Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме:
«Равновесие. Виды равновесия. Момент силы. Правило моментов».
Один из методов повышения интереса учащихся к предмету – привлечение их к проведению уроков. Поскольку эту тему изучали в 7 классе, то урок предлагаю провести учащимся, естественно, после предварительной подготовки. Урок проводят трое учащихся с применением ИКТ.
Цель урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь осознать ценность совместной деятельности, развитие мон- и диалогической речи. Познакомить с равновесием и видами равновесия. Практическое применение простых механизмов и их значение в развитии человеческой цивилизации. Развитие эрудиции. Умение осуществлять самоконтроль.
Оборудование: мультимедийный проектор, простые механизмы, тест для самоконтроля.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
План урока.
- Оргмомент. Ставлю цель урока. Обращаю внимание учащихся на то, что урок будут вести их товарищи. Класс должен не только смотреть и слушать, но и законспектировать основные моменты урока.
- Объяснение нового материала.
- Первый ведущий: «Дайте мне точку опоры и я один сдвину Землю» (на экране слайд с изображением Архимеда). Архимед ( около 287-212 гг до н.э.) – известный древнегреческий учёный. Научные труды которого касаются математики, механики, физики и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в том числе машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков , военных метательных машин и многого другого.
Архимед развил теорию простых механизмов, заложив основы статики и гидростатики. В работе «О равновесии плоских фигур» он выдвинул постулаты, ставшие фундаментом статики, а в работе «О плавающих телах» изложены основы гидростатики.
- Второй ведущий: « Итак, говоря о статике, как науки, изучающий равновесие тел, вспомним, что же такое равновесие? Какие бывают виды равновесия?
Равновесие – это состояние, при котором сумма всех сил, действующих на тело равна нулю и тело при этом находится в состоянии покоя.
Равновесие бывает безразличным ( слайды, на которых указаны силы, действующие на тело, фото ). При этом, как вы видите, в любом положении силы компенсируют друг друга.
Равновесие может быть устойчивым. ( слайды, фото, показать игрушку «Неваляшку» ). При этом возникает равнодействующая сила, возвращающая тело к положению равновесия.
И, наконец, равновесие может быть неустойчивым ( фрагмент м/ф «Ну, погоди!», где Волк ставит бочки друг на друга, фото Пизанской башни, (можно включить информацию о том, кто? когда? где её построил), фрагмент м/ф «Падал прошлогодний снег», где Пизанская башня падает, обнажая корни, слайд с показанными на чертеже силами ). При этом равнодействующая сила отклоняет тело от положения равновесия».
- Третий ведущий: « Ну что ж, продолжим. Вы , надеюсь, вспомнили равновесие тел, виды равновесия. А теперь давайте вспомним, что такое момент сил ? Правило моментов.
Если к рычагу подвесить 2 тела разной массы , например 500 г и 1 кг ( слайд с рычагом ), то для равновесия рычага его надо подпереть на разных расстояниях от его концов.
Так, сила F1 = 5Н ( раз масса тела 0,5 кг ), а сила F2= 10 Н ( m = 1 кг ) ( слайд )
Введём понятие ( а точнее напомним материал 7 класса ) плеча силы – как кратчайшего расстояния ( т.е. минимального ) от оси вращения до линии действия силы ( слайд ).
Если плечо силы F1 (слайд ) к примеру 8 см, то для равновесия рычага плечо силы F2 ( слайд) должно быть в 2 раза меньше, т.е. 4 см, т.к. сила F2 в два раза больше силы F1.
Вспомним, что моментом силы М ( слайд ) называют произведение силы на плечо. Момент силы ( слайд ) измеряется в Н∙м.
Момент силы – величина векторная, т.е. имеет направление. Причём ( слайд ), момент силы считают положительным, если под действием этой силы рычаг вращается по часовой стрелке. И отрицательным ( слайд ) – если против.
Следовательно, рычаг находится в равновесии тогда, когда моменты сил, действующих на рычаг слева ( слайд ) и справа от оси вращения ( слайд ) – (точка О на слайде ) равны между собой.
Или, говоря другими словами, любое тело, имеющее ось вращения находится в равновесии, когда не только сумма сил, действующих на тело равна нулю, но и сумма моментов сил равна нулю ( векторная – я это подчёркиваю – векторная сумма ! ).
( слайд ) . 1 + 2 + … = 0 - это и есть условие равновесия рычага – т.е. правило моментов».
- Первый едущий: « Теперь давайте вспомним простые механизмы. Что это такое ? Для чего они нужны ? Простой механизм – устройство, прибор, позволяющий получить выигрыш в силе или в расстоянии.
О применении простых механизмов можно говорить бесконечно, но… мы хотим предложить вам несколько примеров их применения.
Наиболее известные и наиболее часто применяемые простые механизмы:
- рычаг ( фото, фрагмент м/ф «Маугли», где вытягивают слонёнка, фрагмент м/ф «Коля, Оля и Архимед», где Архимед говорит о системе рычагов, водопроводная колонка, арбалет );
- наклонная плоскость ( слайд );
- блоки: неподвижный ( слайд ) и подвижный ( на слайдах показаны плечи сил ), причём, вы помните, что подвижный блок даёт выигрыш в силе только в 2 раза ( не в полтора и не в 3,2 раза, а именно в 2! Т.к. радиус в любой окружности всегда равен половине диаметра, т.е. диаметр больше радиуса в 2 раза );
- винт, ворот ( слайды, фрагмент м/ф об Архимеде);
- клин ( слайд, фрагмент м/ф про казаков – где египтянин использует клин );
и многие другие.
Также необходимо вспомнить, что ни один простой механизм не даёт выигрыша в работе. А это значит, что выигрывая в силе, мы проигрываем во столько же раз в расстоянии.
- Закрепление материала.
- Фронтальный опрос по теме проводит учитель:
- что называют плечом силы ?
- что такое простой механизм ?
- при каком условии тело находится в положении
равновесия ?
- полиспаст – это что ?
- какой выигрыш в силе даёт подвижный блок ?
- неподвижный ?
- момент силы – это ?
- что общего и винта и наклонной плоскости ?
- в чём измеряется момент силы ?
- Третий ведущий: « И в заключении урока мы хотим предложить вам тесты для проверки усвоения сегодняшнего материала. Ваша задача – подписать полученный тест и прямо на этом же листочке обвести или отметить правильный на ваш взгляд ответ. На всю работу вам отводится 10 мин. После чего на экране появятся правильные ответы и вы сами сможете оценить свои работы.
Тест урока « Момент сил. Правило моментов».
I Вариант
- Что такое плечо силы ?
А) расстояние от тела до оси вращения
Б) расстояние от конца рычага до оси вращения
В) расстояние от линии действия силы до оси вращения
Г) нет правильного ответа
- Для чего используют простые механизмы ? А) для удобства
Б) для получения выигрыша в работе
В) для создания видимости упорного руда
Г) для получения выигрыша в силе
- Где следует подпереть систему, чтобы она находилась в равновесии ? ( рис. 1 )
А) по центру
Б) на расстоянии 1/3 от тела массой 150 г
В) на расстоянии ¼ от тела массой 150 г
Г) где угодно
- Полиспаст состоит из двух подвижных блоков. Какой выигрыш в силе он даст ?
А) в 8 раз
Б) какой угодно
В) в 2 раза
Г) в 4 раза
- Необходимо получить выигрыш в силе в 3 раза. Сколько подвижных блоков надо взять ?
А) 1
Б) 3
В) 2
Г) 4
- Что общего у наклонной плоскости и винта ?
А) образуют угол с горизонтальной плоскостью
Б) название
В) получение выигрыша в силе в зависимости от угла наклона
Г) нет правильного ответа
- Игрушка «Неваляшка» принимает первоначальное положение, т.к.
А) центр тяжести игрушки выше центра масс
Б) центр тяжести игрушки ниже центра масс
В) основание круглое
Г) нет правильного ответа
- Момент силы – это
А) мгновенное значение силы
Б) произведение силы на плечо
В) величина силы
Г) нет правильного ответа
- Момент силы измеряется в
А) Н
Б) Н∙м
В) Н/м
Г) м/Н
- Условия равновесия тел
А) Σ F=0
Б) Σ М = 0
В) когда уравновесят
Г) Σ F =0 и Σ М= 0
11. На тело А действуют силы F1, F2, F3 . Куда должна быть направлена сила F3, чтобы тело находилось в равновесии ? ( рис. 2 )
А) 1
Б) 3
В) 2
Г) 4
Рис.1 Рис.2
- II вариант
- В чём измеряется плечо силы ?
А) Н
Б) м
В) Нм
Г) Н/м
- Полиспаст состоит из трёх подвижных блоков. Какой выигрыш в силе он даст ?
А) в 3 раза
Б) в 1,5 раза
В) в 6 раз
Г ) любой
- Простые механизмы используют для
А) для получения выигрыша в силе
Б) для удобства
В) для получения выигрыша в работе
Г) для создания видимости упорного труда
- Момент силы – это
А) величина силы
Б) мгновенное значение силы
В) произведение силы на плечо
Г) отношение силы к плечу
- Где следует подпереть систему, чтобы она находилась в равновесии ? ( рис 1 )
А) по середине
Б) на расстоянии ¼ от тела массой 200 г
В) на расстоянии 1/5 от тела массой 40 г
Г) на расстоянии 1/5 от тела массой 200 г
- Необходимо получить выигрыш в силе в 5 раз. Сколько подвижных блоков нужно взять ?
А) 5
Б) 2
В) 2,5
Г) 3
- Что общего у винта и наклонной плоскости ?
А) название
Б) получение выигрыша в силе в зависимости от угла наклона
В ) образуют угол с продольной осью
Г) нет правильного ответа
- На тело С действуют три силы F2 F3. Куда должна быть направлена сила F1, чтобы тело находилось в равновесии ? ( рис. 2 )
А) 2
Б) 3
В) 1
Г) 4
- Момент силы измеряется в
А) м
Б) Н
В) Н/м
Г) Нм
- Игрушка «Ванька-встанька» принимает первоначальное положение, т.к.
А) основание круглое
Б) центр тяжести игрушки ниже центра масс
В) центр тяжести выше центра масс
Г) нет правильного ответа
- Условие равновесия тел
А) Σ M =0
Б) Σ F = 0 Σ M = 0
В) Σ F = 0
Г) когда уравновесят Рис.1Рис.2
- Самопроверка с выставлением оценок. На экране таблица с ответами. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Выставляют сами себе оценки.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-363972-1386571420.jpg)
Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»
Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-165864-1355895257.jpg)
методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"
Данная раработка с одной стороны обощает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет вниман...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-533246-1732036555.jpg)
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".
Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/13/picture-168620-1499947523.jpg)
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...
Презентация Методическая разработка "Открытый урок по классу вокала. Ансамблевое (дуэтное) музицирование"
Методическая разработка с кратким описанием основных важных этапах работы с вокальным дуэтом на примере нескольких высокохудожественных произведений....