Рабочая программа "Элективный курс по физике в 10-11 классе"
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему

Ольга  Анатольевна  Стебунова

Рабочая программа "Элективный курс по физике в 10-11 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Решение задач по физике»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная  записка.

Рабочая программа элективного курса по физике « Решение  задач по физике » на  учебный год составлена на основе

«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.

авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2009 г.

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

Программный материал рассчитан  для учащихся  10-11 классов на 1 учебный час в неделю.  Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические  вопросы физики. 

Цель этого  элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же  для подготовки учащихся к  успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические  вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ,  а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач,  которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют  творческому и осмысленному  восприятию материала.        

       В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие  творческих способностей учащихся.

Цель:  Подготовка учащихся  к  успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи:

  1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
  2.  Развитие физического  и логического мышления  школьников.
  3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.

                                       Общая характеристика курса

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих  физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.

При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).

                              Методы и организационные формы обучения

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.   Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

                                        Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:

Физические приборы.

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

Дидактические материалы.

Учебники физики для старших классов средней школы.

Учебные пособия по физике, сборники задач.

                        Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики  из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

                                  Ожидаемыми результатами занятий являются:

расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

     сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или    профессиональной деятельности;

получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

                МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению  программы учащиеся должны знать:

  • основные понятия физики
  • основные законы физики
  • вывод основных законов
  • понятие инерции, закона инерции
  • виды энергии
  • разновидность протекания тока в различных средах
  • состав атома
  • закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах

По выполнению  программы учащиеся должны уметь   производить расчеты:

  • производить расчеты по физическим формулам
  • производить расчеты по определению координат  тел для любого вида движения
  • производить расчеты по определению теплового баланса тел
  • решать качественные задачи
  • решать графические задачи
  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
  • писать ядерные реакции
  • составлять уравнения движения
  • по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
  • давать характеристики процессам  происходящие в газах
  • строить графики процессов
  • описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
  • применять закон сохранения механической энергии
  •  применять закон сохранения импульса
  • делать выводы

                              Учебно-тематический план                        

                                         

№ п\п

 Содержание обучения

всего

Количество учебных занятий

теоретических

практических

1.

Механика

21 ч.

6

15

 Кинематика

      8

2

6

 Динамика

      5

2

3

 Законы сохранения

      8

2

6

2.

Молекулярная физика

 11 ч.

3

8

3.

Электродинамика

8 ч.

2

6

4.

Законы постоянного тока

9 ч.

2

7

5.

Электромагнитные явления

7 ч.

3

4

6.

Электромагнитные колебания

5 ч.

2

3

7.

Оптика

5 ч.

1

4

8.

Волновая физика

4ч.

1

3

Всего часов

70

20

50

                                     Содержание курса

                               МЕХАННИКА (21 часа)

  1. Кинематика (8 часов)   
  1. Знакомство с основными  понятиями  кинематики. Скорость. Относительность движения.
  2. Качественные задачи на относительность движения.

3. Графические задачи на определение кинематических величин.

4.Выведение формулы средней скорости.  Расчетные задачи на определение средней скорости  

5. Выведение уравнений  равнопеременного движения. Решение расчетных задач.

5. Решение графических задач на равноускоренное движение.

6. Практическая часть. Свободное падение. Ускорение свободного падения.

7. Рассмотрение задач на сопоставление по кинематике.

8.Контрольный мониторинг.

            2.  Динамика(5 часов)   

1.  Знакомство с законами Ньютона. Решение качественных задач.

2.  Практическая часть. Определение силы упругости. Силы тяжести. Веса тела.

3. Математический способ решения задач на движение тел  при наличии силы трения. Применение законов Ньютона.

4. Знакомство с понятием  всемирного  тяготения. Решение расчетных задач.

5. Тестовое решение задач по теме.

           3.  Законы сохранения(8часов)  

1. Знакомство с понятием импульс. Выведение закона сохранения импульса. Решение качественных задач.

2.Знакомство с видами столкновения тел. Применение закона сохранения  импульса при упругом столкновении.

3.Знакомство с понятиями: работа, энергия. Решение расчетных задач.

4.Знакомство с теоремами о кинетической энергии тела и потенциальной энергии тела. Закон сохранения энергии. Решение расчетных задач.

5. Решение комбинированных  расчетных задач.

6. Практическая часть. Применение закона сохранения  импульса при неупругом столкновении.

7.Решение задач на сопоставление.

8.Контрольный мониторинг.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА ( 11 часов)

  1. Знакомство с формулировкой и доказательством основных положений МКТ. Решение  качественных и расчетных задач.
  2. Выведение и применение уравнения Менделеева-Клаперона. Решение задач на газовые законы.
  3. Изопроцессы. Графическое решение задач.
  4. Решение задач на изопроцессы.
  5. Решение задач на соответствие по теме.
  6.  Знакомство с понятиями внутренней энергии и ее  изменений. Решение  качественных и расчетных задач.
  7. Знакомство с фазовыми  превращениями вещества (нагревание,  плавление, парообразование). Решение  графических  и расчетных задач.
  8. Выведение первого закона  термодинамики.  Знакомство со вторым законом термодинамики. Решение  графических,  качественных и расчетных задач.
  9. Знакомство с тепловыми двигателями. Решение экологических задач.
  10. Решение задач на сопоставление по теме.
  11. Решение тестовых задач.

 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА  ( 8 часов)

1. Знакомство с электрическим зарядом. Выведение закона  сохранения заряда. Решение качественных задач.

2. Решение задач на применение закона Кулона.

3. Решение комбинированных  задач.

4. Знакомство с понятиями: напряженность, принцип суперпозиции полей. Решение комбинированных  задач.

5. Решение задач на применение потенциала электрического поля,  на определение разности потенциалов, работы электростатического поля.

6.  Знакомство с конденсаторами  и их видами.  Определение энергии конденсатора.  Решение задач на  сравнение величин характеризующих работу конденсатора.

7. Решение тестовых задач.

8. Контрольный мониторинг.

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ( 9 часов )

1. Решение задач  на основные характеристики постоянного тока.

2. Выведение закона Ома для участка цепи. Решение расчетных задач.

3. Практическая часть. Отработка навыков по сборке  цепей разного соединения проводников. Решение задач по схемам.

4. Решение расчетных задач на закон  Ома для полной цепи.

5. Решение расчетных задач  на работу тока,  мощность тока и закон Джоуля – Ленца

6. Решение качественных  задач и на сопоставление.

7-9. Решение тестовых задач по теме.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)

1. Знакомство с основными характеристиками магнитного  поля. Решение задач по схемам.

2. Выведение формул: силы Ампера, силы Лоренца. Решение расчетных и качественных задач.

3. Практическая часть. Электрический ток в различных средах.

4.Знакомство с явлением электромагнитной индукции. Выведение закона электромагнитной индукции. Решение расчетных задач.

5. Решение расчетных задач с использованием характеристик переменного тока. Активное и реактивное сопротивления. Отработка навыков по решению уравнений.

6.Решение задач на сопоставление.

7. Решение тестовых задач по теме.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ(5 часов)

1. Решение задач на свободные электромагнитные колебания.

2.Решение качественных задач на вынужденные электромагнитные колебания.

3.  Знакомство с электромагнитными волнами и их характеристиками. Решение задач.

4. .Решение задач на сопоставление.

5. Решение тестовых задач по теме.

                                   Оптика  (5 часов)

1. Знакомство с  законами геометрической оптики. Законы распространения и отражения света. Решение качественных задач и задач на построение.

2. Знакомство с формулировкой закона преломления света. Линзы. Виды линз. Характеристики линз. Формула тонкой линзы. Решение расчетных задач.

3.Построение изображения, даваемое линзами. Решение качественных задач и задач на построение.

 4. Решение расчетных задач на интерференцию света.

5. Решение расчетных задач на дифракцию света. Дифракционная решетка.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА(4  часа)

  1. Знакомство с элементами теории относительности. Решение качественных задач и расчетных задач по теме.
  2. Решение расчетных задач на фотоэффект и его применение.
  3.  Решение расчетных задач на квантовую  теорию света.
  4.  Атомное ядро. Ядерные реакции. Закон радиоактивного  распада. Расчет энергии выхода при ядерных реакциях.

                      Учебно-тематический план   в 10-11классе

№ п\п

№ п\п

ТЕМА    ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

дата

Дата

всего

Теорети

ческих

Практи

ческих

КИНЕМАТИКА

8

2

6

1

1

Основные понятия кинематики

1

0.5

0,5

2

2

Скорость. Относительность движения.

1

-

1

3

3

Средняя скорость.

1

0,5

0,5

4

4

Равнопеременное движение

1

-

1

5

5

Равноускоренное движение

1

0,5

0,5

6

6

Свободное падение.

1

-

1

7

7

Кинематика вращательного движения.

1

0,5

0,5

8

8

 Решение тестовых задач. ТЕСТ №1 «Кинематика»

1

-

1

ДИНАМИКА

5

2

3

9

1

Первый, второй и третий законы Ньютона.

1

0,5

0,5

10

2

Сила упругость, сила тяжести. Вес.

1

0,5

0,5

11

3

Движение при наличии силы трения

1

0,5

1,5

12

4

Всемирное тяготение.

1

0,5

0,5

13

5

 Решение тестовых задач. ТЕСТ№2 «Динамика»

1

-

1

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

8

2

6

14

1

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

0,5

0,5

15

2

Столкновение тел: упругое, неупругое и безразличное.

1

-

1

16

3

Работа. Теорема о кинетической энергии.

1

0,5

0,5

17

4

 Теорема о потенциальной энергии.

1

-

1

18

5

Работа, мощность, энергия.

1

0,5

0,5

19

6

Закон сохранения энергии.

1

-

1

20

7

Давление жидкости и газа.

1

-

1

21

8

Закон Архимеда.

1

0,5

0,5

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

5

1

4

22

1

Основные положения МКТ.

1

0,5

0,5

23

2

Уравнение Менделеева - Клапейрона.

1

0.5

0,5

24

3

Газовые законы.

1

-

1

25

4

Графическое решение задач на изопроцессы

1

-

1

26

5

Основное уравнение  МКТ.

1

-

1

ТЕРМОДИНАМИКА

6

2

4

27

1

Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии.

1

0,5

0,5

28

2

Фазовые превращения (нагревание, плавление, парообразование)

1

-

1

29

3

Первый закон термодинамики

 1                  0,5

0,5

30

4

Тепловые двигатели

1

0,5

0,5

31

5

Пары. Влажность воздуха.

1

0,5

0,5

32

6

ТЕСТ№5 «Термодинамика»

1

-

1

Электродинамика

8

2,5

5,5

33

1

Электрический заряд. Закон сохранения заряда.

1

0,5

0,5

34

2

Закон Кулона.

1

0,5

0,5

35

3

Напряженность. Принцип суперпозиции полей.

1

0,5

0,5

36

4

                    11 класс

Потенциал. Разность потенциалов.

1

0,5

0,5

37

5

Работа элестотического поля. Решение задач

1

1

38

6

Конденсаторы.  Виды конденсаторов. Электроёмкость.

1

0,5

0,5

39

7

Энергия конденсатора.

1

1

40

8

Контрольный мониторинг

1

1

Законы постоянного тока

9

2,5

4,5

41

1

Характеристики постоянного тока

1

0.5

0.5

42

2

Закон Ома для участка цепи .

1

0.5

0.5

43

3

Соединения проводников.

1

0.5

0.5

44

4

Работа и мощность тока.

1

0.5

0.5

45

5

Тест №2 «Законы постоянного тока»

1

1

46-48

6

Закон Ома для полной цепи

1

0.5

0.5

49

7

Контрольный мониторинг.

1

1

Электромагнитные явления

7

3

4

50

1

Магнитное поле. Сила Ампера.

1

0.5

0.5

51

2

Магнитное поле. Сила Лоренца.

1

0.5

0.5

52

3

 Электрический ток в различных средах.

1

0.5

0.5

53

4

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

1

0.5

0.5

54

5

Переменный ток и его характеристики.

1

0.5

0.5

55

6

Сопротивления в цепи переменного тока.

1

0.5

0.5

56

7

Контрольный мониторинг.

1

1

Электромагнитные колебания

5

2

3

57

1

Свободные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5

58

2

Вынужденные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5

59

3

Давление и импульс электромагнитных волн.

1

0.5

0.5

60

4

Электромагнитные  волны

1

0.5

0.5

61

5

Контрольный мониторинг.

1

1

             

 Оптика    

5

1

4

62

1

Геометрическая оптика. Законы распространения света.

1

0.5

0.5

63

2

Линзы. Виды линз. Построение, даваемое линзами.

1

0.5

0.5

64

3

Интерференция света.  Решение задач.

1

1

65

4

Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение качественных  задач.

1

1

66

5

Контрольный мониторинг

1

1

Квантовая физика

4

1

3

67

1

Квантовая физика.

1

0,5

0,5

68

2

Фотоэффект и его применение

 1

0,5

0,5

69

3

Атомное ядро. Ядерные реакции.

 1

1

70

4

Расчет энергии выхода при ядерных реакциях

 1

1

всего  часов  

 

70

Литература, используемая учащимися:  

  1)    Физика-10, авт. В.А. Касьянов

  1. Физика-11, авт. В.А. Касьянов
  2. Методика решения задач по физике, авт. В.А. Касьянов.

    Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов

  1. Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич
  2. Сборник тестовых заданий по  физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
  3. Физика ЕГЭ 2005-2008                                                    

         Литература, используемая учителем:

  1. Физика-10,авт. В.А.Касьянов
  2. Физика-10,авт. В.А.Касьянов
  3. Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов
  4. Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович
  5. Сборник тестовых заданий по  физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
  6. Физика ЕГЭ 2005-2008                                                            
  7. Демоверсии ЕГЭ 2005-2009
  8. Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по физике для 10-11 классов

Данный курс позволяет учителю расширить рамки 2-х часовой программы физики для старшей школы и подготовить учащихся к экзамену в форме ЕГЭ....

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Рабочая программа курса "Занимательная физика" для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе программы Г.Н. Степановой "Физика с пятого класса: Пропедевтический курс".  Программа курса рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю....

Рабочая программа элективного курса по физике для 10, 11 классов.

Рабочая программа элективного курса по физике для 10, 11 классов "Методы решения физических задач"....

Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с и...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с ин...