Физика. 7 класс. дидактический материал.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
считаю нужным систематизировать лабораторные, самостоятельные и контрольные работы по классам и предмету именно таким образом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._didakt.mat-l.docx | 56.81 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс. Физика
Дидактические материалы по физике
для выполнения в 7- 11 классе
лабораторных, самостоятельных и контрольных работ
Ст.Троицкая
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Лабораторные работы | 4 |
Самостоятельные работы | 18 |
Контрольные работы | 21 |
Список литературы | 25 |
Пояснительная записка
Данные дидактические материалы составлены Соколовой Евгенией Константиновной в соответствием требованиями программы А.В. Перышкина в общеобразовательных учреждениях
Создано для выполнения детьми лабораторных, самостоятельных и контрольных работ в классе на уроках физики в качестве вспомогательного материала.
Лабораторные работы
лабораторная работа по физике № 1
Тема: Определение цены деления измерительного прибора
Цели: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости
Приборы и материалы: мензурка, стакан, колба, окрашенная вода
Задание:
рассчитать цену деления мензурки
вычислить абсолютную погрешность измерения ∆V (равна половине цены деления)
определить вместимость мензурки Vопыт
с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и колбы Vопыт
результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт ± ∆V
Результаты
Ёмкость | Цена деления прибора | Погрешность измерения | Вместимость сосуда V | |||
мл | м3 | мл | м3 | мл | м3 | |
Мензурка | ||||||
Стакан | - | |||||
Колба |
лабораторная работа по физике № 2
Тема: Измерение размеров малых тел
Цели: научиться выполнять измерение способом рядов
Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох
Задание:
- положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
- разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
- измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
- определите размер (d) одной молекулы d =
Результаты
№ опыта | Название предмета | Длина ряда L (мм) | Число частиц в ряду N (шт) | Размер одной частицы d | |
(мм) | (м) | ||||
1 | Горох | ||||
2 | Пшено | ||||
3 | Молекула (фотография) |
лабораторная работа по физике № 3
Тема: Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости
Цели: определить зависимость пути от времени при равномерном движении; измерить скорость
Приборы и материалы: трубка стеклянная с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная
Задание:
- расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
- одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
- отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
- разделите трубку на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
- измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
- рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
- сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении
Результаты
№ опыта | путь в долях от длины (s) | путь в метрах | время движения | скорость |
1 | 1 | |||
2 | ½ |
лабораторная работа по физике № 4
Тема: Измерение массы тела на рычажных весах
Цели: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов
Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы
Задание:
- уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
- когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела
Результаты
№ опыта | Взвешиваемое тело | Значение разновесов, которыми было уравновешено тело | Масса тела | |
г | кг | |||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
лабораторная работа по физике № 5
Тема: Измерение объёма твёрдого тела
Цели: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)
Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы
Задание:
- запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
- опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
- запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
- определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т - Vж
- измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
- определите объём V тела по формуле V = a·b·c
Результаты
№ | Объём жидк. Vж мл | Объём жидк.с телом Vж+т мл | Объём тела Vт мл | Длина a см | Ширина b см | Высота c см | Объём V см3 | Объём V м3 |
1 | ||||||||
2 |
лабораторная работа по физике № 6
Тема: Измерение плотности твёрдого тела
Цели: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)
Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности
Задание:
Для вычисления плотности необходимо
- на рычажных весах измерить массу тела m
- (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
- (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
- по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
- по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело
Результаты
№ опыта | Тело | Масса тела (m) г | Объём тела (V) см3 | Плотность тела (ρ) г/см3 | Плотность тела (ρ) кг/м3 | Вещество |
1 | ||||||
2 |
лабораторная работа по физике № 7
Тема: Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Цели: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины
Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка
Задание:
- закрепите на штативе конец спиральной пружины
- рядом с пружиной установите и закрепите линейку
- отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
- подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
- к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │∆ℓ│пружины
- по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср по формуле kср = F / │ ∆ℓ│
Результаты
№ опыта | m, кг | mg, Н | │∆ℓ│, м | График | kср, Н/м |
1 | 0,1 | ||||
2 | 0,2 | ||||
3 | 0,3 | ||||
4 | 0,4 |
лабораторная работа по физике № 8
Тема: Определение центра тяжести плоской пластины
Цели: найти точку, служащую центром тяжести пластины
Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка
Задание:
- зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении
- с помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес
- остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины
- сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки
- повторить опыт, подвесив пластину в другой точке
- убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины (пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести)
Рисунок |
лабораторная работа по физике № 9
Тема: Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Цели: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов
Задание:
- определите цену деления шкалы динамометра
- положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку; на брусок поставьте груз
- прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки; запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
- к первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения; с увеличением числа грузов растет сила нормального давления
- сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?
Результаты
№ опыта | Количество грузов | Сила трения, Н |
1 | 1 | |
2 | 2 | |
3 | 3 |
лабораторная работа по физике № 10
Тема: Измерение давления твёрдого тела на опору
Цели: научиться определять давление твёрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы)/штангенциркуля (для тел с круглым основанием); вывести зависимость глубины погружения тела в песок от изменения давления этого тела на песок
Приборы и материалы: динамометр, линейка, штангенциркуль, брусок (желательно тяжёлый), тело с круглым дном-основанием, корытце с песком
Задание:
- вычислите силу тяжести бруска F
- измерьте размеры бруска (a, b, c), рассчитайте площадь S одной из его граней и установите на неё брусок в песочное корытце, отметив глубину погружения l
- для тела с круглым основанием штангенциркулем определите диаметр d основания и рассчитайте площадь S этого основания по формуле
- вычислите давление p бруска (p = F/S)
Результаты
№ опыта | Тело | Сила тяжести F, H | Площадь основания S, м2 | Давление p, Н/м2 | Глубина погружения l, см |
1 | 1 грань | ||||
2 | 2 грань | ||||
3 | 3 грань |
лабораторная работа по физике № 11
Тема: Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
Цели: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела правильной и неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра и линейки
Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой, линейка, таблица плотностей, 2 тела (1 тело неправильной формы и 1 тело правильной формы)
Задание:
- измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда; рассчитайте силу Архимеда по этим значениям: FA = R – F
- определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g (g ≈ 10 H/кг). Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
- измерьте размеры тела №2 и вычислите его объём. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на это тело в воде, масле и молоке
Результаты
Тело | Жидкость | Плотность жидкости ρж,кг/м3 | Объём тела Vт,м3 | Сила тяжести F,Н | Равнод. сил R,Н | Сила Архимеда FA,Н |
1болтик | вода | |||||
2брусок | вода | |||||
масло | - | - | ||||
молоко |
лабораторная работа по физике № 12
Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости
Цели: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет
Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка, окрашенная жидкость
Задание:
- измерьте массу тел
- рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
- полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
- вычислите максимальную силу Архимеда
- сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
- опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)
Результаты
№ опыта | Масса тела (m) кг | Сила тяжести (Fт) H Fт = mg = 10·m | Объём вытесненной воды (V) м3 1мл = 0,000 001 м3 | Максимальная сила Архимеда (FA) Н FA = ρвgVт = 10 000·V | Сравните Fт и FA (>, <, =) | Поведение тела (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности) |
1 | Fт … FA | |||||
2 | Fт … FA | |||||
3 | Fт … FA | |||||
4 | Fт … FA |
Вывод (нужное подчеркнуть):
Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)
Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)
Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)
лабораторная работа по физике № 13
Тема: Выяснение условия равновесия рычага
Цели: проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов
Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка
Задание:
1) уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
2) подвесить два груза (сила F1 = 1Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 12 см от оси вращения
3) выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 0,5Н); два груза (сила F2 = 1Н)
4) вычислить отношение сил и плеч
5) проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага =
и правило моментов сил M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)
Результаты
№ опыта | F1 | l1 | F2 | l2 | M1 (F1 · l1) | M2 (F2 · l2) | ||
1 | ||||||||
2 |
лабораторная работа по физике № 14
Тема: Измерение коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости
Цели: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр
Задание:
- закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
- определите динамометром вес бруска Р (Н)
- положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
- вычислите коэффициент полезного действия наклонной плоскости
- измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
- сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона
Результаты
№ опыта | h, м | Р, Н | Ап, Дж (Ап=P·h) | s, м | F, H | Аз, Дж (Аз =F·s) | = (Ап/ Аз)·100% |
1 | |||||||
2 |
Самостоятельная работа № 1. «Скорость»
Первый вариант
- Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости:
60 км/ч; 120 м/мин
- Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он пройдет за 20 мин?
Второй вариант
- Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости:
90 км/ч, 180 м/мин
- Автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч. Какой путь он пройдет за 15 мин?
Самостоятельная работа № 2. «Плотность»
Первый вариант
- Размеры стального и деревянного брусков совпадают. Какой из них имеет наибольшую массу? Почему?
- Определите плотность вещества, если масса куска из него объемом 20 см3 равна 4,8 г. Назовите это вещество
Второй вариант
- Размеры мраморного и чугунного брусков совпадают. Какой из них имеет наибольшую массу? Почему?
- Металлический брусок имеет объем 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла этот кусок?
Самостоятельная работа № 3. «Давление»
Первый вариант
- Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы равна 1,5 м2
- Какое давление на дно канистры оказывает находящееся в ней машинное масло, если высота его слоя 50 см.
Второй вариант
- Какое давление оказывает лыжник массой 60 кг на снег, если площадь каждой лыжи равна 0,15м2?
- Определите давление на глубине 0,6 м в ртути
Самостоятельная работа № 4. «Сообщающиеся сосуды»
Первый вариант
- Нарисуйте сообщающиеся сосуды различного объёма. Опишите в чем их особенность
- В прессе площадь большего поршня 1500 см2, а площадь малого поршня 2 см2. На малый действует сила в 100 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем
Второй вариант
- Нарисуйте гидравлический пресс. Ответьте: для чего он необходим человеку?
- В прессе площадь большего поршня 1000 см2, а площадь малого поршня 1 см2. На малый действует сила в 400 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем
Самостоятельная работа № 5. «Работа и мощность»
Первый вариант
- При помощи подъемного крана подняли груз массой 2 т. на высоту 5м. Какую работу при этом совершил кран?
- Определите мощность выполнения работы подъемным краном (из предыдущей задачи) за 30 мин
Второй вариант
- Автомобиль перевез груз массой 200 кг на расстояние 500 м. Какую работу выполнил автомобиль?
- Определите мощность выполнения работы автомобилем (из предыдущей задачи) за 10 мин
Самостоятельная работа № 6. «Энергия»
Первый вариант
- Какой потенциальной энергией обладает человек массой 80 кг на высоте 20 м?
- Снаряд массой 10 кг летит в цель со скоростью 800 м/с. Какова его кинетическая энергия?
Второй вариант
- Какой потенциальной энергией обладает коробочка массой 40 г на высоте 0,5 м?
- Мотоцикл массой 100 кг разогнался из состояния покоя до 8 м/с. Какую кинетическую энергию он при этом приобрел?
Контрольная работа № 1
Первый вариант
- Назовите из каких веществ состоят физические тела: дождевая капля, стакан
- Что такое цена деления? Определите цену деления вашей линейки. Назовите Единицу измерения длины в СИ
- Как изменяется объем при нагревании и охлаждении.
- В каком состоянии при комнатной температуре находятся вещества: вода, сахар, воздух, спирт, кислород
- Проволока плотно намотана витками на карандаш, при этом 25 витков проволоки занимают расстояние 20 мм. Определите толщину проволоки.
Второй вариант
- Назовите из каких веществ состоят физические тела: гвоздь, ластик
- Что такое абсолютная погрешность? Измерьте вашу ручку с учетом погрешности. Назовите Единицу измерения массы в СИ
- Объясните на основе молекулярной теории, чем отличается от холодной воды горячая
- В каком состоянии при комнатной температуре находятся вещества: алюминий, молоко, азот, пластмасса, ртуть
- 45 монет сложили стопкой, высота которой стала 9 см. Чему равна толщина одной монеты?
Контрольная работа № 2
Первый вариант
- Автомобиль двигался со скоростью 90 км/ч. Какой путь он пройдет за 15 мин?
- Выразите 0, 4т, 200г в кг и 10000см3 в м3
- Металлический брусок имеет объем 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла этот кусок?
- Чему равна сила тяжести слона, если его масса 2 т?
- Покажите на рисунке силу тяжести, действующую на кубик, подвешенный на нити
Второй вариант
- Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какой путь он пройдет за 20 мин?
- Выразите 0, 02 т, 4000 г в кг и 100 дм3 в м3
- Определите плотность вещества, если масса куска из него объемом 20 см3 равна 4,8 г. Назовите это вещество
- Чему равен ваш Вес?
- Покажите на рисунке вес на шарике, подвешенном на пружине
Контрольная работа № 3
Первый вариант
- Какое давление оказывает лыжник массой 60 кг на снег, если площадь каждой лыжи равна 0,15м2?
- Какое давление на дно канистры оказывает находящееся в ней машинное масло, если высота его слоя 50 см.
- Нарисуйте гидравлический пресс. Ответьте: для чего он необходим человеку?
- В прессе площадь большего поршня 1000 см2, а площадь малого поршня 1 см2. На малый действует сила в 400 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем
- Мраморный шарик объемом 20 см3 уронили в реку. С какой силой он выталкивается из воды?
Второй вариант
- Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь одной гусеницы равна 1,5 м2
- Определите давление на глубине 0,6 м в ртути
- Нарисуйте сообщающиеся сосуды различного объёма. Опишите в чем их особенность
- В прессе площадь большего поршня 1500 см2, а площадь малого поршня 2 см2. На малый действует сила в 100 Н. Определите силу давления, производимую большим поршнем
- С какой силой выталкивается керосином кусок стекла объёмом 10 см3?
Контрольная работа № 4
Первый вариант
- Автомобиль перевез груз массой 200 кг на расстояние 500 м. Какую работу выполнил автомобиль? Определите мощность за 30 мин
- Опишите устройство клина
- Сколько работы выполнит человек при КПД 40%, если он потратил энергии 200 МДж?
- Какой потенциальной энергией обладает коробочка массой 40 г на высоте 0,5 м?
- Мотоцикл массой 100 кг разогнался из состояния покоя до 8 м/с. Какую кинетическую энергию он при этом приобрел?
Второй вариант
- При помощи подъемного крана подняли груз массой 2 т. на высоту 5м. Какую работу при этом совершил кран? Определите мощность за 10 мин
- Опишите устройство ворота
- Определить КПД автомобиля, если из затраченных им 300 МДж, в полезную работу преобразовалось только60 МДж?
- Какой потенциальной энергией обладает человек массой 80 кг на высоте 20 м?
- Снаряд массой 10 кг летит в цель со скоростью 800 м/с. Какова его кинетическая энергия?
Список литературы
Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ А.В.Перышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007. – 192 с.: ил.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» (М.: Дрофа): 7-9-й кл. / А.В. Пёрышкин; Сост. Г.А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 269 с.
Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина, С.А. Громова, Н.А.Родиной. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005.-304 с.
Астахова Т.В. физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей, 2014.-64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геометрия 9 класс. Дидактический материал для урока и контрольные работы
Контрольные работы в 9 классе я стараюсь проводить с использованием материалов ГИА и ЕГЭ по математике, вот что из этого получается....
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Наречие.7 класс.Дидактический материал
Наречие.Дидактический материал для учителя...
Школьный тур олимпиады по биологии. 7 класс. Дидактический материал.
Школьный тур олимпиады с прошлого года организуют по единым заданиям от оргкомитета района. Публикую вариант заданий для 7 класса с ответами. Эти задания учащиеся Невского района СПб решали в 20...
Геометрия 10 класс дидактический материал
Контрольные и самостоятельные работы по геометрии 10 класс...
5 класс Дидактический материал по математике
Дидактический материал по УМК С.М. Никольского...
Теория и практические задания по подготовке к ОГЭ по русскому языку 8-9 класс (дидактический материал из второй книги «Колыбельная», главы первой из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана в переводе Светланы Козловой)
Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана) На одинокой осине под окнами начали желтеть листья. Д...