Обобщение опыта
учебно-методический материал по физике на тему

Обощение опыта "Развитие познавательных интересов, на уроках физики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obob_opyta.dok_.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ  «СОШ  им. Героя Советского Союза А.М. Селютина  

               с.  Михайловское» Пригородного района РСО – Алания.

      «Формирование познавательных интересов

                          на уроках физики»

                                              учитель физики: Баликоева А.М.


        

   Основное направление моей педагогической деятельности – это формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики и внедрение инновационных  педагогических технологий.  Ни для кого не секрет, что если учителю удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся: они будут стремиться к знаниям, преодолевая все трудности. Если интерес не «подключен», информация проходит через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций, при полном безразличии. В. А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Физика – интереснейшая из всех наук о природе, охватывающая все процессы живой и неживой природы. Это единственный предмет, который нас сопровождает каждый момент нашей жизни  «…в мироздании, куда не обратись – вопрос, а не ответ» А.Фет. Казалось бы, эта наука уже по самой своей сути должна вызвать живой интерес у учащихся. Так, почему ж у многих физика не вызывает никакого интереса, а для некоторых становится одним из самых непонятных и нелюбимых предметов школьного курса.  Размышляя об этом, я пришла к выводу, что этому есть несколько причин. Во-первых, физику начинают изучать в 12-13 лет, т.е. тогда,  когда школа для многих становится привлекательна возможностью широкого общения со сверстниками.   Разнообразная информация из различных источников конкурирует с учебной информацией. Во-вторых, к началу изучения физики у детей уже складывается стиль учебы, направленная  больше на заучивание, а не на изучение.  Учитывая все эти факторы, учитель должен заинтересовать ребенка предметом.  Постоянно связывать изучение предмета с окружающими явлениями, дать ученику понять, что физика везде и всюду. Научить ребенка находить  во всем окружающем мире физическую сущность, иначе ребенок, в лучшем случае, как правило, просто будет заучивать необходимые определения и формулы,  совершенно не понимая, зачем это нужно, не видя глубинных законов и определений. Таким образом, все сводится к формальному изучению предмета,  следовательно, и к падению интереса к столь занимательной науке, как физика. Самое главное, чтобы ученик полюбил предмет и заинтересовался им, а  повзрослев, овладеет и логическим подходом, и математическим аппаратом предмета. Постепенно интерес к изучению предмета снижается,  если ученик придя домой,   читая параграф, находит его как конспект пересказа учителя от начала до конца. В таком случае, считает он, параграф я мог прочитать и сам.

    Учебник физики,  это лишь руководство к минимуму знаний, которыми должен обладать ученик, выйдя из стен школы. Сделать более глубокий подход к изучению предмета доверительно остаётся за учителем. И от того, как он сделает этот подход , зависит успех  работы учителя. Если бы авторы учебников, составляли их с учётом всего исторического материала  и примеров проявления тех или иных физических явлений в жизни, то пришлось бы издавать многотомные учебники физики. С учетом индивидуальных способностей детей учитель сам должен подбирать дополнительный материал, делать дифференцированный подход и вести интегрированное обучение учащихся, с учетом материала подходящего для данного момента в данных условиях. Детям не нравятся однообразные, монотонные уроки, похожие один на другой. Каждый урок должен отличаться от предыдущего другим подходом. Ученики любят, когда они заняты и при этом добиваются определенных результатов. Проблема дисциплины встает перед учителем только тогда, когда у учащихся остается свободное время. А для этого следует вносить в основные этапы урока разнообразие.

Конечно, все это требует много работы, времени.  Профессия учителя – единственная профессия с ненормированным рабочим днем. Придя домой, наша работа не завершается. Начинается проверка тетрадей, запись плана урока, подбор дополнительного материала, тематическое планирование и т.д. а как же иначе, когда следующий день стоять перед минимумом, 110-130 ребят, перед аудиторией, которой чужды проблемы взрослых и которые не прощают промахов в работе. И как бы мы не восхваляли свои уроки, характеристики на нас бывает составлена  детьми.

Я ДЕЛАЮ ТАК……

    Перед учителем всегда стоит вопрос: «Как учить?» Решение этого вопрос: «Как учить?» Решение этого вопроса всегда находится в полной компетенции самого педагога. Сейчас никого не удивляет, что с помощью домкрата человек может приподнять тяжелый автомобиль: ведь домкрат многократно увеличивает усилие человеческих мышц. Но где же «домкраты», помогающие школьнику с наименьшими затратами времени и сил овладеть довольно сложной современной учебной программой? Как сделать, чтобы в длинной и трудной гонке за знаниями было как можно меньше «сошедших с дистанции»? Чтобы улучшить технологию труда ученика и поднять его КПД я собираю и пробую в своей работе различные методические и дидактические игры, с их помощью уроки становятся разнообразнее. Некоторые приемы заимствованы у В.Ф.Шаталова, журнала «Физика в школе», некоторые мои.

ОБРАТНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Такой диктант проводится по окончанию изучения темы. Ему предшествует систематические выполнение учащимися обычных физических диктантов.

Затем, через некоторое время, можно дать ребятам задание самим составить к пройденной главе учебника вопросы для физического диктанта. Лучшие варианты использовать на уроке.

«ОЗВУЧИВАНИЕ»

Учащимся заранее раздаю перечень основных вопросов изучаемой темы. Они самостоятельно готовят на них ответы. На уроке не повторяя сам вопрос, ученики друг за другом дают ответы по просьбе учителя. При таком озвучивание получается связанный текст.

Цель: «озвучивание» дает возможность вслух воспроизводить мысли, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает речь, способствует воспитанию чувства ответственности, и одновременно идет обобщение и закрепление материала.

«РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ»

В начале учебного года предупредить учащихся о том, что им придется рецензировать ответы товарищей или конспекты.

Объяснить, что собой представляет рецензия (в ней должны быть отмечены темы и главное содержание рецензируемого текста, его правильность и полнота, логичность или непоследовательность изложения и т.д.)

Эта работа помогает научить ребят критически анализировать и оценивать написанное и услышанное, выделять главное, делать выводы, правильно и точно излагать свои мысли.

«СОСТАВЛЕНИЕ БЛОК-СХЕМ ОТВЕТОВ ИЛИ КОНСПЕКТОВ».   Заранее научить учащихся делать такие конспекты, схемы, заготовки, которые надо дополнить. Затем дается задание самостоятельно составить опорный конспект.   Цель работы: она позволяет учащимся концентрировать внимание на главном, выделяя его из большого объема информации, фиксировать свои знания в сжатой форме,  а для учителя возможность провести быстрый контроль.

«ПОМОГИ  БЛИЖНЕМУ»

Смысл его заключается в том, что ученик, выполнивший свое задание, идет на помощь к товарищу. Данная форма работы применяется при решении задач с условием, что слабый ученик сможет объяснить решение задачи.  Цель: сильные учащиеся загружены работой, а слабые подтягиваются в учебе.

«УЧАЩИЕСЯ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ»

Иногда не сложный материал учебника даю самостоятельно разобрать дома, и подготовить план проведения урока. На следующем уроке  ученику поручается роль  преподавателя в моем присутствие. Его урок должен включать все этапы.Цель: научить учащихся грамотно свою мысль.

«ПРОИГРЫВАНИЕ ФОРМУЛ НА КАРТОЧКАХ»

Этот прием использую на зачетах и при работе со слабоуспевающими учащимися. Карточки бывают или в виде ромашки, или «зубастика» или в виде прямоугольных плотных карточек, на которых написаны буквы, обозначающие физическую величину.  Ученик подбирает пару к данной величине или  собирает формулу из физических величин.

«ПРИМЕНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ И СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ»

По ходу объяснения нового материала учащиеся в конце своих тетрадей заполняют справочный материал в виде обобщающих таблиц и схем.

Цель: компактно оформить весь основной учебный материал для лучшего зрительного запоминания учащимися формул. (См.  примеры некоторых таблиц).

«СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗАДАЧ»

Цель: решение составленных самими учащимися задач позволяет им не только повторить и закрепить тот или иной материал, но и творчески использовать свои знания. Учащимся в качестве домашнего задания даются физические величины и значения некоторых из них. По этим данным предлагается составить задачи.  Или предлагается определение, формула с пропущенными словами в разном порядке. Заданием может быть дополнение определения, формулы, правила.

«КРУГОВАЯ» ТЕТРАДЬ ПО ФИЗИКЕ.

  Она представляет собой общую на класс тетрадь. Эту тетрадь и дидактическую карточку с заданием получает каждый ученик в порядке очереди(согласно алфавитному списку). В тетради ученик пишет число, день недели, Ф.И.

Цель работы: помогает мне видеть успехи и развитие каждого, проблемы в их знаниях и корректировать свою работу. У ребят этот вид деятельности повышает знания, воспитывает ответственность, трудолюбие и аккуратность.

«ЛИТЕРАТУРНО - ФИЗИЧЕСКИЕ» ЗАДАЧИ.

Предлагается сочинение микро рассказов, стихотворений, сказок, приветствий, эпиграфов, составление ребусов, загадок, вопросов и кроссворды, ключевым словом которых является Ф.И. уч-ся. Этими работами можно пользоваться на зачетах.

 Цель работы: вызывает интерес у учащихся, развивает образное мышление, расширяет кругозор.

ПОИСКОВАЯ РАБОТА.

Сбор материала о современном состоянии науки и техники, их применение в быту, медицине, научных исследованиях. Все оформляется в виде рефератов.

Подобрать отрывки из художественной литературы, в которых упоминается о физических явлениях, пословиц, картин.

Цель: научить учащихся работать с научной литературой и быть в курсе о современном состоянии науки, техники.

«ТАЙНЫЙ СИГНАЛ»  Если во время объяснения сложной задачи или теоретического вопроса возникает сомнение, что учащиеся меня не понимают, говорю:  «опустите голову вниз, закройте глаза, а теперь только те кому было что-либо непонятно, посмотрите на меня!» Достаточно, а теперь все поднимете голову и работаем. Так мне дети доверили тайну непонимания. В зависимости от количества сигналов решаю: повторить ли объяснение или изменить логику объяснения. 

РЕШЕНИЕ ПЕРВЫХ ЗАДАЧ.   Изучен теоретический материал. Можно приступить к решению задач. Начинаю работу так. На доске показываю решение нового типа задачи, тетради закрыты. Объяснение повторяю несколько раз, затем стираю. После этого каждый должен будет самостоятельно решить  эту же задачу в тетрадь.     Цель: так создается поле для активной умственной работы. Мне дает быстро проконтролировать моменты, нуждающиеся в повторном объяснении.

«ЭКСПРЕСС – ОЦЕНКИ» До звонка с урока остается 5-6 минут. На доске 5 незаконченных предложений, или формул и т.д. предложения писать в лист не надо. Только порядковые номера  - 1, 2, 3, 4, 5, а далее допишите окончания предложения. Работу можно провести под диктовку учителя.

Цель: для многих учащихся это стимул прочитать еще раз то, что плохо изучено, а для учителя возможность провести быстрый контроль.

«ХАРАКТЕРИСТИКА» ФИЗИЧЕСКОЙ  ВЕЛИЧИНЫ  ИЛИ  ПОНЯТИЯ.

Это задание своего рода шутка на физическом материале.

Задание: назвать Ф.И.О. , место жительства, характер, отношение к соседям, возраст и т.п. Например, Имя – молекула, Фамилия – вещественная, Отчество

Основной заботой в моей педагогической деятельности остается – добиться хорошего усвоения учебного материала, заинтересованности учеников в приобретении знаний по физике. Хочется верить, что изученный за год обучения в школе материал по физике останется в памяти учащихся не отдельными «книжками», а сольется в многогранную картинку окружающей.

САМЫЙ, САМЫЙ….

Очень хорошо оживляют урок факты  о самых малых или больших телах подобранных к теме урока Например, самая толстая книга хранящая в Швейцарии имеет размер страниц 5 yf

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...