Конспект урока по физике "Давление твёрдых тел" (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Цель: ввести понятие давления, рассмотреть способы его увеличения и уменьшения; вырабатывать навыки самостоятельной практической работы; развивать креативное мышление; вырабатывать умения анализировать полученные результаты и делать выводы; воспитывать культуру труда.
Оборудование: пластилин, дощечка с гвоздями; ёмкость с песком, груз; брусок, динамометр, линейка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
І. Актуализация опорных знаний
- Что такое сила? (Сила - причина изменения скорости тела)
- От чего зависит действие силы? (От модуля направления и точки приложения)
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся
- По снегу прошлись лось и человек. Чьи следы на снегу глубже?
- Если вы хотите спасти человека, под которым провалился лед, то знайте, что подойти к нему нельзя, а подползти можно. Почему?
- Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони можно?
- Индийский факир может выспаться на постели, из которой торчит 10000 гвоздей. А не легче ли ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
ІІІ. Восприятие и первичное осознание нового материала
Проведём испытание. Пусть роль факира исполнит кусок пластилина с гирькой наверху. Будем укладывать факира сначала на 10 гвоздей, потом на 9 и т. д. Сравните последствия. Почему они различны?.
Что мы изменяли в эксперименте?
- Мы изменяли модуль силы? (нет)
- Направление? (нет)
- Точку приложения? (нет)
Таким образом, результат действия силы зависит не только от перечисленных величин, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует (человек на лыжах и без лыж, кнопки).
Демонстрация
Сила одна: F1=F2=mg
|
Результат разный:
S1›S2
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением [p]= (паскаль)
F
p S
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.
Фронтальный эксперимент
У каждого ученика на парте брусок, линейка и динамометр.
Задание. Какие давления оказывает прямоугольный брусок на стол, если его класть различными гранями?
- Что нужно знать для выполнения задания? (площадь грани, вес бруска)
- Как определить площадь грани? (длину умножить на ширину)
- Как перевести см2 в м2 (1 см2=0,0001 м2)
- Как определить вес бруска? (с помощью динамометра)
- Как рассчитать давление? (вес бруска разделить на площадь грани)
І ІІ ІІІ
а=12 см а= 2,9 см а=2,9 см
b=4,5 см b=12 см b= 4,5 см
S=54см2=0,0054м2 S=34,8 см2 = S=13,05 см2=
=0,00348 м2 =0,001305 м2
р= 185 Па р=287,3 Па р= 766,2 Па
Результаты записываются на доске. Все вместе обговаривают результаты и делают вывод.
Итак, чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.
В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.
р↑ → F↑ или S↓
р↓ → F↓ или S↑
Кнопка: F = 50H р= 50000 кПа › в 500 раз
S = 1 мм2 ртанка= 100 кПа
Разминка. Дети встают.
- Оказываем ли мы давление на пол? (Да)
- Увеличьте давление на пол в 2 раза (Дети поднимают одну ногу)
ІV. Закрепление нового материала.
Задача. После успешного окончания маневров командир группы «зелёных», как обычно, послал группу захвата на танке за апельсинами и райским наслаждением «Баунти». Туда они проехали через мост, а обратно, решив сократить путь, поехали по льду. Будут ли «зелёные» испытывать райское наслаждение, если известно, что лёд выдерживает максимальное давление 18000 Па, масса танка со всем содержимым 1600 кг, а площадь соприкосновения танка со льдом 0,8 м2
Дано: Решение:
Ответ. , следовательно, лёд проломится.
V. Подведение итогов и сообщение домашнего задания
- Что мы сегодня узнали на уроке? (что твёрдые тела оказывают давление)
- Что необходимо знать для того, чтобы определить давление? (силу, действующую перпендикулярно поверхности и площадь соприкосновения)
- Можем ли мы определить какое давление мы оказываем на пол? Как?
- Как рассчитать силу, с которой мы действуем на пол? ()
- Как определить площадь соприкосновения стопы с полом (с помощью палетки)
, где
- площадь одной клетки
- число целых клеток
- число нецелых клеток
Итак, Домашнее задание
Творческое задание
Достаточный уровень: Определить какое давление оказывает кусок мыла на стол.
Высокий уровень: Определить, какое давление оказывает каждый из вас на пол
§25,26, упражнение 14 (3)-письменно, выполнение творческого задания
«За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса.
«Ну это уж мы проверим», - подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.
Утром ее спросили, как она почивала.
- Ах, очень плохо! – ответила принцесса. – Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!
Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинках, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса».
Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davlenie_tverdyh_tel.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике
Тема. Давление твердых тел
Подготовила: учитель ГУ «Луганская
школа I-III ступеней № 18»
Шляханова Светлана Дмитриевна
Цель: ввести понятие давления, рассмотреть способы его увеличения и уменьшения; вырабатывать навыки самостоятельной практической работы; развивать креативное мышление; вырабатывать умения анализировать полученные результаты и делать выводы; воспитывать культуру труда.
Оборудование: пластилин, дощечка с гвоздями; ёмкость с песком, груз; брусок, динамометр, линейка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
І. Актуализация опорных знаний
- Что такое сила? (Сила - причина изменения скорости тела)
- От чего зависит действие силы? (От модуля направления и точки приложения)
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся
- По снегу прошлись лось и человек. Чьи следы на снегу глубже?
- Если вы хотите спасти человека, под которым провалился лед, то знайте, что подойти к нему нельзя, а подползти можно. Почему?
- Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони можно?
- Индийский факир может выспаться на постели, из которой торчит 10000 гвоздей. А не легче ли ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
ІІІ. Восприятие и первичное осознание нового материала
Проведём испытание. Пусть роль факира исполнит кусок пластилина с гирькой наверху. Будем укладывать факира сначала на 10 гвоздей, потом на 9 и т. д. Сравните последствия. Почему они различны?.
Что мы изменяли в эксперименте?
- Мы изменяли модуль силы? (нет)
- Направление? (нет)
- Точку приложения? (нет)
Таким образом, результат действия силы зависит не только от перечисленных величин, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует (человек на лыжах и без лыж, кнопки).
Демонстрация
Сила одна: F1=F2=mg
Результат разный:
S1›S2
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением [p]= (паскаль)
F
p S
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.
Фронтальный эксперимент
У каждого ученика на парте брусок, линейка и динамометр.
Задание. Какие давления оказывает прямоугольный брусок на стол, если его класть различными гранями?
- Что нужно знать для выполнения задания? (площадь грани, вес бруска)
- Как определить площадь грани? (длину умножить на ширину)
- Как перевести см2 в м2 (1 см2=0,0001 м2)
- Как определить вес бруска? (с помощью динамометра)
- Как рассчитать давление? (вес бруска разделить на площадь грани)
І ІІ ІІІ
а=12 см а= 2,9 см а=2,9 см
b=4,5 см b=12 см b= 4,5 см
S=54см2=0,0054м2 S=34,8 см2 = S=13,05 см2=
=0,00348 м2 =0,001305 м2
р= 185 Па р=287,3 Па р= 766,2 Па
Результаты записываются на доске. Все вместе обговаривают результаты и делают вывод.
Итак, чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.
В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.
р↑ → F↑ или S↓
р↓ → F↓ или S↑
Кнопка: F = 50H р= 50000 кПа › в 500 раз
S = 1 мм2 ртанка= 100 кПа
Разминка. Дети встают.
- Оказываем ли мы давление на пол? (Да)
- Увеличьте давление на пол в 2 раза (Дети поднимают одну ногу)
ІV. Закрепление нового материала.
Задача. После успешного окончания маневров командир группы «зелёных», как обычно, послал группу захвата на танке за апельсинами и райским наслаждением «Баунти». Туда они проехали через мост, а обратно, решив сократить путь, поехали по льду. Будут ли «зелёные» испытывать райское наслаждение, если известно, что лёд выдерживает максимальное давление 18000 Па, масса танка со всем содержимым 1600 кг, а площадь соприкосновения танка со льдом 0,8 м2
Дано: Решение:
Ответ. , следовательно, лёд проломится.
V. Подведение итогов и сообщение домашнего задания
- Что мы сегодня узнали на уроке? (что твёрдые тела оказывают давление)
- Что необходимо знать для того, чтобы определить давление? (силу, действующую перпендикулярно поверхности и площадь соприкосновения)
- Можем ли мы определить какое давление мы оказываем на пол? Как?
- Как рассчитать силу, с которой мы действуем на пол? ()
- Как определить площадь соприкосновения стопы с полом (с помощью палетки)
, где
- площадь одной клетки
- число целых клеток
- число нецелых клеток
Итак, Домашнее задание
Творческое задание
Достаточный уровень: Определить какое давление оказывает кусок мыла на стол.
Высокий уровень: Определить, какое давление оказывает каждый из вас на пол
§25,26, упражнение 14 (3)-письменно, выполнение творческого задания
«За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса.
«Ну это уж мы проверим», - подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.
Утром ее спросили, как она почивала.
- Ах, очень плохо! – ответила принцесса. – Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!
Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинках, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса».
Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)
Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...