Задача про колокол
методическая разработка по физике (9, 11 класс) на тему
Предложено решение задачи по теме "Распространение звука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Задача про колокол". Звуки колокола и грома скачать отдельно | 655.64 КБ |
soprovozhdenie_zadachi_pro_kolokol.docx | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек, стоявший вблизи собора, видел, что удары по большому колоколу производятся через каждую секунду. Отойдя от собора, он заметил, что видимые и слышимые удары не совпадают. Однако отойдя еще дальше, он снова наблюдал совпадение видимых и слышимых ударов о колокол. На каком расстоянии от собора он находился в последнем случае? S -?
Скорость света υ в воздухе ≈ 300 000 км/с ≈ 3 · 10 8 м/с Скорость звука υ в воздухе ≈ 340 м/с Запаздывание слышимых ударов
t = 1 с S Совпадение видимых и слышимых ударов о колокол
При повышении температуры воздуха на 1°С скорость звука в нем увеличивается на 0,59 м/с. S = υ звука · t На каком расстоянии от собора находился человек?
t , ° C м/с км/ч 0 331,5 1193,4 10 337,3 1214,1 20 343,1 1235,2 30 348,9 1256,2 50 360,3 1296,9 Скорость звука в воздухе
Скорость звука в воздухе Зависимость скорости звука от температуры воздуха приводит к изменению направления распространения звука
На каком расстоянии от собора находился человек? S = 660 м, 990 м , 1320 м, … Это интересно Орудийная стрельба слышна на расстоянии 10-15 км, лай собак – 2-3 км, шёпот – несколько метров. S = υ звука · t S = 330 м/с · 1 с = 330 м
На каком расстоянии от собора находился человек? t = 0, 1, 2, 3 S = υ t υ = 330-340 м/с Я еще не устал удивляться чудесам, что есть на земле! υ = 330-340 м/с
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Сопровождение к презентации «Задача про колокол»
К1. Проблема…
Я предлагаю обсудить следующую проблему: однажды человек, стоявший вблизи собора, увидел, что удары по большому колоколу производятся через каждую секунду (по всей видимости, он имел в своём распоряжении прибор для отсчёта времени, коим могли быть часы с секундной стрелкой или просто секундомер). Отойдя от собора, он заметил, что видимые и слышимые удары не совпадают. Однако отойдя еще дальше, он снова наблюдал совпадение видимых и слышимых ударов о колокол. Думаю, всем нам очень интересно было бы узнать: На каком расстоянии от собора он находился в последнем случае?
К2. Прежде, чем ответить на основной вопрос, подумаем, почему на некотором расстоянии видимые и слышимые удары не совпадают? Ответ очевиден: причина кроется в том, что скорость звука много меньше скорости света. Ярким подтверждением этого факта является отставание грома от вспышки молнии во время грозы. Всем знакомы числовые значения скоростей, установленные опытным путём. Скорость света в вакууме (максимально допустимая в природе скорость) равна 300 тысячам км в секунду, а скорость звука составляет несколько сотен метров в секунду. К ней мы ещё вернёмся.
К3.Менее очевиден ответ на вопрос, почему вдруг на некотором расстоянии от источника звука, видимые и слышимые удары о колокол вновь совпадают. Это может произойти только в том случае, если человек слышит предыдущий перед видимым удар. То есть, слышимый человеком удар произошёл 1 секунду назад.
К4. Зная время распространения звука и его скорость, легко определить расстояние, на котором видимые и слышимые удары совпадают: S = υ звука *t, (звук в однородной среде распространяется равномерно).
А сейчас вернёмся к величине скорости звука в воздухе. Следует помнить, что, во-первых, скорость звука в газах увеличивается с повышением температуры.( При повышении температуры воздуха на 1°С скорость звука в нем увеличивается на 0,59 м/с.)
К5. Перед вами значения скоростей при различных температурах.
К6. Обратите внимание на то, что зависимость скорости звука от температуры воздуха приводит к изменению направления распространения звука.
Во-вторых, на скорость распространения звука оказывает влияние влажность воздуха (ночью, когда влажность больше, звуки распространяются быстрее). Хотя, следует отметить, что влияние влажности менее значительно, чем температуры.
И, в-третьих, на скорость распространения звука оказывает влияние ветер, его направление и сила. Поэтому однозначного цифрового ответа в этой задаче дать нельзя.
К7. Будем считать воздух сухим, имеющим температуру 0 0С. Скорость звука при данных условиях равна 330 м/с. (При решении задач обычно берут значение скорости в пределах от 330 до 340 м/с). Тогда определяемое расстояние будет равно 330 м. Заметим, что в условиях хорошей видимости совпадение будет повторяться через целое число секунд, на расстояниях 660, 990 м. Имея бинокль, увидим похожую ситуацию на расстоянии 1320 м, и так далее, поскольку звуковая волна может проходить различные расстояния. Например, орудийная стрельба слышна на расстоянии 10-15 км, лай собак (ржание лошадей) – 2-3 км, а шёпот – несколько метров.
К8. И так, ответ на вопрос задачи: при совпадении видимых и слышимых ударов о колокол человек находился на расстоянии S =υ звука *t от собора, где время t равно целому числу секунд.
К9. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Колокола... Колокола... Колокола...
Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека изучает - кампанология. Исто...
Заметка "По ком звонят колокола сегодня?"
Заметка, написанная в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом мероприятии в школе, посвящённом экологическим проблемам планеты Земля....
По ком звонят колокола Хатыни
Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...
По ком звонят колокола Хатыни
Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...
Как на Руси колокола отливали да на звонницу поднимали или Нахождение части от числа и числа по величине его части Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по величине его части....
Конспект урока "Над Русью бьют колокола"
Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов. Задачи: 1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...
Интегрированный урок по музыке и ОПК, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси.
Урок знакомит учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования дети определяют, какой след оставили звоны в русском искусстве....