Статья "Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики"
статья по физике на тему

Гудова Галина Николаевна

Статья посвящена проблеме разработки и использования интерактивных тренажеров на уроках физики. Подготовлена для участия в YII Международной Школы-конференции "Информатика в образовании".  ВГУ , 11-12 февраля, 2016 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики

Гудова Г.Н. e-mail: GNGud@yandex.ru

МКОУ Калачеевская СОШ №1

За последние годы стало повседневной нормой использование на уроках современных информационных технологий. На своих уроках учителя используют презентации и демонстрируют видеоролики, проводят тестирование, выполняют с учащимися виртуальные лабораторные работы, организуют поиск информации  в сети Интернет. Все это помогает решить проблему наглядности, оптимизирует урок, позволяет учащимся адаптироваться в информационном мире. Но зачастую, такие виды работы требуют непосредственного присутствия и активного участия учителя в образовательном процессе. Однако одной из задач нового Федерального стандарта является формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых, я считаю, является умение самостоятельно учиться. Кроме того, нередки случаи, когда по различным причинам ребенок не посещает школу. Например,  в случае отмены занятий в зимнее время при низких температурах, объявления карантина при вспышке инфекционных заболеваний, в случае длительной болезни ребенка или других уважительных причин отсутствия в школе. Здесь необходима организация дистанционного обучения. Так же дистанционные формы работы помогут в работе с одаренными детьми, при организации консультаций для подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Раздумья над этими вопросами навели меня на мысль о необходимости создания такого дидактического инструмента, который при работе с новой структурной единицей знаний сочетал бы в себе:

  • источник информации (теории),
  • наглядно-голосовое объяснение решения ключевых  задач,
  • тренажер с возможностью самопроверки, возврата к теории  и/ или разбору ошибок,
  •  контрольный тест, за который выставляется оценка.

Таким образом, пришла мысль о создании интерактивного тренажера.

Сразу хочу сделать несколько оговорок: во-первых, тренажер делается на базе программы для создания презентаций Power Point и особых сложных навыков не требует,  во-вторых, однажды качественно сделанный тренажер может быть основой для создания множества подобных по другим темам, в-третьих, идея универсальна, ее можно использовать для многих учебных предметов.

Итак, на уроке или дома ребенок получает презентацию-тренажер по изучаемой теме. Что она содержит и как с этим работать:

Слайд

или группа

слайдов

Характеристика  слайда и формы  работы с ним

Технические особенности

1

Представлена теория по изучаемой теме и/или указание общедоступного ресурса, где можно изучить эту теорию (например, школьный учебник, ссылки на Интернет-ресурсы, где с точки зрения учителя наиболее полно и грамотно разобран материал).

Обучающимся необходимо разобрать теорию.

2

Вопросы по теории, уточняющие уровень усвоения материала.

Обучающимся необходимо дать ответы на представленные вопросы и оценить свой уровень усвоения материала по всплывающим правильным ответам.

Если ошибок много, следует теорию проработать еще раз.

Имеются триггеры, открывающие правильный ответ.

3

Видеоурок с разбором типовой задачи.

Обучающиеся могут работать с видеосюжетом до тех пор, пока не будет усвоен алгоритм решения задачи. Наиболее продвинутые ученики могут попытаться решить задачу самостоятельно, а только потом посмотреть ролик.

Встроен в презентацию, сделан в программе Киностудия Windows Live, в ролике использованы скриншоты текста Word вставленного и обработанного в Paint, озвучка сделана учителем  в программе Киностудия Windows Live.

4

Подборка задач разобранного типа

Обучающимся необходимо решить задачи и проверить себя по имеющимся ответам. Если имеются ошибки – вернуться к теории, видео уроку, получить консультацию у учителя.

Ответы на задачи скрыты на этом слайде, но открываются с помощью триггеров.

На странице имеются гиперссылки на теорию и видео урок.

Слайды типа 3-4 могут повторяться 2-3 раза

5

Тест с последующей оценкой

Обучающимся необходимо выполнить тест после завершения работы с тренажером.

Гиперссылка на тест. Тест входит в комплект материалов и сделан с помощью программы  MyTestXPro, ее можно взять на сайте

http://mytest.klyaksa.net/

Не обязательно в каждой презентации использовать все пункты. Набор структурных элементов будет зависеть от конкретных целей и задач урока.

 Использование подобного инструмента способствует повышению эффективности учебной деятельности учащихся, а сам инструмент отвечает основным принципам дистанционных образовательных технологий:

  • принципу интерактивности, организующему продуктивный диалог учащегося с цифровыми образовательными ресурсами,
  • принципу адаптивности, позволяющему легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков,
  • принципу гибкости, дающему возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время,
  • принципу оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Еще один важный плюс таких форм работы – развитие навыков рефлексии и оценки реального уровня своих достижений обучающимися.

Конечно, разработка таких тренажеров требует от учителя достаточных усилий, времени. И велик соблазн найти на просторах Интернета что-то готовое. Но зачастую получается так, что найденный материал не совсем отвечает задумке, уровню подготовки учащихся данного класса, стилю объяснения учителя, и проще сделать собственный продукт, чем   адаптировать к своим целям что-то готовое.

Если представленный в этой статье материал вызвал интерес, то на моей странице сайта nsportal.ru можно найти разработки тренажеров по темам «Атом и атомное ядро», «Закон сохранения импульса». Адрес страницы: http://nsportal.ru/gudova-galina-nikolaevna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках физики

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

использование интерактивного оборудования на уроках физики

В моем кабинете уже три года назад установили часть оборудования технопарка.Это 8 моноблоков и набор датчиков для проведения исследований.С помощью этих датчиков мои ученики выполняют лабораторные и и...

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...

Использование интерактивной доски на уроках физики

Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...

Статья. "Использование интерактивных моделей на уроках физики"

В статье предложен материал для выполнения  виртуальной лаборатоной с использованием интерактивной модели из ЕКЦОР. Работа предназначена для обучающихся 7 классов при изучении темы "Закон Ар...