Урок в 7 классе №8 по учебнику Пёрышкина
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Волик Ирина Витальевна

Урок разработан для 7 класса на основе учебника Пёрышкина на 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse_no8.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Урок 8

Класс: 7

Тема урока: Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей

и газов.

Цель урока: объяснить свойства различных состояний вещества различием в

                       характере движения и взаимодействия молекул.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Проверка усвоения изученного материала – 8 мин.
  3. Объяснение нового материала – 15 мин.
  4. Закрепление изученного материала – 15 мин.
  5. Итог урока. Домашнее задание – 5 мин.

  1. Организационный момент.

          Приветствие учащихся. Сообщение им темы и целей урока. Отметка в журнале отсутствующих.

  1. Проверка усвоения изученного материала.

            Вопросы для проверки усвоения материала:

- перечислите окружающие нас тела, находящиеся в твёрдом состоянии.

- для чего твёрдые тела обрабатывают на специальных станках? Приведите примеры.

- перечислите свойства твёрдых тел.

- перечислите свойства жидкостей. Чем отличаются свойства жидкостей от свойств твёрдых тел?

- Раскройте сущность опыта, который можно провести по рисунку 30 учебника.

- перечислите свойства газов. Сравните свойства газов со свойствами жидкостей.

III. Объяснение нового материала.

1. Объяснение различных свойств трёх состояний одного и того же вещества на основе молекулярных представлений (на примере трёх состояний воды).

          Учитель. Молекулы в жидкостях расположены очень плотно, но силы, связывающие их, намного слабее, чем в твёрдых телах. Молекулы жидкостей способны двигаться относительно друг друга и меняться местами, поэтому жидкости могут течь и изменять свою форму. Жидкости невозможно спрессовать или сдавить, так как их молекулы и без того расположены очень тесно.

          Исследование структуры жидкости позволили установить, что частицы жидкости упакованы достаточно плотно, хотя они и не образуют кристаллической решётки. Правильное расположение частиц наблюдается в пределах двух-трёх слоёв, дальше этот порядок нарушается. Поэтому говорят, что при упаковке частиц в жидкости наблюдается ближний порядок.

         В результате частицы, из которых состоит жидкость, могут довольно свободно скользить относительно друг друга, испытывая небольшие силы внутреннего трения, или вязкости. Этим объясняется хорошая текучесть жидкостей, их способность легко менять свою форму под действием даже незначительных сил.

          Анализ структуры вещества позволил доказать, что состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) зависит от характера движения и взаимодействия частиц, из которых состоит вещество. Рассмотрите расположение молекул воды в трёх разных состояниях на рисунке 31 учебника, с.29. Что вы отметили?

          Учащиеся. Частицы вещества водяного пара находятся друг от друга на больших расстояниях. Эти расстояния в десятки раз больше, чем расстояния между этими же частицами у льда и воды в состоянии жидкости.

          Учитель. Плотность газа при обычных условиях в тысячи раз меньше плотности жидкости или твёрдого тела из того же вещества. Так, при температуре 0 градусов и нормальном атмосферном давлении плотность воды равна 1000 кг на метр кубический, льда 900 кг на метр кубический, а водяного пара 0,8 кг на метр кубический, т.е. плотность пара меньше плотности воды более чем в 1200 раз.

       По результатам ваших наблюдений и изученного материала сделайте вывод о молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

          Учащиеся называют различия в молекулярном строении и записывают в тетрадь.

В газах:

 - Расстояние между молекулами гораздо больше размеров самих молекул;

- Молекулы движутся во всех направлениях;

- Молекулы почти не взаимодействуют друг с другом;

- Молекулы быстро заполняют весь сосуд.

В жидкостях:

- Расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул.

- Значительна роль притяжения молекул при их сближении.

- Появление отталкивания молекул при их сближении.

В твёрдых телах:

- Притяжение между молекулами ещё больше, чем в жидкостях.

- Расположение молекул или атомов в определённом порядке.

- Колебания молекул или атомов около положений равновесия.

2.Модель кристаллической решётки учащиеся рассматривают по рисунку 31 и при выполнении экспериментальных заданий.

1) Расплавьте столовую ложку порошка гипосульфита. Расплав вылейте на чистое сухое блюдце и дайте остыть. Затем в жидкий холодный гипосульфит бросьте одну крупинку того же порошка и пронаблюдайте за процессом кристаллизации. Зарисуйте получившиеся кристаллики.

2) Семь одинаковых дробинок (или горошин) сложите на блюдце так, чтобы они плотно касались той, которая оказалась в центре. Зарисуйте получившуюся фигуру. Получилась ли плотная упаковка шариков?.

3.Знакомство с представлением М.В. Ломоносова о строении газов: «Частицы газа сталкиваются с другими, соседними, отскакивают друг от друга и снова сталкиваются с другими, более близкими, снова отскакивают, так что стремятся рассыпаться во все стороны, постоянно отталкиваемые друг от друга такими очень частыми взаимными ударами»

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Простые опыты с водой:

          Учитель. «Всё начинается с воды», - утверждал Фалес из Милета. Великим провидцем оказался мудрец древней Эллады.

           Знаете ли вы, что каждый раз, соприкасаясь с водой, да, с обычной водой, вы погружаетесь в удивительный мир – мир физики? Знаете ли вы, что существуют прекрасные книги, которые полностью посвящены воде? А я хочу вам представить «Физику в ванне».

             Оборудование (для учеников): тонкий стакан, стеклянная трубочка, сосуд с водой, иголки, речной песок в стакане, соль, спички, вата, баночка с вазелином, стеклянная пластинка, линейка.

             Задания:

  1. Осторожно налейте в стакан холодную воду из сосуда так, чтобы стакан был наполнен до самых краёв. Казалось бы, последняя капля, помещённая в этот стакан, уже не входит. Но осторожно присыпайте речной сухой песок. Почему же вода не выливается, хотя вы всыпали уже довольно много песка? (Ответ: Каждая песчинка занимает малый объём и вытесняет небольшое количество воды, которая поднимается над краем стакана. Поверхностное натяжение жидкости не даёт воде перелиться через край, и она останется в стакане, только поднимаясь «горбиком». Вы можете добавить довольно много песчинок, прежде чем вода прольётся.)
  2. В стакан на 2/3 налейте воды. Иголку смажьте вазелином и поместите на поверхность воды. Почему иголка плавает? (Ответ: Иголка не смачивается, и силы поверхностного натяжения удерживают её на поверхности воды.)
  3. В стакан с плавающей иголкой поместите вторую такую же иголку так, чтобы обе иголки плавали на некотором расстоянии друг от друга. Осторожно подуйте на воду в стакане, заставляя иголки сближаться. Как только их концы окажутся на небольшом расстоянии, иголки сами начинают сближаться и соединяются своими концами. Почему? (Ответ: Металлические иголки в магнитном поле Земли намагничиваются и сами становятся постоянными магнитами, поэтому и притягиваются).
  4. Проделайте опыт так, как в задании 3, но постарайтесь, чтобы иголки сближались не концами, а по всей длине. Пронаблюдайте, что произойдёт, если иголки полностью сблизятся? (Ответ: Как только иголки сблизятся, сил поверхностного натяжения жидкости будет недостаточно, чтобы удержать на поверхности в два раза большую массу, поэтому иголки тонут).
  5. На стеклянную пластинку капните (с помощью стеклянной трубочки) небольшую каплю воды. Обратите внимание на форму капли. Повторите опыт, предварительно протерев поверхность стеклянной пластинки ваткой с вазелином. Почему капля не растекалась и форма её изменилась? (Ответ: В первом случае стекло смачивается, следовательно, вода растекается по стеклу, а во втором – не смачивается и форма капли будет шарообразной).
  6. В стакан с водой вставьте трубочку. Дуйте перпендикулярно отверстию на торчащий из жидкости конец трубочки. Почему вода в ней поднимается? В каком устройстве используется это явление? (Ответ: при быстром продувании воздуха над трубочкой давление внутри неё по закону Бернулли уменьшается и жидкость поднимается. Это явление используется в устройстве пульверизаторов).
  7. Скрутите из ваты длинный жгутик. Один его конец опустите в стакан с водой, а другой повесьте на край стакана. Почему через некоторое время вся вата окажется сырой? (Ответ: Объясняем на основе капиллярных явлений).
  8. В стакан с водой насыпьте соли и размешайте стеклянной палочкой. Куда делась соль? (Ответ: Соль растворилась, т.е. молекулы соли перемешались с молекулами воды).
  9. Налейте в стакан воды. Стеклянную трубочку заткните пальцем с одного конца, а другой её конец вставьте в стакан с водой. Почему трубка с воздухом в воде кажется серебристой? (Ответ: Свет на границе между передней стенкой трубки и воздухом внутри её претерпевает полное отражение).
  10. Пронаблюдайте, как «ломается» стеклянная трубочка на границе двух сред «воздух-вода». Объясните наблюдаемое явление. Зависит ли величина «слома» от угла зрения. Построением хода лучей объясните наблюдаемое.

2.Вопросы для закрепления:

а) Каково расположение молекул газа?

б) Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объём?

в)  Как расположены частицы в твёрдых телах?.

V. Итог урока. Домашнее задание.

       Весёлые вопросы по физике.

  • Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана. Девушка говорит: «Ой как вкусно пахнет!». А молодой человек отвечает: «Тебе понравилось? Хочешь, ещё раз пройдём?»                      

Вопрос: Почему запахи распространяются в воздухе?

  • Купив на базаре отличный кусок баранины, человек принёс его домой в мешке.

- Что там купил? – спросила его жена спросонок.

- Кусок льда, - сказал тот. – Положи мешок в подвал.

  Ночью кошка разнюхала, где лежит мясо, и съела его. На следующий день человек пошёл в погреб, и видит – мясо пропало.

- Жена, - закричал он, - а куда ты дела мясо?

- Разве в мешке было мясо? – удивилась жена. – Ты же сказал, что там лёд.

- Я сказал, что там лёд, чтобы кошка не узнала.

Вопрос: Какое физическое явление помогло кошке обнаружить мясо?

  • Старый солдат, отслужив свой срок, возвращался на родину. В пути он зашёл к одной хозяйке переночевать и попросил приготовить обед, сказав: «За каждый кружочек жира в супе плачу по копейке».

      Хозяйка, стараясь получить как можно больше денег, масла не жалела. Когда же она поставила суп на стол, на поверхности супа плавал сплошной масляный круг.

- Спасибо, хозяйка, - сказал солдат, - Такой вкусный суп за копейку сварила.

Вопрос: Почему жир плавает на поверхности воды в форме кружочков?

Домашнее задание: п.12, задание 3 на с.29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: Масса тел. По учебнику Пёрышкина А. В. Физика. 7 кл.

Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие массы тела. Основные цели: выявить, что  характеризует собой данное понятие; ввести единицы массы; познакомиться с прибором для из...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме "Школы в Англии".

Тема урока: Школы в АнглииТип урока: урок первичного применения знаний.Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями образования в Великобритании.  Развивать умения чтения, аудирования, говоре...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме: Я из... Страны и национальности. + презентация

Тема урока: Я из… Страны и национальности.Цель урока: познакомить учащихся с названиями стран и национальностями, суффиксальным словообразованием (прилагательных), структура have got.  Развивать ...

Конспект урока по физике 7 класс №14 по учебнику Пёрышкина

Урок в 7 классе разработан по учебнику Пёрышкина...

Конспект урока по физике в 7 классе №3 по учебнику Пёрышкина

Конспект урока разработан по учебнику Пёрышкина для 7 класса (2 часа в неделю)...