Три состояния вещества
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Гладкова Светлана Алексеевна

Урок по физике в 7 классе "Три состояния вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_sostoyaniya_veshchestva_1.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Три состояния вещества

Цели: - познакомить обучающихся с понятием агрегатных состояний вещества;

рассмотреть свойства веществ в различных агрегатных состояниях на основе знаний о строении, движении и взаимодействии частиц;

познакомить обучающихся с положениями молекулярно-кинетической теории строения вещества;

развивать научное мировоззрение учащихся;

продолжить дальнейшее развитие умений и навыков работы с приборами;

воспитание внимания аккуратности, культуры общения.

Оборудование: пластиковые бутылки с водой и с воздухом; сосуды разной формы; стаканы с водой; воздушные шары; пробирки с пробкой;различные твердые тела.

План урока:

1.Организационный момент -2 мин

2. Актуализация знаний -3 мин

3. Объяснение нового материала -20 мин

4. Закрепление – 13 мин

5. Рефлексия урока – 2 мин

Ход урока.

1.  Организационный момент. Сообщение учащимся целей урока; напомнить правила техники безопасности.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос учащихся.

- Отличаются ли молекулы холодной  воды от молекул теплой и горячей воды? От молекул льда?

- Почему карандаш не распадается на отдельные молекулы?

- Почему карандаш невозможно сжать, ведь между молекулами существуют промежутки?

- Чем объясняется распространение в воздухе запаха пахучих веществ?

- Почему в газах диффузия происходит быстрее, чем в жидкостях и твердых телах?

3. Объяснение нового материала.

А сейчас расскажите о результатах вашего домашнего эксперимента: налить воду в три сосуда, один изних поставить в морозильную камеру холодильника, другой на стол, а третий - на огонь. Через некоторое время посмотреть на них и подумать: чем отличается вода, пар и лед?  Ответы учащихся.

Таким образом, одно и тоже вещество может находиться в трех агрегатных состояниях –твердом, жидком и газообразном. Что можно сказать о молекулах вещества в различных состояниях? Ответы учащихся.

А может ли ртуть находиться в трех агрегатных состояниях? Ответы учащихся.

Когда во время болезни мама подает вам ртутный термометр, она беспокоится: «Осторожно! Не разбей!»  Как вы думаете? Она беспокоится только о том. Чтобы вы не поранились? Ответы учащихся.

Верно. Ядовиты пары ртути, значит она может находиться в газообразном состоянии. А если её охладить до температуры -39 0С, ртуть перейдет в твердое состояние.

Кислород – это газ, если его охладить до - 1930С, он превратиться в жидкость, при дальнейшем охлаждении до - 2190С мы получим твердый кислород.

У меня в руках металлический ключ, в обычных условиях он в каком агрегатном состоянии? Ответы учащихся.

Верно, железо при 15350С плавится и превращается в жидкость. Над расплавленным железом будет находиться газ – пар из атомов железа.

А теперь давайте экспериментально определим: какими свойствами обладают вещества в каждом из агрегатных состояний.

Подготовьте в тетради таблицу.

Сформируем группы исследователей.

На столе у каждой группы находятся приборы, карточка с заданием. Выполните задание и сделайте выводы.

I группа 

Приборы и материалы: закрытые пластиковые бутылки с водой и с воздухом, сосуды разной формы.

Задание : Попробуйте, используя ваше оборудование, ответить на вопросы:

- Легко ли сжать газ? жидкость?

- Легко ли изменить форму жидкости? Газа?

II группа 

Приборы и материалы: различные твердые тела.

Задание : Попробуйте, используя ваше оборудование, ответить на вопросы:

- Всегда ли легко изменить форму твердого тела? А объем?

III группа 

Приборы и материалы: воздушный шарик, вода в стакане.

Задание : Попробуйте, используя ваше оборудование, ответить на вопросы:

- Заполняет ли жидкость весь предоставленный объем? А газ?

Теперь послушаем к каким выводам вы пришли и начнем заполнять таблицу.

Состояние

Свойства

Фантазия: молекулы

Газообразное

Не сохраняет

ни форму,   ни объем

легко сжать

 

Жидкое

Сохраняет объем,

не сохраняет форму

течет

 

Твердое

Сохраняет форму и объем

 

Ответы учащихся.

I группа  Форму жидкости изменить легко, следовательно жидкость не сохраняет форму. Форму воздуха изменить легко, следовательно воздух не сохраняет форму.

II группа Воздух заполняет весь предоставленный объем. Объем  воздух не сохраняется. Вода не заполняет весь предоставленный объем. Объем жидкости сохраняется

III группа Форму жидкости изменить легко.Жидкость не сохраняет форму. Форму воздуха изменить легко. Воздух не сохраняет форму. Газ сжать легче, чем жидкость, т.н. газ легко сжимаем, жидкость несжимаема.

Сохранилось описание одного исторического опыта, в котором воду пробовали сжать таким способом. Её налили в свинцовый шар и шар запаяли, чтобы вода не могла выливаться при сжатии. После этого ударили по свинцовому шару тяжелым молотом. И что же? Вода не сжалась вместе с шаром, а просочилась сквозь его стенки.

Знания о строении вещества, движении и взаимодействии частиц помогут нам объяснить свойства.

Лед, вода, водяной пар – три состояния одного и того же вещества – воды. Что можно сказать о молекулах льда, воды и водяного пара?

Ответы учащихся.

Рассмотрим газообразное состояние.

- Почему газ легко сжать? Ответы учащихся

Почему газ занимает весь предоставленный ему объем и не имеет своей формы? Ответы учащихся

Если посмотреть в окно, увидим спешащих по делам людей, кто-то встретит знакомого, поговорит и дальше спешит по делам. Так и молекулам газа просторно!

Внесите рисунок в таблицу.

Перейдем к жидкому состоянию.

-Почему жидкость невозможно сжать? Ответы учащихся.

Почему жидкость сохраняет только объем, а форму принимает того сосуда, куда налита? Ответы учащихся.

Во время концертов собираются огромные толпы людей, толпа не расходится, но люди двигаются, встречают знакомых. Расходятся. Так ведут себя и молекулы в жидком состоянии, тесновато, колеблются.

Внесите рисунок в таблицу.

Вещество в твердом состоянии.

- Почему твердое тело сохраняет и форму и объем ?

Ответы учащихся.

Перед военным парадом на площади выстраиваются солдаты. До команды каждый стоит на своем месте, может двигаться на месте, но выйти из стоя нельзя. Так и молекулы в твердых телах: стройными рядами, колеблются на своем месте.

Внесите рисунок в таблицу.

Частицы большинства твердых тел расположены в определенном порядке(лед, алмаз, металлы) – такие твердые тела называют кристаллическими.

Таким образом, различие в расположении и движении молекул в агрегатных состояниях объясняет различие в свойствах  твердых тел, жидкостей и газов.

Американский физик Р.Фейнман предлагал студентам следующую гипотетическую ситуацию: предположим, что человечество и плоды его трудов должны исчезнуть; разрешено оставить людям, которые появятся когда-нибудь, только одну фразу, которая поможет им быстрее пройти путь к совершенству, понести меньше потерь, чем понесла наша цивилизация в своем развитии. Какой должна быть эта фраза? Сам Фейнман предлагал следующую: Все тела состоят из мельчайших частиц, которые беспорядочно движутся и взаимодействуют.

А ведь он пожалуй прав. Она помогает понять мир с единой точки зрения, предвидеть ход явлений и искать выход из самых затруднительных положений, в которых все чаще оказывается человечество.

Давайте выделим три основные положения о строении вещества.

Ответы учащихся.

  1. Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов.
  2. Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся.
  3. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

Эти положения называют основными положениями молекулярно-кинетической теории строения вещества.

  1. Закрепление.

А теперь попробуем применит новые знания.

1. Кто заметит все ошибки в следующем утверждении: «При обычных условиях в жидком состоянии находятся: бензин, нефть, воск, ртуть, кислород, молоко, одеколон, водород, уксус?»

2. Самостоятельно на листочках.

Распределите вещества в три колонки: жидкость, твердое тело, газообразное состояние.

Вода, воздух, спирт, сахар, молоко, кислород, лед, водород, алюминий, свинец, азот, керосин.

3. Прокомментируйте опыты, зная свойства веществ в агрегатных состояниях:

- сжимается воздух в трубочке (изменяем объем газа)

- выпускаем воздух из воздушного шара ( газ принимает форму сосуда, заполняет весь объем)

- переливаем воду в сосуды разной формы (изменяется форма, объем сохраняется)

- попробовать изменить объем и форму твердого тела ( объем и форма сохраняется)

4. Ответьте на вопросы:

- Можно ли наполнить пустую литровую бутылку воздухом наполовину?

- Можно ли сохранить водяной пар в сосуде, не закрывая его?

- В чем состоит сходство свойств жидкостей и твердых тел?

- В каком состоянии вещество сохраняет объем и имеет форму?

Пусть каждый ученик вашего класса – молекула, а все вы вместе – скопление молекул. Какое состояние вещества напоминает ваш коллектив?

Но прозвенит звонок и «коллектив» превращается в …… и разлетается по всей школе.

А что произойдет, если в середину вашего класса поставить коробку конфет? Что будет представлять собой ваш коллектив?

5. Рефлексия.                                                                                                             Сегодня  я узнал…          

Было интересно…        

Было трудно…                  

Я понял, что…                      

Я научился…                  

Меня удивило…   

6. Домашнее задание. Соответствующий параграф учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по теме "Три состояния вещества". Физика 7 класс.

Интерактивный тест содержит 15 заданий, создан в программе РР-2007 с поддержкой макросов....

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

тест по теме: Агрегатные состояния вещества

тематический тест для 8 класса...

Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"

В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....

Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"

Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...

анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл

Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь  к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова  Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...