Конспект урока "Измерение удельной теплоемкости твердого тела"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Филиппова Александра Петровна

Конструирование уроков по ФГОС. Открытый урок по теме "Измерение удельной теплоемкости твердого тела"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Предмет: Физика        

Класс: 8        

Учитель: Филиппова А.П.

        Цель урока:

  • Образовательная: создать условия для появления необходимости измерения удельной теплоемкости твердого тела, самостоятельного выполнения лабораторной работы с применением полученных знаний.
  • Развивающая: способствовать формированию умения выдвигать и проверять гипотезы, планировать свои действия, составлять план эксперимента и делать выводы.
  • Воспитательная: формировать действия экспериментальной работы в парах:

- учить  распределять работу

- учить договариваться

- учить представлять результаты своей работы.

Тип урока: закрепление знаний.

Ожидаемый результат: экспериментальное измерение удельной теплоемкости твердого тела и сравнение ее с табличными данными.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Целеполагание.
  3. Закрепление знаний.
  4. Применение предметных знаний. Выполнение лабораторной работы.
  5. Итог урока.
  6. Задание на дом.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализа-ция знаний

Ребятам выдается карточка с вопросами и заданиями.

  1. Покажите соответствие ваших знаний:

Знаю

Вопрос

Не знаю

Стрелками показывают знание и незнание вопросов.

  1. Что такое внутренняя энергия?
  2. Знаете ли вы способы изменения внутренней энергии?
  3. Что такое количество теплоты?
  4. Что такое удельная теплоемкость?
  5. Знаете ли вы формулу для расчета удельной теплоемкости?
  6. Можете ли вы экспериментально измерить удельную теплоемкость твердого тела?

Отвечая на вопросы, ребята находят границу между знанием и незнанием. Они не могут экспериментально измерить удельную теплоемкость твердого тела.

Почему?

Выдвигают предположения о теме сегодняшнего урока.

Целепола-гание

Предположения о цели и задачах урока.

Формулируют цели урока и ставят задачи.

Тема урока: Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Цель урока: Найти способ экспериментального определения удельной теплоемкости твердого тела и измерить удельную теплоемкость тела.

Задачи урока по плану:

  1. Выдвижение гипотезы.
  2. Найти способ экспериментального определения удельной теплоемкости твердого тела.
  3. Выполнение экспериментальной работы.
  4. Проверка полученных данных.
  5. Сделать вывод.

Закрепле-ние знаний

  1. Для выполнения экспериментальной работы вам будет необходимо произвести некоторые расчеты, поэтому рассмотрим задачи:
  1. Для изменения температуры железа, алюминия массой 1 кг на 1оС соответственно требуется 460 и 920 Дж энергии. Чему равна удельная теплоемкость этих веществ?
  2. Нагретый камень массой 5 кг, охлаждаясь в воде на 1оС, передает ей 2,1 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость камня? (420Дж/кгоС)
  1. Вы определили удельную теплоемкость вещества по известным данным. А как опытным путем можно определить удельную теплоемкость твердого тела? Какие при этом необходимо сделать измерения и вычисления?
  2. Проведение инструктажа по ТБ во время проведения лабораторной работы. Учитель обращает внимание учащихся на инструкцию (образец) по выполнению работы:
  1. Уточнение содержания лабораторной работы.
  2. Выбор, как работать в паре, распределение  между собой обязанностей.
  3. Самостоятельное выполнение лабораторной работы.
  4. Обсуждение в паре результатов работы.
  5. Представление результатов работы.
  1. Решают задачи.
  2. Предлагают гипотезы, т.е. отвечают на вопрос о том, какие величины необходимо измерить в данном эксперименте, тем самым выяснить приборы и оборудование, необходимые при выполнении работы.
  3. Слушают инструктаж по ТБ во время проведения лабораторной работы.

Примене -ние предметных знаний

  1. Выполнение лабораторной работы №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Работа в паре.
  2. Сравнивают свои результаты с табличными данными и определяют, из какого материала сделан цилиндр.

  1. Выполняют лабораторную работу №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Знакомятся с порядком выполнения работы, с порядком записи результатов.
Учащиеся выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу. Делают необходимые расчеты. Формулируют выводы по лабораторной работе и
 записывают.

  1. Сравнивают свои результаты с табличными данными и определяют, из какого материала сделан цилиндр.

Итог урока

Вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли решить их? Добились ли мы своей цели?

Снова формулируют задачи урока, делают выводы о выполнении. Подводят итог.

Задание на дом.

Формулирует и комментирует домашнее задание:

  1. Подготовить сообщения о топливно – энергетических ресурсах нашей республики.
  2. Решить задачи №751, 752.

Благодарит за урок.

Записывают домашнее задание. Благодарят за урок.

Список литературы

  1. Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений, – М.: Дрофа, 2008.
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 класс, издательство «Экзамен», -  М.:  2014.

Работа ученика(цы) 8 класса_______________________________

  1. Покажи соответствие твоих знаний:

Знаю

Вопросы

Не знаю

  1. Что такое внутренняя энергия?

  1. Знаете ли вы способы изменения внутренней энергии?

  1. Что такое количество теплоты?

  1. Что такое удельная теплоемкость?

  1. Знаете ли вы формулу для расчета удельной теплоемкости?

  1. Можете ли вы экспериментально измерить удельную теплоемкость твердого тела?

2.        Реши задачи:

  1. Для изменения температуры железа, алюминия массой 1 кг на 1оС соответственно требуется 460 и 920 Дж энергии. Чему равна удельная теплоемкость этих веществ?
  2. Нагретый камень массой 5 кг, охлаждаясь в воде на 1оС, передает ей 2,1 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость камня?

  1. Выполнение лабораторной работы:

Тема работы:

Цель работы:

Приборы и материалы:

Масса воды в калориметре m1,  кг

Начальная  температура воды t1, °C

Масса цилиндра m2,  кг

Начальная температура цилиндра

t2, °C

Общая температура воды и цилиндра

 t, °C

  1. Задание на дом:
  1. Подготовить сообщения о топливно – энергетических ресурсах нашей республики.
  2. Решить задачи №751, 752.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока:"Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

В данном конспекте изложен готовый материал урока физики в 7 классе....

открытый урок 8 класс тема Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».

Лабораторная работа  «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела». 8 класс...

презентация к лаб.работе "Измерение удельной теплоёмкости твердого тела""

презентация к лаб.работе "Измерение удельной  теплоёмкости твердого тела""...

Конспект урока в 8 классе на тему "Удельная теплоемкость"

Конспект урока в 8 классе на тему "Удельная теплоемкость"...

Конспект урока по физике "Удельная теплоемкость" в 8 классе

Конспект урока по физике "Удельная теплоемкость" в 8 классе...

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».

Помочь учащимся в работе по овладению методами измерения физических величин, развитие умений использования измерительных приборов....