Рабочая программа по физике 11 класс (Базовый уровень) + "Методы решения физических задач"
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы по физике для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова. - М.: Просвещение, 2010 г.
2. Учебника Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика – 11 (базовый и профильный уровни),- М.: Просвещение, 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_kl.doc | 158 КБ |
11_kl._metody_resheniya_fizich.zadach.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Председатель методсовета Директор школы
ШМО учителей __________О.Ю.Кульбянок ___________Н.М.Земченков
естественно-математического «29» августа 2015 г Приказ №_________
цикла от «30»августа 2015 г
Протокол № 1
от «28» августа 2015 г
Рук-ль ШМО:
___________Ревкова О.А.
Рабочая программа
учебного предмета «Физика»
11 класс
68 часов (2 ч. в неделю)
Составил учитель физики
Харченко Наталья Ивановна,
первая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» 11 класс (базовый уровень) составлена в соответствии:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнаукиот 05.03.2004г. № 1089)
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года, №1312 и изменений федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации (от 09.03.2004 года, №1312) от 20.08.2008 г., №241; от 03.06.2011 г., №1994
- Программы по физике для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Учебника Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика – 11 (базовый и профильный уровни),- М.: Просвещение, 2010 г.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
- развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;
- знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год) что соответствует региональному базисному учебному плану. Выделены часы на решение задач, необходимые для процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике.
Количество контрольных работ – 5.
Количество лабораторных работ – 9.
Формы контроля – самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы, тестирование.
II. Структура и содержание учебной дисциплины «Физика»
11 класс (базовый уровень)
Электродинамика
Электромагнитная индукция (продолжение)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Лабораторные работы
- «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
- «Изучение явления электромагнитной индукции»
Колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электромагнитные колебания.
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Лабораторные работы
- «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»
Оптика
Световые волны. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Лабораторные работы
- «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»
- «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
- «Измерение длины световой волны»
- «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»
- «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Квантовая физика
Световые кванты.
Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.
Атомная физика.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра.
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.
Лабораторные работы
9. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Астрономия
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
- Контрольная работа №1 по теме « Магнитное поле»
- Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»
- Контрольная работа №3 по теме « Основы специальной теории относительности», «Излучения и спектры»
- Контрольная работа №4 по теме «Квантовая физика»
- Контрольная работа №5 по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).
III. Календарно-тематическое планирование
по предмету «Физика» в 11 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата фактич. | Дата провед. |
Часть 1. Основы электродинамики | 10 | |||
Электродинамика (продолжение) | 10 | |||
Магнитное поле. | 6 | |||
1.1. | Стационарное магнитное поле. | 1 | ||
2.2. | Сила Ампера. | 1 | ||
3.3. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | ||
4.4. | Сила Лоренца. | 1 | ||
5.5. | Магнитные свойства вещества. | 1 | ||
6.6. | Зачёт по теме «Стационарное магнитное поле» | 1 | ||
Электромагнитная индукция. | 4 | |||
7.1. | Явление электромагнитной индукции. | 1 | ||
8.2. | Направление индукционного тока. | 1 | ||
9.3. | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | ||
10.4. | Контрольная работа № 1 «Магнитное поле» | 1 | ||
Часть 2. Колебания и волны. Механические колебания. | 10 | |||
11.1. | Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | 1 | ||
Электромагнитные колебания. | 3 | |||
12.1. | Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | 1 | ||
13.2. | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний. | 1 | ||
14.3. | Переменный электрический ток. | 1 | ||
Производство, передача и использование электрической энергии. | 2 | |||
15.1. | Трансформаторы. | 1 | ||
16.2. | Производство, передача и использование электрической энергии. | 1 | ||
Механические волны. | 1 | |||
17.1. | Волна. Свойства волн и основные характеристики. | 1 | ||
Электромагнитные волны. | 3 | |||
18.1. | Опыты Герца. | 1 | ||
19.2. | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. | 1 | ||
20.3. | Контрольная работа №2 «Колебания и волны». | 1 | ||
Часть 3. Оптика | 13 | |||
Световые волны. | 7 | |||
21.1. | Введение в оптику. | 1 | ||
22.2. | Основные законы геометрической оптики. | 1 | ||
23.3. | Лабораторная работа №4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | 1 | ||
24.4. | Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | 1 | ||
25.5. | Дисперсия света. | 1 | ||
26.6. | Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» | 1 | ||
27.7. | Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света» | 1 | ||
Элементы теории относительности (СТО) | 3 | |||
28.1. | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | 1 | ||
29.2. | Элементы релятивистской динамики. | 1 | ||
30.3. | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | 1 | ||
Излучение и спектры. | 3 | |||
31.1. | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | ||
32.2. | Контрольная работа №3 «Основы специальной теории относительности», «Излучение и спектры» | 1 | ||
33.3. | Решение задач по теме «Излучение и спектры» Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 | ||
Часть 4. Квантовая физика | 13 | |||
Световые кванты | 3 | |||
34.1. | Законы фотоэффекта. | 1 | ||
35.2. | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | 1 | ||
36.3. | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света. | 1 | ||
Атомная физика | 3 | |||
37.1. | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом. | 1 | ||
38.2. | Лазеры. | 1 | ||
39.3. | Контрольная работа №4 «Квантовая физика» | 1 | ||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 7 | |||
40.1. | Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | ||
41.2. | Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | 1 | ||
42.3. | Энергия связи атомных ядер. | 1 | ||
43.4. | Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция. | 1 | ||
44.5. | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 | ||
45.6. | Элементарные частицы. | 1 | ||
46.7. | Контрольная работа №5 «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц» | 1 | ||
Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества | 1 | |||
47.1. | Физическая картина мира. | 1 | ||
Часть 5. Строение и эволюция Вселенной | 10 | |||
48.1. | Небесная сфера. Звёздное небо. | 1 | ||
49.2. | Законы Кеплера. | 1 | ||
50.3. | Строение Солнечной системы. | 1 | ||
51.4. | Система Земля – Луна. | 1 | ||
52.5. | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение. | 1 | ||
53.6. | Физическая природа звёзд. | 1 | ||
54.7. | Наша Галактика. | 1 | ||
55.8. | Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение. | 1 | ||
56.9. | Жизнь и разум во Вселенной. | 1 | ||
57.10. | Применение законов физики в астрономических процессах. Развитие космических исследований. Моделирование орбит космических объектов с помощью компьютера. | 1 | ||
Обобщающее повторение. | 11 | |||
58.1. | Электродинамика. Магнитное поле. | 1 | ||
59.2. | Электромагнитная индукция. | 1 | ||
60.3. | Механические колебания. Электромагнитные колебания. | 1 | ||
61.4. | Механические волны. Электромагнитные волны. Световые волны. | 1 | ||
62.5. | Элементы теории относительности. | 1 | ||
63.6. | Световые кванты. | 1 | ||
64.7. | Атомная физика. | 1 | ||
65.8. | Физика атомного ядра. Элементарные частицы. | 1 | ||
66.9. | Строение и эволюция Вселенной. | 1 | ||
67.10. | Физическая картина мира. | 1 | ||
68.11. | Итоговое повторение. | 1 |
IV. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света;
- смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов сохранения энергии, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Технические средства обучения
- Ноутбук. Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
- Сканер с приставкой для сканирования слайдов
- Принтер лазерный
- Колонки для воспроизведения звука
- Мультимедиа проектор
- Экран навесной.
- Документ-камера.
- Интерактивная доска-приставка.
Кабинет физики содержит:
- лабораторные столы (парты ученические);
- рабочий стол учителя;
- демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и краном;
- доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);
- противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);
- аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
- инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.
Кабинет оборудован системой частичного затемнения.
Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.
Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:
- комплектом технических средств обучения, ноутбуком с мультимедиапроектором и интерактивной доской;
- учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
- картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
- комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физик, портретами выдающихся физиков.
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
- Международная система единиц (СИ).
- Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
- Физические постоянные.
- Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
- Порядок решения количественных задач.
VI. Список литературы
- Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.
- Компьютерные обучающие программы «Живая физика», «Открытая физика».
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. А.А. Покровский.
- Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Порфирьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007.- 174 с.
- Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
- Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 1999. – 384 с.
- Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. – М.: Просвещение, 2012. – 254 с.
- Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с.
- Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
- Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
Дополнительная литературы
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 207с.
- «Открытая школа», 2004, № 4, стр. 27-28: Мошейко Л.П. «УМК нового поколения».
- «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия», 2009. Автор программы Г.Я. Мякишев «Физика для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы».
- «Учительская газета», 2001, № 8 (20.11.2001), стр. 18: Шаронова Н.В. «Идеальная модель, или курс физики в новом изложении».
- «Учительская газета», 2003, № 11-12 (18.03.2003), стр. 41: Шаронова Н.В. «Сейчас, а не потом! Физика в период модернизации школьного образования».
- «Учительская газета», 2004, № 49-50 (07.12.2004), стр. 11: Мошейко Л.П. «Творчество меняет менталитет. Новые подходы к преподаванию физики».
- «Физика в школе», 2007, № 3, стр. 77: Орлов В.А. «О новых учебниках».
- «Физика в школе», 2008, № 5, стр. 23-28: Богаткина Л.Б. «Об использовании учебников и учебно-методических пособий по физике в 2008-2009 учебном году».
- «Физика («Первое сентября»)», 2004, № 41, стр. 11-14. Жданов С.А. «Опытом подтверждаем теорию» 10й класс. Базовый курс. Учебник Г.Я. Мякишева «Физика-10».
- Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика, 10-11: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.- 160 с.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 352 с.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2001. – 464 с.
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободков Б.А. Физика: Электродинамика. 10-11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 480 с.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.
Основные задачи курса :
- углубление знаний по физике;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.
Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая задача», ее структуре, знакомятся с основными приемами составления задач, их классификацией.
В программе выделены также основные разделы школьного курса физики, раскрыты особенности физических задач по этому разделу.
В начале изучения каждого раздела рекомендуется повторить с учащимися основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу следует использовать вычислительные, качественные, экспериментальные и творческие задачи.
Формы проведения занятий:
В основном это традиционные занятия, в процессе которых используется беседа, практикумы и семинары. Большое внимание уделяется организации индивидуализированной самостоятельной работы, на многих занятиях учащиеся сами выбирают наиболее интересную для них серию, состоящую из задач различных видов.
При решении задач на данном курсе учащиеся для расчетов используют микрокалькуляторы.
Содержание программы
Программа рассчитана на 35 часов /1 час в неделю
1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (2 ч).
Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач. Примеры задач всех видов.
2. Механика. Кинематика (4ч).
Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей.
Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.
3. Динамика (4 ч).
Координатный метод решения задач по динамике.
Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.
4. Статика (2ч).
Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.
5. Законы сохранения (4ч).
Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения.
Решение задач на определение работы и мощности
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.
Решение комбинированных задач
6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (7ч).
Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния.
Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Решение качественных экспериментальных задач.
7. Основы термодинамики (2 ч).
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.
8. Электродинамика. Электрическое поле (3 ч).
Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Решение экспериментальных задач.
9. Законы постоянного тока (7 ч).
Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей.
Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников.
Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач.
Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС.
Решение экспериментальных задач.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., М.: Просвещение, 2010г..
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.
- Бендриков Г., Буховцев Б. «Сборник задач по физике» М., Айрис-пресс,2000г
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «Решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.
- Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.
- О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение,
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (2 ч). | |||
1 | Различные приемы и способы решения физических задач: | 1 | |
2 | Составление физических задач | 1 | |
2. Механика. Кинематика (4 ч). | |||
3 | Координатный метод решения задач по кинематике | 1 | |
4 | Равномерное и равноускоренное движение. | 1 | |
5 | Сложение перемещений и скоростей | 1 | |
6 | Криволинейное движение. | 1 | |
3. Динамика (4 ч). | |||
7 | Координатный метод решения задач по динамике. | 1 | |
8 | Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона | 1 | |
9 | Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил. | 1 | |
10 | Подбор, составление и решение занимательных задач. | 1 | |
4. Статика (2ч). | |||
11 | Момент силы. Центр тяжести. | 1 | |
12 | Общие условия равновесия твердого тела. | 1 | |
5. Законы сохранения (4ч). | |||
13 | Решение задач на определение работы и мощности | 1 | |
14 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение | 1 | |
15 | Решение задач на сохранение и превращение механической энергии | 1 | |
16 | Решение комбинированных задач | 1 | |
6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (7ч). | |||
17 | Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ | 1 | |
18 | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | 1 | |
19 | Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | |
20 | Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клапейрона, | 1 | |
21 | Решение задач на описание явлений поверхностного слоя | 1 | |
22 | Решение задач на определение характеристик твердого тела | 1 | |
23 | Решение качественных экспериментальных задач | 1 | |
7. Основы термодинамики (2 ч). | |||
24 | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики | 1 | |
25 | Решение задач на тепловые двигатели. | 1 | |
8. Электродинамика. Электрическое поле (3 ч). | |||
26 | Задачи разных типов на описание электрического поля | 1 | |
27 | Решение задач на описание систем конденсаторов | 1 | |
28 | Решение экспериментальных задач. | 1 | |
9. Законы постоянного тока (7 ч). | |||
29 | Решение задач на расчет сопротивления сложных цепей. | 1 | |
30 | Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока | 1 | |
31 | Решение задач на закон Ома | 1 | |
32 | Решение задач на Закон Джоуля Ленца | 1 | |
33 | Ознакомление с правилом Кирхгофа | 1 | |
34 | Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС. | 1 | |
35 | Решение экспериментальных задач. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
Рабочая программа по физике 10класс базовый уровень Мякишев
Рабочая программа по физике для 10 класса-2часа в неделю...