конспект урока: Основы термодинамики
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: | Физика |
Учитель: | Кузьмичев Олег Вадимович |
Класс: | 10 |
Учебно-методический комплект: | Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс, М.: Просвещение, 2006. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 10-11 классов средней общеобразовательной школы.- СПб.: Специальная Литература, 1996. |
Учебная тема: | «Основы термодинамики. Первый закон» |
Тип урока: | Урок закрепления изученного материала |
Дидактическая цель: | формирование термодинамической теории на основе молекулярно – кинетической теории. |
Основные понятия: |
|
Перечень необходимых умений и навыков: |
|
Межпредметные связи: |
|
Ресурсы: - основные -дополнительные | - дидактический материал; - рабочие тетради и учебники; - презентация; - словари и справочники. |
План урока
П\н | Название этапа | Пояснение к реализации | Цель | Время |
1. | Организационный момент. | Активизировать внимание | Настрой на работу | 2 мин. |
2. | Мини – викторина. | Учитель делит учащихся на две команды, затем задает вопросы и задачи, которые оценены по баллам (приложение 1). | Закрепление и анализ лекционного материала. | 10 мин. |
3. | Представление и обсуждение презентации | Активная группа учащихся под руководством учителя готовит презентацию дома с различными мультимедийными приложениями (приложение 2). | Теоретическое осмысление нового материала. | 12 мин. |
4. | Научная игра «Крестики – нолики» | Учитель делит обучающихся на две команды, предлагает выбрать определенную клеточку, в которой обозначено задание: теоретический вопрос, качественная задача, расчетная задача, лабораторный практикум (приложение 3). | Закрепление и анализ изученного материала. Теоретическое осмысление нового материала. | 15 мин. |
5. | Подведение итогов. | Учитель подводит итоги урока. Учитель выставляет оценки в рейтинговый лист (приложение 4). | Обобщение теоретического материала. | 5 мин. |
6. | Домашнее задание. | Выучить тему «Основы электродинамики» | Обобщение теоретического материала. | 1 мин. |
Приложение 1.
Вопросы для мини-викторины:
1. Что изучает термодинамика? В чем состоят особенности термодинамики как теории?
2. Какие понятия термодинамики заимствованы из механики? Какие новые понятия термодинамика вводит?
3. Перечислите признаки систем, свойства которых изучает термодинамика?
4. Что такое температура? Как ее измеряют?
5. Что называется уравнением состояния? Получите уравнение состояния газа из закона Бойля-Мариотта и Шарля?
6. Какую систему называют идеальным газом?
7. При каких давлениях и температурах свойства газов описываются уравнением состояния Клапейрона-Менделеева?
8. Укажите физический смысл универсальной газовой постоянной на основе ее размерности.
- Что служит основанием для принятия первого начала термодинамики? Напишите математическое выражение первого начала.
- Каковы свойства внутренней энергии? Как измеряют внутреннюю энергию?
- Что дает первое начало для выяснения свойства системы, называемого теплоемкостью?
- Дайте описание простейших газовых процессов. Напишите уравнения этих процессов и выражения для количества теплоты и работы.
Приложение 2.
Темы для презентаций для выбора учащихся:
- Состояние системы. Время релаксации. Температура. Термометры.
- Из истории первого начала термодинамики.
- Второе начало термодинамики – обобщение опыта. Невозможность вечного двигателя второго рода.
Приложение 3.
Научная игра «Крестики – нолики»
Правила игры:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Группа разбивается на две подгруппы («Х» и «О»). В квадратике зашифрован физический вопрос. Вначале игры команды тянут жребий, с какой клетки начинать. Критерий оценки вопроса от 0 до 3 баллов:
- Правильный ответ 3 балла
- Неточный от 1 до 2 баллов
- Неправильный 0 баллов
Фиксирует ответы и оценивает преподаватель: если ответ правильный, каждый участник получает по 3 балла (соответственно по 2 балла, 1 баллу, 0 баллов). У какой команды большее количество баллов, тот знак и ставится в клетку.
Расшифровка клеток.
1 |
Экспресс - вопросы по теме: команды готовят 1 вопрос и взаимно отвечают.
2 |
Что бы это значило:
- Самое большое значение внутренней энергии?
- Температура может быть замороженной?
- Как велика удельная теплоемкость человека?
3 |
Составить кроссворд из 5 слов, затем команды обмениваются.
4 |
Эксперимент: из предоставленных приборов составить научный опыт.
5 |
Физический аукцион: команды составляют по 2 вопроса, 2 задачи с несколькими вариантами ответа
6 | 7 | 8 | 9 |
Вычислить на время:
6 кл. - Газ находится в баллоне при температуре Т. До какой температуры надо нагреть газ, чтобы его давление удвоилось?
7 кл. - Начертите графики простейших газовых процессов в координатах V – T и в координатах p – T.
8 кл. – Азот в количестве 0,2 кг нагревается при постоянном давлении от 30 до 100 град. Цельсия. Какую работу совершит газ ?
9 кл. - Газ находится при нуле град. Цельсия. На сколько градусов надо изобарно его нагреть, чтобы объем газа удвоился?
Приложение 4
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИО | Мини - викторина | Презентации студентов | Научная игра «крестики – нолики» | Общая оценка за занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Основы алгебры логики
план - конспект урока по теме: "Основы логики" буклет с законами алгебры логики...
Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"
Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....
Священные сооружения (конспект урока) Основы мировых религиозных культур Уроки 12 – 13
Конспект сдвоенного урока по предложенной теме....
Конспект урока " Основа логики: логические величины и формулы"
Конспект урока предназначен для учебных учреждений, которые занимаются по учебнику "Информатика ФГОС" автора Семакина И.Г....
Конспект урока "Основы классификации объектов".
План-конспект урока по информатике для 8 класса по теме "Основы классификации объектов"....
презентация к уроку: Основы термодинамики
презентация к уроку...
Конспект урока Основы генетики
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий....