Лабораторная работа "Изучение изотермического процесса" 10 класс
опыты и эксперименты по физике (10 класс) на тему

Бровкина Юлия Владимировна

Данная лабораторная работа проводится фронтально на установке "Научные развлечения" с помощью программы "Цифровая лаборатория"

В процессе работы дети исследуют зависимость p(t) b V(t), снимают показания, проверяют закон Бойля-Мариотта и  строят график p(V).

После щего выполняется вычисление  других параметров и характристик газа: температура, плотность, масса газа; масса,  число и скорость молекул и др. и определяется их изменение в процессе изотермического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация609.45 КБ
Файл Описание522.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изопроцессы Учитель физики МОУ «СОШ «22 с УИОП» Бровкина Ю.В.

Слайд 2

Изопроцессы

Слайд 3

Лабораторная работа. «Изучение изотермического процесса в газе и определение его характеристик» Цель: проверка закона Бойля-Мариотта, определение температуры, количества вещества, массы, плотности газа, массы молекулы, концентрации ,числа молекул, среднеквадратичной скорости , средней кинетической энергии молекул Оборудование: прибор «Изотерма» из набора «Научные развлечения », микрокалькулятор, цифровая лаборатория.

Слайд 4

Проведение эксперимента

Слайд 5

Ход работы: 1. Заполним таблицу: № Давление Объем Температура кПа Па Мл м ᵌ ⁰C К 1 2 3 4 5

Слайд 6

2. Проверим закона Бойля-Мариотта p 1 V 1 = p 2 V 2 = p n V n

Слайд 7

3. Построим изотермы

Слайд 8

4. Вычислим характеристики газа Газ- воздух с молярной массой μ=0,029кг/моль Температуру T = (t °C + 273,15) К. массу плотность массу молекулы число молекул концентрацию Среднеквадратичную скорость Среднюю кинетическую энергию молекул

Слайд 9

5. Изменение параметров Увеличивается Уменьшается Не изменяется

Слайд 10

Проверка Увеличивается Уменьшается Не изменяется Объем от 36*10 -6 м 3 до 75*10 -6 м 3 Давление от 1,9*10 5 Па до 0,95*10 5 Па Температура 296К Плотность от2,3кг/м3 до 1,12 кг/м3 Кол-во вещества 3*10 -3 моль Концентрация от 4,8*10 27 до 2,4*10 27 м -3 Масса газа 8 ,4*10 -5 кг Масса молекулы 4*10 -26 кг Число молекул 1,74*10 19 шт Ср.кв.скорость 510м/с Ср.кин.энергия 6,1*10 -21 Дж

Слайд 11

Домашнее задание: Касьянов,10, выполнение задач стр. 267 №3,4 , Подготовить сообщения: изопроцессы вокруг меня.



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения урока с использованием современных педагогических технологий.

Тема урока

«Лабораторная работа «Изучение изотермического процесса в газе и определение его характеристик»

Цели урока:

  1. Проанализировать параметры газа при изотермическом расширении

  1. Обучающая: Изучить термодинамический процесс в газах
  2. Развивающая: развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать
  3. Воспитывающая: формирование научно-практического интереса и мировоззрения

План урока:

  1. Повторение (опрос)
  1. Проведение  фронтальной лабораторной работы по изотермическому расширению
  2. Изучение изменения  характеристик  газа  при изотермическом расширении
  3. Получение домашнего задания

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Проектор
  4. Программно-аппаратный цифровой измерительный комплекс лабораторного  оборудования «Научные развлечения», набор «Изотерма»

Методики:

  1. ИКТ
  2. Эксперимент
  3. Работа в группах
  4. Здоровьесбережение
  5. Саморефлексия

Ход урока.

  1. Повторение.

Учитель

Проектор/доска

Ученик (действия, ответы)

Здравствуйте, ребята. На последних уроках  мы с  вами изучали изопроцессы. Давайте вспомним, что это такое?

Изопроцессы-  процессы, во время которых количество вещества и один из макроскопических параметров — давление, температура или объём,— остаются неизменными.

Каким уравнением мы пользуемся, изучая изопроцессы?

Уравнением Менделеева-Клайперона. Молекулярно-кинетическая теория (формулы)

Какие изопроцессы вы знаете?

Изотермический (температура-постоянная величина), изобарный (давление- постоянная величина), изохорный (объем- постоянная величина)

Посмотрите на графики, каким изопроцессам они соответствуют?

Отвечают по слайду.

А теперь представьте данные графики перед собой и нарисуйте их глазами

Дети выполняют зарядку для глаз

  1. Выполнение фронтальной лабораторной работы

Сегодня мы с вами будем выполнять фронтальную лабораторную работу, с помощью которой вы изучите один из изопроцессов. Внимание на лабораторную установку. Она представяляет собой цилиндр с подвижным поршнем. Вращая шестерню я могу поднимать и опускать поршень. Работа ведется при комнатной температуре. Скажите пожалуйста,  какой закон мы будем сегодня изучать?

Изотермический закон.

Все верно, открываем тетради и записываем тему лабораторной работы: «Изучение изотермического процесса в газе и определение его характеристик»

Скажите пожалуйста, а как мы можем проверить действие закона Бойля-Мариотта?

 Необходимо измерить макроскопические параметры газа, такие как  p, V при нескольких положениях поршня и сравнить произведения p1V1 , p2V2 , pnVn

Хорошо, а какие еще параметры и характеристики газа мы сможем определить, если это воздух?

Можно измерить:

  1. температуру
  2. массу
  3. плотность
  4. массу молекулы
  5. концентрацию
  6. Число молекул
  7. Среднеквадратичную скорость 
  8. Среднюю кинетическую энергию молекул

Запишите это все в цели работы. В оборудовании у нас сегодня прибор  «Изотерма» из набора «Научные развлечения»

Сейчас я подключаю два датчика: датчик давления и объема к компьютеру и запускаю цифровую лабораторию.

Датчики фиксируют состояние газа, а именно два макроскопических параметра: давление и объем. Крутя шестерню, мы наблюдаем изменение параметров газа.

Смотрят на экране текущее увеличение объема  и уменьшение давления.

В тетради записываем Ход работы:

1. Снимем 5 показаний параметров газа и занесем данные в таблицу

С помощью классного термометра измерим температуру. Показания занесем в таблицу. И переведем все данные в систему СИ.

Ученики самостоятельно переводят физические величины в систему СИ

Дальше работа будет самостоятельная.  Вторым пунктом вы проверяете закон Бойля-Мариотта.

2.  Проверка закона Бойля-Мариотта

p1V1 = p2V2 = pnVn

Учащиеся проверяют соотношение

Пот точкам построим графики изобарного расширения в координатах PV,PT,VT с обозначением  направления газового  перехода

Учащиеся  строят графики

Определите по таблице молярную массу воздуха .

Определяют молярную массу   воздуха.  μ=0,029кг/моль

4. Определяем все возможные характеристики газа. (в зависимости от подготовленности класса работа выполняется полностью самостоятельно либо с напоминанием формул).

Некоторые из параметров будут постоянные, другие- будут меняться. Какие?

  1. Можно измерить:
  1. количество вещества из уравнения Менделлева-Клайперона
  2. масса воздуха
  3. плотность

  1. массу молекулы
  2. Число молекул

  1. концентрацию
  2. Среднеквадратичную скорость Молекулярно-кинетическая теория (формулы)
  3. Среднюю кинетическую энергию молекулМолекулярно-кинетическая теория (формулы)

Постоянные величины:

- масса, температура, число молекул….

Переменные величины:

- давление, объем, плотность, концентрация

Учащиеся самостоятельно определяют характеристики газа, оценивая при этом порядок полученной величины.

5.Распределим все параметры в таблицу по трем столбцам.

  1. Таблица:

Увеличивается

Уменьшается

Не изменяется

Учащиеся самостоятельно распределяют характеристики по столбцам, как они изменяются при изотермическом расширении.

Записываем вывод по проведенной работе, объясняем поведение характеристик газа  и примеры изотермического процесса из жизни.

Ученики формулируют вывод

Сдаем тетради  и оцениваем полученные вами данные. Вы должны были получить примерно следующие результаты.

Увеличивается

Объем от 36*10-6м3  до 75*10-6м3  

Уменьшается

Давление   от 1,9*105Па до 0,95*105Па

Плотность   от2,3кг/м3 до 1,12 кг/м3

Концентрация     от 4,8*1027до 2,4*1027м-3

Не изменяется

Температура                     296К

Кол-во вещества              3*10-3моль

Масса газа                        8,4*10-5 кг

Масса молекулы               4*10-26 кг

Число молекул                 1,74*1019шт

Ср.кв.скорость                  510м/с

Ср.кин.энергия                 6,1*10-21Дж

Ученики оценивают  выполнение своей работы. Рефлексия. Сдают тетради.

3.Домашнее задание.

Выполнение задач стр. 267 №3,4 (Касьянов)

подготовить сообщения «Изопроцессы вокруг меня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный лабораторный практикум в 7 классе.

Не помню кто сказал: "Знания только тогда становятся заниями, когда применены на практике" - поддерживаю неизветного мне автора. Начиная изучать курс физики в 7 классе важно смотивировать учеников на ...

Лабораторная работа для 9 класса

Лабораторные работы к учебнику физики 9 класса...

лабораторная работа в 6 классе "Плоды"

Лабораторная работаТема: Сухие и сочные плодыЗадачи: определить взаимосвязь строения плодов со строением цветка и способом их распространения. Дать определение понятию «плод».Оборудование: коллекция п...

лабораторная работа №1 10 класс

Лабораторная работа № 1 по физике "Изучение равномерного движения"...

Лабораторная работа для 8 класса "Исследование температуры".

Составлена в связи с изменением перечня лабораторный работ по программе. Раздаю на столы распечатки....

Лабораторная работа 1, 10 класс. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

Презентация в программе CourseLab и инструкция к просмотруПоэтапное комментирование работыРабота состоит из трех частей: подготовительный этап, основной и контрольный....

Лабораторные работы.Физика. 9 класс

Материал для проведения лабораторных работ по физике в 9 классе....