Конспект урока Основы генетики
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otk._uroka.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Ф.И.О. Савинова Светлана Геннадьевна

Предмет: биология

Класс: 9

Тип урока: урок «Обобщение и систематизация знаний.»

Дата проведения урока:05.12.2013

Цель урока

Обобщить знания по теме «Основы генетики»

Задачи

  • Образовательные: Систематизировать знания по генетике, познакомиться с биографией учёных-генетиков.
  • Развивающие: развить умение учащихся решать генетические задачи, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: развивать генетическую грамотность, подчеркнув этические аспекты применения генных технологий.

Формы

Фронтальные и индивидуальные

Методы

  • словесные (беседа, диалог)
  • наглядные: (работа с рисунками и схемами);
  • практические: (составление схем, поиск информации);
  • дедуктивный: (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор.

Технология:

ЭОР, ИКТ, здоровое сбережение, проблемное обучение.

Методическая структура урока

Этапы

Содержание этапа

Форма работы

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

Приветствует учащихся

Настраиваются на предстоящую работу.

фронтальная

2.

Актуализация знаний

Объяснить словами пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени не жди хорошего племени».

Формирует тему урока.

Все организмы похожи на родителей, однако они не являются их точной копией.

Генетика –наука о наследственности и изменчивости. Сегодня мы повторяем и обобщаем знания по теме «Основы генетики»

Отвечают на вопросы, делают выводы,формируют цель и задачи урока, выявляют тему урока. Записывают тему урока

фронтальная

3.

Систематизация и обобщение  знаний

Что означают следующие термины:

1.)Наследственность

2.)Изменчивость

3.)Ген

4.)Локус

5.)Аллель

6.)Гетерозигота (Аа)

7.)Гомозигота (Аа, аа)

8.)Генотип

9.)Фенотип

10.)Доминантные гены

11.)Рецессивные гены

12.)Генофонд

Основатель генетики чешский ученый Грегор Мендель

Работа по терминам.

Ученик демонстрирует презентацию «Биография Г.Менделя».

фронтальная

Сформируйте законы Менделя:

I закон (единообразия гибридов первого поколения)

 II закон (закон расщепления)

 III закон  (закон независимого наследования)

Отвечают на вопросы

фронтальная

Решение генетических задач.

Задача №1

Какие типы гамет образуются у следующих организмов.

  1. АА, вв ?
  2. Аа
  3. Mm, Nn ?

Задача №2

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой?

Определите окраску арбузов, полученных от скрещивания растений, имеющих генотипы ss и  Ss

Записывают решение задач

Ответ: гаметы будут  такими.

  1. A и в  

  2. A и  a  

  3. MN; Mn;  Nn; mn.        

Проверяют на интерактивной доске.

Дано:

S-зеленая окраска,       S-полосатая

Решение:

Р ss × Ss     G     s   Ss  F1  Ss; ss

По фенотипу 1:1                            По генотипу 1:1                        Ответ: в F1 ½  растений будет с зеленой окраской,                              ½-полосатых.                     Проверяют на интерактивной доске.                                          

 

Индивидуальная

История генетики в России

Ученик демонстрирует презентацию о биографии Н.И.Вавилова «О том, кто был великим во всём».

Какие методы генетики Вам известны?

а)генеалогический- анализ родословных;

б)популяционный

Проблемный вопрос:

Жители одной изолированной горной деревни на протяжении многих поколений имели увеличенную щитовидную железу. После эмиграции этих людей в другой район все их потомки уже в первом поколении утратили этот признак. Почему?

3.)Близнецовый.

Проблемный вопрос:

Один из братьев-близнецов (однояйцовых), в отличии от другого, усиленно занимался гиревым спортом, и стал весить намного больше его. Можно ли утверждать, что в результате этого у него родиться ребенок ,хотя бы немного более крупный чем у брата?

Высказывают свои предположения, спорят, выясняют правильный ответ.

фронтальная

Какие наследственные заболевания вам известны?

Эти заболевания излечимы?

Отвечают на вопросы:

Их около 3000 (дальтонизм, болезнь Дауна, гемофилия и др.)

Наследственные заболевания неизлечимы, поэтому необходимо соблюдать морально-этические нормы поведения.

фронтальная

4.

Физкультминутка

Организует и проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз и для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

индивидуальная

5.

Рефлексия

 Что вызвало интерес? Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Делают самооценку результатов своей учебной деятельности.

индивидуальная

6.

Подведение итогов

Оценивает оценки, корректирует, напоминает, объясняет домашнее задание.

Составить своё родословное дерево; §17-20 учебника.

Обсуждают, задают вопросы

фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Основы алгебры логики

план - конспект урока по теме: "Основы логики" буклет с законами алгебры логики...

Презентеция к уроку "Основы генетики"

Данная презентеция используется для тематического учёта знаний по теме "Основы генетики" курса "Общей биологии" 10-11 класса...

Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"

Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....

Конспект урока " Основа логики: логические величины и формулы"

Конспект урока предназначен для учебных учреждений, которые занимаются по учебнику "Информатика ФГОС" автора Семакина И.Г....

Конспект урока "Основы классификации объектов".

План-конспект урока по информатике для 8 класса по теме "Основы классификации объектов"....

Обобщающий урок "Основы генетики"

Обобщающий урок "Основы генетики" проводится после изучения темы "Генетика " в курсе Биология , в разделе "Общая биология". Он рассчитан на учеников  9 класса, но мо...