Колокола... Колокола... Колокола...
презентация к уроку физики (10 класс) по теме

Васильев Николай Степанович
Колокол – один из символов Руси,  её силы, веры в будущее и памяти о прошлом.
Все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека изучает - кампанология.
История колоколов настолько древняя, что найти их родину довольно трудно.
Колокола — это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.
Цель проекта:
1. Изучить причины магического   звучания колокола.
2. Ознакомиться с технологией литья.
3. Найти в художественной литературе описание магической силы колокольного звона
4. Как современная наука подтверждает справедливость старинной веры в целебные свойства колокольного звона.
Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Kolokola..._Kolokola....ppt1.48 МБ
Microsoft Office document icon Vizitnaya_kartochka.doc100.5 КБ
Microsoft Office document icon Legendy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОУ СПО "Камызякский сельскохозяйственный колледж" Васильев Н.С. руководитель проекта

Слайд 2

КОЛОКОЛА... КОЛОКОЛА... КОЛОКОЛА...

Слайд 3

П Л А Н ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧТО ТАКОЕ КОЛОКОЛ? РОДОСЛОВНАЯ КОЛОКОЛОВ ЗВУКИ КОЛОКОЛА . ИЗ ЧЕГО ЛЬЮТ КОЛОКОЛА "ДОМА", ГДЕ ЖИВУТ КОЛОКОЛА И РОЖДАЮТСЯ ЗВУКИ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА. ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 4

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить причины магического звучания колокола . Ознакомиться с технологией литья. Найти в художественной литературе описание магической силы колокольного звона Все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека изучает - кампанология. О том, как современная наука подтверждает справедливость старинной веры в целебные свойства колокольного звона и пойдет наш разговор.

Слайд 5

Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом

Слайд 6

Чистый месяц в росе плыл, Белый, стольный град Владимир Звон неведомый, родимый Над землёю рассыпал, Перворожден и силен, Плыл он, ритмом покоряя, Плыл, как будто укоряя, Из Владимирских времен. И внимал, я – внук славян – Чуду с гордостью и грустью, Благосвет летел над Русью, Новый день благословлял. А.Пономарев

Слайд 7

По одной из наиболее распространенных гипотез русское слово «колокол» произошло от немецкого Glocke – звонок, колокол . Некоторые ученые полагают, что первоисточник – это русское слово «коло» - круг, окружность Колокол – это «самозвучащий музыкальный инструмент» Колокол – это «Опрокинутая чаша с малиновым звоном» Колокол – это один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения Колокол – это металлическая чаша, перевернутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык»; при их взаимном перемещении происходит удар о стенку чаши, и та издает звук Что такое колокол?

Слайд 8

Родословная колоколов История колоколов настолько древняя, что найти их родину довольно трудно. Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай, т.к. технология бронзового литья была создана в эпоху СЯ ( XXIII-XVIII вв. до н.э.) В Эпоху Шан ( XVI-XI вв.до н.э.) колокола получили широкое распространение.

Слайд 9

В эпоху Чжоу ( XII-III вв. до н.э.) их вешали как амулеты на шею лошади или на пояс, чтобы отпугивать злых духов. Для военных колокольный звон служил сигналом тревоги, в храмах он сопровождал жертвоприношения. Среди археологических находок VI-V вв. до н.э. встречается множество бронзовых колокольчиков – древнееврейских и древнегреческих, скифских и этрусских… В античном мире они выполняли сигнальные функции. В Древнем Риме звон колоколов оповещал об открытии рынков и бань, о казнях…

Слайд 10

Колокола в России появились примерно тысячу лет назад. Они пришли к нам из Византии вместе с христианством. В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов, на каждом из них было по 5-10 колоколов. ● Колокола были большие и малые. ● Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др. ● Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550 г.) – 2200 пудов; Большого Успенского (1654 г.) – 8000 пудов

Слайд 11

Царь-колокол – самый большой колокол в мире. Он не имеет себе равного не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Отлит российскими мастерами Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 гг.

Слайд 12

После отливки колокол вышел в 12327 пудов (ок. 200 т.). В 1737 году в Кремле случился сильный пожар, и гигантский колокол упал в литейную яму, из которой был вынут более века спустя. При падении у него отшибло кусок весом в 700 пудов (ок. 11,5 т).

Слайд 13

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен на гранитном постаменте. При установке Царь-колокола на гранитном пьедестале была выбита следующая надпись: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением императрицы Анны Иоанновны, пребывал в земле сто и три года и волею благочестивейшего государя императора Николая I поставлен лета 1836 года, августа в 4-й день».

Слайд 14

Попробуем разобраться, каким образом создается колокольный звон, как мелодия звона связана с размерами, формой колокола. У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и богатый, характер- ный только для него набор добавоч- ных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона. При ударе языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее упругое движение, которое представляет собой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. Стена колеблющегося колокола разделена «меридианами покоя», число которых может быть 4 или 6, или 8,или 10. В те моменты, когда в данном секторе стенка «всучивается», в соседних - она в покое.

Слайд 15

Есть и другие виды колебаний колокола. Мысленно превратим колокол в круглую плоскую металлическую пластину. Закрепив ее в центре, насыпем тонкий ровный слой песка и приведем в колебательное движение, проводя по краю пластины смычком. На поверхности пластины образуются песчаные узоры – фигуры Хладни Причина их образования – собственные колебания пластины: колеблющиеся секторы пластины, вспучиваясь, стряхивают с себя песок, и он собирается вдоль линий покоя. Хладниевые фигуры свидетельствуют о том, что пластина разделена не только меридианами, но и параллелями покоя. Каждому сочетанию меридианов и параллелей покоя соответствует своя частота колебаний: более высоким частотам соответствует более дробная сетка линий покоя. ЗВУКИ КОЛОКОЛА

Слайд 16

На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание, т.е. такое при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично сочетались с основным, создавая единое прекрасное целое. ЗВУКИ КОЛОКОЛА

Слайд 17

В XVIII в удалось найти такую форму колокола, при которой он звучал особенно гармонично. Было значительно расширено основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заостренной массивной «губы». Диаметр нижней части равнялся высоте колокола, а диаметр верхней части – половине диаметра нижней. При такой форме колокол может давать, совмещая, три гармонических тона, но при этом сила трезвучия поглощает добавочные тона ЗВУКИ КОЛОКОЛА

Слайд 18

«Язык» изготавливают из железа. Масса его обычно составляет 1/25 от массы колокола. Форма может быть различной: она зависит от способа возбуждения звука – раскачивают ли «язык» или раскачивают колокол

Слайд 19

Устройство колокола таково, что его звучание – это дуэт металла и столба воздуха в нем, который приходит в колебательное движение с частотой, равной частоте колебаний стенок совершая вынужденные колебания. Благодаря резонансу возрастает амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие, - грамотность звука. ЗВУКИ КОЛОКОЛА

Слайд 20

В звуковом спектре колокола присутствуют неслышимые звуки – ультразвук и инфразвук ● Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и поэтому отзывается на их воздействие. ● Когда бьют колокола, возникает ощущение торжественности, неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями ЗВУКИ КОЛОКОЛА

Слайд 21

Для отливки колоколов применяется сплав из меди и олова, который называют “колокольная бронза”. Колокольная бронза содержит около 20% олова и 80% меди. Этот сплав слабо рассеивает механическую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеивания – 0,005, меди – 0,03, латуни – 0,015, стали – 0,035.

Слайд 22

Другие характеристики бронзы: плотность 8800 кг/м 3 ; модуль Юнга 1,0 ∙10 11 Н/м 2 ; температура плавления 880 о С; твердость по Бринеллю 7,5 ∙10 8 Н/м 2

Слайд 23

● Медь и олово в сплаве делаются твердыми ● В сплаве присутствуют вредные примеси: свинца – 2 %; цинка – 1,2 %; Железа – 1,2 %. Наличие свинца снижает звонкость и твердость. Избыток олова придает колоколу звонкость, но делает бронзу хрупкой

Слайд 24

"Дома", где живут колокола и рождаются звуки Колокола размещают на колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом или на звонницах – особых надстройках с проемами на самом храме. В их устройстве тоже используются явление резонанса.

Слайд 25

"Дома", где живут колокола и рождаются звуки ● В верхней части колоколен и звонниц, их шахтах (1) располагаются «слухи» (2) – отверстия, убывающие по величине к вершине, для резонанса звука. ● Размеры отверстий делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой звучания колокола (3). ● В толщу стен барабанов встраиваются пустые глиняные кувшины или горшки – «голосники», которые выполняют такую же роль , как и «слухи». ● В роли резонатора выступает также просторное и пустое пространство первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте столб воздуха в ней.

Слайд 26

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА. Ученые обнаружили, что уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. За счет специфического распределения мощности звуковой волны структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр (особым звуковым вибрациям). Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека, как на уровне физического тела, так и на тонких планах.

Слайд 27

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА. Колокола — это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.

Слайд 28

ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ Согласно поверью, колокольный звон обладает особой магической силой. Нечистые духи боятся колоколов и, заслышав их звон, улетают как можно дальше. Они ненавидят колокольную музыку, потому что она исходит от предметов священных, а также потому, что она нарушает ту атмосферу, в которой они влекут свое бесплотное существование.

Слайд 29

ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ Считается, что колокол - существо одушевленное. Многие предания утверждают, что церковные колокола живут и мыслят. В присутствии святого или когда неподалеку совершается преступление, они звонят сами собой.

Слайд 30

ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ Во времена парусного мореплавания корабельный колокол считался в каком-то смысле воплощением души судна. Моряки верили, что он звонит сам собой в тот момент, когда тонет потерпевший крушение корабль.

Слайд 31

ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ Увидеть во сне колокол означает силу и могущество, увидеть его без языка означает бессилие и слабость. Просто слышать во сне звон колоколов - предстоят пустые и ложные слухи, ссора, раздор. Звонить в колокола, значит, иметь с кем-то в ближайшем будущем словесную перебранку или судебную тяжбу...

Слайд 32

ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ Обычные колокольчики, как и церковные колокола, также окружены суевериями. Зазвенев сами по себе, они предвещают несчастье, а если два колокольчика в доме зазвонят одновременно - это к разлуке.

Слайд 33

ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗЫ О КОЛОКОЛАХ Некоторые из легенд: 1. Колокол – вещун 2. Сказ о влюбленном колоколе 3. Предания о затонувших колоколах 4. Легенда о глухом колоколе

Слайд 34

Колокол-вещун Случилась эта история в стародавние времена. И так давно это было, что никто уже не помнит ни названия города, ни имен живших тогда людей. Одни говорит, что случилось это в Киеве, другие — в Чернигове, третьи молвят, что и вовсе в какой-то крохотной деревушке. Только и остался в памяти народной рассказ о том, как колокол спас людей от страшной напасти. Однажды среди ночи раздался оглуши­тельный колокольный звон. Проснулись люди и подивились: «Зачем это звонарь не ко времени трезвонит?» Прибежали, кто, в чем был к церкви. Что за диво — звонарь среди людей в толпе стоит, ветерок даже листву на деревьях не колышет, а колокол звонит во весь голос, словно что сказать хочет. Догадались люди, что неспроста такое чудо случилось — надо ждать вражеского набега. Князь с дружиной в ту пору был в отъезде. Заперли люди городские ворота накрепко и на стены детинца выставили ополченцев. День ждут напасти, другой, но все спокойно, и третий беды не предвещает... А колокол все звонит и звонит. Подумали, было, люди, что колдов­ская сила с ними шутку сыграла, да вдруг умолк колокол, будто и не звонил вовсе. Стали они думать, как с «порчащим» колоколом быть, и решили разбить его. А тут князь с дружиною вернулся. Рассказали они ему о странном звоне. Князь велел колокол не трогать и рассказал, что ночью разбудил его знакомый колокольный звон. Поднял он на ноги дружинников и помчался в свой удел. В дороге встретился им отряд татар, которые шли разорять его родной город. Разбили ратники разбойников — ни один супостат живым не ушел. Колокольный же звон слышался до тех пор, пока последний татарин не пал. Поняли люди, что колокол предупредил князя о грозившей беде, поклонились спасителю и нарекли его Вещуном. И с тех пор внимательно прислушивались к любому издаваемому им звуку. Вещун оправдал свое прозвище — еще не один раз оповещал людей об опасности».

Слайд 35

В стародавние времена люди часто приписывали колоколам человеческие качества и утверждали, что колокола способны стра­дать, любить и даже умирать от горя. Ярким примером такой веры является небольшая польская сказка. Сказ о влюбленном колоколе Жила в селе девушка-сирота по имени Агнешка. Была она добрая и работящая, а вот внешностью не удалась — лицо рябое, а на спине кривой горб. Селяне ее сторонились, ведь с давних пор повелось считать, что уроды беды и несчастья привлекают. Агнешка на них зла не держала, только горевала о том, что некому будет ее после смерти оплакать. Однажды полоскала она в реке белье, вдруг слышит жалобный стон. Вгляделась Агнешка вглубь, а там на дне лежит затонувший колокол. И так ей жалко его стало, что хоть и плохо плавала, а нырнула она в реку и вытащила колокол на берег. Песком начистила до блеска и потащила к заброшенной часовне. Семь потов с нее сошло, чуть пуп не надорвала, но дело сделала, даже подвесила его на место. И каждый день стала ходить в часовню, проведывать спасенного. Селяне немало смеялись тому, что горбунья ухаживает за колоколом, словно за малым ребенком. Агнешка же насмешек не слушала и до самой своей смерти начищала его до та­кого блеска, что он сверкал на солнце. Колокол, словно живой человек, радовался ее приходу — нежно позванивал при каждом прикосновении. А когда настал ее смертный час, раздался над селом горестный трезвон. Так колокол оплакивал свою подругу. И звонил он до тех пор, пока не раскололся. Селяне похоронили его рядом с Агнешкой. И с тех пор рассказывают о том, как колокол полюбил добрую сироту.

Слайд 36

О затонувших колоколах в народе сложено множество легенд. В некоторых из них колокола самостоятельно «уходят» под воду перед нападением врагов (чтобы супостаты не могли осквернить святыню), в других делают это в знак божьего наказания за грехи человеческие, в третьих «проваливаются» под воду имеете с целыми селениями, уводя за собой людей «в лучшую жизнь». Вот, например, одно чешское предание.

Слайд 37

Предания о затонувших колоколах Некий город захватил жестокий и злой колдун. Люди не могли с ним справиться, и им оставалось только терпеть. Злоба колдуна была безгранична. Каждый день он придумывал все новые и новые пытки для своих подданных — так ему нравилось мучить и унижать их. Однажды он замыслил и вовсе невиданную жестокость. Приказал людям убить всех до одного детей и сварить их. Причем каждая мать должна была съесть сердце собственного ребенка. Но бог не дал свершиться этому злодеянию. Вдруг в костеле зазвонил колокол, созывая прихожан. Люди собрались на площади вокруг церкви. И разверзлась земля... Костел, площадь с домами и людьми тотчас погрузились под землю. И на том месте, где они находились, образовалось огромное озеро. Говорят, что колдун до сих пор бродит по его берегам в надежде вернуть своих покорных подданных, но как только он придумывает для этого заклинание, раздается колокольный звон и чары рассеиваются. Еще говорят, что подводный город принимает всех несправедливо обижен­ных и оскорбленных на земле. Существуют также поверья, что ушедшие под воду города, селенья и церкви недоступны человеческому взору в обычное время (хотя жизнь там идет своим чередом, не согласуясь с земной лишь во временных координатах). Однако в одну из праздничных ночей граница между мирами нарушается, и люди могут наблюдать жизнь такого города (церкви), слышать доносящиеся из-под земли или воды звуки, в том числе и колокольный звон. Считается, что человек, которому удастся увидеть подводный мир, обретет дар предвидения, а тот, кто сможет достать из-под воды колокол, получит прощение за все прегрешения и будет удачлив в своих предприятиях. Однако существуют неписаные правила, которые обязан соблюдать каждый решившийся на сношения с подводным миром. Тот, кто случайно или по незнанию нарушит их, бывает жестоко наказан.

Слайд 38

Предания о затонувших колоколах Но словацкому преданию, одна женщина, полоскавшая в реке белье, зацепила колокол, утонувший в реке в незапамятные времена, и вытащила его наружу. Увидев колокол, она так испугалась, что громко чертыхнулась, отчего колокол сорвался и ушел в глубину. Вскоре после этого она онемела. Время, когда звонили колокола, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов, большая часть которых касалась самого человека, его здоровья, а также сфер его деятельности — скотоводства, пчеловодства и садоводства. В Скопской котлине (область Македонии) в первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому живот­ному, стоявшему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота. А хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась. На севере Словении под колокольный звон в Страстную субботу хозяйка легонько била коров березовым прутом, чтобы у них родились телята и было много молока, а так­же закармливала скот корнями, травами и цветами, собранными в Страстной четверг, чтобы предохранить домашних животных от болезней. Особенно популярным среди празднич­ных звонов был пасхальный. На Пасху каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в колокол. Русские девушки в течение всей Пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т. д. На Украине и в восточной Польше считалось, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, поэтому парни старались на Пасху первыми добежать до колокольни, веря, что тогда в семье у них урожай гречихи будет больше, чем у всех остальных.

Слайд 39

Колокольный звон в музыкальных произведениях Большое значение имеет колокольный звон в явлениях нашей русской жизни, это можно видеть из того, что колокол и колокольный звон неоднократно были предметом воспроизведения в различных областях нашего искусства. Так, ни у одного из европейских народов нет столь многочисленных изображений звона в музыке, как у нас, имеющих целый ряд опер и пьес с воспроизведением звона.

Слайд 40

Колокольный звон в музыкальных произведениях Вот список: 1) Жизнь за царя, опера Глинки, 5-й акт. 2) Борис Годунов, опера Мусоргского, — пролог. 3) Князь Игорь, опера Бородина, 1-е действие 2-я карт. и 4-е действ. (Скула и Ерошка). 4) 1812-й год, увертюра Чайковского. 5) Кремль, сюита Глазунова, 111-я часть, встреча князя. 6) Фортепианная сюита Бородина, I N Au convent 7) Ночь на Лысой горе, фантазия для оркестра, Мусоргского и др.

Слайд 41

Колокола “работают” как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и разрушая болезнетворную среду. Звуки колокола возбуждают микролептоны – сверхлегкие частицы, окружающие любой организм. Возникающие при этом микроэлектронные поля удаляют вредные для здоровья изотопы, оказывая на организм человека терапевтическое действие. Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности. Выводы

Слайд 42

Ссылки На литературу: Волков В.А. Поурочные разработки по физике.- Москва: «ВАКО», 2006 Задубовская Елена. Лечение колокольным звоном.- Санкт-Петербург: Лениздат, 2006 Колокола. История и современность. – Москва, 1985 Интернет сайты: http://deja-vu4.narod.ru/Bell html#davidov#davidov http://deja-vu4.narod.ru/Bell html#lohanski#lohanski http://deja-vu4.narod.ru/Bell html#blagoveshenska#blagoveshenska http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8458/ http://doroga-istin.ru/index.php?topic=320.0 http://anomaliy.ru/article/2722/283



Предварительный просмотр:

Исследовательская проектная работа

"КОЛОКОЛА… КОЛОКОЛА… КОЛОКОЛА…"

"Визитная карточка" проекта

                   

Автор (руководитель) проекта:

Фамилия, имя, отчество автора (руководителя)

Васильев Николай Степанович                                                                                              

Регион, в котором находится колледж

Астраханская область

Город, в котором находится колледж

Г. Камызяк

Название колледжа

ФГОУ СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»

Отделение колледжа

Ветеринарное отделение

Тема  проекта:                           Звук и ультразвук. Звуковой резонанс.

Дидактические цели  проекта:

Изучение раздела физики  методом постановки проблемного вопроса, самостоятельные исследования студентов по темам, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование самостоятельной познавательной активности, формирование навыков работы в команде, умения проводить объективную рефлексию. Развитие умений применять базовые знания для достижения поставленной цели.

Компетентности  проекта:

▢ В сфере самостоятельной деятельности.

▢ Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

Методические задачи  проекта:

Изучить теорию звучания колокола и подтвердить практическим экспериментом. Научить грамотно анализировать учебный материал, выделять главное, четко определять пути решения поставленной задачи. Научить планировать ход работы, прогнозировать результат, проводить сравнительный анализ и делать выводы. Приобрести навыки проектной деятельности.

Основополагающие и проблемные вопросы учебной темы, которые руководитель (автор) ставит перед студентами колледжа

Основополагающий вопрос:   Как физика объясняет необычное звучание колокола?


Вопросы учебной темы (проблемные):

Как физика объясняет звучание колокола? Как размер, форма и материал, из которого льют колокола, влияет на звучание колокола? Каким образом звуки, издаваемые колоколами, усиливаются в звонницах и колокольнях? Как звуки колокола воздействуют на живой организм?  

Творческое название проекта:

«Колокола… Колокола… Колокола…»

Самостоятельные исследования студентов в  проекте

Исследование образования фигур Хладни.

Каким пунктам тематического учебного плана учебной дисциплины соответствует проект?

Глава 25. Звук и ультразвук  §§ 25.1.-25.8. Учебник физики для средних специальных учебных заведений. Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов

Предметные области

(Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

▢ Русский язык

▢ Химия

▢ ОБЖ

▢ Материальные технологии

▢ История

▢ Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

▢ Иностранный язык

▢ Обществоведение

▢ Математика

▢ Физическая культура

▢ Материаловедение

▢  Краеведение

▢ Биология

▢ Литература

▢ Физика

▢  Информационные технологии

▢  Биофизика

▢  Музыка

▢ Экономика

▢  Информатика

Возраст студентов (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

▢ первый курс

▢ второй курс

▢ третий курс    

▢ четвертый курс

▢ пятый курс

▢ смешанные курсы

Оформление результатов проекта

▢ Журнал

▢ Веб-сайт

▢ Видеоклип

▢ Презентация

▢ Информационный бюллетень, листовка


Краткая аннотация проекта

Проект охватывает материал физики 1 курса, имеет целью изучение материала, содержит элементы проектной и исследовательской деятельности, учит студентов мыслить логически, ставить цель и находить пути её решения.

Время выполнения проекта (приблизительно)

Первое полугодие 2010-2011 учебного года

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

1. Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

▢ Веб-камера

▢ CD-проигрыватель

▢ Видеокамера

▢ Компьютер(ы)

▢ Принтер

▢ Видеомагнитофон

▢ Цифровая камера

▢ Сканер

▢ Проекционная система

▢ DVD-проигрыватель

▢ Телевизор

▢ Другое:

▢ Доступ к Интернету

▢ Видео-, конференц-оборудование

2. Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) 

▢ СУБД/электронные таблицы

▢ Программы обработки изображений

▢ Издательские программы

▢ Веб-браузер

▢ Программы электронной почты

▢ Программы работы с мультимедиа

▢Мультимедийные энциклопедии

▢ Программы разработки веб-сайтов

▢ Текстовые процессоры

▢ Другое:

3. Материалы на печатной основе (учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература)

1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике.- Москва: «ВАКО», 2006

2. Задубовская Елена. Лечение колокольным звоном.- Санкт-Петербург: Лениздат, 2006

3. Колокола. История и современность. – Москва, 1985

4. Интернет сайты:

http://deja-vu4.narod.ru/Bellhtml#davidov#davidov

http://deja-vu4.narod.ru/Bellhtml#lohanski#lohanski

http://deja-vu4.narod.ru/Bellhtml#blagoveshenska#blagoveshenska

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8458/

http://doroga-istin.ru/index.php?topic=320.0

http://anomaliy.ru/article/2722/283

Оценка деятельность студентов (Описание условий проведения контроля. Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости студента)

Контроль  посредством опроса, наблюдения, анализа письменных работ, тестов. Оценка  проводится преподавателем, другими студентами, самим студентом, ПК.



Предварительный просмотр:

Колокол-вещун

Случилась эта история в стародавние времена. И так давно это было, что никто уже не помнит ни названия города, ни имен живших тогда людей. Одни говорит, что случилось это в Киеве, другие — в Чернигове, третьи молвят, что и вовсе в какой-то крохотной деревушке. Только и остался в памяти народной рассказ о том, как колокол спас людей от страшной напасти.

Однажды среди ночи раздался оглушительный колокольный звон. Проснулись люди и подивились: «Зачем это звонарь не ко времени трезвонит?» Прибежали, кто, в чем был к церкви. Что за диво — звонарь среди людей в толпе стоит, ветерок даже листву на деревьях не колышет, а колокол звонит во весь голос, словно что сказать хочет. Догадались люди, что неспроста такое чудо случилось — надо ждать вражеского набега. Князь с дружиной в ту пору был в отъезде. Заперли люди городские ворота накрепко и на стены детинца выставили ополченцев. День ждут напасти, другой, но все спокойно, и третий беды не предвещает... А колокол все звонит и звонит. Подумали, было, люди, что колдовская сила с ними шутку сыграла, да вдруг умолк колокол, будто и не звонил вовсе. Стали они думать, как с «порчащим» колоколом быть, и решили разбить его. А тут князь с дружиною вернулся. Рассказали они ему о странном звоне. Князь велел колокол не трогать и рассказал, что ночью разбудил его знакомый колокольный звон. Поднял он на ноги дружинников и помчался в свой удел. В дороге встретился им отряд татар, которые шли разорять его родной город. Разбили ратники разбойников — ни один супостат живым не ушел. Колокольный же звон слышался до тех пор, пока последний татарин не пал. Поняли люди, что колокол предупредил князя о грозившей беде, поклонились спасителю и нарекли его Вещуном. И с тех пор внимательно прислушивались к любому издаваемому им звуку. Вещун оправдал свое прозвище — еще не один раз оповещал людей об опасности».


В стародавние времена люди часто приписывали колоколам человеческие качества и утверждали, что колокола способны страдать, любить и даже умирать от горя. Ярким примером такой веры является небольшая польская сказка.

Сказ о влюбленном колоколе

Жила в селе девушка-сирота по имени Агнешка. Была она добрая и работящая, а вот внешностью не удалась — лицо рябое, а на спине кривой горб. Селяне ее сторонились, ведь с давних пор повелось считать, что уроды беды и несчастья привлекают. Агнешка на них зла не держала, только горевала о том, что некому будет ее после смерти оплакать. Однажды полоскала она в реке белье, вдруг слышит жалобный стон. Вгляделась Агнешка вглубь, а там на дне лежит затонувший колокол. И так ей жалко его стало, что хоть и плохо плавала, а нырнула она в реку и вытащила колокол на берег. Песком начистила до блеска и потащила к заброшенной часовне. Семь потов с нее сошло, чуть пуп не надорвала, но дело сделала, даже подвесила его на место. И каждый день стала ходить в часовню, проведывать спасенного. Селяне немало смеялись тому, что горбунья ухаживает за колоколом, словно за малым ребенком. Агнешка же насмешек не слушала и до самой своей смерти начищала его до такого блеска, что он сверкал на солнце. Колокол, словно живой человек, радовался ее приходу — нежно позванивал при каждом прикосновении. А когда настал ее смертный час, раздался над селом горестный трезвон. Так колокол оплакивал свою подругу.  И звонил он до тех пор, пока не раскололся. Селяне похоронили его рядом с Агнешкой. И с тех пор рассказывают о том, как колокол полюбил добрую сироту.


О затонувших колоколах в народе сложено множество легенд. В некоторых из них колокола самостоятельно «уходят» под воду перед нападением врагов (чтобы супостаты не могли осквернить святыню), в других делают это в знак божьего наказания за грехи человеческие, в  третьих «проваливаются» под воду имеете с целыми селениями, уводя за собой людей «в лучшую жизнь». Вот, например, одно чешское предание.

Предания о затонувших колоколах

Некий город захватил жестокий и злой колдун. Люди не могли с ним справиться, и им оставалось только терпеть. Злоба колдуна была безгранична. Каждый день он придумывал все новые и новые пытки для своих подданных — так ему нравилось мучить и унижать их. Однажды он замыслил и вовсе невиданную жестокость. Приказал людям убить всех до одного детей и сварить их. Причем каждая мать должна была съесть сердце собственного ребенка. Но бог не дал свершиться этому злодеянию. Вдруг в костеле зазвонил колокол, созывая прихожан. Люди собрались на площади вокруг церкви. И разверзлась земля... Костел, площадь с домами и людьми тотчас погрузились под землю. И на том месте, где они находились, образовалось огромное озеро. Говорят, что колдун до сих пор бродит по его берегам в надежде вернуть своих покорных подданных, но как только он придумывает для этого заклинание, раздается колокольный звон и чары рассеиваются. Еще говорят, что подводный город принимает всех несправедливо обиженных и оскорбленных на земле.

Существуют также поверья, что ушедшие под воду города, селенья и церкви недоступны человеческому взору в обычное время (хотя жизнь там идет своим чередом, не согласуясь с земной лишь во временных координатах). Однако в одну из праздничных ночей граница между мирами нарушается, и люди могут наблюдать жизнь такого города (церкви), слышать доносящиеся из-под земли или воды звуки, в том числе и колокольный звон. Считается, что человек, которому удастся увидеть подводный мир, обретет дар предвидения, а тот, кто сможет достать из-под воды колокол, получит прощение за все прегрешения и будет удачлив в своих предприятиях. Однако существуют неписаные правила, которые обязан соблюдать каждый решившийся на сношения с подводным миром. Тот, кто случайно или по незнанию нарушит их, бывает жестоко наказан.

Но словацкому преданию, одна женщина, полоскавшая в реке белье, зацепила колокол, утонувший в реке в незапамятные времена, и вытащила его наружу. Увидев колокол, она так испугалась, что громко чертыхнулась, отчего колокол сорвался и ушел в глубину. Вскоре после этого она онемела.

Время, когда звонили колокола, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов, большая часть которых касалась самого человека, его здоровья, а также сфер его деятельности — скотоводства, пчеловодства и садоводства. В Скопской котлине (область Македонии) в первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому животному, стоявшему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота. А хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась. На севере Словении под колокольный звон в Страстную субботу хозяйка легонько била коров березовым прутом, чтобы у них родились телята и было много молока, а также закармливала скот корнями, травами и цветами, собранными в Страстной четверг, чтобы предохранить домашних животных от болезней.

Особенно популярным среди праздничных звонов был пасхальный. На Пасху каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в колокол. Русские девушки в течение всей Пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т. д. На Украине и в восточной Польше считалось, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, поэтому парни старались на Пасху первыми добежать до колокольни, веря, что тогда в семье у них урожай гречихи будет больше, чем у всех остальных.

Легенда о глухом колоколе

В далекие времена жил человек один, именем Власий.

Не любил народ этого Власия — крутого нрава был мужчина. Никому пощады не давал, кто по нужде попадал в его руки. Большие богатства имел, и все ему было мало. Так и норовил лишнюю копейку содрать с бедного человека.

Многих разорил он на своем веку, многих пустил по миру.

Но время шло, стариться начал Власий, спина колесом согнулась, ноги ослабели, глаза плохо видеть стали.

Повстречал однажды Власий странного человека, что шел с котомочкой за плечами по святым местам.

Остановил его Власий и говорит:

—        Помолился бы за меня, странничек, усвятых угодников, чтобы из меня хворь вышла, вот тебе грошик, помолись, батюшка.

Но странный человек не взял денег.

—        Помолиться я за тебя помолюсь, а денег твоих мне не надо. Кровь и слезы на них, на деньгах-то этих...

Рассердился Власий.

- Никакой, — говорит, — на них крови нету, деньги как деньги; а не хочешь брать, не надо, нам больше останется.

- То-то, что много их у тебя, — отвечает странник, — ишь, от тяжести всю спину скрючило, верно тяжело носить такие богатства, не под силу... с другими бы поделился, глядишь, и легче станет.

Сказал это странный человек и ушел, а Власий крепко задумался над его словами. «Может, и в самом деле, — думал он, — полегчает, коли я сделаю доброе дело».

А в это время в селе новая церковь строилась. «Пожертвую я в эту церковь новый колокол, — решил Власий, — дело святое, Божье. Глядишь и легче станет, да и народ спасибо скажет». Думал-думал Власий: хочет колокол повесить, да денег жаль. А хвори все сильней одолевают... «Пожертвую, может полегчает».

И заказал большой колокол, а на нем надпись велел сделать, что пожертвован он во славу Божию таким-то. Отлили колокол, привезли, повесили. Власий ходит, на народ самодовольно посматривает — смотрите, мол, каков я есть, ваш благодетель!

Как все было готово, пошел на колокольню пономарь, стал язык раскачивать, а народ стоит вокруг и ждет первого удара. Долго раскачивал пономарь язык, наконец ударил, а звука не вышло — так, не то стон, не то хрип какой-то...

Дивится народ, что, мол, за притча такая? Побагровел Власий, сам полез на колокольню.

—        Пономарь-то, — говорит, — видно, никуда не годится, ни силы у него нет, ни уменья.

Сам начал раскачивать, ударяет, а звука нет...

Отыскался в толпе дюжий парень, силища такая, что смотреть страшно, в одиночку нагруженный воз из грязи вытаскивал.

—        Дайте, православные, я ударю; авось, у меня силы хватит.

Пустили его на колокольню. Живо раскачал язык, ударил, но молчит колокол, только хрип один несется...

Стал народ молебны служить, но не хочет звонить колокол.

Призадумался Власий. Опять повстречал того же странника и говорит ему:

—        Скажи ты мне, странный человек, что за притча такая — сделал я Божье дело, повесил колокол, а не звонит он.

Посмотрел странный человек прямо в глаза Власию и говорит:

-  И не будет звонить!..

-  Почему?

- На неправедные деньги сделан. Но слушай, Власий, научу я тебя, как заставить звонить колокол... только дорого это будет стоить.

—        Ничего не пожалею, — отвечает Власий, — только чтобы зазвонил, а то на людей мне смотреть зазорно. Говори, сколько возьмешь...

Взял странник Власия за руку и сказал:

—        Много ты горя сделал бедному люду, многих разорил, никого не щадил: ни старого, ни малого, ни больного, ни увечного; много слез пролито по твоей вине. Но ты еще можешь загладить вину свою великую. Раздай богатства тем, кого ты обездолил, и хворь твоя пройдет, и колокол зазвонит, и помирать легче будет.

Потупился Власий, стоит, трясется, а странник продолжает:

—        Раздай, пока не поздно, все равно в могилу с собой не возьмешь. Раздай, говорю
тебе...

Заплакал Власий, упал на колени перед странником.

— Спасибо тебе, Божий человек, что просветил меня... пойдем!

Собрал Власий народ возле церкви, перекрестился, поклонился на четыре стороны и говорит:

- Простите меня, православные, что столько лет грабил вас; берите все мои богатства, ничего мне не нужно; пойду я в монастырь Божий замаливать свои грехи великие...

- Бог тебе простит, — кричит народ.

А странник говорит:

— Служите, православные, молебен да бейте в колокол!

И случилось чудо великое. Едва коснулся железный язык колокола, вместо прежнего глухого стона разнеслись могучие раскаты благовеста. Широкой волной разливается благовест... Весь народ, как один человек, опустился на колени и плачет и крестится...

И начал с той поры звонить этот колокол во славу Божью, а Власий ушел в далекий монастырь, где и сложил свои старые кости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заметка "По ком звонят колокола сегодня?"

Заметка, написанная в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о  проведённом мероприятии в школе, посвящённом экологическим проблемам планеты Земля....

По ком звонят колокола Хатыни

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...

По ком звонят колокола Хатыни

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...

Конспект урока "Над Русью бьют колокола"

Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.   Задачи: 1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...

Интегрированный урок по музыке и ОПК, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси.

Урок знакомит учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования дети  определяют, какой след оставили звоны в русском искусстве....

Презентация к стихотворению Маргариты Алигер «По ком звонит колокол»

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по изучению произведений М. Алигер, на внеклассных занятиях, посвящённых памяти героев войны, на классных часах....