Урок "Изучение процессов испарения и конденсации"
методическая разработка по физике (5 класс) по теме

Татьяна Каргина

Урок разработанный  и проведенный в рамках районного конкурса "Грани профессионального мастерства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель МБОУ СОШ №63 г.о. Самары Каргина Татьяна Александровна.

Учебный предмет: физика

Класс: 5

Тема урока: Исследование процессов испарения и конденсации.

Цель занятия: Развитие УУД добывание новой информации на основе интерпретации  и обобщения опытно - экспериментальных данных

Задачи урока:

образовательные

  • закрепить и обобщить комплекс знаний, умений и навыков учащихся, используемых при изучения темы «Теплота»;

развивающие:

  • способствовать развитию навыков коммуникативного УУД принятия и координации решений при совместной работе в парах;
  • способствовать развитию навыков дедуктивного умозаключения (на основе приёмов выведения следствия из факта, обобщения и подведения выявленного факта или объекта под известное понятие или способ действия);
  • способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

Тип урока: Урок  практикум. Самостоятельная исследовательская работа.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка, вода, спирт, спиртовка, стеклышки.

   

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Организационный момент      

 (0,5 мин)

Приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята. Прежде  чем  мы  приступим  к  уроку,  я  хотела  бы,  чтобы  каждый  из  вас  настроился  на  рабочий  лад.  Настроились?  Прекрасно! А  теперь  давайте  приступим  к  работе.

Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок.

Коммуникативные УД:     УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

 

Мотивационный этап    

   (5 мин)

Эпиграфом к уроку послужат слова римского философа Сенеки:

«Свои способности человек

может узнать только

попытавшись применить их на деле»

.   1)Ребята, давайте вспомним способы и  приемы          добычи информации, знаний.

2)Затем эти  наблюдения переводим в физические понятия и выделяем характерные связи , зависимости и закономерности.

3) Когда мы это все сделали, провели,  то можно пользоваться этим в жизни на практике.

4) А так же объяснять в дальнейшем научные факты и явления.

Давайте на примере темы  ИСПАРЕНИЯ И КОНДЕНСАЦИЯ рассмотрим данную цепочку  естественнонаучного  познаний

Запишите тему урока в опорный конспект. Цель нашего урока: «Изучить явления испарение и конденсации».

Перечисляют органы чувств, И говорят какие знания можно получить при помощи того или иного органа. Органы зрения – способ наблюдения.

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные УД:

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

  Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий  

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию;

Изучение нового материала

10 мин.

   Сейчас я продемонстрирую вам опыт, а вы попробуйте определить, как

Наблюдают и рассказывают  что делают.

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

 Личностные УД:

Осознание учащимися своих  знаний.

 Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий

 Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

  • Какой это процесс? (тепловой)
  • Тепловой процесс характеризуется? (температура)
  • Чем измеряется температура? ( термометр)
  • Какой процесс наблюдаем?  (Испарение , кипение)
  • Как им словом можно обьеденить кипение и испарение (парообразование)
  • Что образуется над жидкостью в результате ее испарения?
  • Следовательно, что такое испарение?  (парообразование)
  • Происходящее с чего?  (с поверхности жидкости)

Испарение – это процесс перехода жидкости  в газообразное состояние

  • Верно, наряду с испарением происходит обратный процесс конденсация.
  • Какое определение конденсации вы бы дали?
  • В чем разница между процессами?

К этому опыту мы вернемся следующем уроке

Отвечают, рассуждают, обобщают сказанное.

 Рисуют блок схему

 

     

Смажьте руку спиртом.

  • Что вы ощущаете? Почему?

Рука охлаждается, потому что, испаряясь, жидкость отнимает часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понижается.

А теперь выясним, от каких факторов зависит скорость испарения.

Рассуждают, выдвигают идеи, обобщают и делают вывод о том

Личностные УД:

Осознание опыта работы в группе, как ценности. 

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

 Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий  

Работа в группах

(эксперимент)

10 мин.

РАБОТА В парах (вспомнить правила работы в группе)      Практическая работа. Работа в парах  

1.        Каждая пара  получает инструкцию по выполнению практической работы. (учебник )

2.        Инструктаж учителя о порядке  выполнения экспериментального задания.

Работа по карточкам  (Приложение) или  с книгой.

   Слушают задание для фронтального эксперимента.  Выполняют эксперимент.

                                   

Проделывают опыт, вносят результаты в таблицу, делают выводы.

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Осознание учащимися своих  знаний  и незнаний; Осознание опыта работы в группе, как ценности. 

Познавательные УД

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

РегулятивныеУД

Обобщение и систематизация.

Коммуникативные УД: умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других

Рассказывают свои результаты эксперимента, делают вывод Обобщают  работу всего класса  и делают общий вывод

Личностные УД:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Формирование границ собственных знаний и незнаний

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Познавательные УД: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;умение осуществлять сравнение; умение устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УД: учитывание правила планирования и контроля способа решения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

УУД).

Закрепление

(10 мин)

Первичная проверка знаний учащихся.

Наблюдали ли вы эти явления в природе, быту? Приведите примеры, где?

Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол исчезает, лужи после дождя высыхают.

 

 Перечисленные примеры являются фактами, т. е. свидетельством того, что мы наблюдаем.   

Учитель: А теперь ребята, объясните явления описываемые в литературных произведениях.

№1. М. Лермонтов «Два брата».

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших.

Вопрос:  почему туман образуется в низинах?

Ответ: научное объяснение этого явления

№ 2. Данте Алигьери «Божественная комедия».

И как с конца палимое бревно

От тока ветра и его накала

В другом конце трещит …

Вопрос: почему трещит горящее бревно?

Ответ: треск бревна объясняется …

№ 3. Алтайские героические сказания «Маадай - Кара».

Обломок чёрный в тот же миг

В морской залив бездонный пал.

Взметнулся ядовитый вал,

Вскипела жёлтая вода

И выкипела без следа.

Вопрос: какие физические явления произошли в данном отрывке?

Ответ: в этом отрывке описываются...

Анализируют свои знания и и приводят примеры из жизни.

Читают, рассуждают . анализируют.

Отвечают.

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний

Познавательные УД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

 Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания

Регулятивные УД: учитывание правила планирования и контроля способа решения; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Подведение итогов. Домашнее задание

(5мин)

Подведем итоги урока..

     5.  Мини итог.

    Итак, мы изучили, явления испарение и конденсация используя, цикл естественнонаучного познания. В начале урока мы установили факты, свидетельствующие о существовании явлений испарение и конденсация. Затем мы построили модели этих явлений. Установили зависимость скорости испарения от различных факторов (провели эксперимент.)

От каких факторов зависит испарение?

Где мы можем наблюдать эти явления? Приведите примеры.

      6.   Домашнее задание.

Анализируют, обобщают, отвечают,

Личностные УД:

Формирование границ собственных знаний и незнаний; развитие адекватной позитивной самооценки; Познавательные УД: структурирование знаний; РегулятивныеУД:

внесение необходимых коррективов на основе самооценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные УД: умение формулировать  собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга

Опыт 0 :

       Возьмите стекло;

                   Подышите на прозрачное стеклышко.

Вопросы:

  • Что вы наблюдаете?
  • Как называется наблюдаемое явление?
  • Как изменяется далее «картина» на стеклышке?
  • Как называется наблюдаемое явление?

Опыт1:

  • Возьмите два термометра один сухой другой оберните влажной тряпочкой;
  • Измерьте температуру;

Вопросы:

  • Одинаковы ли показания термометров? Ответ поясните.

Что происходит с температурой жидкости при её испарении?

===========================================================

Опыт 0 :

       Возьмите стекло;

                   Подышите на прозрачное стеклышко.

Вопросы:

  • Что вы наблюдаете?
  • Как называется наблюдаемое явление?
  • Как изменяется далее «картина» на стеклышке?
  • Как называется наблюдаемое явление?

Опыт 3 :

  • Возьмите три стекла и три жидкости: спирт, вода, масло;
  • Нанесите на стекло кусочком марли разные жидкости.

Вопросы:

  • Что вы наблюдаете?
  • Зависит ли испарение жидкости от рода вещества?

===========================================================

Опыт 0 :

       Возьмите стекло;

                   Подышите на прозрачное стеклышко.

Вопросы:

  • Что вы наблюдаете?
  • Как называется наблюдаемое явление?
  • Как изменяется далее «картина» на стеклышке?
  • Как называется наблюдаемое явление?

Опыт 2:

  • Возьмите два стекла;
  • Капните по капле воды на каждое;
  • Одно из стёкол подержите над пламенем спиртовки.

Вопросы:

  • На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?
  • Как скорость испарения зависит от температуры?
  • Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?

===========================================================

Опыт 0 :

       Возьмите стекло;

                   Подышите на прозрачное стеклышко.

Вопросы:

  • Что вы наблюдаете?
  • Как называется наблюдаемое явление?
  • Как изменяется далее «картина» на стеклышке?
  • Как называется наблюдаемое явление?

Опыт 5 :

       Возьмите два стекла;

  • Капните на стекло по капле воды;
  • Бумажным веером создайте около одного стекла воздушный поток.

Вопросы:

  • На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?
  • Где в природе встречается это явление? Что такое облака, дождь, снег, град?

=======================================================

Опыт 0 :

       Возьмите стекло;

                   Подышите на прозрачное стеклышко.

Вопросы:

  • Что вы наблюдаете?
  • Как называется наблюдаемое явление?
  • Как изменяется далее «картина» на стеклышке?
  • Как называется наблюдаемое явление?

Опыт 4 :

  • Возьмите два стекла;
  • Капните на стекло по капле воды;
  • На одном стекле каплю размажьте.

Вопросы:

  • На каком стекле жидкость испарится быстрее?
  • Как скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности?
  • Как используют эту зависимость растения? Как они приспосабливаются к жизни в засушливых районах Земли?

=======================================================


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

испарение и конденсация

В презентации урока "Испарение  и  конденсация"  есть  подборка интересных качественных задач. Некоторые  слайды  могут  быть  использованы  на  урока...

Урок по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

Представлен конспект  урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Испарение и конденсация" (8 класс).Урок проводится с использованием метода исследовате...

испарение и конденсация

Урок, презентация к уроку, самоанализ к уроку....

Урок по теме "Испарение и конденсация"

Тема урока: «Испарение и конденсация»      Цель: сформировать понятия «испарение» и «конденсация»; раскрыть причины, от которых зависят скорость испарения; выяснить роль...

Урок по физике по теме "Испарение и конденсация" для 8 класса

Предлагается разработка урока по физике для 8 класса по теме "Испарение и конденсация". В процессе урока изучается новый материал, формируются понятия  об особенностях физических процессов перехо...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...