Урок с использованием ЭОР по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Воронкова Елена Викторовна

для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ispolzovaniem_eor_po_teme-_sila_treniya.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Сила трения

  1. ФИО : Воронкова Елена Викторовна
  2. Место работы: МОУ СОШ №22 г.о.Самара
  3. Должность : учитель физики
  4. Предмет: физика
  5. Класс: 7
  6. Тема и номер урока в теме : Взаимодействие тел. Сила трения
  7. Дата проведения : 01.12.2014г
  8. Тип урока: изучение нового материала
  9. Формы работы  учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная
  10. Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика. 7класс. Дрофа, 2009г

Цель  урока: Изучение явления взаимодействия тел на примере силы трения, в процессе экспериментальной деятельности учащихся. 

  1.   Задачи:
  • Выработать навыки измерения силы трения
  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление через установление причинно-следственных связей
  • Научиться применять полученные знания по теме «Сила трения» при решении задач
  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
  • Развивать навыки самоконтроля
  • Закрепить полученные знания по теме «Сила трения» с помощью ЭОР

12.Необходимое техническое оборудование: 

  1. экран, проектор
  2.  Трибометр, карандаши-3 шт, две стеклянные пластины, пипетка, два листа наждачной бумаги

 13. Структура и ход  урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Орг. момент

Приветствие и проверка присутствующих

Приветствуют учителя

1

2

Мотивация

Презентация «Прогулка в зимний день»

Видеофрагменты: №1Сапоги (гладкая,рифленая подошва)

№2Санки, коньки, велосипед.

№3Автомобиль с шипованными шинами и  с обычными.

№4Чем лучше скрепить деревянные поверхности кормушки для птиц саморезом или гвоздем?

-Учитель предлагает всему классу отправиться на прогулку по улицам зимнего города выбрать те вещи, которые им необходимы для прогулки.

-После высказанных обоснованных аргументов учащихся, учитель говорит о том, что они смогут объяснить данный выбор с научной точки зрения и объявляет тему урока «Сила трения»

-Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться  нескольким способам добывания новой информации, которые пригодятся им не только в школе, но и в жизни

Выбирают по одному предмету из каждого слайда  озвучивают результат, обосновывая свой выбор с практической точки зрения

5

3

Актуализация

Задает вопросы на повторение изученного материала.

Фронтально отвечают на предложенные учителем вопросы

4

Целеполагание

Предлагает учащимся сформулировать цель урока

Формулируют цель и задачи  урока в соответствие с планом изучения данной темы

1

4

Изучение нового материала

Теоретическая часть

Постановка проблемы

Опыт№1,2 «Наблюдение явления трения.

Ресурс №1,№7

Наблюдает за действиями учащихся, оказывая им консультативную помощь

Работа с оборудованием№1

Сделав вывод, записать определение силы трения.

7

Опыт№3

«Причины возникновения трения».

Наблюдает за действиями учащихся, оказывая им консультативную помощь

Работа с оборудованием №2

Заполняют таблицу «Сила трения»

5

Физкультминутка

видеофрагмент

3

Опыт№4

«Измерение силы трения»

Ресурс№2,6

Наблюдает за действиями учащихся, оказывая им консультативную помощь

Работа с оборудованием №3

Заполняют таблицу «сила трения»

8

5

Практическое использование

Ресурс №4,5,7,коллаж,фото,рис.1,2

6

Предметная рефлексия

Ресурс №6

Предлагает выполнить тест на усвоение темы.

Выполняют тест. Самостоятельно оценивают выполнение тестовой работы.

6

-Учитель возвращается к презентации урока и просит объяснить учащихся свой выбор с научной точки зрения;

-показывает картинки, в которых показаны способы увеличения и уменьшения трения в жизни и природе

-Отвечают с места., обосновывая свой выбор с научной точки зрения

2

6

Домашнее задание

 §33,34(уч.«Физика. 7 класс А. В. Перышкина), упр. 12 (1-2), упр. 12 (3-4). Доп.задание: Сочинить сказку о силе трения.  

Записывают домашнее задание

1

7

Рефлексия

Прием:

«Незаконченная фраза»
Меня поразило… Что думал?
Меня удивило… Что чувствовал? 
Я узнал… Что меня удивило?

Своей работой я:
- доволен;
- не совсем доволен;
- я недоволен, потому что...

Самыми интересными ЭОР для меня оказались…

Оценивают свою деятельность на уроке, продолжая фразу учителя

2

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие и проверка присутствующих.

2. Мотивация урока

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной силой-силой трения, но с начала необходимо повторить полученные знания по теме.

3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

Фронтальный опрос.

-Что такое сила?

-Чем характеризуется сила?

-С какими видами сил вы уже знакомы?

- К чему приводит действие силы?

-Укажите название прибора для определения силы ?

-Назовите единицы измерения силы

-Под действием какой силы изменяется направление движения мяча, брошенного горизонтально?

-Какая сила действует на пружинку?  

- Какая сила вызывает водопад?

-В чем различия между силой тяжести и весом тела?

-Какую силу называют равнодействующей?

- При каком условии тело движется равномерно прямолинейно?

Молодцы. Выставление оценок.

4. Постановка цели урока

Учитель Ребята мы с вами сейчас повторили с какими видами сил мы уже знакомы. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, без которой невозможно было бы ходить по земле, сидеть за партой, строить и просто жить. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего урока является изучение силы трения и её видов; вам предстоит экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Итак, запишите в тетрадь число и тему урока: «Сила трения».

5. Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Опыт1,2. “Наблюдение явления трения. ”.

Учитель:

1.На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением.

- Почему он останавливается?

Положите деревянный брусок на наклонную плоскость. Какая сила удерживает брусок на наклонной плоскости?

-Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Учитель: Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?

- сопротивление движению.

Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела

Запишите определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и препятствующая этому движению. (Ресурс №1,7)

Опыт 3: “Выяснение причин возникновения трения”.

1.Возьмите 2 листа наждачной бумаги.. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

2.Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

-Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Назовите 2 причины возникновения трения.

Выводы:

  • шероховатость поверхности.
  • молекулярное взаимодействие

Ребята,  в тетради зарисуйте таблицу, которую в течение урока мы с вами заполним.

- Существует ли трение у покоящегося тела? Да. Примером служит покоящийся брусок на наклонной плоскости, стоящий шкаф и т.д.

  • Какие виды сил трения существуют? Трение скольжения, качения, покоя.
  • Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения?

Опыт4: «Измерение силы трения»  

1.Прикрепите к бруску  динамометр и тяните равномерно.

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.   В каком случае сила трения меньше?

2.Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно  по деревянной поверхности, по поверхности наждачной бумаги. В каком случае сила трения больше? Почему?

3.Положите на брусок 2,3 груза и равномерно его перемещайте по поверхности доски. В каком случае сила трения больше? Почему?

Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью. Зарисовать в тетради.

- От каких факторов еще может зависеть сила трения?

Сила трения зависит от:

  • силы прижимающей тело к поверхности.
  • качества обработки  поверхности;
  • вида трения

Сила трения не зависит от:

  • площади соприкасающихся поверхностей (ресурс №2)

Продолжаем заполнять таблицу.

Существует три вида сил сухого трения:

1.Трения скольжения (санки) Рисунок №1

2.Трения качения (колёса)

3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) рисунок №1

Заполнение таблицы

Сила трения:

Причины возникновения:

1.

2.

Виды силы трения:

1.

2.

3.

Зависит от:

1.

2.

3.

4.

5.

Не зависит:

1.

Способы увеличения трения:

1.

2.

Способы уменьшения трения:

1.

2.

3.

Сила трения:

Причины возникновения:

1.Взаимное притяжение молекул соприкасающихся поверхностей

2.Шероховатость соприкасающихся поверхностей

Виды силы трения:

1.Сила трения скольжения

2.Сила трения качения

3.Сила трения покоя

Зависит от:

1.Силы прижимающей тело к поверхности

2.Качества обработки поверхности

3.Вида трения

4.Рода вещества

Не зависит:

1.Площади соприкасающихся поверхностей

Способы увеличения трения:

1.Увеличение шероховатости поверхностей

2.Увеличение веса тела

Способы уменьшения трения:

1.Смазка

2.Подшипники

3.Шлифовка деталей трущихся поверхностей

Как уменьшить трение?

  • Шлифовка деталей трущихся поверхностей
  •  Подшипники.
  • Смазка.

Чтобы увеличить трение, надо:

  • Увеличить нагрузку (вес).
  • Увеличить шероховатости поверхностей.

Положительная и отрицательная роль трения

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Как же можно использовать изученное явление в жизни? (Ресурс №5,коллаж,фото)

 Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике (Ресурс №3,4,7,рисунок№1,2 )

  • для передачи движения;
  • при обработке металлов и других материалов;
  • при заточке инструментов;
  • для скрепления материалов, деталей конструкций;
  • при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.

6. Закрепление изученного материала.

Выполнение тестовых заданий: (Ресурс №6)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 30-32, придумать свои примеры применения и использования силы трения в природе и технике  и изобразить их на рисунке  или в виде  коллажа из картинок, найти народные поговорки о силе трения  и объяснить их физический смысл . Благодарю вас за хорошую работу.

Перечень использования ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Природа силы трения

Информационный

Анимация

Текст с иллюстрациями

 (N 139697)   http://school-collection.edu.ru./catalog/res/78e74188-0a01-022a-0130-c8e9de9b14a2/?

2

 Сила трения. Трение в природе и технике

Практический

Интерактивное задание.Мультимедиа

(N 205936)  http://school-collection.edu.ru./catalog/res/669b5242-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?

3

«Опыт по наблюдению силы трения покоя и скольжения»

Практический

Видеоролик – анимация

(N 186642) http://school-collection.edu.ru./catalog/res/be0e94c1-fc4d-4fd5-972b-64b36108a3f8/?sort=order&&rubric_id[]=110219&rubric_id[]=110291

4

«Сила трения в природе и технике»

Информационный

Слайд-шоу

 (N 186608)  http://school-collection.edu.ru./catalog/res/aedc7284-3436-4b6c-817c-50404bd1f0b9/?sort=order&&rubric_id[]=110219&rubric_id[]=110291

5

«Сила трения при ходьбе»

Практический

Видеоролик – анимация

(N 186399)  http://school-collection.edu.ru./catalog/res/7f055bb6-2fc4-4897-92d8-a9e9098d68c9/?sort=order&&rubric_id[]=110219&rubric_id[]=110291

6

«Сила трения. Трение в природе и технике»

Контрольный

Тест

 (N 205866)  http://school-collection.edu.ru./catalog/res/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?sort=order&&rubric_id[]=117016

7

«Сила трения качения  и ее применение».

Практический

 Видеоролик – анимация

(N 186414) http://school-collection.edu.ru./catalog/res/9de8140b-3139-4111-bf7b-c553e167a24e/?sort=order&&rubric_id[]=110219&rubric_id[]=110291

Образовательный мультимедиа-комплекс по физике: 1С:Школа. Физика,7класс:

1.Коллаж «Роль трения в жизни животных и птиц».

2.Рисунок№1 «Разница модулей силы трения покоя и скольжения»

3.Рисунок№2 «Сила трения при креплении шурупа в стене»

4.Фотография «Тальк – сухая смазка для уменьшения трения между рукой спортсмена и штангой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила трения. Трение в природе и технике.

Конспект урока "Сила трения. Трение в природе и технике" по физике в 7 классе А.В.Перышкин. Предложенный  вариант конспекта урока сочень интерсным мультимедийным сопровождением(презентация и виде...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Урок физики в 7 классе "Сила трения. трение в природе и технике"

Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся....

конспект урока по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"

Конспект урока физики для 7 класса по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"...

сценарий урока физики 7 класс "Сила трения и ее виды. Трение в природе и технике"

Сценарий урока физики 7 класс с учетом требований ФГОС ООО....