открытый урок по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель"
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) по теме
План-конспект открытого урока по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель." Самоанализ урока. Литература используемая при подготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Крючковская основная общеобразовательная школа" Лихославльского района Тверской области
Урок по физике в 9 классе
по теме
"Сила Ампера. Электродвигатель"
учитель физики
Демидов Валерий Петрович.
ПЛАН УРОКА
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: СИЛА АМПЕРА. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Место урока в теме: урок открытия новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель урока:
обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя. Отработать навыки решения задач данного вида.
Задачи урока
Личностные:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.
Метапредметные:
регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-находить вариант решения учебной задачи;
-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
коммуникативные:
-выражать свои мысли, обосновывая суждения;
-расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;
-работать самостоятельно;
-развивать навыки взаимоконтроля;
познавательные:
-выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
-осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
-осуществлять анализ объекта, делать выводы;
Предметные:
научиться решать задачи по теме.
Методы формирования информационно-коммуникативных компетенций:
-задания на поиск информации в справочной литературе и сети Интернет;
-подготовка сообщения.
Планируемый результат: научиться решать задачи по данной теме.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Средства обучения: учебник физика 9, карточки с тестовым заданием, рамка с током, полосовые магниты, электроизмерительные приборы, компьютер, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Девиз урока: Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | Методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Диалог учителя с классом | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Гете однажды заметил: "Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение". Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим аппетитом, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. | Включаются в работу.
|
2. | Актуализация знаний | Фронтальная работа. |
| Предлагают варианты ответов, отвечают на поставленные вопросы. Просматривают ответы на интерактивной доске. Оценивают результаты работы, согласно критериям указанным на доске. |
3. | Изучение нового материала | Изучение нового, частично-поисковый метод |
К кинескопу телевизора подносим магнит.
Опыт №1 Проводник в магнитном поле Вывод: на проводник действует сила. Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера. Обозначают: Fа, измеряют-1Н(ньютон) Опыт №2 Опыт Ампера с параллельными проводниками.
Пальцы левой руки расположить по направлению тока. Силовые линии магнитного поля входят в ладонь. Большой палец укажет направление силы Ампера. Если проводник с током расположить вдоль силовых линий, то… Магнитное поле не окажет на него действия. Изменим форму проводника: Из прямого проводника сделаем прямоугольную рамку и проведем опыт. Опыт№3 Что произошло с рамкой??? Магнитное поле оказывает на рамку с током вращающее действие. Где используется? Что такое двигатель? Изучите устройство электродвигателя (на столе у каждого ученика разборная модель электродвигателя) Краткие сообщения учащихся:
| Магнитное поле будет действовать на электроны и ионы проводника, внутри которого они движутся. Проводник придет в движение. Сила действует на проводники в разных направлениях Проводник останется в покое. повернулась в электродвигателях устройство в котором электрическая энергия превращается в механическую энергию. Работают с моделями |
4. | Закрепление изученного материала | Репродуктивный метод | Решить по рисункам демонстрируемым на доску с помощью компьютера упражнения №№ 1480 1481 1483 | Обсуждение в группе с последующей проверкой правильности ответа с помощью доски. |
5. | Информация о домашнем задании | Комментарий | Учить: п26-27. Решить №116-118 №1478 | Записывают домашнее задание |
6. | Подведение итогов урока, рефлексия | Беседа | Ответьте на предложенные вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал (а) (как, что)... 2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя... 3. Сегодня на уроке я научился (лась)... 4. Сегодня на уроке меня удивило... 5. Сегодня на уроке я понял (а), что ... пригодится мне в дальнейшей жизни. Благодарит за урок. | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют уровень достижений своих результатов |
Литература:
- С.В. Громов, Н.А. Родина- Физика9, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2004.
- В.И.Лукашик, Е.В. Иванова - Математика. Сборник задач по физике, М.: Просвещение, 2004.
- Уроки физики Кирилла и Мефодия, ООО «Кирилл и Мефодий» 2009.
- Ресурсы Интернет.
Самоанализ урока
физики в 9 классе
по теме
"СИЛА АМПЕРА. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ"
Психолого-педагогическая характеристика класса | В 9 классе 7 учащихся, большая часть учащихся с удовлетворительным физическим фундаментом. Группа ребят – Седлецкий Никита, Кирсанова Юлия, Абдурахманова Екатерина - с хорошим потенциалом обучения, образуя костяк, они активны, любознательны, ответственны. Слабоуспевающих детей мало (1 из 7). Урок простроен с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Учащиеся мотивированы на быстрый темп работы на уроке. Микроклимат в классе доброжелательный, на уроке царит атмосфера сотрудничества учителя и учеников. |
Тема и место в системе уроков | Тема урока: Сила Ампера. Электродвигатель. Дата: 17.03 Место урока в теме: урок открытия новых знаний по теме Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Цель изучения темы - обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя. Отработать навыки решения задач данного вида. Средством достижения этой цели при изучении данного материала я выбрал использование ТСО, компьютера, возможностей Интернета. Изучение данного материала приучает детей к логическому мышлению, развивает умение анализировать ситуацию, формирует общие приемы рассуждения, то есть способствует развитию в ребенке универсальных учебных умений. Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Планируемый результат: научить учащихся использовать изученный материал в процессе решения задач данного вида. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, проблемный Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение. |
Цели урока | Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя. Отработать навыки решения задач данного вида Задачи урока Личностные: содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения. Метапредметные: регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения учебной задачи; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; коммуникативные: выражать свои мысли, обосновывая суждения; расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры; работать самостоятельно; развивать навыки взаимоконтроля; познавательные: выполнять учебные действия в письменной и устной форме; осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники; осуществлять анализ объекта, делать выводы; Предметные: научиться решать задачи. |
Анализ этапов урока | Данный урок состоит из шести этапов, на каждом из которых создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. 1 этап – организационный (2 мин.) - задает общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать. На 2 этапе - актуализации знаний (6 мин.) - используются упражнения, развивающие логическое мышление. Обсуждение результатов происходит фронтально. Завершается этап проверкой результатов с помощью компьютерной таблицы, использование которой позволяет увидеть, кто и в каких вопросах допустил ошибки. 3 этап – изучение нового материала (20 мин.) - проходит в лаборатории. Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечения учащихся к решению новой задачи. Благодаря опытам и последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к понятию силы Ампера, проявлению ее в технических устройствах. На 4 этапе - закрепления знаний и способов действия (13 мин.) - учащимся предлагается решить задачи по новой теме, с проверкой на доске. На 5 этапе – информации о домашнем задании (2 мин.) - ученикам предлагается задание, определяется гипотеза решения задач. 6 этап - подведение итогов урока (2 мин.). Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах повторения, закрепления, эмоциональная оценка присутствует на протяжении всего урока. Различные формы и методы работы на уроке, смена форм и видов деятельности обеспечивали высокую работоспособность учащихся на уроке. Урок прошел в быстром темпе, так как почти все учащиеся мотивированы на учёбу, показывали хорошие навыки работы, знания правил, справились с заданиями, проявили инициативу, быстро и качественно решили задачи. Заинтересовались домашним заданием. Все этапы урока построены логично и последовательно. На каждом - достигнута дидактическая цель. Все учащиеся были вовлечены в работу. При помощи демонстраций у детей развивались внимание, память, интерес к физике, через использование различных видов заданий чередовались виды деятельности. Создание игровых ситуаций на уроках физики является одной из форм развития учебно-познавательной компетентности, повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельность на уроке, взаимопомощи, прививает навыки групповой работы. Так же формировались представление учащихся об историческом развитии темы. На данном уроке развивалась личностная компетенция (готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку), при оценивании своих работ; коммуникативная (способ взаимодействия – работа в группах, парах). |
Средства обучения | Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, демонстрационные материалы, учебник, сборник задач по физике, были использованы компьютерные таблицы. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. На уроке использованы личностно ориентированные технологии, технологии дифференцированного обучения. На уроке реализуются основные психологические и валеологические требования. Так была проведена физкультминутка, упражнения которой органически вплетается в канву урока. В конце учащимся даётся возможность оценить свою деятельность на уроке, поставить самооценку. Домашнее задание дано и прокомментировано. Цели урока были достигнуты полностью. |
Результативность урока | Задачи урока выполнены. Все учащиеся получили отметки. |
Совет учителю | Для подготовки и проведения данного урока, учителю достаточно ознакомиться с планом-конспектом урока, распечатать раздаточный материал, подготовить электронные таблицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике 8 класс по теме "Изменение агрегатных состояний"
Повторительно - обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Форма урока - урок-игра. Основная задача урока: закрепить понятия, связанных с изменением агрегатных состоянийвещества,повторить...
Открытый урок по физике ( 8 класс) по теме "Свет. Источники света".
открытый урок по физике 8 класса "Свет. Источники света"....
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
Открытый урок по физике на тему: «Закон Всемирного тяготения».
Изучение закона всемирного тяготения, его практическая значимость. Понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомление учащихся с областью действия гравитационных сил....
Урок по физике 8 класс "Закон Ома"
В данном материале представлены: призентация к уроку, технологическая карта, раздаточный материал....
Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи"
Урок изучения нового материала из курса физики 8 класса, раздел "Электрические явления". На этом уроке проверяется связь между тремя характеристиками электрического тока: силой тока, напряже...
Разработка урока по физике 7 класс "Закон упругих деформаций"
Основной задачей учителя на уроке было - познакомить учащихся с понятием силы упругости; установить причины возникновения силы упругости; определить направление силы упругости; ввести формулу закона Г...