Междисциплинарный урок по теме: «Дистанция на дороге – залог общей безопасности».
классный час по физике (11 класс) на тему
Сформировать установки на соблюдение дистанции на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenieno5_stsenariy_srednie_klassy_shkol_distantsiya_150316.docx | 31.7 КБ |
urok_fiziki_-_kopiya.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Междисциплинарный урок по теме:
«Дистанция на дороге – залог общей безопасности»
Профилактическое групповое занятие для учащихся средних и старших классов – 1 академический час (45 минут).
Цель занятия:
Формирование установки на соблюдение дистанции на дороге.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
- обеспечить формирование осознанной необходимости соблюдения правил дорожного движения, опираясь на знание физических законов;
- способствовать формированию практических знаний по расчету безопасной дистанции;
- совершенствовать навык пользоваться справочным материалом.
2. Воспитательные:
- сформировать ответственность за собственную безопасность;
- формировать навыки пропаганды безопасного поведения на дорогах среди сверстников.
3. Развивающие:
- привить осознанные навыки безопасного поведения на дорогах;
- обеспечить условия для развития умений по формированию причинно-следственных связей между установлением безопасной дистанции на дороге и последствиями несоблюдения дистанции;
- содействовать практическому применению полученных навыков безопасного поведения на дорогах.
Оборудование: интерактивная доска/экран для проектора, секундомер, калькуляторы.
Методические указания к проведению междисциплинарного занятия: во время проведения занятия транслируются слайды.
Планируемые результаты по формированию межпредметных компетенций:
- усвоение понятия «безопасная дистанция», способы её расчётов, факторы, её увеличивающие;
- усвоение определения «тормозного пути» и его расчёта при различных скоростях движения;
- сформированность позитивной установки на соблюдение безопасной дистанции между пешеходом и транспортным средством, а также между движущимися транспортными средствами.
План занятия
Введение.
- Теоретическая часть. Определение понятия «дистанция». Правило «трёх секунд». Способы расчёта безопасной дистанции.
- Понятие «тормозного пути» и его расчет для различных скоростей движения.
- Факторы, увеличивающие «безопасную дистанцию». Световозвращатели.
- Практическая часть. Применение знаний для реальных ситуаций на дороге.
- Викторина.
- Заключение.
Сценарий урока по теме
«Дистанция на дороге – залог общей безопасности»
Факторы, увеличивающие «безопасную дистанцию». Световозвращатели.
Слайды № 16 – 17. Перечисление факторов.
Помимо того, о чем мы с вами уже сегодня проговорили, есть ещё факторы, которые надо учитывать при расчете безопасной дистанции, т.е. факторы, влияющие на безопасную дистанцию.
Я предлагаю вам по группам (по 2 парты) посовещаться и сформулировать все причины, которые, по-вашему, влияют на увеличение «безопасной дистанции». Затем мы заслушаем ту команду, которая найдет наибольшее количество факторов, обсудим и добавим то, что предложат другие команды. Давайте договоримся, что дистанцию будем рассматривать не только от пешехода до автомобиля, но и между автомобилями в транспортном потоке. Попробуйте поставить себя не только на место пешехода, но и водителя тоже. Время на эту работу – 3 минуты, начинайте.
Работа по группам. По итогам составляется перечень причин, по которым дистанция должна стать больше. Учитель добавляет факторы, неучтенные детьми:
- Скользкая дорога и плохая видимость
- Усталость водителя
- У движущегося впереди автомобиля не работают один или несколько стоп-сигналов
- У движущегося впереди автомобиля часто работают стоп-сигналы
- Близко сзади движется автомобиль
- Впереди движется большой, грузовой автомобиль
- Сзади движется грузовик или автобус
- Скорость автомобиля более 80 км/ч
- Масса автомобиля
- Открываются слайды со всеми причинами и факторами.
Молодцы, вы хорошо поработали, и я вижу, что вы понимаете, как велика ответственность всех участников дорожного движения! Потому что цена нарушения простых правил – человеческая жизнь! Она дается человеку однажды и нельзя её бездумно вручать в чужие руки неизвестного вам человека.
Позаботьтесь о своей безопасности в первую очередь сами! Лучше подождать, чем уже не успеть никогда!
Слайд № 18.
Ну и напоследок, ребята, не могу не раскрыть вам одну тайну. Бывают пешеходы невидимки! И не думайте, что я шучу. Уверена, вы были бы неприятно удивлены, если бы оказавшись рядом с водителем, увидели, как плохо видно человека, переходящего дорогу, одетого в обычную, темную одежду. Не спасает ситуацию даже наружное освещение. Нередко пешеход словно «из неоткуда» выныривает из темноты перед автомобилем, примерно в 30 метрах при ближнем свете фар. И физика это подтверждает. Темные цвета очень плохо отражают свет, а уж если этого света совсем мало… пешеход подобен тени или вовсе не заметен.
Существует очень хороший способ сделать себя видимым на дороге, особенно в темное время суток. Думаю, вы его знаете, но не уверена, что используете. Как вам кажется, о чем речь?
Беседа с учащимися на выявление знаний о световозвращающих элементах.
Действительно применение световозвращающих элементов увеличивает дальность видимости пешехода водителем автомобиля при движении с ближним светом фар с 25-40м до 130-140, а при движении с дальним светом фар – до 400м. А как устроены световозвращающие элементы вы узнаете на уроках физики в конце 8 класса.
Вывод: особенно внимательным и осторожным на дороге надо быть в темное время суток, стараться избегать носить только темную одежду и обязательно использовать световозвращатели.
Практическая часть. Применение знаний для реальных ситуаций на дороге.
Слайд № 19.
Теперь, когда мы знаем так много по теории вопроса, - какой должна быть безопасная дистанция и почему, надо перейти к практике. Сколько времени необходимо на переход проезжей части дороги?
Есть еще одно расстояние, которое для нас, пешеходов, очень важно – ширина проезжей части, которую вам нужно преодолеть при переходе. Проезжая часть – это расстояние от тротуара до тротуара (или от обочины до обочины), и оно может быть очень разным. Все зависит от того сколько полос движения у дороги - 2, 3, 4 или более. А вот ширина одной полосы величина стандартная - 3,5м или 3м, в зависимости от категории дороги. Давайте посмотрим, сколько секунд нужно пешеходу, чтобы пройти это расстояние. Напомню, что средняя скорость пешехода 5 км/ч, а сколько это м/с? Посмотрите нашу таблицу, как быстро узнать нужную величину?
(Учащиеся отвечают.)
Педагог: правильно: 2,7 / 2 = 1,35м/с (подсказка педагогу – 2,7 при скорости 10 км/ч).
А теперь сосчитайте время перехода одной полосы:
t = S / v, t =3,5м/1,35м/с =2,6с;
2 полосы – 5,2с;
4 полосы – 10,4с;
6 полос – 20,8с.
Понятно, что мы с вами в жизни не переходим дорогу по пешеходному переходу с секундомером в руке. Для чего же нам тогда нужны эти значения? Вот для чего:
- Мы с вами научились считать на местности ориентировочное время, требующееся автомобилю, чтобы пройти остановочный путь.
- Научились считать время, которое нужно для перехода дороги пешеходу.
- Важно! Время необходимое для перехода вами дороги всегда должно быть больше времени остановочного пути автомобиля.
Помните, современные пешеходные светофоры часто показывают обратный отсчет времени работы и красного, и зеленого сигналов. Это позволяет нам оценить возможность перехода – успеем или нет?!
Вывод: При переходе дороги необходимо действовать с запасом времени. Подойдя к переходу, следует остановиться, не зависимо от сигнала светофора. Проверить возможность успеть перейти на зеленый сигнал светофора или отказаться от перехода. Иметь возможность не спешить. Попытка сэкономить секунды может привести к трагедии.
Сегодня, ребята, вы уже получили большой объём информации. Давайте проверим, сумеете ли вы его усвоить и применить в жизни. Предлагаю викторину.
Слайды № 27.
Заключение
Выводы: Соблюдение «безопасной дистанция» – один из важнейших факторов безопасности на дороге для пешехода и водителей. Забота о её соблюдении – это и наше право, и наша обязанность. Переходить дорогу можно только оценив безопасность расстояния до приближающегося автомобиля. Оценивать ее необходимо с учетом: времени дня и года, погоды, состояния дороги и многого другого. И обязательно использовать световозвращающие элементы.
Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги. Ребята я попрошу вас закончить фразу:
Сегодня на уроке:
- я узнал для себя новое….
- мне было особенно интересно…
- я научился…
- я расскажу своим родителям и друзьям о …
- я сформулирую как закон на всю жизнь…
Молодцы!!! Мы сегодня продуктивно потрудились, многое обсудили. Уверена, это станет основой безопасного поведения на дороге вас и ваших близких. Вы же поделитесь с ними новыми знаниями?
Будьте внимательны! Безопасных дорог вам!
Приложение 1
Вопросы викторины.
1. Как называется расстояние между автомобилями, измеренное по ходу движения?
а) интервал б) дистанция в) безопасная дистанция
2. Безопасная дистанция между автомобилем и пешеходом это:
а) тормозной путь б) остановочный путь в) временной интервал
3. Безопасная дистанция между автомобилями это:
а) тормозной путь б) остановочный путь в) временной интервал
4. Как зависит тормозной путь от начальной скорости?
а) пропорционально v б) пропорционально v2 в) пропорционально v3
а) линейно б) квадратично в) обратно пропорционально
5.Какова средняя скорость пешехода?
а) 1,35м/с б)10км/ч в) 5км/мин
6. Сколько примерно метров за 1 секунду проходит автомобиль, приближающийся к вам по дороге со скоростью 60км/ч?
а) 7м б) 10м в) 16,5м
7. Какое расстояние можно считать безопасной дистанцией до автомобиля при переходе дороги по нерегулируемому пешеходному переходу в нормальных погодных условиях и при хорошей видимости?
а) 16,5м б) 19,4м в) 52,4м
8. За сколько секунд автобус, движущийся со скоростью 40км/ч проедет расстояние в 35 метров?
а) 2 сек б) 3 сек в) 4 сек
9. Где ни при каких условиях нельзя переходить дорогу?
а) на поворотах дороги, где не просматриваются полосы движения в обе стороны
б) где нет светофора в) в плохо освещенном месте
10. Какие действия нужно выполнить, перед тем как начать переходить дорогу? Выбрать все необходимые пункты.
а) остановиться на краю тротуара независимо от сигнала светофора
б) посмотреть налево, направо, налево оценив наличие автомобилей и расстояние до них
в) сравнить время, необходимое для перехода дороги, со временем действия разрешающего сигнала светофора
г) убедиться в том, что водитель автомобиля вас видит и начал тормозить
д) пройдя одну полосу движения, убедиться, что водитель на следующей полосе вас видит и его автомобиль остановился или останавливается.
Ответы.
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответы | б | б | в | б | а | в | в | б | а | все |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПДД 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения , а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. 2
Дистанция на дороге 5
4
Пешеходы 7
Распознавание и реакция Нажатие на тормоз и срабатывание тормоза Запас на торможение 8
Остановочный путь S ост = S реак + S сист + S торм S ост = v 0 ( t реак + t сист ) + S торм 9 Тормозной путь v 0 – начальная скорость μ – коэффициент трения, среднее значение для асфальтового покрытия μ= 0,7 g ≈ 10м/с2 - ускорение свободного падения
Расчет остановочного пути 14 V o S торм , м S ост = v 0 ( t реак + t сист ) + S торм , м км/ч м/с 10 2,7 0,56 20 5,5 2.2 30 8,3 4,9 40 11,1 8,8 50 13,9 13,8 60 16,5 19,4 70 19,4 26,9 80 22,2 35,2 90 25 44,6 100 27,8 55,2 5,96 13,2 21,5 31 41,6 52,4 64,9 79,6 94,6 110,8
Зависимость тормозного пути от начальной скорости автомобиля V 0 , м/с S торм , м 2,7 0,56 5,5 2,20 8,3 4,9 11,1 8,8 13,9 13,8 16,5 19,4 19,4 26,9 22,2 35,2 25 44,6 27,8 55,2 15 S торм , м S торм , м
Дистанция должна стать больше, если Скользкая дорога и плохая видимость Усталость водителя У автомобиля впереди нас не работают один или несколько стоп-сигналов У автомобиля впереди часто работают стоп-сигналы Близко едет автомобиль сзади Впереди едет большой, грузовой автомобиль Сзади едет грузовик или автобус Скорость автомобиля более 80 км/ч 17
11 Пешеход со световозвращающими элементами на одежде/ легко разглядеть Пешеход без световозвращающих элементов на одежде/ легко разглядеть Пешеход без световозвращающих элементов на одежде/ сложно разглядеть Пешеход без световозвращающих элементов на одежде/ невозможно разглядеть
1. Как называется расстояние между автомобилями, измеренное по ходу движения? а) интервал б) дистанция в) безопасная дистанция Вопросы викторины 2 . Безопасная дистанция между автомобилем и пешеходом это: а ) тормозной путь б) остановочный путь в) временной интервал 20 3 . Безопасная дистанция между автомобилями это: а) тормозной путь б) остановочный путь в) временной интервал
Вопросы викторины 4 . Как зависит тормозной путь от начальной скорости? 7класс: а) пропорционально v б) пропорционально v 2 в) пропорционально v 3 8,9 классы: а) линейно б) квадратично в) обратно пропорционально 21 5. Какова средняя скорость пешехода? а) 1,35 м/с б) 10км/ч в) 5 км/мин 6. Сколько примерно метров за 1 секунду проходит автомобиль, приближающийся к вам по дороге со скоростью 60км/ч? а) 7м б ) 10м в) 16,5м
Вопросы викторины 7. Какое расстояние можно считать безопасной дистанцией до автомобиля при переходе дороги по нерегулируемому пешеходному переходу в нормальных погодных условиях и при хорошей видимости ? а) 16,5м б ) 19,4м в ) 52,4м 8. За сколько секунд автобус, движущийся со скоростью 40км/ч проедет расстояние в 35 метров ? а ) 2 сек б ) 3 сек в ) 4 сек 23 9. Где ни при каких условиях нельзя переходить дорогу ? а) на поворотах дороги, где не просматриваются полосы движения в обе стороны б ) где нет светофора в ) в плохо освещенном месте
25 Какие действия нужно выполнить, перед тем как начать переходить дорогу? Выбрать все необходимые пункты . а) остановиться на краю тротуара независимо от сигнала светофора б) посмотреть налево, направо, налево оценив наличие автомобилей и расстояние до них в) сравнить время, необходимое для перехода дороги, со временем действия разрешающего сигнала светофора г) убедиться в том, что водитель автомобиля вас видит и начал тормозить д) пройдя одну полосу движения, убедиться, что водитель на следующей полосе вас видит и его автомобиль остановился или останавливается Вопросы викторины
26 Ответы викторины Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответы б б в б а в в б а все
27 - Я УЗНАЛ ДЛЯ СЕБЯ НОВОЕ…. - МНЕ БЫЛО ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО… - Я НАУЧИЛСЯ… - Я РАССКАЖУ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ О … - Я СФОРМУЛИРУЮ КАК ЗАКОН НА ВСЮ ЖИЗНЬ… Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме "Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю"
методическая разработкамданного урока может быть использована как для изучения нового материала в 7 классе, так и для повторения пройденного материала для подготовки к экзаменам....
Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"
Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...
Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога!» (биология и ОПД).
Конспект интегрированного урока по теме "Внимание и дорога" учителей биологии и обществознания.Класс: 8Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога» появился в рамках работы школы над проектом «Дом...
Презентация к уроку по теме "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности"
Презентация "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности" поможет провести занятие с учащ...
Конспект обобщающего урока по теме «Политическая жизнь современной России: общее и особенное»
Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера»Задачи:- определить значение основных понятий темы: власть, государство, централизованное государство, формы п...
Презентация для урока по теме "Принципы, методы и средства обспечения безопасности"
Сопровождающая презентация для урока по теме "Принципы, методы и средства обесечения безопасности" для раздела "Теоретические основы Безопасности Жизнедеятельности".В презентации д...
Рабочий лист к уроку по теме: "Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю". 7 класс. Автор учебника: С.М. Никольский.
Рабочий лист предназначен для дифференцированной работы с учащимися на уроке алгебры по теме: "Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю". Рассматриваются все случаи для нахожден...