Урок по теме "Удельная теплоемкость"
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

конспект по теме "Удельная теплоемкость" + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 7._udelnaya_teploemkost.zip585.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Удельная теплоемкость»

Цели и задачи: ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости.

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Конспект урока:

Этап урока

Время

Учитель

Ученики

Организационный момент

2 мин.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку физики. У всех есть учебник, тетради, ручки.

Готовятся к уроку.

Актуализация знаний

5 мин.

В начале урока ответим на вопросы по прошлой теме (слайд 1).

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

20 мин.

Запишите тему урока (слайд 2) «Удельная теплоемкость». На прошлом уроке мы выяснили, что количество теплоты зависит, по мимо температуры и массы, от рода вещества. Но как же выразить это в физический смысл? Для этого есть специальная величина-удельная теплоемкость (слайд 3).

Значение удельной теплоемкости вещества-табличная величина (слайд 4). Таблица «Удельная теплоемкость некоторых веществ у вас есть в учебнике». Но что же значат эти числа?  Ответ на следующем слайде (слайд 5). Значение удельной теплоемкости зависит не только от рода вещества, но и от его агрегатного состояния (слайд 6), таким образом удельная теплоемкость зависит от характера движения и расположения молекул в веществе.

Делают записи в тетрадях.

Закрепление материала.

5 мин.

 Для закрепления материала ответим на вопросы (слайд 7).

Отвечают на вопросы.

Дополнительный материал.

10 мин.

Теплоемкость — это величина, характеризующая одно из тепловых свойств тел. Она показывает, какое количество теплоты нужно подвести к телу или отвести от него, чтобы изменить его температуру (соответственно, повысить или понизить ее) на 1 градус. Отнесенную к единице массы, ее называют удельной теплоемкостью. Все это хорошо вам знакомо. Но причем тут слово «емкость»? Ведь им обычно пользуются, когда говорят об объеме какого-нибудь сосуда, точнее, — о его вместимости.

Термин «теплоемкость» появился в физике около 200 лет назад, во второй половине XVIII века, и он остался в физике как память о тех кажущихся теперь странными представлениях о тепле, холоде, температуре, которые существовали тогда в науке.

Начиная с XVII века, в физике шла борьба двух представлений о природе теплоты. Борьба эта закончилась сравнительно недавно — в середине прошлого столетия; в результате одна из теорий теплоты была отброшена полностью, а вторая восторжествовала лишь частично. Первая теория (точнее было бы сказать — гипотеза) состояла в том, что теплота — это особое вещество, способное проникать в любое тело. Чем больше этого вещества в теле, тем выше его температура. Опытным фактом, на котором основывалось это представление, служило то, что при контакте двух по-разному нагретых тел более теплое из них охлаждается, а более холодное нагревается. Дело в самом деле выглядит так, как будто бы нечто переливается из более теплого тела в более холодное. Это нечто, своего рода тепловое вещество, называли по-разному, но чаще всего — теплородом. Считалось, что всякое тело представляет собой смесь вещества самого тела с теплородом, а температура, измеряемая термометром, характеризует концентрацию теплорода в теле. Слово «температура» по-латыни как раз и означает смесь. Бронза, например, называлась температурой (смесью) меди и олова.

Вторая теория (гипотеза), впервые предложенная в начале XVII века английским ученым Фрэнсисом Бэконом, утверждала, что теплота — это движение малых частиц внутри тела (молекул, атомов, или, как тогда говорили, нечувствительных частиц). Эта гипотеза тоже основывалась на опытных наблюдениях, показывающих, например, что движением можно вызвать нагревание. У этой теории было много сторонников, и даже очень знаменитых, таких, как Декарт, Бойль, Гук, Ломоносов.

Обе теории при всем их различии имели и кое-что общее. И та, и другая сходились на том, что теплота — это нечто, содержащееся в теле. По первой гипотезе в теле содержится теплород, по второй — частицы с их «живой силой» (так тогда называли кинетическую энергию). Сходились они и в том, что теплота не пропадает и не появляется: если при контакте двух тел одно из них теряет теплоту, то другое получает ее, так что потерянное одним телом приобретается другим. Тем не менее, подавляющее большинство исследователей вплоть до XIX века придерживались первой, так сказать, вещественной теории теплоты, и XVIII век был, безусловно, веком торжества именно этого представления о теплоте.

Введение понятия теплоемкости тесно связано с решением проблемы распределения тепла при соприкосновении различно нагретых тел.

Так какая теория, по-вашему, подтвердилась частично, а какая была полностью опровергнута?

Слушают. Отвечают на вопрос.

Итог.

2 мин.

Выставляются оценки за проверочную работу. Подводятся итоги.

Слушают.

Домашнее задание.

1 мин.

Записываем домашнее задание (слайд 8).

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".

Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества».  Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО....

Конспект урока в 8 классе на тему "Удельная теплоемкость"

Конспект урока в 8 классе на тему "Удельная теплоемкость"...

Конспект урока по физике "Удельная теплоемкость" в 8 классе

Конспект урока по физике "Удельная теплоемкость" в 8 классе...

Презентация к уроку "Удельная теплоемкость"

Презентация к уроку "Удельная теплоемкость"...

Конспект урока "Измерение удельной теплоемкости твердого тела"

Конструирование уроков по ФГОС. Открытый урок по теме "Измерение удельной теплоемкости твердого тела"...

Презентация к уроку: "Количество теплоты.Удельная теплоемкость"

Презентация служит опорным материалом для проведения урока в 8 классах по теме: "Количество теплоты.Удельная теплоемкость"....