Лабораторная работа для 9 класса
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Лабораторные работы к учебнику физики 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_9_klass..doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
Определение ускорения тела при равноускоренном движении
Цель работы: вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.
Оборудование: лента измерительная, штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарик, металлический цилиндр, метроном.
Краткая теория. Для вычисления ускорения измеряют длину перемещения шарика за известное время t. Так как при равноускоренном движении без начальной скорости
s = , то измерив s и t, можно найти ускорение шарика. Оно равно a = .
Никакие измерения не делаются абсолютно точно. Они всегда производятся с некоторой погрешностью, связанной с несовершенством средств измерения и другими причинами. Но при наличии погрешностей имеется несколько способов проведения достоверных измерений. Наиболее простой из них- вычисление среднего арифметического из результатов нескольких независимых измерений одной и той же величины, если условия опыта не изменяются. Это предлагается сделать в работе.
Контрольные вопросы
1. Какое движение называют равноускоренным?______________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Что показывает ускорение при равноускоренном движении?__________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Напишите формулу перемещения для прямолинейного равноускоренного движения:
4. Как она записывается, если начальная скорость тела равна нулю?
Порядок выполнения работы
1. Укрепить желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. У нижнего конца желоба положить в него металлический цилиндр.
2. С помощью измерительной ленты определить длину перемещения шарика.
3. Пустив шарик с верхнего конца желоба, засечь время до столкновения шарика с цилиндром.
4. Не меняя наклона желоба (условия опыта должны оставаться неизменными), повторить опыт пять раз.
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу
№ опыта | s, м | s ср, м | t, с | aср, м/с2 |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
6. По формуле sср = найти среднее значение модуля
________________________________________________________________________________
перемещения, а затем рассчитать среднее значение модуля ускорения: aср =
________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценка:______________________
Лабораторная работа №2
Изучение движения тела, брошенного горизонтально
Цель работы: измерить начальную скорость, сообщенную телу в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести.
Краткая теория: Если шарик брошен горизонтально, то он движется по параболе. За начало координат примем начальное положение шарика. Направим ось Х горизонтально, а ось Y - вертикально вниз. Тогда в любой момент времени t x=v0t, а y=. Дальность полета l - это значение координаты х, которое она будет иметь, если вместо t подставить время падения тела с высоты h. Поэтому можно записать: l=v0t; h=. Отсюда легко найти время падения t и начальную скорость v0:
t = и v0 =
Если несколько раз пускать шарик в неизменных условиях опыта, то значение дальности полета будут иметь некоторый разброс из-за влияния различных причин, которые невозможно учесть. В таких случаях за значение измеряемой величины принимается среднее арифметическое результатов, полученных в нескольких опытах.
Оборудование: 1) штатив с муфтой и лапкой; 2) лоток для пуска шарика; 3) фанерная доска; 4) шарик; 5) бумага; 6) кнопки; 7) копировальная бумага; 8) линейка с миллиметровыми делениями.
Контрольные вопросы
- Сила тяжести- _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Как движется тело, брошенное горизонтально?_____________________________________
________________________________________________________________________________
3. Какие силы действуют на тело, брошенное горизонтально?___________________________
________________________________________________________________________________
- Время движения тела, брошенного горизонтально с высоты, равно времени свободного падения тела с этой же высоты. Это объясняется тем, что_____________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Порядок выполнения работы
1. С помощью штатива укрепить фанерную доску вертикально. При этом той же лапкой зажать выступ лотка. Загнутый конец лотка должен быть горизонтальным.
2. Прикрепить к фанере кнопками лист бумаги шириной не менее 20 см и у основания установки на полоску белой бумаги положить копировальную бумагу. Отпустите шарики получите отметки точек падения шара на стол.
3. Измерить высоту h и дальность полета l. Результаты измерения занести в таблицу.
№ опыта | h, м | l, м | lср, м | t,c | v0, м/с | v0ср, м/с |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
4. Рассчитайте время падения шарика по формуле t =
5. Рассчитать значение начальной скорости по формуле v0 = l / t .
6. Повторите опыт несколько раз, меняя высоту падения шарика.
7. По формуле lср = найдите среднее значение дальности полета_______________________________________________________________________
8. Рассчитайте среднее значение горизонтальной скорости полета шарика по формуле
v0ср = lср / tср
________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценка:______________________
Лабораторная работа № 3
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения при помощи маятника.
Краткая теория: Из формулы периода математического маятника найдем ускорение свободного периода:
g = 4π2l / Т2
Оборудование: 1) штатив; 2) прочная нить; 3) шарик; 4) часы с секундной стрелкой; измерительная лента.
Контрольные вопросы
1. Математический маятник- это____________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Когда реальный маятник ведет себя как математический?_____________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. От чего зависит период колебания математического маятника?________________________
________________________________________________________________________________
4. Формула периода математического маятника:
Порядок выполнения работы
1. Установить на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепить при помощи муфты нить с шариком. Шарик должен висеть на расстоянии 3-5 см от пола.
2. Измерить длину маятника.
3. Отклонить маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустить его.
4. Измерить время 40 полных колебаний.
5. Повторить измерения времени (не изменяя условий опыта) и найти среднее значение времени.
6. Заполнить таблицу:
№ опыта | l,м | N | Δt,с | Δtср, с | Тср ,с | gср, м/с2 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
7. Вычислить среднее значение периода колебаний по среднему значению времени
Тср= Δtср/ N
________________________________________________________________________________
8. Вычислить значение gср по формуле: gср = 4π2l / Тср2
________________________________________________________________________________
9.Сравнить полученное среднее значение gср со значением g = 9,8 м/с2 и рассчитать относительную погрешность измерения по формуле εg = | gср - g | / g
Вывод:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценка:______________________
Лабораторная работа № 4
Определение скорости поверхностной волны
Цель работы: определить скорость распространения волны на поверхности воды.
Краткая теория: Механическая волна распространяется в упругой среде со скоростью v = λ/ Т и определяется свойствами данной среды.
Оборудование: 1) широкий лабораторный сосуд; 2) поплавок; 3) часы с секундной стрелкой; 4) линейка.
Контрольные вопросы
- Что называется волной?_________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- В какой среде наблюдаются продольные волны?____________________________________
________________________________________________________________________________
3. Длина волны- это ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Длина волны определяется по формуле:
- Скорость волны- это физическая величина, равная __________________________________
________________________________________________________________________________
Порядок выполнения работы
- Поставьте сосуд на стол и налейте воду.
- Опустите с одной стороны сосуда поплавок, а с другой- бросьте маленький шарик.
- Измерьте время распространения волнового возмущения до поплавка.
- Проделайте такой опыт несколько раз и определите среднее значение времени распространения волны на расстояние l.
- Вычислите скорость распространения волны.
- Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта | t,с | tср, с | l, м | v, м/с |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
7. По формуле lср = найдите среднее значение дальности
распространения волны __________________________________________________________
8. Рассчитайте среднее значение скорости распространения волны по формуле
vср = lср / tср
________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценка:______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа 10 класс
Лабораторная работа по теме: " Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука"...
Лабораторные работы 11 класс
Лабораторная работа № 1 Наблюдение действия магнитного поля на токЛабораторная работа № 2 Изучение...
Лабораторная работа 10 класс "Измерение ЭДС источника тока"
Презентация. Методические указания к выполнению лабораторной работы в 10 классе "Измерение ЭДС источника тока". Тренировочные вопросы. Расчет погрешности....
Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне, с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...
Лабораторные работы 8 класс по УМК "Физика. Астрономия - 8 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...
Лабораторные работы 9 класс по УМК "Физика. Астрономия - 9 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...
фотографии с лабораторной работы 10 класс
В этой папке находятся фотографии лаборатной работы...