Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога!» (биология и ОПД).
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Конспект интегрированного урока по теме "Внимание и дорога" учителей биологии и обществознания.

Класс: 8

Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога» появился в рамках работы школы над проектом «Дом, который строим мы». Одно из направлений проекта - профилактика дорожно-транспортных происшествий и формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. В данном уроке мы попытались совместить теоретические знания ученика, полученные им на уроках биологии и ОПД с повседневной жизнью в городских условиях при максимальном присутствии транспорта на дорогах. Урок позволит детям увидеть как теоретические знания по биологии можно использовать на практике, а знания, полученные в курсе изучения ОПД,  позволяют решать проблемы, возникающие в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме

«Внимание и дорога!»

(биология и ОПД).

Подготовили и провели:

учитель биологии  высшей квалификационной категории  школы № 59 города Кирова Минина Эльвина Ивановна;

учитель истории, обществознания и ОПД высшей квалификационной категории школы № 59 города Кирова Чжан-Имашева Елена Валентиновна.

Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога» появился в рамках работы школы над проектом «Дом, который строим мы». Одно из направлений проекта - профилактика дорожно-транспортных происшествий и формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. В данном уроке мы попытались совместить теоретические знания ученика, полученные им на уроках биологии и ОПД с повседневной жизнью в городских условиях при максимальном присутствии транспорта на дорогах. Урок позволит детям увидеть как теоретические знания по биологии можно использовать на практике, а знания, полученные в курсе изучения ОПД,  позволяют решать проблемы, возникающие в жизни.

Цель:  показать значение внимания для участников дорожного движения, опираясь на знания, полученные в курсе изучения биологии и ОПД.

Задачи:

1.Образовательные:

- сформировать знания о процессах внимания происходящих в головном мозге;

- углубить знания о видах внимания и их значения в жизни человека;

- сформировать представления о факторах, влияющих на внимание;

- закрепить знания о знаках дорожного движения.

2.Развивающие:

- продолжить развивать навыки работы в парах, группах;

- продолжить формировать навыки работы над проектом;

- развивать ораторские навыки;

- развивать творческие способности ученика через проектную деятельность.

3.Воспитательные:

- воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу;

-воспитывать ответственное отношение к собственной жизни и здоровью;

- воспитывать ответственное отношение к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Мотивация

1 мин

Сегодня мы проводим необычный урок - объединенный урок биологии и проектной деятельности.

 В 2012 году  на дорогах России произошло 11720 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в них погибло 500 детей. Одной из главных причин считается отсутствие внимания на дорогах, как водителей, так и пешеходов.

Тему урока мы можем прочитать как привлечение внимания к дороге, а можем прочитать Внимание, как биологический термин и применить его относительно своей безопасности на дороге. Мы в основном будем акцентироваться на биологии данной проблемы. И посмотрим, может ли такая биологическая и психологическая особенность как внимание  спасти нам жизнь на дороге.

Настраиваются на работу на уроке.

2.

Целеполагание

2  мин

Исходя из вступления в урок сформулируйте цель урока. (Вместе с учащимися исходя из темы урока учитель  формулирует цели и задачи). Записываем тему урока в тетрадь.

Формулируют цель и задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь.

3.

Актуализация

5 мин

Учитель задает вопросы:

- что такое внимание?

- какие характеристики внимания вы знаете?

Отвечают на вопросы.

4.

Изучение нового материала

15 мин

1.Изучение внимания с биологической точки зрения. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. Следовательно

Внимание - направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект.

Рассмотрим, как возникает эта деятельность?

Ученые подчеркивают важную  роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия "нейронов внимания". Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

В механизме внимания принимают  участи особые нервные клетки  «нейроны внимания»

Скопление нервных клеток образуют  волокна, тесно переплетающиеся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.

2.Игра на внимание со знаками ПДД   - 1 этап (см. Приложение 1).

 

Подводятся итоги первого этапа игры и делается вывод об особенностях внимания детей и подростков (преобладание непроизвольного внимания).

3.Виды внимания: произвольное и непроизвольное. 

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Выделяют 2 типа внимания – произвольное активное с приложение определенных усилий  и непроизвольное пассивное без намерения.

4.Игра на внимание со знаками ПДД – 2 этап.

Человек должен уметь использовать оба вида внимания в зависимости от ситуации на дороге. Не отвлекаться на посторонние сигналы, но учитывать их. А также уметь концентрировать внимание.

4.Работа в парах и четверках «Положительные  и отрицательные факторы, влияющие на внимание» (см. Приложение 2). Разобрать карточки на две группы и дать объяснения.

Вывод: факторы, которые наиболее сильно влияют на органы чувств снижают наше внимание на дороге и могут привести к печальным последствиям.

Слушают учителя, делают записи в тетради.

Принимают участие в игре, делают вывод о внимании.

Слушают учителя, делают записи в тетради.

Принимают участие в игре, делают вывод о внимании.

 

Работа с карточками в парах, затем в группах по четыре человека.

Аргументируют свой выбор перед классом.

5.

Мини-проект

15 мин

Объявляет задание для работы в группах «Создать советы по развитию внимания участников дорожного движения: пешеходов и водителей и оформить в виде плаката, открытки».

Работа в группах, обсуждение советов и их оформление. Выступление представителей групп перед классом.

6.

Домашнее задание

3  мин

Объясняет домашнее задание:

1.Создать презентацию на основе предложенных советов.

2.Найти игры и упражнения для детей и подростков для развития  внимания.

Записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия

4  мин

Подведение итогов работы.

синквейн

Приложение 1.

Игра на внимание со знаками ПДД.

На доске в разном порядке находится несколько (не менее 6) знаков. Игра состоит из двух этапов.

1 этап. Задание детям: «Посмотрите внимательно и вспомните название этих знаков». На это дается несколько секунд. Затем дети закрывают глаза. Знаки меняют местами. Необходимо определить, что поменялось. (Так как условие запомнить расположение знаков не оговаривается, то никто не может назвать, что поменялось). Это требуется для продолжения работы над темой урока.

2 этап. Задание детям: «Посмотрите на знаки и запомните расположение знаков». Дети закрывают глаза. Учитель меняет несколько знаков местами, при этом добавляется новый. Дети легко находят все изменения.

Эта игра наглядно демонстрирует два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Приложение 2.

Карточки:

- наушники с музыкой;

- светлое время суток;

- освещенная дорога;

- темная одежда;

- интересный разговор при переходе дороги;

- светоотражающие элементы на одежде;

- знание правил дорожного движения;

- игра около дороги;

- плохое настроение;

- разговор по телефону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

Интегрированный урок в 6 классе: английский язык +биология:."Can\'t we live without water?""

Урок охватывает разныет аспекты значимости воды для всех живых организмов на Земле. Но запасы воды на нашей Земле небесконечны, и многие страны из-за ее недостатка просто вынуждены покупать воду . Гря...

методическая разработка интегрированного урока ОБЖ-физика "Безопасность на дорогах. Движение и взаимодействие тел"

Данная методическая разработка может использоваться при обобщении материала по изученным темам...

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...

Интегрированный урок по теме «Значение растений для дыхания человека» в 6 классе (биология и математика).

Урок используется при изучении курса биологии 5-7 класс раздел «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА»; при повторение курса математики 5-7 класса по теме «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»...