Элективные курсы по физике 10, 11 классы
элективный курс по физике (10, 11 класс) на тему
Рабочие программы элективных курсов по физике "Измерение физических величин", "Фундаментальные эксперименты в физической науке", "Практикум по решению физических задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Измерение физических величин | 112.5 КБ |
Практикум по решению физических задач | 110.5 КБ |
Фундаментальные эксперименты в физической науке | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель РМО заместитель директора школы директор школы
по УВР
_________________________ _______________________ _______________________
_______________________ _______________________
Протокол № _______ от Приказ № ______ от
«____»_____________20__ г. «____»_____________20__ г. «____»_____________20__ г.
_________________________ _________________________
Рабочая программа
Измерения физических величин
11 класс
Составила:
учитель физики, информатики
Редькина Юлия Викторовна
п. Роща
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса физики для 11 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и программы элективного курса «Измерения физических величин» авторов С.И.Кабардиной и Н.И.Шефера (2005 года).
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на лабораторные работы и экспериментальные задания (31 и 12 часов соответственно).
Учащиеся часто испытывают затруднения при выполнении лабораторных работ, производят некачественные измерения и в результате возникают проблемы при формулировке вывода.
Содержание курса направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков измерять физические величины при выполнении лабораторных работ и экспериментов, а также при обработке их результатов.
По причине отсутствия необходимого оборудования в данной Рабочей программе исключены: лабораторная работа №14 «Регистрация ядерных излучений», лабораторная работа №27 «Определение периода полураспада естественного радиоактивного изотопа» и экспериментальное задание 7 «Исследование радиоактивной загрязненности».
Формами текущего контроля являются письменные отчеты учащихся, сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов и изготовленных приборов.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебное пособие (Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.) и методическое пособие (Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: методическое пособие / С.И.Кабардина, Н.И.Шефер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 136 с., ил.).
Цель программы курса: предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований, а также глубже освоить навыки измерения физических величин, проведения и оформления лабораторных работ.
Задачи программы курса:
- помочь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;
- применение теории на практике, прогнозирования и объяснения результатов экспериментов;
- формулирование выводов;
- применение методов измерения физических величин;
- овладение умением планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса «Измерения физических величин» ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, основные и производные физические величины, абсолютная и относительная погрешности;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений; квантовой физики в создании лазеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, час. | ||
теория | практика | контроль | |||
1. | Методы измерений физических величин | 28 | 14 | 14 | |
1.1 | Физические величины и их единицы | 1 | 1 | ||
1.2 | Измерения физических величин | 3 | 1 | 2 | |
1.3 | Погрешности прямых однократных измерений | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Безопасность эксперимента | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Планирование и выполнение эксперимента | 2 | 1 | 1 | |
1.6 | Оценка границ случайных погрешностей измерений | 2 | 1 | 1 | |
1.7 | Обработка результатов измерений | 2 | 1 | 1 | |
1.8 | Построение графиков | 2 | 1 | 1 | |
1.9 | Измерение времени | 3 | 1 | 2 | |
1.10 | Методы измерения тепловых величин | 2 | 1 | 1 | |
1.11 | Методы измерения электрических величин | 2 | 1 | 1 | |
1.12 | Методы измерения магнитных величин | 2 | 1 | 1 | |
1.13 | Методы измерения световых величин | 2 | 1 | 1 | |
1.14 | Методы измерений в атомной и ядерной физике | 1 | 1 | ||
Зачетное занятие | 1 | ||||
2 | Физические измерения в повседневной жизни | 12 | 7 | 5 | |
2.1 | Как нужно измерять температуру | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Измерение влажности воздуха | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Исследование работы сердца | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Электрические токи сердца | 1 | 1 | ||
2.5 | Источники электрического напряжения вокруг нас | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Бытовые источники света | 3 | 2 | 1 | |
Зачетное занятие | 1 | ||||
3 | Физический практикум | 24 | 24 | ||
Лабораторные работы: | |||||
3.1 | Измерение кинетической энергии тела | 1 | 1 | ||
3.2 | Измерение индуктивности катушки | 1 | 1 | ||
3.3 | Измерение амплитуды и периода электрических колебаний с помощью электронного осциллографа | 2 | 2 | ||
3.4 | Исследование явления термоэлектронной эмиссии | 2 | 2 | ||
3.5 | Измерение работы выхода электрона | 2 | 2 | ||
3.6 | Исследование свойств лазерного излучения | 2 | 2 | ||
3.7 | Исследование линейчатого спектра излучения | 2 | 2 | ||
Зачетное занятие | 1 | ||||
Экспериментальные задания: | |||||
3.8 | Изготовление модели газового термометра. | 2 | 2 | ||
3.9 | Опыт с радиометром Крукса. | 2 | 2 | ||
3.10 | Исследование параметров «черного ящика» на постоянном токе. | 2 | 2 | ||
3.11 | Исследование параметров «черного ящика» на переменном токе. | 2 | 2 | ||
3.12 | Изготовление модели автомата пожарной сигнализации. | 2 | 2 | ||
3.13 | Расчет и испытание модели автомата для регулирования температуры. | 2 | 2 | ||
Зачетное занятие | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Глава 1. Методы измерения физических величин. 28 ч
Первый уровень: учимся измерять!
Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны единиц физических величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.
Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.
Измерения времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин. Методы измерения световых величин. Методы измерения в атомной и ядерной физике.
Лабораторные работы
- Измерение длины с помощью масштабной линейки и микрометра.
- Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.
- Измерения электрического сопротивления с помощью омметра.
- Исследование полупроводникового диода.
- Измерение коэффициента трения.
- Изучение движения системы связанных тел.
- Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампы.
- Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.
- Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
- Измерение удельной теплоты плавления льда.
- Измерения электрических величин с помощью цифрового мультиметра.
- Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита.
13. Измерение освещенности при помощи фотоэлемента.
Глава 2. Физические измерения в повседневной жизни. 12 ч.
Второй уровень: переходим к самостоятельным измерениям!
Измерения температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследования работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.
Лабораторные работы
14. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.
- Измерение влажности воздуха.
- Измерение артериального кровяного давления.
- Изучение принципа работы пьезоэлектрической зажигалки.
- Изучение принципа работы люминесцентной лампы.
Глава 3. Физический практикум. 24 ч.
Третий уровень: исследуем, изобретаем, конструируем, моделируем!
Лабораторные работы
- Измерение кинетической энергии тела.
- Измерение индуктивности катушки.
- Измерение амплитуды и периода электрических колебаний с помощью электронного осциллографа.
- Исследование явления термоэлектронной эмиссии.
- Измерение работы выхода электрона.
- Исследование свойств лазерного излучения.
- Исследование линейчатого спектра излучения.
Экспериментальные задания
Экспериментальное задание 1. Изготовление модели газового термометра.
Экспериментальное задание 2. Опыт с радиометром Крукса.
Экспериментальное задание 3. Исследование параметров «черного ящика» на постоянном токе.
Экспериментальное задание 4. Исследование параметров «черного ящика» на переменном токе.
Экспериментальное задание 5. Изготовление модели автомата пожарной сигнализации.
Экспериментальное задание 6. Расчет и испытание модели автомата для регулирования температуры.
Зачетные занятия 4ч.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учеников. Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.
Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки. Зачет по выполненной лабораторной работе выставляется по представленному письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.
По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий кроме письменных отчетов учащиеся будут готовить сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов и изготовленных приборов. Здесь приобретает большое значение умение оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном.
Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу будет выставляться по следующим критериям: 1) выполнение не менее половины лабораторных работ; 2) выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского типа; 3) активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: методическое пособие / С.И.Кабардина, Н.И.Шефер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 136 с., ил.).
Дополнительная литература:
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вербум-М, 2001.
- Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рощинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
«Рощинская СОШ»
_______ И.И. Шмидт _______ Е.В. Беспалова _______ Т.Н. Джанакавова
Протокол № _____ «___»_________ 2015 г. Приказ № ______
от «___»_____ 2015 г. от «___»_________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Практикум по решению
физических задач
11 класс
Выполнил:
учитель физики
Редькина Юлия
Викторовна
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников.
Цель данного курса – научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступить и учиться в учебных заведениях естественнонаучного профиля. Основная задача курса – научить школьников применять полученные знания при решении нестандартных задач, а также подготовить к сдаче ЕГЭ.
В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать такие методы обучения:
- метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
- метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
- исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:
- педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
- активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- частно-предметные технологии.
Программа предназначена для классов, в которых для изучения физики выделяется два часа в неделю. Объем программы – 34 часа. Состоит из двух разделов, которые вызывают затруднения при изучении физики на базовом уровне – “Механика”, “Электродинамика”.
Текущие оценки выставляются в процессе решения задач, тестов . Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое текущих оценок при условии верного решения более 50% задач всего объема программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
МЕХАНИКА (17 ч.)
1. Кинематика материальной точки (5 ч.)
Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение. График равномерного прямолинейного движения. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Решение графических задач на свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Колебательное движение материальной точки.
2. Динамика материальной точки (4 ч.)
Законы Ньютона. Сила упругости. Сила трения. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Применение законов Ньютона. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
3. Законы сохранения (4 ч.)
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение.
4. Динамика периодического движения (2 ч.)
Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс.
5. Механические и звуковые волны (2 ч.)
Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (17 ч.)
1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (3 ч.)
Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.
2. Энергия электромагнитного взаимодействия (4 ч.)
Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость конденсатора. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.
3. Постоянный электрический ток (4 ч.)
Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Закон Ома для замкнутой цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока. Электролиз.
4. Магнетизм (2 ч.)
Закон Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
5. Электромагнетизм (4 ч.)
Закон Фарадея – Максвелла. Правило Ленца. Трансформатор. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
- Формулировать основные физические законы и знать границы их применения.
- Вычислять:
- равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
- импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
- расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землёй и силу тяжести при заданной массе тела;
- дальность полета и высоту подъема тела, брошенного под углом к горизонту;
- скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;
- силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле (при заданных значениях заряда и напряженности электрического поля);
- работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля);
- силу взаимодействия двух известных точечных зарядов при заданном расстоянии между ними;
- силу тока, напряжение и сопротивление в электрических цепях;
- энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока;
- силу действия магнитного поля на движущийся электрический заряд (при заданных значениях магнитной индукции, величины заряда и скорости его движения);
- ЭДС индукции с помощью закона Фарадея.
- Определять:
- сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
- период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
- по графику зависимости координаты от времени: координату тела в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
- Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше – меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
- Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянов “Физика. 10 (11) класс” при изучении физики на базовом и профильном уровне – М.: Дрофа, 2004.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2012.
- Касьянов В.А. Физика. 10 (11) кл.– М.: Дрофа, 2006.
- Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2010.
- Физика. Тесты. 10 – 11 классы: Учебно-методическое пособие /Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2013.
Литература для учащихся:
- Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2013.
- Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012.
- Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2012.
- Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2010.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Механика | 17 |
1.1 | Кинематика материальной точки | 5 |
1.2 | Динамика материальной точки | 4 |
1.3 | Законы сохранения | 4 |
1.4 | Динамика периодического движения | 2 |
1.5 | Механические и звуковые волны | 2 |
2 | Электродинамика | 17 |
2.1 | Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов | 3 |
2.2 | Энергия электромагнитного взаимодействия | 4 |
2.3 | Постоянный электрический ток | 4 |
2.4 | Магнетизм | 2 |
2.5 | Электромагнетизм | 4 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основной материал | Домашнее задание | Дата проведения | ||
по плану | фактич. | |||||
МЕХАНИКА (17 ч) | ||||||
Кинематика материальной точки (5 ч) | ||||||
1 / 1 | Скорость. | Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. | ||||
2 / 2 | Равномерное прямолинейное движение | Равномерное прямолинейное движение. График равномерного прямолинейного движения. | ||||
3 / 3 | Равнопеременное прямолинейное движение. | Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. | ||||
4 / 4 | Свободное падение | Свободное падение. Решение графических задач на свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. | ||||
5 / 5 | Кинематика периодического движения. | Кинематика периодического движения. Колебательное движение материальной точки. | ||||
Динамика материальной точки (4 ч) | ||||||
6 / 1 | Гравитационные силы. | Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. | ||||
7 / 2 | Сила трения. Сила упругости. | Сила трения. Сила упругости. | ||||
8 / 3 | Законы Ньютона. | Законы Ньютона. Применение законов Ньютона. | ||||
9 / 4 | Законы Ньютона. | Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости | ||||
Законы сохранения (4 ч) | ||||||
10 / 1 | Закон сохранения импульса | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | ||||
11 / 2 | Закон сохранения импульса | Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение. | ||||
12 / 3 | Закон сохранения механической энергии | Работа силы. Мощность. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. | ||||
13 / 4 | Закон сохранения механической энергии | Закон сохранения механической энергии. | ||||
Динамика периодического движения (2 ч) | ||||||
14 / 1 | Динамика свободных колебаний | Динамика свободных колебаний | ||||
15 / 2 | Вынужденные колебания. | Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс | ||||
Механические и звуковые волны (2 ч) | ||||||
16 / 1 | Периодические волны | Периодические волны. Стоячие волны. | ||||
17 / 2 | Звуковые волны. | Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука. | ||||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (17 ч) | ||||||
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (3 ч) | ||||||
18 / 1 | Закон сохранения заряда. Закон Кулона | Закон сохранения заряда. Закон Кулона | ||||
19 / 2 | Напряженность электрического поля | Напряженность электрического поля | ||||
20 / 3 | Принцип суперпозиции электрических полей. | Принцип суперпозиции электрических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости. | ||||
Энергия электромагнитного взаимодействия (4 ч) | ||||||
21 / 1 | Работа сил электростатического поля | Работа сил электростатического поля | ||||
22 / 2 | Потенциал электростатического поля | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. | ||||
23 / 3 | Диэлектрики и проводники в электростатическом поле | Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. | ||||
24 / 4 | Электроемкость конденсатора. | Электроемкость конденсатора. Энергия электростатического поля. | ||||
Постоянный электрический ток (4 ч) | ||||||
25 / 1 | Сила тока | Сила тока. Закон Ома для участка цепи | ||||
26 / 2 | Сопротивление. Закон Ома для замкнутой цепи | Сопротивление. Удельное сопротивление. Закон Ома для замкнутой цепи | ||||
27 / 3 | Последовательное и параллельное соединения проводников | Последовательное и параллельное соединения проводников | ||||
28 / 4 | Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока | Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока | ||||
Магнетизм (2 ч) | ||||||
29 / 1 | Закон Ампера | Закон Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | ||||
30 / 2 | Сила Лоренца | Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | ||||
Электромагнетизм (4ч) | ||||||
31 / 1 | Закон Фарадея – Максвелла | Закон Фарадея – Максвелла | ||||
32 / 2 | Правило Ленца | Правило Ленца | ||||
33 / 3 | Трансформатор | Трансформатор | ||||
34 / 4 | Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока | Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рощинская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель РМО заместитель директора школы директор школы
по УВР
_________________________ _______________________ _______________________
_______________________ _______________________
Протокол № _______ от Приказ № ______ от
«____»_____________20__ г. «____»_____________20__ г. «____»_____________20__ г.
_________________________ _________________________
Рабочая программа
Фундаментальные эксперименты в физической науке
10 класс
Составила:
учитель физики, информатики
Редькина Юлия Викторовна
п. Роща
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса физики для 10 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и программы элективного курса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» автора Пурышевой Н.С. (2005 года).
Программа рассчитана на 35 часов, в том числе на лабораторные работы (9 часов).
Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в старших классах средней школы, основными особенностями которого является универсальность, включающая, наряду с другими, такие составляющие, как овладение учащимися языком изучаемой науки, общими методами и способами познания. Изучая фундаментальные опыты, учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями ученых, что позволит им представить физику в контексте общей культуры.
Целью данного курса, идейно и содержательно связанного с базовым курсом физики старшей школы, является углубление и расширение представлений учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. Использование компьютерного моделирования дает возможность сформировать у учащихся умения выполнять исследование с помощью компьютера.
Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как
■ приобретение учащимися знаний:
- о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента,
- о роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки,
- об истории развития физики,
- о биографиях ученых и их научной деятельности;
■ приобретение учащимися предметных умений:
- планировать эксперимент,
- отбирать приборы для выполнения эксперимента,
- выполнять эксперимент,
- применять математические методы к решению теоретических задач;
■ приобретение учащимися общеучебных умений:
- работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования),
- готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их,
- готовить и представлять натурный и модельный эксперимент, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий,
- участвовать в дискуссии;
■ воспитание учащихся:
- формирование научного мировоззрения,
- нравственное,
- эстетическое;
- политехническое образование, путем формирования представлений о роли фундаментальных опытов в научно-техническом прогрессе;
- развитие речи, мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.
Работа учащихся в элективном курсе оценивается с учетом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебное пособие (Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: учебное пособие/Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 159 с.) и методическое пособие (Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: методическое пособие/Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 47 с.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):
■ имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические сведения, основные научные достижения.
Учащиеся должны понимать:
- роль фундаментальных опытов в развитии физики;
- место фундаментальных опытов в структуре физического знания;
- цель, схему экспериментальной установки, результат и значение конкретного фундаментального опыта.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;
- демонстрировать опыты;
- работать со средствами информации (искать и отбирать информацию, конспектировать ее, осуществлять реферирование);
- готовить сообщения и доклады;
- выступать с сообщениями и докладами;
- участвовать в дискуссии;
- подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;
- оформлять сообщения и доклады в письменном виде.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, час. | ||
теория | практика | контроль | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
1.1 | Эксперимент и теория в естественно-научном познании | 2 | 2 | ||
2 | Фундаментальные опыты в механике | 6 | 6 | ||
2.1 | Зарождение экспериментального метода в физике. Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции | 2 | 2 | ||
2.2 | Закон всемирного тяготения Ньютона и опыт Кавендиша | 2 | 2 | ||
2.3 | Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории | 2 | 2 | ||
3 | Фундаментальные опыты в молекулярной физике | 6 | 4 | 2 | |
3.1 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества. Опыты Броуна, Рэлея и Перрена | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Окончательное становление молекулярно-кинетической теории строения вещества | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений | 2 | 2 | ||
4 | Фундаментальные опыты в электродинамике | 8 | 6 | 2 | |
4.1 | Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Опыты Рикке, Иоффе, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта как основа электронной теории проводимости. Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока | 2 | 2 | ||
4.3 | Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории | 2 | 2 | ||
5 | Фундаментальные опыты в оптике | 6 | 3 | 3 | |
5.1 | Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Проблема скорости света в физической науке. Измерение скорости света: астрономические и земные методы | 2 | 1 | 1 | |
6 | Фундаментальные опыты в квантовой физике | 4 | 2 | 2 | |
6.1 | Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора | 2 | 1 | 1 | |
7 | Заключение | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления | 1 | 1 | ||
Зачетное занятие | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
- Эксперимент и теория в естественно-научном познании
Цикл естественно-научного познания. Теоретический и экспериментальный уровни познания. Теоретические и экспериментальные методы познания, их место в цикле познания, связь между ними. Роль эксперимента в познании. Фундаментальные опыты по физике, их роль в науке и место в процессе естественно-научного познания.
- Фундаментальные опыты в механике
Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики. Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции. Закон всемирного тяготения Ньютона и опыт Кавендиша. Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории.
3. Фундаментальные опыты в молекулярной физике
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению поведения взвешенных частиц. Опыт Рэлея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авогадро. Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Окончательное становление молекулярно-кинетической теории строения вещества. Опыты по исследованию свойств газов (опыты Бойля, Гей-Люссака, Шарля). Опыты Румфорда. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений.
- Фундаментальные опыты в электродинамике
Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта как основа электронной теории проводимости. Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока. Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории.
- Фундаментальные опыты в оптике
Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света. Проблема скорости света в физической науке. Измерение скорости света: астрономические и земные методы.
- Фундаментальные опыты в квантовой физике
Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света. Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора. Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.
Демонстрации
- Различные виды механического движения.
- Свободное падение (с помощью трубки Ньютона).
- Колебательное движение маятников.
- Модель броуновского движения.
- Модель опыта Штерна.
- Электризация тел.
- Взаимодействие электрических зарядов.
- Взаимодействие проводников с током (опыт Ампера).
- Взаимодействие проводника с током и магнита (опыт Эрстеда).
- Явление электромагнитной индукции (опыты Фарадея).
- Дисперсия света.
- Опыты по интерференции и дифракции света.
- Поляризация света.
- Явление фотоэффекта и законы фотоэффекта.
Лабораторные работы
- Исследование закономерностей броуновского движения с использованием компьютерной модели.
- Измерение размеров молекул (опыт Рэлея).
- Исследование взаимодействия электрических зарядов (опыт Кулона) с использованием компьютерного моделирования.
- Исследование явления электромагнитной индукции (опыты Фарадея) с использованием физических приборов и компьютерной модели.
- Измерение скорости света с использованием компьютерного моделирования. Изучение явления дисперсии (с использованием физических приборов и компьютерной модели).
- Исследование явления интерференции с использованием компьютерного моделирования.
- Исследование явления дифракции с использованием компьютерного моделирования.
- Исследование явления фотоэффекта с использованием компьютерного моделирования.
- Изучение строения атома с использованием компьютерного моделирования опытов Резерфорда.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1.
Виды деятельности, которые оцениваются | Уровни и критерии |
Выполнять исследования с использованием физических приборов | Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы |
Выполнять исследования с использованием компьютерных программ | Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы |
Демонстрировать опыты | Умение сформулировать цель демонстрации, умение подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат |
Осуществлять поиск и отбор информации | Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения |
Конспектировать и реферировать информацию | Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме |
Готовить сообщения и доклады в письменном виде | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал |
Выступать с сообщениями и докладами | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию |
Участвовать в дискуссии | Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
- Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: учебное пособие/Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 159 с.
- Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: методическое пособие/Н.С.Пурышева, Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 47 с.
Дополнительная литература:
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
- Хрестоматия по физике / Под Ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
- Энциклопедический словарь юного физика // Сост. В.А.Чуянов. – М.: Педагогика, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
Тематическое планирование пропидевтического курса физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....
Программа элективного курса по физике 9 класс
Данная примерная программа по физике для учащихся основной общеобразовательной школы. Составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования...
элективный курс по физике 9 класс
рабочая программа элективного курса по физике 9 класс...
Программа элективного курса по физике 9 класс
Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...
Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс
Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...
Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».
Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа курса составлена с учетом гос...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...