Программа объединения дополнительного образования "Архимед"
материал (8 класс) по теме

Программа разработана для учащихся кадетскиого класса.  Направение программы - интелектуальное.  Программа строится на  использование виртуальных лаборатории и програмы Barsic.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_odo_arhimed_8_2015-2016.doc669 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное физическое образование. Успешное формирование компетенций может происходить в  образовательном процессе  на основе  проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.  Именно деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Занятия объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся   к физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Цель программы – способствовать развитию познавательной активности, интереса к физике, формированию естественно-научного  мировоззрения учащихся.

Задачи программы – развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих  работ, участие в олимпиадах; расширение знаний учащихся по физике; приобретение практических, информационных, коммуникативных умений учащихся; воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Программа дополнительного образования  «Архимед» рассчитана на учащихся  8 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Программа  рассчитана на 72 часа в год, по 2 часа в неделю.

Занятия проводятся в кабинете физики.

Формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение  и опыты, игры,  при этом активно используются наглядность, физические модели, опора на жизненный опыт учащихся.

        В результате  учащиеся должны приобрести навыки выполнение исследовательских работ, решения разных типов задач, постановки эксперимента, работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами интернет; закрепить полученные знания на уроках физики.

Критериями  оценивания приобретённых ЗУН  является  участие в олимпиадах, выполнение и защита исследовательских работ.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

 часов

Дата

Примерное содержания занятий.

1

Введение.  Инструктаж по технике безопасности.

1

01.09

Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с целями и задачами объединения.

Раздел 1. Физические методы изучения природы.

2,3

Физические величины.  Измерение физических величин.

2

08.09

11.09

Физические величины и единицы измерения.  Международная система СИ.

4,5

Измерительные приборы. Погрешность измерений.

2

15.09

18.09

Знакомство с измерительными приборами, нахождение цены деления и погрешности измерения.

6,7

Работа с единицами измерений физических величин.

2

22.09

25.09

Перевод внесистемных единиц измерения с СИ. Кратные и дольные приставки.

8

Знакомство с программой «Виртуальная лаборатория по физике».

1

29.09

«Виртуальная лаборатория по физике-2» содержит набор программ по школьному курсу физики и предназначена для выполнения заданий с использованием компьютеров на уроках и дома. В программе находятся практические задания на основе моделей.  Принцип работы программы.

9

Нахождение цены делений мензурки.

1

02.10

Знакомство с измерительным прибором – мензурка (измерительный стакан). Определение его цены деления и погрешности измерения. Мензурки с разной ценой деления.

10

Измерение объема жидкости и вместимость сосудов.

1

06.10

Определение при помощи мензурки объема жидкости и вместимости сосудов

11

Измерение объемов тел.

1

09.10

Измерение при помощи мензурки объем тел неправильной формы и при помощи линейки объем тел правильной формы.

Раздел 1.Взвешивание тел.

12

Нахождение массы неподписанных гирь при помощи весов.

1

13.10

Определение массы гирь при помощи весов. Разные способы определения массы гирь.

13

Взвешивание тел при помощи весов.

1

16.10

Различные способы определения массы тел на весах.

Раздел 3. Плотность веществ.

14,

15

Измерение плотности жидкостей при помощи весов и мензурки.

2

20.1023.10

Закрепить правила пользования весами и мензуркой. Косвенный способ нахождения плотности тел (по формуле). Использование структурно-логических схем.

16

Определение солености воды (по плотности), используя весы и мерный стакан.

1

27.10

Закрепление  плотности вещества, понятие солености, определение солености воды.

17,

18

Решение задач «Масса, плотность, объем»

2

30.1003.11

Закрепление знаний по теме «плотность вещества». Решение заданий повышенной  сложности и высокого.

Раздел 4. Архимедова сила.

19

Динамометр и мензурка. Ранжирование плавающих тел по плотности.

1

06.11

Знакомство с динамометром на модели. Шкала.  Условие плавания тел через силы и плотности. Архимедова сила. Сила тяжести. Сила упругости.

20

Динамометр и мензурка. Нахождение архимедовой силы

1

10.11

Вычисление Архимедовой силы на модели.

21

Динамометр и мензурка. Нахождение объёма тела по архимедовой силе.

1

13.11

Нахождение объема тела, используя закон Архимеда.

22

Динамометр и мензурка. Нахождение плотности плавающего тела по выталкивающей силе.

1

17.11

Условие плавания тел через силы и плотности.

23,

24,

25

Решение задач «Архимедова сила»

3

20.11

24.11

27.11

Закрепление знаний по теме «плотность вещества». Решение заданий высокого повышенного уровня сложности.

26,

27

Интернет-олимпиада по физике СПбГУ. 1 тур.

2

01.12

04.12

Выполнение заданий 1 тура интернет-олимпиады по физике (дистанционно).

Раздел.5 Механическое движение.

28

Определение  скорости движения машин. Графики скорости.

1

08.12

Механическое движение. Средняя скорость. Графики скорости. Путь.

29

Определение пути и времени движение тел.

1

11.12

Нахождение по формулам и графикам путь при прямолинейном и криволинейном движение. Длина окружности.

30,

31

Измерение средней и мгновенной скорости движения тел

2

15.12

18.12

Мгновенная и средняя скорость.

32

Решение  задач на относительность.

1

22.12

Закон сложения скоростей. Решение задач на сближение и удаление.

Раздел 6. Вес тела.

33,

34

Динамометр. Нахождение  веса и массы тела при помощи динамометра.

2

25.1229.12

Вес тела. Невесомость. Нахождение массы тела через вес на модели.

Раздел 7. Энергия.

35

Механическая энергия.

1

29.12

Энергия. Виды энергии. Закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах.

36

Работа. Мощность.

1

12.01

Работа. Мощность. Закрепить  знания по теме.

37

Закон сохранения энергии.

1

15.01

Решение заданий на закон сохранения энергии.

Раздел 8. Тепловые явления.

38

Измерение температуры жидкости (модель).

1

12.01

Повторение темы тепловые явления. Решения заданий по данной теме.

39

Количество теплоты. Теплоемкость веществ.

1

15.01

Решение заданий на определение количества теплоты, теплоемкости тела, массы и разности температур.

40,

41

Интернет-олимпиада по физике СПбГУ. 2 тур.

2

19.01

22.01

Выполнение заданий 2 тура интернет-олимпиады по физике (дистанционно).

42,

43

Решение задач на смешивание жидкостей.

2

26.01

29.01

Уравнение теплового баланса.

44

Плавление и кристаллизация  веществ. График.

1

02.02

Уравнение теплового баланса для нескольких процессов (нагревание- плавление; охлаждение- кристаллизация).

45

Парообразование и конденсация. График.

1

05.02

Уравнение теплового баланса для нескольких процессов (нагревание – парообразование; конденсация-охлаждение).

46,

47

Уравнение теплового баланса.

2

09.02

12.02

Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности на уравнение теплового баланса

48

Влажность воздуха.

1

16.02

Экспериментальное определение влажности воздуха используя термометр.

Раздел 9. Исследовательская деятельность.

49,

50

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2

19.02

26.02

Подготовка докладов, сообщений, презентаций.

51,

52

Интересные явления в природе.

2

01.03

04.03

Подготовка докладов, сообщений, презентаций.

53,

54,

55,

56

Занимательные опыты.

4

11.03

15.03

18.0322.03

Подборка опытов. Выполнение опытов. Объяснение опытов с точки зрения физики Демонстрация для учащихся начальной школы.

57

Основы исследовательской деятельности.

1

25.03

 Введение понятия исследовательская деятельность и его особенности.

58,

59

Выбор темы исследования. Выдвижение гипотез.

2

29.0301.04

Обсуждение выбора темы исследования, выдвижение гипотез.

60, 61

Цели и задачи исследования

2

05.0408.04

Определение целей и задач исследования.

61

Условия проведения экспериментов.

1

12.0415.04

Определение с экспериментами, выбор оборудования, определение условий проведения эксперимента.

63

64

65

Выполнение исследовательских работ. Теоретическая часть.

3

19.0422.0426.04

Самостоятельная работа на уроке и учебной литературой, интернетом, энциклопедиями. Оформление теоретической части работы.

66

67

68

Выполнение исследовательских работ. Практическая часть.

3

29.04

03.0506.05

Проведение экспериментов, оформление практической части.

66

Выводы и заключения  исследовательских работ.

1

10.05

Оформление выводов и заключения к работе.

67

Подготовка к защите исследовательских работ

1

13.05

Подготовка выступления, подготовка презентации к выступлению.

68

69

70

Защита исследовательских работ.

3

17.0520.0524.05

Выступление перед одноклассниками и учителями школы.

71

72

Итоговое занятие.

2

27.0531.04

Общее количество

72

Содержание тем объединения.

Тема.

Содержание.

1

Введение. Физические методы изучения природы.

Физические величины. Измерение физических величин. Физические явления.  Измерительные приборы. Шкала. Цена деления. Погрешность измерений.

2

Взвешивание тел.

Весы. Определение разными способами массы тел. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Единицы массы

3

Плотность веществ.

. Плотность тела.

4

Архимедова сила.

Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

5

Механическое движение.

Механическое движение. Скорость.  Средняя скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени.

6

Вес тела.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Единицы силы. Графическое изображение сил.

7

Энергия.

Механическая работа. Мощность. КПД механизмов. Потенциальная и кинетическая энергия. Единицы энергии. Закон сохранения и превращения энергии.

8

Тепловые явления.

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Влажность воздуха. Плавление  и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания, преобразование энергии в тепловых процессах.  КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

9

Исследовательская деятельность.

Введение понятия исследовательская деятельность и его особенности. Темы исследования, гипотеза, цель и задачи исследования. Эксперименты в исследовании.

Работа с  учебной литературой, интернетом, энциклопедиями. Оформление исследовательских работы.

Литература

  1. Долгая Т.И., Попова В.А., Сафронов В.Н., Хачатрян Э.В. Физика. 7-9 классы: Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки. – Волгоград: Учитель, 2015.
  2. Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. – Ростов р/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  3. Козел С.М., Слободянин В.П. Физика. Всероссийские олимпиады. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Логинова Н.В., Логинова Н.Э., Шмарина Г.Б., Тарасенко О.Н., Ильин Г.Н., Долганова Т.И., Шурбин Г.П., Зарубина С.Ф., Петрова Н.Г., Борисова Н.В., Краснова Л.П. Интеллектуальные игры. Выпуск 2 – Чебоксары: «Клио», 1998.
  5. Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Лымарева Н.А. Физика. 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Наумчик В.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности. – Минск: Мисанта, 2003.
  8. Орловская Л.И. Как научится решать задачи по физике.- М.: «ВЛАДОС»,2001.
  9. Перельман Я.И. Занимательная физика. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  10. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  11. Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
  12. Перельман Я.И. Физические головоломки. Веселые задачи. Простые, но каверзные. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  13. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  14. Селезнев В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
  15. Соболева С.А. Физика в схемах и таблицах. Справочное пособие для 7-11 классов. - Спб.: Тритон, 2006.
  16. Шилов В.Ф.. Экспериментальные задания. Ученические мини-проекты. 7 класс. – М.: Чистые пруды, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...