Доклад "Способы совершенствования качества физического образования"
статья по физике на тему
Материал освещает основные способы совершенствования качества физического образования из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_sovershenstvovaniya_kachestva_fizicheskogo_obrazovaniya.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы совершенствования качества физического образования.
Выполнила: учитель физики “МБОУ СОШ №1” Шпель Наталья Алексеевна.
Возрастает роль физического образования как важнейшего фактора, определяющего уровень образованности общества в целом, базового уровня образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, что делает необходимым его совершенствование. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.
Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания и определяет уровень и стиль научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных аспектов и доведения уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.
Физическое образование ценно еще и тем, что оно помогает осознать место человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа, несущего ответственность за будущее биосферы.
Развитие физики способствует созданию условий для перехода к информационному обществу, так как на основе непрерывного развития электронных устройств, оптических систем и др., совершенствуется и расширяется сфера применения информационных и коммуникационных технологий. Развитие спутниковых систем, волоконно-оптической связи, совершенствование вычислительной и робототехники, прецизионных и нанотехнологий, освоение космического пространства - таков прогноз научно-технического прогресса на ближайшие десять лет.
Так как знания по физике ценны и востребованы практически в любой специальности, есть необходимость в усилении физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике.
Сегодня важно, чтобы физическое образование осуществлялось па основе современных информационных технологий, чтобы в процессе обучения физике учащиеся осваивали компьютерную культуру. Это обусловлено, во-первых, ролью физики как фундаментальной основы работы компьютера, а во-вторых, тем, что физика - наиболее развитая область применения компьютерных технологий. Изучение не только конкретного физического объекта, но и его компьютерной модели позволяет расширить круг физических задач, которые сможет решить учащийся.
учителя физики хотят усовершенствовать свои профессиональные умения: формировать мотивацию учения учащихся; реализовывать индивидуальный подход в обучении; использовать в процессе обучения ЭСО; обучать учащихся приемам осмысленного запоминания; формировать у учащихся умения работать с учебником; организовывать деятельность по коррекции знаний и умений учащихся;
По мнению педагогов, количество часов, выделенное на изучение физики, недостаточно для качественного усвоения содержания образования по учебному предмету.
С целью повышения качества образования по физике педагогам рекомендуется:
При планировании уроков обратить внимание на следующие вопросы:
1. При отборе содержания учебного материала к уроку:
четко ранжировать учебный материал по степени важности, отказываясь от второстепенной информации;
определять уровень усвоения элементов содержания образования на конкретном уроке
соотносить содержание учебного материала с обобщенными планами изучения физических объектов с целью определения полноты представления информации в учебном пособии ;
определять, какие специальные и общеучебные умения будут формироваться при изучении учебного материала на уроке
подбирать информацию о значении изучаемого материала в жизни человека
2. Продумывать способы привлечения учащихся к постановке целей урока с помощью обобщенных планов изучения физических объектов
3. Планировать организацию самостоятельной работы учащихся по изучению нового учебного материала, т.к. малая доля самостоятельной работы на уроке приводит к тому, что ученик не отделяет свою деятельность от работы учителя, в результате чего исчезает главное в учении – осознанное усвоение учебного материала, прочные навыки самообразования, прочность знаний и умений.
4. Выбирать формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке с учетом современных подходов к конструированию урока: дискретного, системно-структурного, коммуникативного, демонстрационного и др..
При проведении уроков:
использовать различные приемы формирования мотивации учебной деятельности учащихся, в том числе привлекать результаты наблюдений учащихся за физическими явлениями (жизненный опыт школьников);
корректировать математические знания учащихся, используя индивидуальные карточки;
на каждом уроке обязательно проверять выполнение домашнего задания с целью обнаружения и устранения пробелов в знаниях учащихся;
Устранению пробелов в знаниях учащихся будет также способствовать обязательный качественный анализ результатов контрольных работ; оказание индивидуальной помощи в ходе самостоятельной работы; проведение поддерживающих занятий; рефлексия учебной деятельности учащихся и её результатов и др;
проводить рефлексию учебной деятельности учащихся не только в ходе подведения итогов урока, но и для устранения затруднений на любом этапе урока, акцентируя внимание учащихся на смысле рефлексии, важности этого умения в жизнедеятельности человека;
предотвращать ситуации незанятости учащихся на уроке, приводящие к шуму и нарушениям дисциплины;
корректировать домашнее задание (объем, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке, индивидуальных познавательных возможностей учащихся.
5. Снижению дефицита учебного времени на уроке будет способствовать:
четкая регламентация всех видов деятельности учителя и учащихся на этапе составления плана урока [11];
тщательный отбор учебной информации к уроку, отказ от воспроизведения (пересказа) учителем всего нового учебного материала на уроке;
целенаправленное формирование общеучебных умений и навыков учащихся (умение работать с текстом, владение приемами рациональной организации учебного труда, рефлексии, логического мышления существенно экономят время усвоения учебного материала) [9];
систематическая работа по повышению мотивации учения;
использование игровых форм проведения уроков решения задач [4]. Главное достоинство этих форм в том, что в решении задач принимает участие каждый ученик, а работа проходит на высоком эмоциональном уровне.
6. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
пути формирования мотивации учения;
организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
реализация индивидуального подхода в обучении;
формирование общеучебных умений и навыков: организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, умения работать самостоятельно;
современные подходы к конструированию урока;
использование ЭСО в образовательном процессе.
Выводом о путях повышения качества образования является:
повышение интереса к преподаваемому предмету;
качественное проведение уроков;
контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель выявляет, как учащиеся усваивает программный материал, продвигаются в своем развитии, а также устанавливает эффективность используемых им методов, форм и средств обучения, определяет пути совершенствования процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя методическая система "IT - технологии в физике как средство повышения качества физического образования"
На современном этапе, информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования, я применяю IT - ...
Использование инновационных форм и методов обучения и воспитания с целью совершенствования качества образования через обучающие структуры при изучении физики.
В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятел...
Анализ методической недели по теме «Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, системно-деятельностного как основного способа совершенствования качества образования».
В материале дается подробный анализ проведенный в Доме детского творчества недели дополнительного образования....
Презентация к статье: "Способы совершенствования качества физического образования"
Презентация содержит основные выдержки из статьи для более удобного рассмотрения материала. Предназначена для учителей физики общеобразовательных школ....
«Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»
Работа содержит информацию об опыте совершенствования качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ...
Программа работы школы по единой методической теме в 2018 – 2021 годах «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»
Программа работы школы по единой методической теме "Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"...
Общая физическая подготовка как основа совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие ребёнка.
Дано определение ОФП, задачи, виды двигательных навыков, формируемых на занятиях по ОФП...