Статья "Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики"
статья по физике на тему
Статья посвящена проблеме разработки и использования интерактивных тренажеров на уроках физики. Подготовлена для участия в YII Международной Школы-конференции "Информатика в образовании". ВГУ , 11-12 февраля, 2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_i_ispolzovanie_interaktivnyh_trenazherov_na_urokah_fiziki.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка и использование интерактивных тренажеров на уроках физики
Гудова Г.Н. e-mail: GNGud@yandex.ru
МКОУ Калачеевская СОШ №1
За последние годы стало повседневной нормой использование на уроках современных информационных технологий. На своих уроках учителя используют презентации и демонстрируют видеоролики, проводят тестирование, выполняют с учащимися виртуальные лабораторные работы, организуют поиск информации в сети Интернет. Все это помогает решить проблему наглядности, оптимизирует урок, позволяет учащимся адаптироваться в информационном мире. Но зачастую, такие виды работы требуют непосредственного присутствия и активного участия учителя в образовательном процессе. Однако одной из задач нового Федерального стандарта является формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых, я считаю, является умение самостоятельно учиться. Кроме того, нередки случаи, когда по различным причинам ребенок не посещает школу. Например, в случае отмены занятий в зимнее время при низких температурах, объявления карантина при вспышке инфекционных заболеваний, в случае длительной болезни ребенка или других уважительных причин отсутствия в школе. Здесь необходима организация дистанционного обучения. Так же дистанционные формы работы помогут в работе с одаренными детьми, при организации консультаций для подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Раздумья над этими вопросами навели меня на мысль о необходимости создания такого дидактического инструмента, который при работе с новой структурной единицей знаний сочетал бы в себе:
- источник информации (теории),
- наглядно-голосовое объяснение решения ключевых задач,
- тренажер с возможностью самопроверки, возврата к теории и/ или разбору ошибок,
- контрольный тест, за который выставляется оценка.
Таким образом, пришла мысль о создании интерактивного тренажера.
Сразу хочу сделать несколько оговорок: во-первых, тренажер делается на базе программы для создания презентаций Power Point и особых сложных навыков не требует, во-вторых, однажды качественно сделанный тренажер может быть основой для создания множества подобных по другим темам, в-третьих, идея универсальна, ее можно использовать для многих учебных предметов.
Итак, на уроке или дома ребенок получает презентацию-тренажер по изучаемой теме. Что она содержит и как с этим работать:
Слайд или группа слайдов | Характеристика слайда и формы работы с ним | Технические особенности |
1 | Представлена теория по изучаемой теме и/или указание общедоступного ресурса, где можно изучить эту теорию (например, школьный учебник, ссылки на Интернет-ресурсы, где с точки зрения учителя наиболее полно и грамотно разобран материал). Обучающимся необходимо разобрать теорию. | |
2 | Вопросы по теории, уточняющие уровень усвоения материала. Обучающимся необходимо дать ответы на представленные вопросы и оценить свой уровень усвоения материала по всплывающим правильным ответам. Если ошибок много, следует теорию проработать еще раз. | Имеются триггеры, открывающие правильный ответ. |
3 | Видеоурок с разбором типовой задачи. Обучающиеся могут работать с видеосюжетом до тех пор, пока не будет усвоен алгоритм решения задачи. Наиболее продвинутые ученики могут попытаться решить задачу самостоятельно, а только потом посмотреть ролик. | Встроен в презентацию, сделан в программе Киностудия Windows Live, в ролике использованы скриншоты текста Word вставленного и обработанного в Paint, озвучка сделана учителем в программе Киностудия Windows Live. |
4 | Подборка задач разобранного типа Обучающимся необходимо решить задачи и проверить себя по имеющимся ответам. Если имеются ошибки – вернуться к теории, видео уроку, получить консультацию у учителя. | Ответы на задачи скрыты на этом слайде, но открываются с помощью триггеров. На странице имеются гиперссылки на теорию и видео урок. |
Слайды типа 3-4 могут повторяться 2-3 раза | ||
5 | Тест с последующей оценкой Обучающимся необходимо выполнить тест после завершения работы с тренажером. | Гиперссылка на тест. Тест входит в комплект материалов и сделан с помощью программы MyTestXPro, ее можно взять на сайте http://mytest.klyaksa.net/ |
Не обязательно в каждой презентации использовать все пункты. Набор структурных элементов будет зависеть от конкретных целей и задач урока.
Использование подобного инструмента способствует повышению эффективности учебной деятельности учащихся, а сам инструмент отвечает основным принципам дистанционных образовательных технологий:
- принципу интерактивности, организующему продуктивный диалог учащегося с цифровыми образовательными ресурсами,
- принципу адаптивности, позволяющему легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков,
- принципу гибкости, дающему возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время,
- принципу оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Еще один важный плюс таких форм работы – развитие навыков рефлексии и оценки реального уровня своих достижений обучающимися.
Конечно, разработка таких тренажеров требует от учителя достаточных усилий, времени. И велик соблазн найти на просторах Интернета что-то готовое. Но зачастую получается так, что найденный материал не совсем отвечает задумке, уровню подготовки учащихся данного класса, стилю объяснения учителя, и проще сделать собственный продукт, чем адаптировать к своим целям что-то готовое.
Если представленный в этой статье материал вызвал интерес, то на моей странице сайта nsportal.ru можно найти разработки тренажеров по темам «Атом и атомное ядро», «Закон сохранения импульса». Адрес страницы: http://nsportal.ru/gudova-galina-nikolaevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски на уроках физики
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...
Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...
использование интерактивного оборудования на уроках физики
В моем кабинете уже три года назад установили часть оборудования технопарка.Это 8 моноблоков и набор датчиков для проведения исследований.С помощью этих датчиков мои ученики выполняют лабораторные и и...
Возможности использования интерактивной доски на уроках физики
Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...
Статья. "Использование интерактивных моделей на уроках физики"
В статье предложен материал для выполнения виртуальной лаборатоной с использованием интерактивной модели из ЕКЦОР. Работа предназначена для обучающихся 7 классов при изучении темы "Закон Ар...