Определение КПД электродвигателя
учебно-методический материал по физике на тему
В материале представлен план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_kpd_elektrodvigatelya.docx | 96.34 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Экспериментальное решение задачи
«Определение КПД электродвигателя»
Цель: Овладение учащимися методом решения экспериментальных задач.
Задачи:
образовательная - познакомить учащихся с основными этапами деятельности при экспериментальном решении задачи;
развивающая - продолжить работу над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат эксперимента.
Способы измерения планируемых результатов: результаты, полученные учащимися должны быть близки к контрольным, т.е. совпадать в порядке измерения физ. величин. КПД при подъеме груза должно быть на порядок меньше, чем при спуске.
Контрольные данные и результаты расчётов:
а) при подъёме груза
Дано: СИ Решение:
m = 100 г 0,1 кг η = (mgh/IUt) . 100% = (0,1 . 9,8 . 0,51/ 1,1 .2,5 . 7) . 100% = 3%
h = 51 см 0,51 м
I = 1,1 A
U = 2,5 B
t = 7 c
Найти: η - ?
б) при спуске груза
Дано: СИ Решение:
m = 100 г 0,1 кг η = (mgh/IUt) . 100% = (0,1 . 9,8 . 0,51/ 0,35 .2,6 . 2) . 100% = 27%
h = 51 см 0,51 м
I = 0,35 A
U = 2,6 B
t = 2 c
Найти: η - ?
После решения задачи учащиеся должны объяснить результаты. Примеры вопросов:
- Почему отличаются значения КПД в каждом варианте?
- Оцените степень этого отличия:
- Как отличаются значения КПД при подъеме и спуске груза?
- В чем причина этого отличия?
- Как отличается КПД, полученное экспериментально, от результатов аналогичных теоретических задач?
ХОД УРОКА | ||||||
Структурные элементы урока | Деятельность учителя и учащихся | Виды деятельности | Приемы управления вниманием учащихся | Формы и способы коммуникации учащихся | Работа с книгой | Продолжи- тельность |
Выявление имеющихся знаний и умений | 1.Учитель проводит фронтальный опрос: а) Что называется электродвигателем? б) На каком явлении основано действие электродвигателя? в) Назовите основные части электродвигателя? г) Что называется индуктором? д) Что называется якорем? | Репродук- тивное воспро- изведение изученного материала | Обращение к классу | Ответы по желанию с места | 10 мин. | |
Подготовка к теме урока: Актуализация усвоенных знаний | 2. В опросы к классу: а) Что называется КПД? б) Чему равен КПД электродвигателя? Учитель вызывает учащегося написать формулу КПД э/д на доске: в) Какие данные необходимы, чтобы рассчитать КПД электродвигателя? г) Как можно эти данные получить? | Дедуктивное воспро- изведение изученного материала | Запись исходной формулы на доске | Ответы по желанию у доски | Взаимоконтроль ответов по учебнику | |
Мотивация знаний и | 3. Достаточно ли у нас знаний и умений, чтобы экспериментально | Постановка проблемного |
умений | получить данные и рассчитать КПД? | вопроса | ||||
Постановка цели урока | 4. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы измерим значения физ. величин, рассчитаем КПД э/д при спуске и подъеме груза, проанализируем полученные результаты. Т.е. решим задачу экспериментально». | 5 мин. | ||||
II. Работа по формированию умений Актуализация | 5. Учитель предлагает учащимся назвать приборы, необходимые для получения исходных данных; зарисовать в тетрадях схему эл. цепи. Для самопроверки схем, построенных учащимися, учитель вызывает ученика к доске изобразить его схему: | Частичный поиск | Самостоятельна я работа. Сравнение нарисованной схемы с изображением на доске | Ответы по желанию с места. Ответ по желанию у доски | Повторение по учебнику схематичных изображений элементов цепи | 5 мин. |
Мотивация | 6. Слово учителя: «Теперь вы можете, собрав цепь, снять показания с амперметра и вольтметра, с помощью часов определить время движения груза, линейкой измерить его перемещение. По этим данным вы можете рассчитать КПД э/д.» |
полученные учениками на разных партах одного варианта, а также результаты для спуска и подъема груза. | вопроса | места | ||||
Анализ результатов | 10. Слово учителя: «Мы видим, что результаты внутри варианта оказались разными, хотя и близкими по значению. Почему? А вот КПД при спуске на порядок больше, чем при подъеме груза. Почему? Сравните, полученные вами КПД с КПД электродвигателей применяемых на практике. Почему у нас получилось такое расхождение?» | Поиск по справочнику (А. Енохович) КПД э/д, применяемых в народном хозяйстве | 5мин. | |||
Итог урока | Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод об овладении ими методом экспериментального решения задачи. |
Обследование структуры урока
- На первом этапе урока проверяется качество усвоения учащимися предыдущего материала при фронтальном опросе по двухуровневой системе. Первый уровень соответствует воспроизведению знаний, он проверяется вопросами 1а, в, г, д; 2 а, б. второй уровень - понимание и применение знаний (16, 2 г, д). Т. о., вопросы, включение в опрос, носят диагностический характер и позволяют обнаружить ошибки, провести их корректировку.
- Работа по формированию умений начинается с измерения начального состояния умений: отбор необходимого оборудования, составление схемы эл.цепи. Здесь используется фронтальный опрос и самостоятельная работа учащихся с последующим самоконтролем, позволяющим учащимся исправить ошибки. Распределение заданий по двум вариантам позволяет произвести больший объем работ в течение одного урока. Запись результатов эксперимента в сводную таблицу позволяет каждому ученику увидеть распределение результатов по вариантам и внутри варианта. Учителю данная таблица позволяет выявить ошибочные результаты и провести индивидуальную коррекцию.
- На заключительном этапе урока при сравнительном анализе и объяснении учащимися результатов эксперимента, учитель делает вывод о степени овладения учащимися методом экспериментального решения задачи.
Формирование и усвоение ориентировочной основы
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Получение обратной информации | |
Методы | Формы | |||
1. Выявление имеющихся знаний и умений | Руководство мотивацией деятельности учащихся | Осознание процесса учения | Проверка ранее усвоенного | Фронтальный опрос |
2. Работа над новым материалом | Руководство познавательной деятельностью | Усвоение основного содержания на основе эксперимента | Сравнение полученных результатов с контрольным и | Заполнение сводной таблицы |
3. Получение выводов | Диагностирование результата обучения | Применение знаний и умений в новой ситуации | Проверка общего уровня усвоения | Фронтальный опрос |
Затруднения и ошибки | Причины | Коррекция | |
Затруднения | 1. Эл. цепь не работает | Последовательное включение вольтметра | Проверить сборку цепи по рисунку на доске, предложить учащимся собрать последовательно все элементы цепи кроме вольтметра, затем параллельно электродвигателю подключить вольтметр |
2. При необходимости подъёма груз опускается и наоборот | Якорь электродвигателя вращается в противоположную сторону | Проверить соответствие подключения полюсов источника к клеммам электродвигателя | |
3. Стрелка амперметра и (или) вольтметра отклоняется в противоположную сторону | Обратное включение амперметра и (или) вольтметра | Проверить соответствие подключения полюсов источника к клеммам амперметра и (или) вольтметра | |
Ошибки | КПД электродвигателя на порядок и более отличается от контрольного значения | Ошибка в вычислениях | Учитель предлагает проверить вычисления и при необходимости повторить вычисления |
Ошибка при переводе единиц измерения в СИ | Учитель предлагает проверить перевод единиц в СИ и при необходимости повторить вычисления | ||
Не сделан перевод единиц в СИ | Учитель предлагает проверить запись исходных данных и при необходимости дополнить | ||
Не правильное снятие показаний с приборов (ошибка в определении цены деления) | Учитель предлагает определить цену деления и повторить измерения и вычисления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электродвигатель. Принцип работы.
Электродвигатель. Принцип работы. Видеофрагмент и интерактивная модель. http://www.askskb.net http://www.askskb.net/multimedia.html При равномерном врашении плоской рамки в однородном маг...
Лабораторная работа "Электродвигатели"
Лабораторная работа предназначенная для учащихся средней общеобразовательной школы...
открытый урок по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель"
План-конспект открытого урока по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель." Самоанализ урока. Литература используемая при подготовке к уроку....
урок технологии 8 класс Электродвигатели
конспект урока...
КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
презентация...
презентация на тему урока «Электродвигатель» раздел «Электротехнические работы»
Цель: изучить устройство, принципы действия и работу электрического двигателя постоянного токаЗадачи:• опираясь на законы физики и используя модели сформировать понятие принципов работы эле...