Конспект урока по физике "Давление твёрдых тел" (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Шляханова Светлана Дмитриевна

Цель:       ввести понятие давления, рассмотреть способы его увеличения и уменьшения; вырабатывать навыки самостоятельной практической работы; развивать креативное мышление; вырабатывать умения анализировать полученные результаты и делать выводы; воспитывать культуру труда.

Оборудование: пластилин, дощечка с гвоздями; ёмкость с песком, груз; брусок, динамометр, линейка.

Тип урока:       урок усвоения новых знаний.

Структура урока:

 

І. Актуализация опорных знаний

  • Что такое сила? (Сила - причина изменения скорости тела)
  • От чего зависит действие силы? (От модуля направления и точки приложения)

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

  • По снегу прошлись лось и человек. Чьи следы на снегу глубже?
  • Если вы хотите спасти человека, под которым провалился лед, то знайте, что подойти к нему нельзя, а подползти можно. Почему?
  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони можно?
  • Индийский факир может выспаться на постели, из которой торчит 10000 гвоздей. А не легче ли ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?

 

 

ІІІ. Восприятие и первичное осознание нового материала

Проведём испытание. Пусть роль факира исполнит кусок пластилина с гирькой наверху. Будем укладывать факира сначала на 10 гвоздей, потом на    9 и т. д. Сравните последствия. Почему они различны?.

Что мы изменяли в эксперименте?

  • Мы изменяли модуль силы?      (нет)
  • Направление? (нет)
  • Точку приложения? (нет)

        Таким образом, результат действия силы зависит не только от перечисленных величин, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует (человек на лыжах и без лыж, кнопки).

imageimageimageimageimageimage        Демонстрация               

imageimageСила одна:       F1=F2=mg

 

        S1

   

  песок                    S2

imageimageimageimageimageimageРезультат разный:

imageimageimageimageimageS1›S2              image

 

 

image

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением                          [p]= image  (паскаль)

                                                       image

image

                F

 

           p       S

 

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью    1 м2 перпендикулярно этой поверхности.

Фронтальный эксперимент

У каждого ученика на парте брусок, линейка и динамометр.

Задание. Какие давления оказывает прямоугольный брусок на стол, если его класть различными гранями?

  • Что нужно знать для выполнения задания?  (площадь грани, вес бруска)
  • Как определить площадь грани? (длину умножить на ширину)
  • Как перевести см2 в м2  (1 см2=0,0001 м2)
  • Как определить вес бруска? (с помощью динамометра)
  • Как рассчитать давление? (вес бруска разделить на площадь грани)

І                                      ІІ                                     ІІІ

а=12 см                           а= 2,9 см                         а=2,9 см

b=4,5 см                          b=12 см                           b= 4,5 см

 

S=54см2=0,0054м2                        S=34,8 см2 =               S=13,05 см2=

     =0,00348 м2                =0,001305 м2

р= 185 Па                               р=287,3 Па              р= 766,2 Па

 

        Результаты записываются на доске. Все вместе обговаривают результаты и делают вывод.

Итак, чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

        В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.

        р↑ → F↑ или S↓

        р↓ → F↓ или S↑

imageimageimageКнопка:    F = 50H                   р= 50000 кПа ›                в 500 раз

image                S = 1 мм2                 ртанка= 100 кПа

 

        Разминка.  Дети встают.

  • Оказываем ли мы давление на пол? (Да)
  • Увеличьте давление на пол в 2 раза        (Дети поднимают одну ногу)

ІV. Закрепление нового материала.

Задача.    После успешного окончания маневров командир группы «зелёных», как обычно, послал группу захвата на танке за апельсинами и райским наслаждением «Баунти». Туда они проехали через мост, а обратно, решив сократить путь, поехали по льду. Будут ли «зелёные» испытывать райское наслаждение, если известно, что лёд выдерживает максимальное давление 18000 Па, масса танка со всем содержимым 1600 кг, а площадь соприкосновения танка со льдом 0,8 м2

Дано:                              Решение:

imageimageimage      image           image

image          image    

image            image

imageimage

image

 

Ответ.     image, следовательно, лёд проломится.

 

 

V. Подведение итогов и сообщение домашнего задания

  • Что мы сегодня узнали на уроке? (что твёрдые тела оказывают давление)
  • Что необходимо знать для того, чтобы определить давление? (силу, действующую перпендикулярно поверхности и площадь соприкосновения)
  • Можем ли мы определить какое давление мы оказываем на пол? Как?
  • Как рассчитать силу, с которой мы действуем на пол? (image)
  • Как определить площадь соприкосновения стопы с полом (с помощью палетки)

image, где

image - площадь одной клетки

image - число целых клеток

image - число нецелых клеток

Итак,       Домашнее задание

 Творческое задание     

Достаточный уровень:    Определить какое давление оказывает кусок мыла на стол.

Высокий уровень:     Определить, какое давление оказывает каждый из вас на пол

        §25,26, упражнение 14  (3)-письменно, выполнение творческого задания

 

        «За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса.

«Ну это уж мы проверим», - подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха.

На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.

Утром ее спросили, как она почивала.

- Ах, очень плохо! – ответила принцесса. – Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!

Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинках, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса».

Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie_tverdyh_tel.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике

Тема. Давление твердых тел

                                            Подготовила: учитель ГУ «Луганская                      

                            школа I-III ступеней № 18»

                                             Шляханова Светлана Дмитриевна

Цель:        ввести понятие давления, рассмотреть способы его увеличения и уменьшения; вырабатывать навыки самостоятельной практической работы; развивать креативное мышление; вырабатывать умения анализировать полученные результаты и делать выводы; воспитывать культуру труда.

Оборудование:        пластилин, дощечка с гвоздями; ёмкость с песком, груз; брусок, динамометр, линейка.

Тип урока:        урок усвоения новых знаний.

Структура урока:

І. Актуализация опорных знаний

  • Что такое сила? (Сила - причина изменения скорости тела)
  • От чего зависит действие силы? (От модуля направления и точки приложения)

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

  • По снегу прошлись лось и человек. Чьи следы на снегу глубже?
  • Если вы хотите спасти человека, под которым провалился лед, то знайте, что подойти к нему нельзя, а подползти можно. Почему?
  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони можно?
  • Индийский факир может выспаться на постели, из которой торчит 10000 гвоздей. А не легче ли ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?

ІІІ. Восприятие и первичное осознание нового материала

Проведём испытание. Пусть роль факира исполнит кусок пластилина с гирькой наверху. Будем укладывать факира сначала на 10 гвоздей, потом на    9 и т. д. Сравните последствия. Почему они различны?.

Что мы изменяли в эксперименте?

  • Мы изменяли модуль силы?        (нет)
  • Направление? (нет)
  • Точку приложения? (нет)

        Таким образом, результат действия силы зависит не только от перечисленных величин, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует (человек на лыжах и без лыж, кнопки).

        Демонстрация                

Сила одна:        F1=F2=mg

Результат разный:

S1S2                       

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением                                [p]=   (паскаль)

                                                        

                F

           p            S

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью    1 м2 перпендикулярно этой поверхности.

Фронтальный эксперимент 

У каждого ученика на парте брусок, линейка и динамометр.

Задание. Какие давления оказывает прямоугольный брусок на стол, если его класть различными гранями?

  • Что нужно знать для выполнения задания?  (площадь грани, вес бруска)
  • Как определить площадь грани? (длину умножить на ширину)
  • Как перевести см2 в м2  (1 см2=0,0001 м2)
  • Как определить вес бруска? (с помощью динамометра)
  • Как рассчитать давление? (вес бруска разделить на площадь грани)

І                                        ІІ                                        ІІІ

а=12 см                                а= 2,9 см                                а=2,9 см

b=4,5 см                                b=12 см                                b= 4,5 см

S=54см2=0,0054м2                        S=34,8 см2 =                 S=13,05 см2=

     =0,00348 м2                 =0,001305 м2

р= 185 Па                                р=287,3 Па                р= 766,2 Па

        Результаты записываются на доске. Все вместе обговаривают результаты и делают вывод.

Итак, чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

        В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.

        р↑ → F↑ или S↓

        р↓ → F↓ или S↑

Кнопка:        F = 50H                        р= 50000 кПа ›                 в 500 раз

                S = 1 мм2                        ртанка= 100 кПа

        Разминка.  Дети встают.

  • Оказываем ли мы давление на пол?        (Да)
  • Увеличьте давление на пол в 2 раза         (Дети поднимают одну ногу)

ІV. Закрепление нового материала.

Задача.        После успешного окончания маневров командир группы «зелёных», как обычно, послал группу захвата на танке за апельсинами и райским наслаждением «Баунти». Туда они проехали через мост, а обратно, решив сократить путь, поехали по льду. Будут ли «зелёные» испытывать райское наслаждение, если известно, что лёд выдерживает максимальное давление 18000 Па, масса танка со всем содержимым 1600 кг, а площадь соприкосновения танка со льдом 0,8 м2

Дано:                                        Решение:

                

                        

                

Ответ.         , следовательно, лёд проломится.

V. Подведение итогов и сообщение домашнего задания

  • Что мы сегодня узнали на уроке? (что твёрдые тела оказывают давление)
  • Что необходимо знать для того, чтобы определить давление? (силу, действующую перпендикулярно поверхности и площадь соприкосновения)
  • Можем ли мы определить какое давление мы оказываем на пол? Как?
  • Как рассчитать силу, с которой мы действуем на пол? ()
  • Как определить площадь соприкосновения стопы с полом (с помощью палетки)

, где

 - площадь одной клетки

 - число целых клеток

 - число нецелых клеток

Итак,         Домашнее задание

 Творческое задание        

Достаточный уровень:        Определить какое давление оказывает кусок мыла на стол.

Высокий уровень:        Определить, какое давление оказывает каждый из вас на пол

        §25,26, упражнение 14  (3)-письменно, выполнение творческого задания

        «За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса.

«Ну это уж мы проверим», - подумала старая королева, но ничего не сказала и пошла в спальню. Там она сбросила с кровати одеяло и простыни и на голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину двенадцатью тюфяками, а поверх тюфяков набросала еще двенадцать перинок из гагачьего пуха.

На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь.

Утром ее спросили, как она почивала.

- Ах, очень плохо! – ответила принцесса. – Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!

Тут все поняли, что это настоящая принцесса, ведь она лежала на двенадцати тюфяках и двенадцати перинках, а все-таки чувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса».

Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...