Разработка урока "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Целью урока является исследование условий плавания тел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_plavanie_tel.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская
по теме «Плавание тел. Плавание судов».
Разработал: учитель физики МБОУ «Любавинская СОШ» Пушкарёв И.А.
Цель урока:
«Исследовать плавание различных по объёму и плотности тел в жидкостях разной плотности в лабораторных условиях. Провести аналогию с плаванием судов. В результате урока знать условия плавания тел, соотношения между выталкивающей силой и силой тяжести, основные условия плавания судов.
Оборудование:
Штатив с укреплённым на нём динамометром, различные по объёму и плотности цилиндрические тела, два стеклянных открытых сосуда с водой, отливной сосуд с водой, мерный сосуд, насыщенный раствор соли, два сырых яйца, сосуд с водой маслом, металлическая бутылочная пробка.
Задачи на этапы урока:
1 этап.
Определить вес тела в воздухе. Отметить уменьшение веса тела в жидкости. Определить выталкивающую силу. Отметить идентичность между выталкивающей силой в жидкости и газе. Опытным путём подтвердить справедливость ф-лы: Fa=gp(ж)Vт; Вывести определение: «Тело, погруженное в жидкость или газ, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ)».
2 этап.
Опытным путём определить условия плавания тел.
3этап.
В результате лекции учителя и самостоятельных исследований знать условия плавания судов и их способности к грузоперевозке.
Действия учителя и учащихся на уроке:
Примечание: Действия учителя выделены жирным курсивом. На всех этапах урока учитель выступает в роли равноправного участника познавательного процесса, создаёт доброжелательную обстановку, необходимую информацию даёт в нужное время малыми дозами. Поощряет даже небольшие успехи, деликатно поправляет ошибки учащихся.
1этап.
Демонстрация Архимедовой силы на опыте: 1.Учитель поочерёдно взвешивает в воздухе с помощью динамометра алюминиевый и стальной цилиндры равного объёма. Затем погружает стальной цилиндр в отливной сосуд с пресной водой. Учащиеся по показаниям динамометра отмечают уменьшение веса тела в жидкости. Взвесив вытесненную жидкость или рассчитав её вес по ф-ле: P=gVжp(ж),Н, убеждаются, что он численно равен уменьшению веса тела в жидкости. То же самое проделывают с алюминиевым цилиндром и убеждаются, что Архимедова сила не зависит от плотности тела. Затем поочерёдно погружают оба тела в насыщенный раствор соли и по показаниям динамометра определяют влияние плотности жидкости на Архимедову силу.
2 этап
Учащиеся, разбившись на группы, проводят опыты с погружением различных тел в разные жидкости. Отмечают, что тела одинакового объёма, но разной плотности ведут себя по разному . Делают вывод, принимая во внимание плотность тел, их объём и плотности жидкостей. «Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость». Графически показывают действующие на тело силы. Проводят опыт с погружением сырого яйца в крепкий раствор соли, а затем, добавляя пресную воду, заставляют яйцо находиться в на любой глубине, в том числе и на дне. Выводят закономерности: Fт > Fа – тело тонет; Fт = Fа – находится в равновесии в любом месте жидкости; Fт < Fа – тело плавает. Выясняют, почему при подъёме тела на поверхность, уменьшается Архимедова сила? «Уменьшается объём погруженной в жидкость части тела, а Архимедова сила равна весу жидкости в объёме погруженного в неё части тела.» Учитель в стеклянном сосуде показывает расположение двух несмешивающихся жидкостей (масло, вода.) Читает короткую лекцию о жизни в водоёмах
3 этап.
Известно, что суда, плавающие по водоёмам, изготовлены из материалов различных плотностей и большей частью из стальных листов. Почему же в таком случае кораблям удаётся не только оставаться на плаву, но ещё и перевозить большие грузы?
Учитель демонстрирует плавающую на воде металлическую пробку от бутылки, затем сминает её в комочек и она тонет. Почему?
Учащиеся , индивидуально обдумывают проблему, делятся мнениями в группе и выдвигают гипотезы. По одному представители от каждой группы афишируют свою версию.
Мы уже знаем, тело вытесняет своей подводной частью столько воды, что вес этой воды равен весу тела в воздухе. Это справедливо и для речных и морских судов. Вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой. Максимальную осадку отмечают красной линией, которую называют ватерлинией. Вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом, называется водоизмещением судна. Если из водоизмещения вычесть вес самого судна, то получим грузоподъёмность этого судна.
Оставшееся до конца урока время используется для закрепления знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....