разработка на тему "Условия плавания тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Материал содержит разработку урокапо физике для 7 класса, в котором с помощью проблемно-поисковых методов выясняются условия плавания тел.
При разработке урока ставила перед собой цель:
- формировать познавательный интерес к физике,
- обучаться основным приемам мышления (установлению причинно-следственных связей, сравнению, обобщению, умению делать выводы),
- формировать современное научное мышление,
- развивать творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_plavaniya_tel.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Условия плавания тел
Цель: Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности вещества и жидкости. Формировать познавательный интерес к физике, умение применять знания для объяснения явлений. Обучать основным приемам мышления: установлению причинно-следственных связей, сравнению, обобщению, умению делать выводы. Формировать современное научное мышление, развивать творческую активность.
Демонстрации:
-демонстрация равновесия тел в жидкости;
-демонстрация расположения шариков (из пробки, из парафина и из железа в двух жидкостях – в воде и в масле).
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на погруженные в нее тела.
Вопросы:
-Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
-Какая еще сила действует на это же тело?
-Куда направлены эти силы?
(делаем пояснительный рисунок на доске)
FА
FТ
-По каким формулам можно вычислить эти силы?
Давайте попытаемся выяснить от чего зависит FА с помощью рассуждений.
На доске плакаты с изображением различных ситуаций:
Обобщение:
-от чего зависит FА?
- от чего FА не зависит?
И зачем это надо?
- Изложение нового материала.
Вы решительно и смело
Погрузите в жидкость тело.
Жидкость, например, вода
Вытолкнет его тогда.
Щепка, например, всплывет,
Гвоздь на дно гвоздем пойдет,
Тонет, но не упадет
С ускорением паденья
За какое-то мгновенье.
К удивленью всех ребят
Тонет гвоздь, а не фрегат,
Хоть массивней во сто крат
Почему? — нам дал ответ
Знаменитый Архимед.
Аксельруд Вадим Викторович
Сравнить две ситуации:
- Мяч в ванне без воды;
- Мяч в ванне с водой.
Почему во втором случае нельзя мяч положить на дно ванны?
А почему кусочек мыла всегда будет на дне ванны без воды и с водой?
Вопросы для обсуждения:
Может ли :
-железо плавать?
-дерево плавать?
-гвоздь тонуть в воде, а в другой жидкости плавать?
-яйцо быть в середине наполненной водой банки?
На этом уроке мы должны ответить на эти вопросы. Для этого мы должны выяснить условия плавания тел и тогда сможем ответить на эти вопросы правильно.
Что значит изучить? И зачем это надо знать? Первобытные люди мыслить не умели. Они просто наблюдали природу, изменения, происходящие в ней (явления). Они видели следствие, не понимая причины. Ум был не развит, мыслить они не умели. Современный человек обязан мыслить. Мыслить – не только увидеть явление, но и уметь объяснить причину этого явления. А если человек не хочет развивать ум, размышлять над причинами явлений, то лодку он сделает не из дерева или резины, а из глины или из камня.
Учимся наблюдать, устанавливать причины того, что происходит.
- Демонстрация : в воде тонет алюминиевая крышка от банки. Почему это происходит? (Предполагаемый ответ – FА
Т)
Заполняем (учащиеся в тетрадях, а учитель – на доске) сравнительную таблицу:
Результат (следствие) | Причина |
Тонет Плавает внутри Всплывает | FА < FТ FА = FТ FА > FТ |
- Демонстрация : в воде плавает жестяная банка на поверхности. Почему? (FА > FТ)
- Демонстрация: в банку кладем алюминиевые бруски, банка погружается на некоторую глубину, но плавает.
Что происходит, когда я кладу брусок?
Почему банка плавает внутри? (FА ≈ FТ)
Вывод: Каковы же условия плавания тел?
Проверим свою гипотезу на опытах.
А как узнать, что произойдет с телом, погруженным в жидкость, если мы не знаем его FА и FТ?
Можно ли не погружая тело в жидкость заранее определить, как тело будет располагаться в жидкости?
Ответить на этот вопрос нам поможет опыт.
Что вы видите?
Демонстрация: расположение шариков (пробкового, парафинового и железного) в двух жидкостях (вода и масло).
Пробка
Масло Парафин
Вода
Железо
Сколько физических тел находится в стакане?
Что «делает» масло? Плавает? Почему? (ρм < ρв)
Тогда почему железный шарик тонет в воде? (ρж< ρв)
А почему парафиновый шарик плавает внутри масла? А пробковый шарик почему всплыл в масле? (учащиеся отвечают на вопросы)
Это наши предположения (гипотезы). А как их доказать7
Предлагается желающим доказать, что при
FА=ρжgVт и FТ=mg= ρт gVт,
То, если
ρж > ρт - всплывает
ρж ≈ ρт - плавает
ρж < ρт – тонет
- Закрепление
- Используя таблицу плотностей нарисовать каждому в тетради (один ученик на доске) стакан с тремя жидкостями: ртуть, керосин и вода.
- Возвратимся к вопросам, поставленным в начале урока:
- плавает ли железо в воде?
- а дерево?
- может ли железо тонуть в воде, а плавать в другой жидкости?
- можно ли горящий бензин заливать водой? Почему?
3) парафиновый и дубовый шарики равного объема плавают в воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?
4) В сосуде с водой плавает пробирка. Останется ли пробирка на той же глубине, если воду слегка подогреть?
5)* Пробирка, в которой находится брусок из пластилина, плавает в воде. Изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если пластилин вынуть и подклеить ко дну? Ответ обоснуйте.
Вопросы:
- почему рыбы могут плавать и на поверхности воды и в середине, и на большой глубине?
- существует ли FА в воздухе?
- справедливы ли условия плавания тел в газе?
-каким газом нужно наполнить шар, чтобы он взлетал в воздух?
5. Итог. Оценивание ответов.
6. Домашнее задание:
1. Наблюдение. «Заставить» плавать кусочек картофеля, лежащего на дне банки с водой, плавать.
2. «Заставить» плавать кусочек пластилина способом, отличным от того, который использовался в 1-м задании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
Разработка урока "Плавания тел"
Подробный план-конспект урока...
Разработка урока "Плавание тел"
Урок "Плавание тел" в 7 классе...
Разработка урока "Плавание тел"
Целью урока является исследование условий плавания тел....
Методическая разработка по плаванию
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...
Методическая разработка урока с использованием ЭФУ «Плавание тел. Плавание судов»
представленаметодическая разработка урока (технологическая карта) с использованием ЭФУ по теме: «Плавание тел. Плавание судов» для 7 класса...
Методическая разработка по плаванию
Методика проведения занятий по плаванию....