Сила трения, 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Конспект урока по физике на тему "Сила трения" с использованием Сингапурских структур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya_7_klass.docx25.55 КБ
Microsoft Office document icon fila.doc47 КБ
Microsoft Office document icon pbl_lesson_plan_rus.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина»  г. Альметьевска РТ

Открытый урок по физике

на тему «Сила трения»

в 7В классе

Учитель физики: Рахматуллина Гузель Рафисовна

25 ноябрь, 2014 год


Тема урока: «Сила трения»

Цель: Выяснить особенности силы трения. Обсудить роль  трения в природе, технике и в жизни.

Задачи:  

образовательные:

   - формировать представлений о силе трения,

   -  изучить причины и виды трения,

   - выявить природу силы трения,

   - экспериментально установить, численное значение коэффициента трения.

развивающие:

-  развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать,  сравнивать  результаты, делать выводы;

-    развивать навыки практической работы.

-  развить творческую активность, используя любопытство, как стимул    познавательной активности.

- формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни.

  воспитывающие:

- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и   свойств окружающего мира.

-  формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Тип урока: урок обобщения знаний, проблемно-поисковый.

Оборудование:

динамометры, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором.

1. Организационный этап.

Учитель. Приветствие (сигнал тишины) High Five! (Хай Файв). Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас, давайте поприветствуем партнеров по плечу, пожелайте доброго дня  партнерам по лицу.   

2. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках.

- Ребята, на прошлом уроке у нас была такая ситуация: «Айрат очень любит кататься на велосипеде. И это у него здорово получается. Едет аккуратно, с расчетом. Останавливается каждый раз на нужном месте. А последний раз он тормозил, но въехал в ворота». По этой ситуации мы заполнили таблицу FILA. (Приложение 1)

По этим фактам вы предложили следующие идеи:

- был гололед

- резину не поменял

- не учел тормозной путь

- велосипед был сильно загружен

- хотел проверить прочность ворот и велосипеда

- асфальт был мокрым

- сломался

- не смазал цепь

- Наметили план действий. Поэтому плану вы должны были провести эксперимент. Давайте послушаем I группу экспериментаторов.

Отвечает I группа на тему: «Зависимость тормозного пути от шероховатости поверхности», II группа – «Зависимость тормозного пути от скорости», III группа – «Зависимость тормозного пути от массы», IV группа – «Трение в технике, природе, в жизни», V группа – «Исторические факты, связанные с трением», VI группа – «Связь трения со смазкой», VII группа – «Памятки для учащихся начальных классов».

- Какие вы все молодцы! Выполнили такую огромную работу. Давайте проделаем ТИМЧИР.

ТИМ ЧИР. Отлично! (Аплодисменты).

- Таким образом, можно сделать следующий вывод: сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей, от прижимающей силы. Причинами возникновения силы трения являются: неровности поверхности и силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей.

- Оказалось, что Айрат не знал о силе трения, поэтому он и въехал в ворота. Ребята, давайте предложим Айрату изучить материал о силе трения и памятку ему дадим.

3. Закрепление изученного материала.

- Из вывода видно, что коэффициент силы трения зависит от качества обработки поверхности.

- Как вычисляется коэффициент трения? Подумайте (5 с). 1 участник пишет на доске формулу  µ=

А теперь выполним  практическую работу, в которой  мы с вами научимся вычислять коэффициент трения. У вас на столах лежат приборы и задания (Приложение 2) с порядком выполнения. У каждой команды есть бруски, имеющие  разные поверхности и грузы разной массы. Ознакомьтесь с порядком выполнения и приступайте к работе. Время выполнения задания 4 мин. (включаю таймер).

- Время вышло. Ребята, чтобы вычислить коэффициент трения, что вы проделали? Чем был покрыт ваш брусок, какие значения вы получили? Обменяемся с ответами, используя структуру ТАЙМ РАУНД РОБИН. Начинает отвечать 1 участник. 30 с. Отвечает 2 участник 30 с. Отвечает 3 участник 30 с. Отвечает 4 участник 30 с.

-  Стол №1, 2 участник, поделитесь с нами.

- Мы послушали, давайте подумаем.  Как можно уменьшить трение? (Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники, смазка). Абсолютно с тобой согласна.

- Стол №3, 4 участник, мне интересно ваш ответ.

- А как можно увеличить трение? (Увеличить нагрузку (вес), увеличить шероховатости поверхностей).

- Стол №5, 1 участник, мне интересно ваш ответ.

- Таким образом, можно сказать, что коэффициент трения безразмерная величина. А что она выражает?  (отношение численного значения силы трения к численному значению прижимающей силы или силы нормального давления.

- Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Я утверждаю, что трение принесет больше пользы, чем вреда.

-  Участники №2 из каждой группы, возьмите лист бумаги формата А3. Выполняем структуру ТАГ-ОФ-ВО. Напишите дилемму: «Трение принесет больше пользы, чем вреда». На одном конце каната напишите «Польза», а на другом «Вред». Возьмите по 8 стикеров, напишите до 4 причин в поддержку каждой из двух точек зрения. На эту работу вам 3 мин.  (таймер).

- Расположите листочки под канатом. Если у вас возникают вопросы в ходе работы, запишите над линией «каната». (таймер 2 мин.).

- Команды переходите к другим столам для изучения работ других команд. С собой возьмите тетради. Если есть понравившиеся идеи, запишите себе. Переходим по часовой стрелке. (Каждой группе по 2 стола, переходят по сигналу, время по 30 секунд, (таймер). 

- Я думаю, что изучая работ других команд, у вас возникли новые идеи. 

- Ребята, вы познакомились с работами, участники №3, вывесьте свои работы на стену. (Выставление работ).

- Сейчас проделаем ФОРМЕЙШЕНС. (Раздаю карточки (приложение 3), где написаны виды сил: сила упругости, сила тяжести, сила трения, сила тяги, прижимающая сила). Вы получили карточки, в котором написаны словосочетания. Покажите это друг другу мимикой и жестами. 1 мин.

- Столы нечетными номерами подходят к четным номерам и наоборот.  7 стол показывает гостям.

- Давайте посмотрим ФОРМЕЙШЕНС 4 стола.

4. Рефлексия и оценивание

- Какую оценку можно дать роли трения в жизни?

-  Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.

Учитывая обстановку, нужно увеличить силу трения.

- Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. В течение урока вы становились «Юными физиками», участники №1 возьмите стикер и  запишите имена партнеров, участники №2 посчитайте, сколько собрали ваши партнеры, участники №3 запишите количество, участники №4 выставляйте оценки. Если собрали 3, то «5», если  - 2, то «4». Меньше двух оценка не ставится. Если у вас остались вопросы, напишите и приклейте в парковку.

- Ребята, мы нашли решение проблемы. Давайте наградим себя ТИМЧИРом, запустим фейерверк.

5. Домашнее задание.

800 РУБЛЕЙ САМЭРИ. 1 слово – 10 рублей. Напишите резюме на тему: «Что случилось бы, если не было бы силы трения?

1 группа - от имени ученых физиков

2 группа – от имени учеников 7 класса

3 группа – от имени жителей города

4 группа – от имени экологов

5 группа – от имени дорожников

6 группа – от имени главы администрации города

7 группа – от имени президента РТ.

-  Всем спасибо! До свидания!  



Предварительный просмотр:

Приложение1

  1. F (факты)

- Катался на велосипеде

- Тормозил

- Въехал в ворота

  1. I (идеи)

- был гололед

- резину не поменял

- не учел тормозной путь

- велосипед был сильно загружен

- хотел проверить прочность ворот и велосипеда

- асфальт был мокрый.

- сломался

-не смазал цепь

  1. L (обучающие вопросы)

- от чего зависит тормозной путь?

- как можно вычислить тормозной путь?

- как влияет на это погодные условия?

-как влияет шипованная резина на тормозной путь?

- что такая сила трения?

- какие виды трения бывают?

- как можно увеличить и уменьшить силу трения.

  1. A (план действий)

До 25.11.14:

  1. Изучить: силу трения, виды сил.
  2.  Научиться вычислять силу трения.
  3. Заняться поиском информации в интернете, в энциклопедиях. IV группа – «Трение в технике, природе, в жизни», VI группа – «Исторические факты, связанные с трением».
  4. Провести эксперимент:

I группа - «Зависимость тормозного пути от шероховатости поверхности», II группа – «Зависимость тормозного пути от скорости», III группа – «Связь трения со смазкой», VI группа –. «Зависимость тормозного пути от массы».

  1. Приготовить памятки для учащихся начальных классов - VII группа

Приложение 2

  1. Положите на плоскость деревянный брусок с грузами, цепляйте динамометр и равномерно перемещайте по плоскости. Динамометр показывает силу трения.
  2. Измерьте прижимающую силу  (измеряя вес бруска с грузами).
  3. Вычислите коэффициент трения
  1. Положите на плоскость деревянный брусок с грузами, цепляйте динамометр и равномерно перемещайте по плоскости. Динамометр показывает силу трения.
  2. Измерьте прижимающую силу  (измеряя вес бруска с грузами).
  3. Вычислите коэффициент трения
  1. Положите на плоскость деревянный брусок с грузами, цепляйте динамометр и равномерно перемещайте по плоскости. Динамометр показывает силу трения.
  2. Измерьте прижимающую силу  (измеряя вес бруска с грузами).
  3. Вычислите коэффициент трения
  1. Положите на плоскость деревянный брусок с грузами, цепляйте динамометр и равномерно перемещайте по плоскости. Динамометр показывает силу трения.
  2. Измерьте прижимающую силу  (измеряя вес бруска с грузами).
  3. Вычислите коэффициент трения
  1. Положите на плоскость деревянный брусок с грузами, цепляйте динамометр и равномерно перемещайте по плоскости. Динамометр показывает силу трения.
  2. Измерьте прижимающую силу  (измеряя вес бруска с грузами).
  3. Вычислите коэффициент трения
  1. Положите на плоскость деревянный брусок с грузами, цепляйте динамометр и равномерно перемещайте по плоскости. Динамометр показывает силу трения.
  2. Измерьте прижимающую силу  (измеряя вес бруска с грузами).
  3. Вычислите коэффициент трения

Приложение 3

Сила трения

Сила упругости

Сила тяжести

Сила тяги

Прижимающая сила



Предварительный просмотр:

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)

  1. Информация о предмете

Автор(ы):

Рахматуллина Гузель Рафисовна

Дата:

25.11.14

Предмет(ы):

физика

Тема(ы):

Сила трения

Название проблемы: (проблемный вопрос):

 Действительно ли тормозной путь зависит от силы трения?

Результаты обучения:

Знания:

виды трения, условия их возникновения, способы их увеличения и уменьшения, приводить примеры проявления сил трения в природе и технике

Навыки:

-учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;

- развитие логического мышления, памяти, речи учащихся пространственного воображения.

- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания.

- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.

- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Установки (умения):

-экспериментально устанавливать причины возникновения сил трения и их особенности;

- вычислять коэффициент силы трения

  1. Программа урока PBL:

Урок

Стадия процесса PBL

  Деятельность

Ресурсы (Фасилитатор) /

Итоговые результаты (Ученики)

1

Формирование команд и запуск проблемы

  • Формирование исследовательских групп.
  • Избрание лидеров групп, определение роли каждого члена группы.
  • Формулировка проблемы исследования.
  • Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся.

2

Анализ и переоценка  проблемы

  • Разработка план действий каждого члена группы
  • Обмен информацией
  • Обсуждение проблемы (дискуссии между группами.)
  • . Выработка решений по проблеме (в ходе обсуждения).
  • Распределение собранного материала.
  • Разработка общего плана, и планов индивидуальных докладов.
  • Самостоятельная работа членов групп
  • Консультации по сбору и обработки материала.

3

Презентация решения. Рефлексия и оценивание

  •  Подготовка оборудования к показу работ.
  • Подготовка сценария проведения дискуссии.
  • Обобщающее сообщение группы по силам трения (устная презентация, используя таблицу и графика)
  • Обобщающее сообщение группы применение силы трения в природе, технике и быту (мультимедийная презентация)
  • Обобщающее сообщение группы по историческим фактам (устная презентация, используя картинки)
  • Проведение эксперимента
  • Оценивание работы учащихся и подведение итогов

  1. Сценарий проблемы PBL:
  • Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочитаете сценарий) или объясните как иначе проблема будет представлена ученикам (фотографии, видео, рассказ)
  • Определите вид проблемы (сценарий-рассказ, диагностика и т.д.)
  • Если возможно, включите героев (персонажей) в рассказ, чтобы он был интереснее для работы
  • Опишите проблемный вопрос, конечный результат и сроки  
  • Прикрепите сам текст сценария (полную версию с проблемным вопросом, конечным результатом и сроками)

Запуск проблемы в виде рассказа следующей ситуации: «Айрат очень любит кататься на велосипеде. И это у него здорово получается. Едет аккуратно, с расчетом. Останавливается каждый раз на нужном месте. А последний раз он тормозил, но всё равно въехал в ворота».Почему это случилось?

Проблемный вопрос: Действительно ли тормозной путь зависит от силы трения?

В итоге решение проблемы будет найдено в следующем виде:

- Анализ полученных результатов

- Вычисления и оценка реальности результатов.

Решение этой проблемы мы должны найти 25.11.14

  1.  Таблица IFLA:

Таблица IFLA должна включать в себя основные аспекты обучения для достижения поставленных задач. График окажется незаменимым, особенно если в решении одной проблемы задействованы более одного фасилитатора.

Факты

Идеи

(Гипотезы)

Обучающие вопросы

План действий

- Катался на велосипеде

- Тормозил

- Въехал в ворота

-был гололед

- резину не поменял

- не учел тормозной путь

- велосипед был сильно загружен

- хотел проверить прочность ворот и велосипеда

- асфальт был мокрый.

- сломался

-не смазал цепь

- от чего зависит тормозной путь?

- как можно вычислить тормозной путь?

- как влияет на это погодные условия?

-как влияет шипованная резина на тормозной путь?

- что такая сила трения?

- какие виды трения бывают?

- как можно увеличить и уменьшить силу трения.

До 25.11.14:

  1. Изучить: силу трения, виды сил.
  2.  Научиться вычислять силу трения.
  3. Заняться поиском информации в интернете, в энциклопедиях. IV группа – «Трение в технике, природе, в жизни», VI группа – «Исторические факты, связанные с трением».
  4. Провести эксперимент:

I группа - «Зависимость тормозного пути от шероховатости поверхности», II группа – «Зависимость тормозного пути от скорости», III группа – «Связь трения со смазкой», VI группа –. «Зависимость тормозного пути от массы».

Приготовить памятки для учащихся начальных классов - VII группа

  1. Подготовка:

Ответы на предполагаемые вопросы для проведения исследования (нахождения информации):

Предполагаемые вопросы 

  1. От чего зависит тормозной путь?
  2. Почему прекращает движение брусок, катящийся по гладкой поверхности?
  3. Почему удерживается тело на наклонной плоскости?
  4. Что мы знаем об этом явлении?
  5. Какие виды силы трения существуют?
  6. От чего зависит сила трения?
  7. Как можно измерить эту силу?
  8. Где находится точка приложения этой силы?
  9. Куда направлена сила, равная движущей силе?
  10. Причины возникновения силы трения какие?
  11. От чего же зависит сила трения?
  12. как смазка влияет на силу трения?

Предполагаемые ответы

  1. От скорости, от времени реакции
  2. Брусок трется о поверхность
  3. Из-за трения
  4. что трение помогало первобытному человеку добывать огонь.
  5. Трение покоя, скольжения, качения.
  6. Зависит от материала соприкасающихся тел, от нагрузки, от шероховатости.
  7. Динамометром
  8. Точка приложения находится в месте контакта двух поверхностей
  9. Сила направлена против движения.
  10. Неровности поверхности и  силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей.
  11. Сила трения зависит от материала соприкасающихся тел, от нагрузки
  12. Силу трения можно уменьшить во много раз, если ввести смазку

Развивающие вопросы:

Возможные трудности, с которыми ученики могут столкнуться:

  1. Погодные условия (при проведении эксперимента, вода замерзла)
  2.  Родители не разрешили
  3. Не умеет делать презентации

Направляющие вопросы, помогающие ученикам в решении проблемы:

  1. Чем можно заменить это вещество?
  2. Можем ли мы заменить место проведения эксперимента на другое?
  3. Кто тебя может научить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....