" Сила трения. Трение в природе и технике"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_treniya_7_klass_fizika.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сила трения. Трение в природе и технике.
Цель:
- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;
- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;
- совершенствовать навыки групповой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемного опыта.
Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены?
III. Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя:
- явление трения, сила трения, виды трения;
- сила трения покоя;
- причины трения;
- измерение силы трения.
IV. Работа в группах.
Давайте выясним, от чего зависит сила трения?
Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей | Сила трения скольжения, Н |
Дерево по дереву | |
Дерево по гладкой бумаге | |
Дерево по наждачной бумаге |
3. Ответьте на вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?
- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2.Положите на линейку трибометра брусок большей гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
3.Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения запишите в тетрадь. Сравните полученные результаты.
4.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения бруска по линейке. Результат измерения запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнения пункта 3.
5.Ответьте на вопросы:
-Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?
- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?
Группа 3.Сравнение сил трения скольжения и качения.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые.
Порядок выполнения работы
1.Определите цену деления шкалы динамометра.
2.Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
3.Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок при помощи динамометра. Результат запишите в тетрадь.
Обсуждение выводов.
V.Объяснение учителя.
Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно?
- Какова роль силы трения при ходьбе?
- Как можно облегчить движение по скользкой поверхности?
- Как уменьшить трение?
VI. Подведение итогов урока.
Что мы узнали сегодня о трении?
Что такое сила трения?
Когда она возникает?
Как она Направлена?
Какие виды трения вы знаете?
От чего зависит и от чего не зависит сила трения?
VII. Задание на дом.
§ 30-32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
Урок с использованием ЭОР...
Сила трения. Трение в природе и технике.
Конспект урока "Сила трения. Трение в природе и технике" по физике в 7 классе А.В.Перышкин. Предложенный вариант конспекта урока сочень интерсным мультимедийным сопровождением(презентация и виде...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Урок физики в 7 классе "Сила трения. трение в природе и технике"
Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся....
конспект урока по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"
Конспект урока физики для 7 класса по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"...