Конспект урока по теме "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сообщающиеся сосуды
Цели урока:
- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей;
- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах
- формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;
Оборудование: записи на доске, различные виды сообщающихся сосудов, модели сообщающихся сосудов 10 или 5 мм, металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, лейка, чайник, самодельный фонтан, действующая модель водоснабжения, карты урока, тесты, рисунки для опроса.
План урока
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
1. Организационный момент. | Рассказ учителя. | |
2. Актуализация знаний. | Фронтальный опрос. | |
3. Изучение нового материала. | Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов. | |
4. Развитие знаний при решении творческих задач. | Решение экспериментальных задач. | |
5. Проверка знаний. | Индивидуальная работа с тестами. | |
6. Подведение итогов. | Выделение главного учителем. | |
7. Домашнее задание. | Запись на доске. |
Ход урока
Слайд 1
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.
1. Учитель:
Сегодня с вами мы своими руками изготовим чудесный сосуд и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. Для этого создадим четыре научно-исследовательские группы. В каждой группе у нас есть главный исследователь, теоретик, экспериментатор, аналитик.
2. Чтобы провести исследования, нам придется вспомнить ранее изученный материал.
Слайд 2.Перед вами на экране чайник, лейка.
- Что общего у этих сосудов?
- Как они должны соединяться?
Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?
Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Учитель. А сейчас давайте проведем небольшой, но очень интересный эксперимент.(на столах в штативах закреплены сообщающиеся сосуды)
Учитель: Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если в одно из колен налить воду? Почему? (Выслушиваю ответы.)
Давайте проверим ваши предположения. (Наливаем воду).
Видите: жидкость стала перетекать. Но почему? Предположим, что в нижней части трубки стоит перегородка. Теперь ответьте на вопросы:
Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на перегородку?
От чего зависит давление на нее? (От высот столбов.)
И каково следствие этого? (Жидкость перетекает.)
А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т.е. должны находиться на равной высоте.)
Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.
Учащийся: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.
Учитель: Нарисуйте рисунок в тетради. Учащиеся рисуют в тетрадях сообщающиеся сосуды и отмечают уровни жидкости в них.
Учитель. Можно ли это обосновать теоретически? На этот вопрос ответят “Теоретики”.(остальные записывают вывод в тетрадь
Учащийся выходит к доске и пишет вывод. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р1=р2. Давление p1=gh1 и p2=gh2. Приравниваем их gh1=gh2. Сократим общие множители g и получим h1=h2, что и требовалось доказать.
Учитель. Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в тетрадь.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. Для этого экспериментаторы нальют воду в эти сосуды. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины.)
Какой вывод мы можем сделать?
На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? Экспериментаторы продолжают работать с сосудами разной формы. (Эксперимент: опыт с сосудами разной формы)
Вывод за вами, ребята!
На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? А для того чтобы это узнать экспериментаторам необходимо дополнить одно из колен сосуда нефтью(может также использоваться масло). (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой нефтью.)
Слово теоретикам и аналитикам. Подтвердите выводами опыты экспериментаторов.
Теоретики подтверждают увиденное теоретически и приходят к выводу: высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.
4. Учитель. А теперь, попытайтесь определить неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Работаем группами. Не забывайте, что задача должна быть оформлена на страничках. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)
Что же за вещество налито у вас в сообщающихся сосудах?
В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды.
Учитель: Сообщающиеся сосуды имеют широкое практическое применении (Рассказывает о том где применяются сообщающиеся сосуды (водопровод, фонтаны и т.д.). А также с помощью анимации показываю принцип работы корабельных шлюзов.
Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест. Вы должны в писать в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Учащиеся работают с тестами.
Какое слово шифр вы получили? Правильно, “Паскаль”.
А теперь мы попробуем вместе оценить наши знания. Сосчитайте число своих “Паскальчиков”. (Идет оценивание.)
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.
Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:
В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать один из трех рисунков – тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.
Домашнее задание. § 39, ? (п), № 91, каждая исследовательская группа делает и красиво оформить в соответствии со своей фантазией модели:
1) Модель оросительной системы для огорода;
2) Модель системы водопровода;
3) Модель водомерной .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эксперимент
Сообщающиеся сосуды. В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне. В сообщающихся сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися. Однородная жидкость Разнородная жидкость Вывод: р 1 =р 2 ρgh 1 = ρgh 2 h 1 = h 2 Вывод: р 1 =р 2 ρ 1 gh 1 = ρ 2 gh 2 ρ 1 h 1 = ρ 2 h 2
Шлюзы
Фонтаны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 7 классе по теме "Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"
коспект урока...
Конспект урока "Сообщающие сосуды".
Конспект урока "Сообщающие сосуды" для детей с НОДА....
Презентация и конспект урока физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"
Полностью готовый материал к уроку. Презентация расчитана на весь урок, в ней применяется исторический материал и немного краеведения. Можно брать и идти на урок....
План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».
План конспект урока по физике в 7 классе.Тема урока: Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...
Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »
Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...
Конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"
Архив содержит развернутый конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", презентацию к уроку, два файла с тестами по теме "Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давлени...
План-конспект урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».
План-конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды». Цели урока: Образовательные:Сформировать представление о сообщающ...