Программа объединения дополнительного образования "Архимед"
материал (8 класс) по теме
Программа разработана для учащихся кадетскиого класса. Направение программы - интелектуальное. Программа строится на использование виртуальных лаборатории и програмы Barsic.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_odo_arhimed_8_2015-2016.doc | 669 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное физическое образование. Успешное формирование компетенций может происходить в образовательном процессе на основе проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития. Именно деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Занятия объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цель программы – способствовать развитию познавательной активности, интереса к физике, формированию естественно-научного мировоззрения учащихся.
Задачи программы – развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ, участие в олимпиадах; расширение знаний учащихся по физике; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений учащихся; воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Программа дополнительного образования «Архимед» рассчитана на учащихся 8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Программа рассчитана на 72 часа в год, по 2 часа в неделю.
Занятия проводятся в кабинете физики.
Формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, при этом активно используются наглядность, физические модели, опора на жизненный опыт учащихся.
В результате учащиеся должны приобрести навыки выполнение исследовательских работ, решения разных типов задач, постановки эксперимента, работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами интернет; закрепить полученные знания на уроках физики.
Критериями оценивания приобретённых ЗУН является участие в олимпиадах, выполнение и защита исследовательских работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примерное содержания занятий. |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 01.09 | Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с целями и задачами объединения. |
Раздел 1. Физические методы изучения природы. | ||||
2,3 | Физические величины. Измерение физических величин. | 2 | 08.09 11.09 | Физические величины и единицы измерения. Международная система СИ. |
4,5 | Измерительные приборы. Погрешность измерений. | 2 | 15.09 18.09 | Знакомство с измерительными приборами, нахождение цены деления и погрешности измерения. |
6,7 | Работа с единицами измерений физических величин. | 2 | 22.09 25.09 | Перевод внесистемных единиц измерения с СИ. Кратные и дольные приставки. |
8 | Знакомство с программой «Виртуальная лаборатория по физике». | 1 | 29.09 | «Виртуальная лаборатория по физике-2» содержит набор программ по школьному курсу физики и предназначена для выполнения заданий с использованием компьютеров на уроках и дома. В программе находятся практические задания на основе моделей. Принцип работы программы. |
9 | Нахождение цены делений мензурки. | 1 | 02.10 | Знакомство с измерительным прибором – мензурка (измерительный стакан). Определение его цены деления и погрешности измерения. Мензурки с разной ценой деления. |
10 | Измерение объема жидкости и вместимость сосудов. | 1 | 06.10 | Определение при помощи мензурки объема жидкости и вместимости сосудов |
11 | Измерение объемов тел. | 1 | 09.10 | Измерение при помощи мензурки объем тел неправильной формы и при помощи линейки объем тел правильной формы. |
Раздел 1.Взвешивание тел. | ||||
12 | Нахождение массы неподписанных гирь при помощи весов. | 1 | 13.10 | Определение массы гирь при помощи весов. Разные способы определения массы гирь. |
13 | Взвешивание тел при помощи весов. | 1 | 16.10 | Различные способы определения массы тел на весах. |
Раздел 3. Плотность веществ. | ||||
14, 15 | Измерение плотности жидкостей при помощи весов и мензурки. | 2 | 20.1023.10 | Закрепить правила пользования весами и мензуркой. Косвенный способ нахождения плотности тел (по формуле). Использование структурно-логических схем. |
16 | Определение солености воды (по плотности), используя весы и мерный стакан. | 1 | 27.10 | Закрепление плотности вещества, понятие солености, определение солености воды. |
17, 18 | Решение задач «Масса, плотность, объем» | 2 | 30.1003.11 | Закрепление знаний по теме «плотность вещества». Решение заданий повышенной сложности и высокого. |
Раздел 4. Архимедова сила. | ||||
19 | Динамометр и мензурка. Ранжирование плавающих тел по плотности. | 1 | 06.11 | Знакомство с динамометром на модели. Шкала. Условие плавания тел через силы и плотности. Архимедова сила. Сила тяжести. Сила упругости. |
20 | Динамометр и мензурка. Нахождение архимедовой силы | 1 | 10.11 | Вычисление Архимедовой силы на модели. |
21 | Динамометр и мензурка. Нахождение объёма тела по архимедовой силе. | 1 | 13.11 | Нахождение объема тела, используя закон Архимеда. |
22 | Динамометр и мензурка. Нахождение плотности плавающего тела по выталкивающей силе. | 1 | 17.11 | Условие плавания тел через силы и плотности. |
23, 24, 25 | Решение задач «Архимедова сила» | 3 | 20.11 24.11 27.11 | Закрепление знаний по теме «плотность вещества». Решение заданий высокого повышенного уровня сложности. |
26, 27 | Интернет-олимпиада по физике СПбГУ. 1 тур. | 2 | 01.12 04.12 | Выполнение заданий 1 тура интернет-олимпиады по физике (дистанционно). |
Раздел.5 Механическое движение. | ||||
28 | Определение скорости движения машин. Графики скорости. | 1 | 08.12 | Механическое движение. Средняя скорость. Графики скорости. Путь. |
29 | Определение пути и времени движение тел. | 1 | 11.12 | Нахождение по формулам и графикам путь при прямолинейном и криволинейном движение. Длина окружности. |
30, 31 | Измерение средней и мгновенной скорости движения тел | 2 | 15.12 18.12 | Мгновенная и средняя скорость. |
32 | Решение задач на относительность. | 1 | 22.12 | Закон сложения скоростей. Решение задач на сближение и удаление. |
Раздел 6. Вес тела. | ||||
33, 34 | Динамометр. Нахождение веса и массы тела при помощи динамометра. | 2 | 25.1229.12 | Вес тела. Невесомость. Нахождение массы тела через вес на модели. |
Раздел 7. Энергия. | ||||
35 | Механическая энергия. | 1 | 29.12 | Энергия. Виды энергии. Закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах. |
36 | Работа. Мощность. | 1 | 12.01 | Работа. Мощность. Закрепить знания по теме. |
37 | Закон сохранения энергии. | 1 | 15.01 | Решение заданий на закон сохранения энергии. |
Раздел 8. Тепловые явления. | ||||
38 | Измерение температуры жидкости (модель). | 1 | 12.01 | Повторение темы тепловые явления. Решения заданий по данной теме. |
39 | Количество теплоты. Теплоемкость веществ. | 1 | 15.01 | Решение заданий на определение количества теплоты, теплоемкости тела, массы и разности температур. |
40, 41 | Интернет-олимпиада по физике СПбГУ. 2 тур. | 2 | 19.01 22.01 | Выполнение заданий 2 тура интернет-олимпиады по физике (дистанционно). |
42, 43 | Решение задач на смешивание жидкостей. | 2 | 26.01 29.01 | Уравнение теплового баланса. |
44 | Плавление и кристаллизация веществ. График. | 1 | 02.02 | Уравнение теплового баланса для нескольких процессов (нагревание- плавление; охлаждение- кристаллизация). |
45 | Парообразование и конденсация. График. | 1 | 05.02 | Уравнение теплового баланса для нескольких процессов (нагревание – парообразование; конденсация-охлаждение). |
46, 47 | Уравнение теплового баланса. | 2 | 09.02 12.02 | Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности на уравнение теплового баланса |
48 | Влажность воздуха. | 1 | 16.02 | Экспериментальное определение влажности воздуха используя термометр. |
Раздел 9. Исследовательская деятельность. | ||||
49, 50 | Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. | 2 | 19.02 26.02 | Подготовка докладов, сообщений, презентаций. |
51, 52 | Интересные явления в природе. | 2 | 01.03 04.03 | Подготовка докладов, сообщений, презентаций. |
53, 54, 55, 56 | Занимательные опыты. | 4 | 11.03 15.03 18.0322.03 | Подборка опытов. Выполнение опытов. Объяснение опытов с точки зрения физики Демонстрация для учащихся начальной школы. |
57 | Основы исследовательской деятельности. | 1 | 25.03 | Введение понятия исследовательская деятельность и его особенности. |
58, 59 | Выбор темы исследования. Выдвижение гипотез. | 2 | 29.0301.04 | Обсуждение выбора темы исследования, выдвижение гипотез. |
60, 61 | Цели и задачи исследования | 2 | 05.0408.04 | Определение целей и задач исследования. |
61 | Условия проведения экспериментов. | 1 | 12.0415.04 | Определение с экспериментами, выбор оборудования, определение условий проведения эксперимента. |
63 64 65 | Выполнение исследовательских работ. Теоретическая часть. | 3 | 19.0422.0426.04 | Самостоятельная работа на уроке и учебной литературой, интернетом, энциклопедиями. Оформление теоретической части работы. |
66 67 68 | Выполнение исследовательских работ. Практическая часть. | 3 | 29.04 03.0506.05 | Проведение экспериментов, оформление практической части. |
66 | Выводы и заключения исследовательских работ. | 1 | 10.05 | Оформление выводов и заключения к работе. |
67 | Подготовка к защите исследовательских работ | 1 | 13.05 | Подготовка выступления, подготовка презентации к выступлению. |
68 69 70 | Защита исследовательских работ. | 3 | 17.0520.0524.05 | Выступление перед одноклассниками и учителями школы. |
71 72 | Итоговое занятие. | 2 | 27.0531.04 | |
Общее количество | 72 |
Содержание тем объединения.
№ | Тема. | Содержание. |
1 | Введение. Физические методы изучения природы. | Физические величины. Измерение физических величин. Физические явления. Измерительные приборы. Шкала. Цена деления. Погрешность измерений. |
2 | Взвешивание тел. | Весы. Определение разными способами массы тел. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Единицы массы |
3 | Плотность веществ. | . Плотность тела. |
4 | Архимедова сила. | Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. |
5 | Механическое движение. | Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени. |
6 | Вес тела. | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Единицы силы. Графическое изображение сил. |
7 | Энергия. | Механическая работа. Мощность. КПД механизмов. Потенциальная и кинетическая энергия. Единицы энергии. Закон сохранения и превращения энергии. |
8 | Тепловые явления. | Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания, преобразование энергии в тепловых процессах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. |
9 | Исследовательская деятельность. | Введение понятия исследовательская деятельность и его особенности. Темы исследования, гипотеза, цель и задачи исследования. Эксперименты в исследовании. Работа с учебной литературой, интернетом, энциклопедиями. Оформление исследовательских работы. |
Литература
- Долгая Т.И., Попова В.А., Сафронов В.Н., Хачатрян Э.В. Физика. 7-9 классы: Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. – Ростов р/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Козел С.М., Слободянин В.П. Физика. Всероссийские олимпиады. – М.: Просвещение, 2008.
- Логинова Н.В., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б., Тарасенко О.Н., Ильин Г.Н., Долганова Т.И., Шурбин Г.П., Зарубина С.Ф., Петрова Н.Г., Борисова Н.В., Краснова Л.П. Интеллектуальные игры. Выпуск 2 – Чебоксары: «Клио», 1998.
- Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1987.
- Лымарева Н.А. Физика. 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Наумчик В.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности. – Минск: Мисанта, 2003.
- Орловская Л.И. Как научится решать задачи по физике.- М.: «ВЛАДОС»,2001.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
- Перельман Я.И. Физические головоломки. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Селезнев В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
- Соболева С.А. Физика в схемах и таблицах. Справочное пособие для 7-11 классов. - Спб.: Тритон, 2006.
- Шилов В.Ф.. Экспериментальные задания. Ученические мини-проекты. 7 класс. – М.: Чистые пруды, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...