Конспект урока: Основы алгебры логики
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
- план - конспект урока по теме: "Основы логики"
- буклет с законами алгебры логики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_logiki.doc | 96 КБ |
osnovy_logiki.ppt | 319.5 КБ |
kartochki_s_zadaniyami.doc | 31 КБ |
zakony_algebry_logiki.rar | 49.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Основы логики»
Шабалдина Наталья Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Лицей № 36»
Ленинского района г. Саратова
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения темы:
- при решении логических задач,
- при построении логических схем,
- при преобразовании логических выражений
Задачи урока:
- Образовательные:
- Обобщить полученные знания по теме: «Основы логики»;
- Обобщить знания и умения по решению логических задач, построению логических схем, преобразованию логических выражений.
- Развивающие:
- Закрепить наработанные навыки преобразования логических выражений, построения логических схем
- Научиться оптимизировать свою работу при преобразовании логических выражений, используя законы логики
- Развивать мыслительную деятельность: умения анализировать, обобщать, классифицировать
- Воспитательные:
- Формирование мировоззрения: показать, что
- источник возникновения логики – реальный мир,
- практические потребности людей предопределили развитие логики как науки
- Формирование общеучебных навыков:
- Внимания, аккуратности при преобразовании логических выражений и построении логических схем
- Эстетических навыков при оформлении записей, построении таблиц истинности
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Формы организации работы на уроке:
- Беседа
- Практическая работа
Учащиеся должны знать основные понятия:
- Определение науки логики, форм мышления, логической переменной, логической функции
- Названия и приоритет логических операций
- Логические законы
- Названия и обозначения вентилей
- Правила построения логических схем, таблиц истинности
Учащиеся должны уметь:
- Записывать высказывания в виде логического выражения
- Преобразовывать логические выражения
- Решать логические задачи
- Строить таблицы истинности
- Строить логические схемы по логическому выражению и наоборот
Для проведения урока потребуются:
- Компьютерный класс (11 ПК)
- Мультимедийный проектор
- Доска
- Программное обеспечение:
- Операционная система Windows’XP
- Табличный процессор MS Excel
- Раздаточный материал по числу учащихся:
- Конспект на выполнение практического задания
- Электронные документы:
- Презентация учителя «Основы логики»
План урока:
- Организационный момент и постановка цели урока
- Повторение - обобщение и проверка знаний учащихся в ходе беседы
- Решение задачи
- Рекомендации по выполнению практического задания
- Выполнение практического задания
- Анализ и рефлексия
- Подведение итогов урока
Ход урока
- Организационный момент и постановка цели урока
Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, сегодня мы с вами подводим итог изучения большого раздела в курсе информатики и ИКТ «Основы логики».
На этом уроке, мы вспомним, что изучали на предыдущих занятиях, и, используя свой опыт и навыки по построению и преобразованию логических выражений, решим логическую задачу, результат которой проверим путем построения таблицы истинности.
- Повторение – обобщение и проверка знаний учащихся в ходе беседы (Презентация)
- Читается эпиграф, подчеркивающий важнейшую роль логики в жизни людей.
- Повторение основных понятий науки логики:
- Повторение названий логических операций и выяснение значения соответствующего выражения при всевозможных значениях переменных.(Таблицы истинности для всех логических операций).
- определение истинности и построение составных высказываний
- Доказательство законов логики
- Построение логической схемы по логическому выражению и наоборот логического выражения по логической схеме
- Решение задачи
Решим текстовую задачу:
Три подразделения А, В, С торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:
- А получит максимальную прибыль только тогда, когда получат максимальную прибыль В и С;
- Либо А и С получат максимальную прибыль одновременно, либо одновременно не получат;
- Для того, чтобы подразделение С получило максимальную прибыль, необходимо, чтобы и В получило максимальную прибыль.
По завершению года оказалось, что одно из трех предположений ложно, а остальные истинны. Какие из названных подразделений получили максимальную прибыль?
Решение:
Рассмотрим простые высказывания:
А={А получит максимальную прибыль}
В={В получит максимальную прибыль}
С={С получит максимальную прибыль}
Запишем на языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:
Так как по завершению года, оказалось, что одно из трех ложно, а остальные истинны, имеем:
Преобразуем по отдельности каждое высказывание:
Ответ: Прибыль получат подразделения В и С
- Рекомендации по выполнению практического задания
А теперь мы подошли к практической части нашего урока.
Вы должны проверить данную текстовую задачу, построив совместную таблицу истинности для условий задачи и проанализировать ее.
А | В | С | F1 | F2 | F3 |
Для тех, кто выполнит это задание, может выполнять задание под номером 2.
2. Тождественно истинными (тавтологиями) являются логические формулы:
- Выполнение практического задания
Ребята, при решение сложных заданий по логике, необходимо знать несколько способов их решения, для того, чтобы убедиться в правильности ответа. Но если кто-то умеет безошибочно производить преобразования логических выражений, а кто-то строить таблицы истинности, то можно решать задачу одним приемлемым ему способом.
- Анализ и рефлексия
Ребята, подумайте и скажите:
- Все ли Вам удалось сделать на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Подведение итогов урока.
- В устных ответах можно отметить работу следующих учеников (перечень)
- Оценки за работу у доски: (перечень)
- Оценку за решение задачи:
- Результаты практической работы на компьютере: (перечень)
Итак, ребята мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В курсе изучения основы логики вы научились:
- Записывать высказывания на языке алгебры логики;
- Преобразовывать логические выражения, используя законы алгебры логики;
- Решать логические задачи, путем построения таблиц истинности, преобразования логических выражений, при помощи таблиц, логических рассуждений;
- Строить логические схемы;
- Записывать логическое выражение по логической схеме;
Мне приятно, что на этом уроке вы показали высокий уровень знаний по такой обширной теме в курсе информатики и ИКТ, как «Основы логики». На предыдущих уроках, при изучении данной темы, мы решали большое количество заданий из различных источников, основным из которых являлось «Пособие для поступающих в Саратовский государственный университет». Я желаю вам успехов в обучении, чтобы вы также уверенно шагали по просторам науки. Вы доказали, что вы соответствуете выбранному профилю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сформулируйте определение науки логики? Кто является основоположником формальной логики? Охарактеризуйте понятие как форму мышления? Охарактеризуйте умозаключение как форму мышления? Приведите примеры. Дайте определение понятию «логическая переменная»? Продолжите фразу: «Логическое выражение – это…» Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность Какой длины эта лента? Прослушайте сообщение. Делайте утреннюю зарядку! Назовите устройство ввода информации. Кто отсутствует? Париж – столица Англии. Число 11 является простым. 4+5=10. Сложите числа 2 и 5. Все медведи – бурые. Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда. Кощей Бессмертный – злой и коварный. Маша Радугина – лучшая ученица 6 класса. Логической операцией не является: Логическое деление; Логическое сложение; Логическое умножение; Логическое отрицание Таблица, содержащая все возможные значения логического выражения, называется: таблица ложности; таблица значений; таблица ответов; таблица истинности
Назовите логическую операцию А В A&B 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 - конъюнкция (логическое умножение) При каких значениях переменных выражение А &B принимает значение истина? Запись в естественном языке & Союз И , *
Назовите логическую операцию А В A v B 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 - Дизъюнкция (логическое сложение) При каких значения переменных выражение А vB принимает значение ложь? Запись в естественном языке V Союз ИЛИ, +
Назовите логическую операцию А Ā 0 1 1 0 - Инверсия (логическое отрицание) При каких значения переменных выражение ┐ А принимает значение ложь? Запись в естественном языке ┐ НЕВЕРНО, ЧТО
Назовите логическую операцию А В A → B 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 - импликация При каких значения переменных выражение А → B принимает значение ложь? Запись в естественном языке → Следование (если…,то…; необходимым условием А является В; только тогда А, если В; достаточным условием В является А)
Назовите логическую операцию А В A↔B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 - эквивалентность При каких значения переменных выражение А ↔ B принимает значение ложь? Запись в естественном языке ↔ Тождество (тогда и только тогда, когда…)
Назовите логическую операцию - Сложение по модулю два При каких значения переменных выражение принимает значение ложь? Запись в естественном языке Исключающее ИЛИ, Xor А В 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 Приоритет логических операций Определите истинность составных высказываний А= { Принтер - устройство ввода информации } ; В= { Процессор – устройство обработки информации } ; С= { Монитор – устройство хранения информации } ; D={ Клавиатура – устройство ввода информации } ; A & B & (C v D); A & C v (B &D); 0; 1;
Логические законы А; 0; 1; Ā
Логические законы А; 0; 1; Ā
Логические законы А; 0; 1; Ā
Логические законы А; 0; 1; Ā
Логические законы А; 0; 1; Ā
Логические законы А; 0; 1; Ā
Логические законы
Логические законы
Логические законы
Логические законы
Логические законы
Законы поглощения и склеивания Докажите истинность Устройство, выполняющее базовые логические операции, называется: Регистр; Ячейка; Вентиль; Триггер;
Дана следующая логическая схема. Упростите ее, используя минимальное количество вентилей A & B C & & V V V C Составьте логическую схему к выражению : & A B
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Задание 1. Проверьте полученный ответ предложенной задачи, построив таблицу истинности для условий задачи и проанализируйте ее.
Три подразделения А, В, С торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:
- А получит максимальную прибыль только тогда, когда получат максимальную прибыль В и С;
- Либо А и С получат максимальную прибыль одновременно, либо одновременно не получат;
- Для того, чтобы подразделение С получило максимальную прибыль, необходимо, чтобы и В получило максимальную прибыль.
По завершению года оказалось, что одно из трех предположений ложно, а остальные истинны. Какие из названных подразделений получили максимальную прибыль?
Простые высказывания:
А={А получит максимальную прибыль}
В={В получит максимальную прибыль}
С={С получит максимальную прибыль}
На языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:
Задание 2. Проверьте, построив таблицы истинности, являются ли предложенные логические формулы тождественно истинными (тавтологиями):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы алгебры логики
В даном конспекте изложены следующие материалы по алгебре логики:табличное представление логических функций;соновные логические функции;построение таблицы истинности по булеву выражению;получение буле...
Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"
Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....
Основы алгебры логики
Основы алгебры логики....
Основы алгебры логики
ЛОГИКА — это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений. Алгебра логики (другое название - Булева алгебра) - это область...
Презентация "Основы алгебры логики"
Представлены таблицы истинности основных логических функций....
Конспект урока " Основа логики: логические величины и формулы"
Конспект урока предназначен для учебных учреждений, которые занимаются по учебнику "Информатика ФГОС" автора Семакина И.Г....