы для проверки знаний, практикум, глоссарий, вопросы для самоконтроля....
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия по теме: «Основы сценического движения и танца для старших школьников»
Разработка ознакомительного занятия в форме план-конспект для школьников старшего возраста, планирующих поступление в профильные учебные заведения....