открытый урок по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель"
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) по теме

Демидов Валерий Петрович

План-конспект  открытого урока по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель." Самоанализ урока. Литература используемая при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki.doc637 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Крючковская основная общеобразовательная школа" Лихославльского района Тверской области

 Урок по физике в 9 классе

по теме

"Сила Ампера. Электродвигатель"

учитель физики

Демидов Валерий Петрович.

demidoff55@yandex.ru

ПЛАН УРОКА

Предмет: физика

Класс: 9

Тема урока: СИЛА АМПЕРА. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Место урока в теме:  урок открытия новых знаний.

Тип урока:  урок изучения нового учебного материала.

Цель урока: 

обеспечить усвоение учащимися  понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя. Отработать навыки решения задач данного вида.

Задачи урока 

Личностные:

содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Метапредметные:

регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-находить вариант решения учебной задачи;

-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

-выражать свои мысли, обосновывая суждения;

-расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса  к  физике, активности,  мобильности,  умению общаться, общей культуры;

-работать самостоятельно;

-развивать навыки взаимоконтроля;

познавательные:

-выполнять учебные действия в письменной и устной форме;

-осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;

-осуществлять анализ объекта, делать выводы;

Предметные:

научиться решать задачи по теме.

Методы формирования информационно-коммуникативных компетенций:

-задания на поиск информации в справочной литературе и сети Интернет;

-подготовка сообщения.

Планируемый результат: научиться решать задачи по данной теме.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Средства обучения:  учебник физика 9, карточки с тестовым заданием, рамка с током, полосовые магниты,  электроизмерительные приборы, компьютер, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Девиз урока: Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  

Организационный момент

Диалог учителя с классом

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

 Гете однажды  заметил:  "Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение".  Так  вот,  давайте  сегодня  на  уроке  будем  следовать  этому  совету  писателя,  будем  активны,  внимательны,  будем  поглощать  знания  с  большим  аппетитом, ведь  они  пригодятся  вам  в  вашей  дальнейшей  жизни.

Включаются в  работу.



 

2.

Актуализация знаний

Фронтальная работа.

  • Предлагается выполнить тестовое задание

Предлагают варианты ответов, отвечают на поставленные вопросы.

Просматривают ответы на   интерактивной доске.

Оценивают результаты работы, согласно критериям указанным на доске.

3.

Изучение нового материала

Изучение нового, частично-поисковый метод

  • Что будет происходить с пучком электронов, если на него подействовать магнитным полем? Пример-демонстрация:

К кинескопу телевизора подносим магнит.

  • Что произойдет с проводником, в котором течет ток, если его поместить в магнитное поле?




Опыт №1

Проводник в магнитном поле

Вывод: на проводник действует сила.


Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера.

Обозначают:

Fа, измеряют-1Н(ньютон)






        Опыт №2

                 Опыт Ампера с параллельными                                проводниками.




  • Направление силы Ампера определяется по правилу левой руки


Пальцы левой руки расположить по направлению тока. Силовые линии магнитного поля входят в ладонь. Большой палец укажет направление силы Ампера.


Если проводник с током расположить вдоль силовых линий, то…


Магнитное поле не окажет на него действия.


Изменим форму проводника:

Из прямого проводника сделаем прямоугольную рамку и проведем опыт.


Опыт№3

Что произошло с рамкой???


Магнитное поле оказывает на рамку с током вращающее действие.


Где используется?

Что такое двигатель?




Изучите устройство электродвигателя  (на столе у каждого ученика разборная модель электродвигателя)

Краткие сообщения учащихся:

  • История создания электродвигателя
  • КПД электродвигателя
  • В чем преимущества электродвигателей
  • Где применяются электродвигатели.
  • Электроизмерительные приборы








Магнитное поле будет действовать на электроны и ионы проводника, внутри которого они движутся.

Проводник придет в движение.












Сила действует на проводники в разных направлениях

 











Проводник останется в покое.








повернулась





в электродвигателях

устройство в котором электрическая энергия  превращается в механическую энергию.


Работают с моделями

4.

Закрепление изученного материала

Репродуктивный метод


 Решить по рисункам демонстрируемым на доску с помощью компьютера упражнения №№

1480

1481

1483

Обсуждение в группе с последующей проверкой  правильности ответа с помощью доски.

5.

Информация о домашнем задании

Комментарий

Учить: п26-27. Решить №116-118 №1478

Записывают домашнее задание

6.

Подведение итогов урока, рефлексия

Беседа

Ответьте на предложенные вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (как, что)...

2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя...

3. Сегодня на уроке я научился (лась)...

4. Сегодня на уроке меня удивило...

5. Сегодня на уроке я понял (а), что ... пригодится мне в дальнейшей жизни.

Благодарит за урок.

Отвечают на поставленные вопросы. Определяют уровень достижений своих результатов

Литература:

  1. С.В. Громов, Н.А. Родина- Физика9, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2004.
  2. В.И.Лукашик, Е.В. Иванова - Математика. Сборник задач по физике, М.: Просвещение, 2004.
  3. Уроки физики Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий» 2009.
  4. Ресурсы Интернет.

Самоанализ урока

 физики в 9 классе

по теме

"СИЛА АМПЕРА. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ"

 Психолого-педагогическая характеристика класса

    В 9 классе 7 учащихся, большая часть учащихся с удовлетворительным физическим фундаментом. Группа ребят – Седлецкий Никита, Кирсанова Юлия, Абдурахманова Екатерина - с хорошим потенциалом обучения, образуя  костяк, они активны, любознательны, ответственны. Слабоуспевающих детей мало (1 из 7). Урок простроен с учетом индивидуальных способностей обучающихся.

   Учащиеся мотивированы на быстрый  темп работы на уроке.

 Микроклимат в классе доброжелательный, на уроке царит атмосфера сотрудничества учителя и учеников.

Тема и место в системе уроков

Тема урока: Сила Ампера. Электродвигатель.


Дата: 17.03

Место урока в теме:  урок открытия новых знаний по теме

Тип урока:  урок изучения нового учебного материала.

Цель изучения темы - обеспечить усвоение учащимися  понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя. Отработать навыки решения задач данного вида.

Средством достижения этой цели при  изучении данного материала я выбрал использование ТСО, компьютера, возможностей Интернета.

Изучение данного материала приучает детей к логическому мышлению, развивает умение анализировать ситуацию, формирует общие приемы рассуждения, то есть способствует развитию в ребенке универсальных учебных умений.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.

Планируемый результат: научить учащихся использовать изученный материал в процессе решения задач данного вида.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  частично-поисковый, поисковый, проблемный

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Цели урока

Цель урока: 

Обеспечить усвоение учащимися  понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя. Отработать навыки решения задач данного вида

Задачи урока 

Личностные:

содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Метапредметные:

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

находить вариант решения учебной задачи;

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

выражать свои мысли, обосновывая суждения;

расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса  к  физике, активности,  мобильности,  умению общаться, общей культуры;

работать самостоятельно;

развивать навыки взаимоконтроля;

познавательные:

выполнять учебные действия в письменной и устной форме;

осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;

осуществлять анализ объекта, делать выводы;

Предметные:

научиться решать задачи.

Анализ этапов урока

Данный урок состоит из шести этапов, на каждом из которых создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный (2 мин.) -  задает общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать.  

На 2 этапе -  актуализации знаний (6 мин.) - используются упражнения, развивающие логическое мышление. Обсуждение результатов происходит фронтально. Завершается этап проверкой результатов с помощью компьютерной таблицы, использование которой позволяет увидеть, кто и в каких  вопросах допустил ошибки.

3 этап – изучение нового материала (20 мин.) -  проходит в лаборатории. Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечения учащихся к решению новой задачи. Благодаря опытам и последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к понятию силы  Ампера, проявлению ее в технических устройствах.

 На 4 этапе - закрепления знаний и способов действия (13 мин.) - учащимся предлагается решить  задачи по новой теме, с  проверкой  на доске.

На 5 этапе – информации о домашнем задании (2 мин.) - ученикам предлагается задание, определяется гипотеза   решения задач.

6 этап - подведение итогов урока (2 мин.).

Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах  повторения, закрепления, эмоциональная оценка присутствует на протяжении всего урока.

         Различные формы и методы работы на уроке, смена форм  и видов деятельности обеспечивали высокую работоспособность учащихся на уроке.

         Урок прошел в быстром темпе, так как почти все учащиеся мотивированы на учёбу, показывали хорошие навыки  работы, знания  правил, справились с заданиями, проявили  инициативу, быстро и качественно решили задачи. Заинтересовались домашним заданием.

Все этапы урока построены логично и  последовательно. На каждом - достигнута дидактическая цель.  

 Все учащиеся были вовлечены в работу. При помощи  демонстраций у детей развивались внимание, память, интерес к физике, через использование различных видов заданий чередовались виды деятельности.

Создание игровых ситуаций на уроках  физики является одной из форм развития учебно-познавательной компетентности, повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельность на уроке, взаимопомощи, прививает навыки групповой работы. Так же формировались представление учащихся об историческом развитии темы.  На данном уроке развивалась личностная компетенция (готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку), при оценивании своих работ; коммуникативная (способ взаимодействия – работа в группах, парах).

Средства обучения

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, демонстрационные материалы, учебник, сборник задач по физике,  были  использованы компьютерные таблицы.  Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

  На уроке использованы личностно ориентированные технологии, технологии дифференцированного обучения. На уроке реализуются основные психологические и валеологические требования. Так была проведена физкультминутка, упражнения которой органически вплетается в канву урока. В конце учащимся даётся возможность оценить свою деятельность на уроке, поставить самооценку. Домашнее задание дано  и прокомментировано.

Цели урока были достигнуты полностью.

Результативность урока

 Задачи урока  выполнены. Все учащиеся получили отметки.

Совет учителю

Для подготовки и проведения данного урока, учителю достаточно  ознакомиться с планом-конспектом урока,  распечатать раздаточный материал, подготовить электронные таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике 8 класс по теме "Изменение агрегатных состояний"

Повторительно - обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Форма урока - урок-игра. Основная задача урока: закрепить понятия, связанных с изменением агрегатных состоянийвещества,повторить...

Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".

открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

Открытый урок по физике на тему: «Закон Всемирного тяготения».

Изучение закона всемирного тяготения,  его практическая значимость. Понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомление учащихся с областью действия гравитационных сил....

Урок по физике 8 класс "Закон Ома"

В данном материале представлены: призентация к уроку, технологическая карта, раздаточный материал....

Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи"

Урок изучения нового материала из курса физики 8 класса, раздел "Электрические явления". На этом уроке проверяется связь между тремя характеристиками электрического тока: силой тока, напряже...

Разработка урока по физике 7 класс "Закон упругих деформаций"

Основной задачей учителя на уроке было - познакомить учащихся с понятием силы упругости; установить причины возникновения силы упругости; определить направление силы упругости; ввести формулу закона Г...