Урок физики 8 класс "Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Ярмухаметов Ильшат Минневакилович

Урок по физике 8 класс "Испарения и конденсация" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 15_yel.ppt626 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор План конспект урока с применение ИКТ и Мультимедийных презентаций тема: «Испарение и конденсация» Выполнил: учитель физики Ярмухаметов Ильшат Минневакилович 2009 г.

Слайд 2

1 Тема «Испарение и конденсация» Цель: Раскрыть физическую сущность процессов испарения и конденсации. Использование ЭВМ на уроках физики, закрепить навыки темы «Тепловые явления». Воспитать интерес к предмету. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы обучения: объяснительные, частично – поисковые практические. Оборудование: ЭВМ. Ход урока I . Организационная часть 1) проверка присутствующих 2) готовность учащихся к уроку II . Актуализация опорных знаний, умений, навыков. 1.вступительное слово учителя 2.Сообщение темы и целей урока 3.Тест по теме «Плавление и отвердевание». 4.Плавление и отвердевание. 5.Температура плавления. III . Формирование новых знаний. Объяснение нового учебного материла. 1.Испарение и конденсация. 2.Круговорот воды в природе 3.Роса на листьях IV . Обобщение изученного материала V . Закрепление тест

Слайд 3

2 Оглавление I . Введение II . Основная часть 1. Организационная часть 2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков. 3. Формирование новых знаний. Объяснение нового учебного материла. 4. Обобщение изученного материала 5. Закрепление тест III . Вывод IV .Литература

Слайд 4

3 Трудно поверить , что создание такого распространенного и простого по устроуйству прибора, как термометр потребовало полуторавековых усилий многих ученых. Если механика в 18 столетии становится зрелой, вполне определившейся областью естествознания, то наука о теплоте делает по существу только первые шаги. Конечно, новый подход к изучению тепловых явлений наметился еще в 17 веке. Термоскоп Галилея состоял из стеклянного шара с припаянной к нему стеклянной трубкой. Вся дальнейшая история создания термометра есть история совершенствования иермоскопа Галилея. Воздух заменили подкрашенным спиртом, а позднее ртутью. Откачав воздух из трубки и запаяв открытый конец , исключили влияние меняющегося атмосферного давления. Но основным усовершенствованием было создание шкалы. Каждый изобретатель создавал свою шкалу. Исходные точки в ней выбирались произвольно. Термоскоп Галилея и последовавшие за ним термометры флорентийских академиков, Герике, Ньютона подготовили почву, на которой выросла уже в первой четверти нового столетия термометрия. Термометрия Фаренгейта, Делиля, Ломоносова, Реомюра и Цельсия, отличались друг от друга конструктивными особенностями, вместе с тем определили тип термометра с двумя постоянными точками, принятый и в настоящее время. Еще в 1703 г. Парижский академик Амонтон сконструировал газовый термометр. Интересный в теоретическом отношении прибор, прототип современных водородных термометров. Фаренгейт изготовлял ртутные термометры, а затем спиртовые. За нуль он применял точку замерзания смеси воды, льда, нашатыря и поваренной соли. Французский зоолог Реомюр предложил термометр с постоянной нулевой точкой, за которую он принял температуру замерзания воды. Проверку термометра Реомюра проводил шведский астроном Цельсий. Известный шведский ботаник Линней пользовался термометром с двумя точками. В настоящее время используются и термометры, действие которых основано на других физических явлениях. Это позволило увеличить точность измерения температуры. [1] [ 2 ]

Слайд 5

4 Например, современный электронный термометр отмечает колебания температуры до 0,000001 ° С. Получена так же возможность измерять как весьма низкие , так и очень высокие температуры. Путешествие вверх по температурной шкале началось в глубокой древности, когда человек впервые добыл огонь. Температура свечи достигает 1600 ° С. Температура кипения воды 100 ° С. При сварке температура может достигать 7000 ° С. В лабораторных условиях была получена плазма с температурой 100000000 ° С. Температура внутренней части Солнца 15000000 ° С. Издавна применяют различные охлаждающие смеси , позволяющие понижать температуру. Одна из таких смесей состоит из поваренной соли и снега. Она позволяет получать температуру – 20 ° С. Теплоту представляли себе в виде невесомой и невидимой жидкости , пропитывающей поры тела, как вода пропитывает губку. Эту жидкость назвали теплородом. Актуализация опорных знаний 1. Тест по теме Вопрос Вариант ответа 1.Температура плавления льда, как известно 0 ° С. А какова температура отвердевания воды 0 ° С, 20 ° С, -5 ° С. 2. Температура плавления металла ртуть составляет – 39 ° С. В каком состоянии находится ртуть, если температура в комнате 20 ° С. В твердом, в жидком. 3. Температура плавления свинца 327 ° С. Температура плавления олова 232 ° С. Из какого металла можно изготовить каст-рюльку, чтобы можно было расплавить в ней другой металл. Свинец, олово 4. В металлической чашке одновременно начали нагревать кусочки золота и меди. Какой из металлов начнет плавится раньше. Температура плавления золота 1063 ° С, температура плавления меди 1083 ° С. Золото, медь [1] [ 2 ]

Слайд 6

5 2. Плавления и отвердевание Плавление – переход из твердого состояния в жидкое. Отвердевание- обратный процессу плавления. λ = - удельная теплота плавления Удельная теплота плавления некоторых веществ Формирование новых знаний. Объяснение нового учебного материала. 1. Испарение – переход из жидкого состояния в газообразное 2. Конденсация – переход из газообразного состояния в жидкое Жидкое состояние Газообразное состояние Вещество λ , 10000 Дж/кг Вещество λ , 10000 Дж/кг Алюминий Железо Золото Лед Медь Нафталин Олово 39 27 6,7 34 21 15 5,9 Платина Ртуть Свинец Серебро Цинк Чугун белый Чугун серый 11 1 2,5 10 12 14 10 [ 2 ] [ 5 ]

Слайд 7

6 3. Круговорот воды в природе 4. Роса на листьях. Туман. 5. Запотевание стеклянных поверхностей. Рано утром на листьях растений появляется роса. Это водяной пар, содержащийся в воздухе, охлаждается о листья и конден-сируется на них. Подобным же образом, когда летом воздух влажный и холодный, то в нем конденсируются мелкие капельки воды – появляется туман. Запотевание стеклянных поверхностей Когда на улице холодно, стекло во влажном помещении запотевает – на нем появляются маленькие капли воды. «Запотевает» и зеркало в ванной, когда долго льется горячая вода 6. От чего зависит скорость испарения жидкости? Иллюстрации: а) две картонки на них одинаковое количество воды. б) картонка и ладонь в) две картонки на них одинаковое количество воды. Одна из них обдувается. [1] [ 2 ] [ 3 ]

Слайд 8

7 В каких случаях испарение жидкости происходит быстрее? А что представляет из себя молекула воды? 7. Домашняя лаборатория . Опыт с помощью спиртового термометра. Смачиваем марлю водой и оборачиваем резервуар термометра. Определяем температуру в начале и в конце опыта. Из приведенного опыта видно, что температура в конце опыта понижается. 8. Какой вывод можно сделать об изменении температуры? При испарении происходит охлаждение тела. [ 2 ]

Слайд 9

8 9. Вопросы а) Почему, когда выходишь из воды становится холодно? б) Почему в комнате становится прохладно, если в ней только что вымоли пол? в) Почему температура воды в прудах, озерах и реках почти всегда ниже температуры воздуха? 10. Кипение – парообразование происходящее во всем объеме жидкости при определенной температуре. Эта температура называется температурой кипения. В время кипения температура не меняется. Процесс кипения, связан с всплытием пузырьков воздуха, растворенных в воде. По мере роста температуры давление в них повышается, что приводит к росту объема и к увеличению архимедовой силы. Всплыв на поверхность они лопаются, что Отражается в характерном шуме. Температура кипения некоторых жидкостей (при 0 ° С и давлении 760 мм.рт.ст) Алюминий Вода Водород жидкий Воздух жидкий Гелий жидкий Железо Золото Кислород жидкий 2467 100 -253 -193 -269 3200 2947 -183 Медь Нафталин Олово Ртуть Свинец Спирт Цинк Эфир 2300 218 2300 357 1600 78 906 35 [ 2 ] [ 5 ]

Слайд 10

9 11. Удельная теплота парообразования – количество теплоты, необходимое для испарения 1 кг жидкости при постоянной температуре. L = Удельная теплота парообразования 12. Разметка шкалы термометра. Производится в соответствии С правилами нахождения цены деления. 13. Различие в свойствах твердых тел и газов Вещество ρ , 1000000 Дж/кг Вещество ρ , 1000000 Дж/кг Вода Ртуть 2,3 0,3 Спирт Эфир 0,9 0,4 [1] [ 2 ] [ 5 ]

Слайд 11

10 Обобщение изученного материала Повторение основных вопросов изученного материала Закрепление. Тест. Вопросы Варианты ответа 1.Какое явление мы наблюдаем, когда достаем из холодильника сильно охлажденный продукт, и на нем появляются маленькие капельки влаги. Кипение Конденсация Испарение 2. В какую погоду белье, вывешенное во дворе или на балконе, высохнет быстрее. В ветренную Не имеет значение В безветренную 3. Одна и та же масса воды быстрее испарится, если ее: Налить в стакан Налить в тарелку Вылить на пол 4. Как будет изменяться температура жидкости при ее испарении: Будет увеличиваться Не будет изменяться Будет уменьшаться [ 2 ]

Слайд 12

11 1.Если вещества состоят из частиц, что мешает им рассыпаться. Диффузия Отталкивание Притяжение 2. Можно ли в алюминиевой кастрюльке плавить свинец? Температура плавления алюминия 660 ° С, температура плавления свинца 327 ° С. Нельзя Можно - 3. Какое явление лежит в основе жидкостного термометра. Тепловое расширение Диффузия Притяжение молекул 4. Как изменяется масса стального рельса, когда рельс расширяется в жаркую погоду? Не изменяется Уменьшается Увеличивается 5. При нагревании объем тел увеличивается. А изиеняется ли при этом их масса? Не изменяется Уменьшается Увеличивается 6. Если уравновесить на весах стаканы с холодной и горячей водой, что произойдет через некоторое время? Перевесит стакан с холодной водой Равновесие сохранится Перевесит стакан с горячей водой [ 2 ]

Слайд 13

12 7. Температура плавления льда О ° С. Температура плавления ртути - 39 ° С. Какое из веществ будет являться жидкостью при температуре - 8 ° С. Ртуть Лед - 8. На столе 2 стакана с горячей водой. В первый бросили кусочек льда, во второй кусочек сахара. Какие явления при этом наблюдаются. В стаканах -диффузия В двух стаканах – плавление В первом – диффузия, во втором – плавление. В первом – плавление, во втором – диффузия. 9. Температура отвердевания воды 0 ° С. А какова температура плавления льда? 100 ° С 1 ° С 0 ° С 0,5 ° С 10. Если нагреть кастрюлю, то в нее войдет воды Больше Меньше Столько же [ 2 ]

Слайд 14

13 Заключение 1. Подведение итогов 2. Сообщение оценок Домашнее задание § 16,17 упр 9 III . Вывод От каких же величин зависит скорость испарения жидкости: 1. От температуры жидкости 2. От рода жидкости 3. От площади поверхности жидкости. 4. От ветра. Открытия Галилея, Герике, Фаренгейта, Реомюра, Цельсия и др. послужили ключом к созданию молекулярной физики. А именно открытие термометров, их усовершенствование. Развитие учение о молекулах и атомах. Развитие теории теплорода. Изучение свойств теплых и горячих тел. Все это привело к созданию данного урока «Испарение и конденсации». Без этих открытий мы бы не смогли установить понятия испарения и конденсации, объяснит почему одно вещество быстрее испаряется, чем другое. Одно быстрее закипает, а другое медленнее. Объяснить почему тела охлаждаются, а с испарением влаги это охлаждение ощущается сильнее. Знания полученные на данном уроке позволят объяснить многие физические явления, наблюдения и опыты. Ибо не одна другая наука не постигла оного. Ибо в физике соль! [ 2 ]

Слайд 15

14 Литература 1. Книга для чтения по физике: учебное пособие для учащихся 6-7 кл.ср.шк./Сост. Кириллова И.Г..- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986. 207 с.,ил. 2. Семинар учителей физики Кукморского района. Открытый урок по физике в 8 классе по теме «Испарение и конденсация» /сост. Учитель физики кукморской средней школы № 3 Ярмухаметов И.М. , Кукмор ,2002 г. 3. М.М. Колтун Мир физики: научно-художественная литература/ оформление Б.Чупрыгина.-2-е изд.- М..: дет. Лит. 1987.-271 с.,ил. 4. Кудрявцев П.С. Курс истории физики: учебное пособие для студентов пед инст. По физ. Спец. – 2-е изд.- М.: Просвещение 1982.- 448., ил. 5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: уч. Пос для 7-8 кл. М.:просвещение, 1994.-191 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Кипение, конденсация"

Презентация-сопровожддение объяснения нового материала, включает материал о физическизх основах процесса кипения и конденсации...

презентация к уроку физики по теме "Кипение и конденсация"

презентация к уроку физики по теме "Кипение и конденсация", 8 класс...

презентация к уроку физики 8 кл. по теме "Испарение и конденсация" УМК Л.С.Хижнякова

Презентация к уроку физики 8 кл. по теме "Испарение и конденсация" УМК Л.С.Хижнякова...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Урок физики в 8 классе по теме "Испарение и конденсация"

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Испарение и конденсация"...

Конспект урока физики "Испарение и конденсация", 8 класс (УМК Пёрышкин А. В.)

Автор урока считает, что одним из эффективных приемов приобщения учащихся к учебно-экспериментальной работе является домашний эксперимент. Домашний эксперимент незаменим, если для наблюдения изучаемог...