Конспект урока: Основы алгебры логики
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

  • план - конспект урока по теме: "Основы логики"
  • буклет с законами алгебры логики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_logiki.doc96 КБ
Office presentation icon osnovy_logiki.ppt319.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_s_zadaniyami.doc31 КБ
Файл zakony_algebry_logiki.rar49.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основы логики»

Шабалдина Наталья Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Лицей № 36»
Ленинского района г. Саратова

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения темы:

  1. при решении логических задач,
  2. при построении логических схем,
  3. при преобразовании логических выражений

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. Обобщить полученные знания по теме: «Основы логики»;
  2. Обобщить знания и умения по решению логических задач, построению логических схем, преобразованию логических выражений.
  1. Развивающие:
  1. Закрепить наработанные навыки преобразования логических выражений, построения логических схем
  2. Научиться оптимизировать свою работу при преобразовании логических выражений, используя законы логики
  3. Развивать мыслительную деятельность: умения анализировать, обобщать, классифицировать
  1. Воспитательные:
  1. Формирование мировоззрения: показать, что
  1. источник возникновения логики – реальный мир,
  2. практические потребности людей предопределили развитие логики как науки
  1. Формирование общеучебных навыков:
  1. Внимания, аккуратности при преобразовании логических выражений и построении логических схем
  2. Эстетических навыков при оформлении записей, построении таблиц истинности

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Формы организации работы на уроке:

  1. Беседа
  2. Практическая работа

Учащиеся должны знать основные понятия:

  1. Определение науки логики, форм мышления, логической переменной, логической функции
  2. Названия и приоритет логических операций
  3. Логические законы
  4. Названия и обозначения вентилей
  5. Правила построения логических схем, таблиц истинности

Учащиеся должны уметь:

  1. Записывать высказывания в виде логического выражения
  2. Преобразовывать логические выражения
  3. Решать логические задачи
  4. Строить таблицы истинности
  5. Строить логические схемы по логическому выражению и наоборот

Для проведения урока потребуются:

  1. Компьютерный класс (11 ПК)
  2. Мультимедийный проектор
  3. Доска
  4. Программное обеспечение:
  1. Операционная система Windows’XP
  2. Табличный процессор MS Excel
  1. Раздаточный материал по числу учащихся:
  1. Конспект на выполнение практического задания
  1. Электронные документы:
  1. Презентация учителя «Основы логики»

План урока:

  1. Организационный момент и постановка цели урока
  2. Повторение - обобщение и проверка знаний учащихся в ходе беседы
  3. Решение задачи
  4. Рекомендации по выполнению практического задания
  5. Выполнение практического задания
  6. Анализ и рефлексия
  7. Подведение итогов урока

Ход урока

  1. Организационный момент и постановка цели урока

Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, сегодня мы с вами подводим итог изучения большого раздела в курсе информатики и ИКТ «Основы логики».

На этом уроке, мы вспомним, что изучали на предыдущих занятиях, и, используя свой опыт и навыки по построению и преобразованию логических выражений, решим логическую задачу, результат которой проверим путем построения таблицы истинности.

  1. Повторение – обобщение и проверка знаний учащихся в ходе беседы (Презентация)
  1. Читается эпиграф, подчеркивающий важнейшую роль логики в жизни людей.
  2.  Повторение основных понятий науки логики:
  3. Повторение названий логических операций и выяснение значения соответствующего выражения при всевозможных значениях переменных.(Таблицы истинности для всех логических операций).
  4. определение истинности и построение составных высказываний
  5. Доказательство законов логики
  6. Построение логической схемы по логическому выражению и наоборот логического выражения по логической схеме
  1. Решение задачи

Решим текстовую задачу:

Три подразделения А, В, С торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:

  1. А получит максимальную прибыль только тогда, когда получат максимальную прибыль В и С;
  2. Либо А и С получат максимальную прибыль одновременно, либо одновременно не получат;
  3. Для того, чтобы подразделение С получило максимальную прибыль, необходимо, чтобы и В получило максимальную прибыль.

По завершению года оказалось, что одно из трех предположений ложно, а остальные истинны. Какие из названных подразделений получили максимальную прибыль?

Решение:

Рассмотрим простые высказывания:

А={А получит максимальную прибыль}

В={В получит максимальную прибыль}

С={С получит максимальную прибыль}

Запишем на языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:

Так как по завершению года, оказалось, что одно из трех ложно, а остальные истинны, имеем:

Преобразуем по отдельности каждое высказывание:

Ответ: Прибыль получат подразделения В и С

  1. Рекомендации по выполнению практического задания

А теперь мы подошли к практической части нашего урока.

Вы должны проверить данную текстовую задачу, построив совместную таблицу истинности для условий задачи и проанализировать ее.

А

В

С

F1

F2

F3

Для тех, кто выполнит это задание, может выполнять задание под номером 2.

2. Тождественно истинными (тавтологиями) являются логические формулы:

  1. Выполнение практического задания

Ребята, при решение сложных заданий по логике, необходимо знать несколько способов их решения, для того, чтобы убедиться в правильности ответа. Но если кто-то умеет безошибочно производить преобразования логических выражений, а кто-то строить таблицы истинности, то можно решать задачу одним приемлемым ему способом.

  1. Анализ и рефлексия

Ребята, подумайте и скажите:

  1. Все ли Вам удалось сделать на уроке?
  2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

  1. Подведение итогов урока.

  1. В устных ответах можно отметить работу следующих учеников (перечень)
  2. Оценки за работу у доски: (перечень)
  3. Оценку за решение задачи:
  4. Результаты практической работы на компьютере: (перечень)

Итак, ребята мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В курсе изучения основы логики вы научились:

  1. Записывать высказывания на языке алгебры логики;
  2. Преобразовывать логические выражения, используя законы алгебры логики;
  3. Решать логические задачи, путем построения таблиц истинности, преобразования логических выражений, при помощи таблиц, логических рассуждений;
  4. Строить логические схемы;
  5. Записывать логическое выражение по логической схеме;

 Мне приятно, что на этом уроке вы показали высокий уровень знаний по такой обширной теме в курсе информатики и ИКТ, как «Основы логики». На предыдущих уроках, при изучении данной темы, мы решали большое количество заданий из различных источников, основным из которых являлось «Пособие для поступающих в Саратовский государственный университет». Я желаю вам успехов в обучении, чтобы вы также уверенно шагали по просторам науки. Вы доказали, что вы соответствуете выбранному профилю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы логики Учитель информатики и ИКТ МОУ «Лицей № 36» Ленинского района г. Саратова Шабалдина Наталья Владимировна «Гениально… Это не магия – это логика. Логическая задача… Многие величайшие волшебники были не в ладах с логикой, и, попади они сюда, они остались здесь навечно…» «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Ролинг.

Слайд 2

Сформулируйте определение науки логики? Кто является основоположником формальной логики? Охарактеризуйте понятие как форму мышления? Охарактеризуйте умозаключение как форму мышления? Приведите примеры. Дайте определение понятию «логическая переменная»? Продолжите фразу: «Логическое выражение – это…» Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность Какой длины эта лента? Прослушайте сообщение. Делайте утреннюю зарядку! Назовите устройство ввода информации. Кто отсутствует? Париж – столица Англии. Число 11 является простым. 4+5=10. Сложите числа 2 и 5. Все медведи – бурые. Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда. Кощей Бессмертный – злой и коварный. Маша Радугина – лучшая ученица 6 класса. Логической операцией не является: Логическое деление; Логическое сложение; Логическое умножение; Логическое отрицание Таблица, содержащая все возможные значения логического выражения, называется: таблица ложности; таблица значений; таблица ответов; таблица истинности

Слайд 3

Назовите логическую операцию А В A&B 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 - конъюнкция (логическое умножение) При каких значениях переменных выражение А &B принимает значение истина? Запись в естественном языке & Союз И , *

Слайд 4

Назовите логическую операцию А В A v B 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 - Дизъюнкция (логическое сложение) При каких значения переменных выражение А vB принимает значение ложь? Запись в естественном языке V Союз ИЛИ, +

Слайд 5

Назовите логическую операцию А Ā 0 1 1 0 - Инверсия (логическое отрицание) При каких значения переменных выражение ┐ А принимает значение ложь? Запись в естественном языке ┐ НЕВЕРНО, ЧТО

Слайд 6

Назовите логическую операцию А В A → B 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 - импликация При каких значения переменных выражение А → B принимает значение ложь? Запись в естественном языке → Следование (если…,то…; необходимым условием А является В; только тогда А, если В; достаточным условием В является А)

Слайд 7

Назовите логическую операцию А В A↔B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 - эквивалентность При каких значения переменных выражение А ↔ B принимает значение ложь? Запись в естественном языке ↔ Тождество (тогда и только тогда, когда…)

Слайд 8

Назовите логическую операцию - Сложение по модулю два При каких значения переменных выражение принимает значение ложь? Запись в естественном языке Исключающее ИЛИ, Xor А В 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 Приоритет логических операций Определите истинность составных высказываний А= { Принтер - устройство ввода информации } ; В= { Процессор – устройство обработки информации } ; С= { Монитор – устройство хранения информации } ; D={ Клавиатура – устройство ввода информации } ; A & B & (C v D); A & C v (B &D); 0; 1;

Слайд 9

Логические законы А; 0; 1; Ā

Слайд 10

Логические законы А; 0; 1; Ā

Слайд 11

Логические законы А; 0; 1; Ā

Слайд 12

Логические законы А; 0; 1; Ā

Слайд 13

Логические законы А; 0; 1; Ā

Слайд 14

Логические законы А; 0; 1; Ā

Слайд 15

Логические законы

Слайд 16

Логические законы

Слайд 17

Логические законы

Слайд 18

Логические законы

Слайд 19

Логические законы

Слайд 20

Законы поглощения и склеивания Докажите истинность Устройство, выполняющее базовые логические операции, называется: Регистр; Ячейка; Вентиль; Триггер;

Слайд 21

Дана следующая логическая схема. Упростите ее, используя минимальное количество вентилей A & B C & & V V V C Составьте логическую схему к выражению : & A B



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Задание 1. Проверьте полученный ответ предложенной задачи, построив таблицу истинности для условий задачи и проанализируйте ее.

Три подразделения А, В, С торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:

  1. А получит максимальную прибыль только тогда, когда получат максимальную прибыль В и С;
  2. Либо А и С получат максимальную прибыль одновременно, либо одновременно не получат;
  3. Для того, чтобы подразделение С получило максимальную прибыль, необходимо, чтобы и В получило максимальную прибыль.

По завершению года оказалось, что одно из трех предположений ложно, а остальные истинны. Какие из названных подразделений получили максимальную прибыль?

Простые высказывания:

А={А получит максимальную прибыль}

В={В получит максимальную прибыль}

С={С получит максимальную прибыль}

На языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:

Задание 2. Проверьте, построив таблицы истинности, являются ли предложенные логические формулы тождественно истинными (тавтологиями):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы алгебры логики

В даном конспекте изложены следующие материалы по алгебре логики:табличное представление логических функций;соновные логические функции;построение таблицы истинности по булеву выражению;получение буле...

Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"

Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....

Основы алгебры логики

Основы алгебры логики....

Основы алгебры логики

ЛОГИКА —  это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений.   Алгебра логики (другое название - Булева алгебра) - это область...

Презентация "Основы алгебры логики"

Представлены таблицы истинности основных логических функций....

Конспект урока " Основа логики: логические величины и формулы"

Конспект урока предназначен для учебных учреждений, которые занимаются по учебнику "Информатика ФГОС" автора Семакина И.Г....