Технологическая карта модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин)
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_8_klass.docx | 246.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПО ФИЗИКЕ
УЧЕНИ___ 8 ___ КЛАССА
___________________________________________________
МОДУЛЬ
«СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
ПЛАНИРУЕМАЯ ОЦЕНКА: _________________________
Учитель: Рогова Дарья Валерьевна
КАК ЭТИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?
Дорогой друг! Перед тобой важный инструмент обучения, который поможет тебе пройти по своей индивидуальной образовательной траектории в рамках изучения физики в четвертой четверти 8 класса.
Здесь ты найдешь тему каждого урока и задание для выполнения в классе и дома в соответствии с твоим личным выбором.
Задачи группы А – самые легкие, группы B – посложнее, задачи группы C – самые сложные, требующие глубокого понимания материала изучаемого модуля.
Выполняй домашнее задание после каждого урока и сдавай на проверку учителю.
Для получения оценки «3» (удовлетворительно) необходимо выполнить все задания группы А.
Для получения оценки «4» (хорошо) необходимо выполнить все задания группы А и 2 задания группы B или 4 задания группы А и 3 задания группы В.
Для получения оценки «5» (отлично) необходимо выполнить 4 задания группы А, 2 задания группы B и 1 задание группы С или 3 задания группы А, 1 задание группы B и 2 задание группы С.
Желаю успехов и удовольствия в изучении физики!
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
№ урока | Тема | Оценка |
1 | §62. Источники света. Распространение света. | |
2 | §63. Отражение света. Закон отражения света. §64. Плоское зеркало. | |
3 | §65. Преломление света. Закон преломления света. | |
4 | §66. Линзы. Оптическая сила линзы. | |
5 | §67. Изображения, даваемые линзой. | |
6 | Построение изображений в линзе | |
7 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения с помощью линзы» | |
8 | Оптические приборы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. | |
9 | Контрольная работа «Световые явления» |
БЛОК-СХЕМА МОДУЛЯ
Урок 1.
§62. Источники света. Распространение света.
Классная работа:
- Что такое оптика?
- Какова природа света?
- Как распространяются световые лучи? Какие опыты доказывают это?
- Почему предметы имеют различные цвета?
Домашняя работа:
ГРУППА А
- Что такое световой луч?
- Что такое точечный источник света?
- С какой классификацией источников света вы знакомы? Приведите примеры различных источников света.
- Что такое тень?
- Что такое полутень?
- Какие эксперименты доказывают прямолинейной распространение света?
ГРУППА B
- При каких условиях наблюдается не только тень, но и полутень?
- При солнечном затмении на Землю падает тень и полутень от Луны. Видит ли Солнце человек, находящийся в области тени? Полутени? Ответ поясните.
- Почему мы не видим предметы в полной темноте? Чем обусловлен цвет предмета?
- Как расположены тела во время солнечного и лунного затмений? Нарисуйте схему.
ГРУППА С
- В какой материальной среде свет распространяется с наибольшей скоростью?
- В куске плотного картона сделайте отверстие диаметром 3-5 мм. Расположите этот кусок на расстоянии примерно 10-15 см от стены, находящейся против окна. На стене вы увидите уменьшенное, перевернутое, слабо освещенное изображение окна. Объясните наблюдаемое явление.
- Найдите информацию о камере-обскуре – что это такое, где и как использовалось.
Урок 2.
§63. Отражение света. Закон отражения света.
§64. Плоское зеркало.
Классная работа:
- Угол между зеркалом и отраженным от него лучом равен 30⁰. Чему равен угол между зеркалом и падающим на него лучом?
- Уличный фонарь висит на высоте 5 м. Какой длины тень отбросит палка высотой 2 м, если ее установить вертикально на расстоянии 6 м от основания столба, на котором укреплен фонарь?
- Плоское зеркало движется от источника света со скоростью 2 м/с. С какой скоростью удаляется изображение источника света в зеркале относительно самого источника?
Домашняя работа:
ГРУППА А
- Человек стоит на расстоянии 2 м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?
- Угол падения луча на зеркало равен 40⁰. Каков угол между зеркалом и отраженным от него лучом?
- Солнечный луч направлен горизонтально. Как надо расположить плоское зеркало, чтобы после отражения луч шел вертикально?
- Что такое «солнечный зайчик»? Как его получить? Какое физическое явление лежит в его основе?
- Что такое перископ? Начертите его схему, объясните принцип работы.
- В чем разница между зеркальным и диффузным отражением? Приведите примеры.
ГРУППА B
- На сколько сократится расстояние между человеком и плоским зеркалом, если он приблизится к зеркалу на 2 м?
- Человек удаляется от зеркала со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью удаляется изображение от человека?
- В солнечный день высота тени от отвесно поставленной метровой линейки равна 50 см, а от дерева – 5 м. Какова высота дерева?
- На плоское зеркало падает луч света под углом 25⁰. На какой угол повернется отраженный луч, если зеркало повернуть на угол 15⁰?
ГРУППА С
- Высота Солнца над горизонтом составляет 30⁰. Как следует расположить плоское зеркало, чтобы осветить солнечными лучами дно вертикального колодца?
- В солнечный день длина тени на земле от елочки высотой 3 м равна 1,5 м, а от березы – 10 м. Какова высота березы?
- На какой угол было повернуто плоское зеркало, если угол между падающим и отраженным лучами увеличился на 40⁰?
Урок 3.
§65. Преломление света. Закон преломления света.
Классная работа:
- Вы оказались на необитаемом острове и решили подкрепиться рыбкой. Как надо целиться в рыбу, находящуюся в воде, чтобы не промахнуться: под нее, выше или прямо в рыбу?
- Почему предметы, расположенные за костром, мы видим колеблющимися?
- Из жидкости на границу ее раздела с воздухом падает луч света. Угол падения луча равен 30⁰. Отраженный и преломленный лучи перпендикулярны друг другу. Определить показатель преломления жидкости.
Домашняя работа:
ГРУППА А
- При каком условии наблюдается преломление?
- При каких условиях угол падения может быть равен углу преломления?
- Почему бассейн, наполненный водой, на глаз кажется мельче, чем на самом деле?
- На поверхность воды падает луч света под углом 50⁰. Каков угол преломления?
- Луч падает перпендикулярно поверхности воды. Чему равен угол преломления?
- Под каким углом луч света падает на поверхность воды, если угол преломления равен 30⁰?
ГРУППА B
- Короче или длиннее кажется тело человека, стоящего вертикально в воде? Что является причиной такой иллюзии?
- Как меняется плотность атмосферы с высотой? Как это влияет на ход солнечных лучей?
- Луч света падает из воздуха на поверхность воды под углом 30⁰. Как изменится угол преломления, если угол падения увеличить на 15⁰?
- Луч, отраженный от поверхности воды, образует с преломленным лучом угол 90⁰. Определить угол преломления.
ГРУППА С
- Разность температур между незамерзшей водой и холодным воздухом создает рефракцию. Этому сопутствует легкая мгла и «дрожание» горизонта. Однажды датские полярники по вине рефракции чуть не убили собственную собаку, приняв ее за овцебыка. Какое явление лежит в основе рефракции? Приведите другие примеры наблюдения рефракции в природе.
- Какова угловая высота Солнца над горизонтом, если водолаз, находящийся под водой видит, что солнечные лучи падают к поверхности воды под углом 50⁰?
- Луч света падает на границу раздела двух сред под углом 60⁰. Показатель преломления первой среды n1=2,5. Определить показатель преломления второй среды, если отраженный и преломленный лучи перпендикулярны друг другу.
Урок 4.
§66. Линзы. Оптическая сила линзы.
Классная работа:
- Что такое линза? Какие типы линз вы знаете?
- В настоящее время нередко можно встретить домашний телескоп. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, проводя наблюдение за темными пятнами на Солнце?
- Какими величинами можно охарактеризовать линзу?
- Определите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет оптическую силу D1=4 дптр, а другая – фокусное расстояние F2=5 см.
Домашняя работа:
ГРУППА А
- В чем разница между собирающими и рассеивающими линзами? Сделайте необходимые чертежи и пояснения. Какой формы линзы вы знаете? Сделайте необходимые рисунки и подписи.
- Назовите оптические приборы, в которых используются линзы. Какое назначение имеют эти приборы?
- Какой вред в солнечный день могут причинить листьям растений попавшие на них капли воды?
- Если вам дадут две двояковыпуклые линзы с разными радиусами кривизны, какая из них будет обладать более сильными собирающими свойствами?
- Фокусное расстояние линзы F=25 см. Какая это линза? Какова ее оптическая сила?
- Чему равно фокусное расстояние линзы, имеющей оптическую силу D= -2 дптр? Какая это линза?
ГРУППА B
- Предмет находится на расстоянии 30 см от линзы с фокусным расстоянием 20 см. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета?
- Предмет находится на расстоянии 39 см от линзы, а его изображение – на расстоянии 90 см от линзы. Вычислить ее фокусное расстояние.
- Линза располагается на расстоянии 4 см от предмета, в результате чего получается мнимое изображение предмета, увеличенное в 5 раз. Какова оптическая сила линзы?
- На каком расстоянии от линзы с фокусным расстоянием 5 см находится изображение при трехкратном увеличении предмета?
ГРУППА С
- Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1= -8 см, а другая – оптическую силу D2= -2,5 дптр?
- Оптическая система состоит из сложенных вплотную собирающей и рассеивающей линз. Фокусные расстояния линз соответственно равны F1=40 см и F2= -60 см. Определите оптическую силу этой системы линз.
- Оптическая сила объектива фотоаппарата равна 12,5 дптр. Какова высота дерева на снимке, если снимок сделан с расстояния 10 м, а высота дерева равна 3 м?
Урок 5.
§67. Изображения, даваемые линзой.
Домашняя работа:
ГРУППА А
Постройте изображение светящейся точки в линзе:
1.
2.
3.
4.
5.
ГРУППА B
Построить изображение предмета и охарактеризовать его.
ГРУППА С
- Выполнить все необходимые для исследования построения в собирающей линзе и заполнить таблицу:
№ | Расстояние от предмета до линзы, d | Характер изображения | Применение на практике |
1 | d>2F | ||
2 | d=2F | ||
3 | F | ||
4 | d=F | ||
5 | d |
- Выполнить построение дальнейшего хода лучей в линзе:
- Выполнить построение изображения точки А в линзе:
Урок 6.
Построение изображений в линзе
(разноуровневая самостоятельная работа)
Домашняя работа: подготовиться к лабораторной работе №10 (инструкция в учебнике)
Урок 7.
Лабораторная работа №10 «Получение изображения с помощью линзы»
Классная работа:
Выполни предложенную лабораторную работу под руководством учителя.
Домашняя работа:
ГРУППА А
Подготовь сообщение на одну из предложенных тем:
- Оптические приборы
- Фотоаппарат
- Глаз и зрение
ГРУППА B
Подготовь сообщение и презентацию на одну из предложенных тем:
- Оптические приборы
- Фотоаппарат
- Глаз и зрение
ГРУППА С
Подготовь сообщение и презентацию на одну из предложенных тем. Будь готов представить в классе результаты своего исследования.
- Оптические приборы
- Фотоаппарат
- Глаз и зрение
Урок 8.
Оптические приборы. Фотоаппарат. Глаз и зрение.
Классная работа:
Прослушай выступления. Ответь на вопросы учителя. Задай свои вопросы.
Домашняя работа (подготовка к контрольной работе):
ГРУППА А
- К каким типам источников света относятся: молния, светлячки, комета, Солнце, лампы дневного света, планета? Выберите из предложенных вариантов: тепловые, отражающие света, газоразрядные, люминисцентные.
- Какое из физических явлений – прямолинейное распространение, отражение, преломление или рассеяние света – лежит в основе каждого из приборов: перископ, проектор, фотоаппарат, очки, микроскоп?
- Тень на экране от предмета, освещенного точечным источником света, имеет размеры в 3 раза больше, чем сам предмет. Расстояние от источника света до предмета равно 1 с. Определите расстояние от источника света до экрана.
- Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения уменьшился на 5⁰. Как изменился угол между падающим и отраженным лучами?
- Угол падения луча из воздуха на границу с водой равен 30⁰. Определить угол преломления луча в воде.
- Человек, находившийся на расстоянии 4 м от плоского зеркала, переместился и оказался на расстоянии 3 м. На сколько изменилось расстояние между человеком и его изображением?
- Человек носит очки, оптическая сила которых D= - 4 дптр. Какие у этих очков линзы? Каково их фокусное расстояние?
ГРУППА B
- Постройте изображение точки:
- Постройте изображение точки:
- Постройте изображение в линзе и охарактеризуйте его:
- Постройте изображение в линзе и охарактеризуйте его:
ГРУППА С
Построить изображение светящийся точки после прохождения системы линз:
1.
2.
3.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс
Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....
Викторина "Тепловые явления" физика 8 класс
Цель данной викторины состоит в то, что развиваются умственные способности учеников. Повышается их интерес к физике.Проводить викторину удобно, если разбить всех учащихся в классе на 4-5 команд.Можно ...
Решение задач по теме "Световые явления". физика, 8 класс
Решение задач по теме "Световые явления" , презентация по физике для учащихся 8 класса. Можно использовать для повторения в 11 классе. Даны задачи с подробным решением, а также построением....
Тест по теме «Тепловые явления», физика 8 класс
Тест по теме «Тепловые явления», физика 8 класс...
Итоговый тест по теме «Электрические явления» Физика, 8 класс
Итоговый тест по теме «Электрические явления» Физика, 8 класс...
Итоговый тест по теме «Магнитные явления» Физика, 8 класс
Итоговый тест по теме «Магнитные явления» Физика, 8 класс...
Диагностическая работа по теме "Тепловые явления" физика 8 класс
Диагностическая работа к разделу "Тепловые явления" физика 8 класс.Данная работа может быть включена в фонд оценочных средств образовательного учреждения....