урок в 8 классе"Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Чернованова Светлана Юрьевна

Урок:Изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Цель:

модель

Испарение -

Конденсация -

Скорость испарения зависит от -



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Испарение и конденсация » в 8 классе

Цели урока:

  1. Обучающая – формирование понятия о явлениях испарения и конденсации;
  2. Развивающая – развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, формировать представление о процессе научного познания;
  3. Воспитательная – прививать культуру умственного труда.
  4. Оборудование – компьютер, мультимедийный проектор, сосуды со спиртом, сосуды с водой, стеклянный пластины, пипетки, опорные схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к усвоению нового материала. А) Слайд №1 - 4 примеры испарения и конденсации в природе, схема круговорота воды в природе. Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен. Б) Формулировка темы урока.

Начнём изучать эти явления с опыта. Для этого подышите на стёкло.

Вопрос №1. Что вы наблюдаете?

Вопрос №2. Как изменяется картина на стекле?

Вопрос №3. Как называют происходящие явления?

Вопрос №4.Какой, будет тема урока?

« Испарения и конденсация »

Запишите тему урока в опорный конспект

  1. Цель нашего урока – изучить явления испарения и конденсации.
  2. Актуализация знаний слайд №5
  • Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?
  • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  • Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
  • Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
  • Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?
  • Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит?
  1. Изучение нового материала.

Построим модели явлений испарения и конденсации на основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений, с помощью которых объясним явления, наблюдаемые в природе и в быту. В опорном конспекте изображен сосуд. Изобразите молекулярную модель жидкости ( молекулы жидкости расположены достаточно плотно ). Теперь с помощью стрелок изобразите движение некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделите две молекулы, находящиеся у поверхности ( скорость одной больше, чем другой ). У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, с меньшей скоростью, это сделать труднее?

Вывод: жидкость покидает молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергией взаимодействия с соседними молекулами.

А что образуется над жидкостью в результате испарения? Какое определение можно дать этому явлению?

Испарение – это явление жидкости в пар, происходящее с её поверхностью.

Проведём опыт. Возьмём сосуд с горячей водой. Закроем сосуд крышкой. Будет ли изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение? Почему масса жидкости при этом не изменяется?

Вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс.

Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.

Дополним нашу модель. Слайд №6.

Следствия, вытекающие из модели испарения жидкости. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя кинетическая энергия оставшихся молекул в жидкости уменьшается. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведёт к уменьшению внутренней энергии ( температуре ).

Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения. Ученикам при затруднении задаются наводящие вопросы.

  • Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?
  • Где быстрее высохнет вода в луже или в ведре?
  • Что испаряется быстрее спирт или подсолнечное масло?
  • Когда быстрее высохнет бельё в ветреную или безветренную погоду?

Учащиеся высказывают предположения. Для подтверждения проводим эксперимент.

Сопоставляя результаты эксперимента и выдвинутых предположений, делаем вывод о правильности построенной модели.

  1. Закрепление знаний учащихся.

Решение задач

1. упр. 9 (4-7) .

2. Лукашик № 1096 – 1101, 1103 – 1105.

7, Итоги урока

Повторим основные этапы и их последовательность в изучение явлений испарения и конденсации. Какой из этапов вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?

Домашнее задание

Параграфы 16,17, упр. 9(1 – 3).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия? Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

Представлен конспект  урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Испарение и конденсация" (8 класс).Урок проводится с использованием метода исследовате...

Урок физики 8 класс "Испарение и конденсация"

Урок по физике 8 класс "Испарения и конденсация" с использованием ИКТ....

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс...

конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"

конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"...

Урок в 8-м классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека"

Основной целью данного урока является раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека. Задачи урока: ознакомление обучающихся с элементами э...

Урок по физике для 8 класса "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике для 8 класса по теме "Кипение, испарение и кондкнсация"  Публикуемый материал состоит из разработки урока и прзентации....

Открытый урок по теме " Испарение и конденсация " 8 класс (А.В.Перышкин)

Тема урока: Испарение и конденсация.Цели урока: дидактические - создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.        ...