Силы трения.
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока: «Силы трения».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление о силе трения.
Планируемые результаты:
Личностные: показать владение теоретическим материалом при решении экспериментальных задач, проявлять интерес к изучению темы, желание применять приобретенные знания и умения; участвовать в обсуждении проблем; формировать умение слушать и вступать в диалог.
Метапредметные: формировать умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Предметные: изучить новые факты проявления силы трения, запомнить зависимость силы трения от силы нормального давления, применять законы Ньютона для обоснования метода измерения силы, использовать формулу силы трения скольжения в простейших условиях.
Основные понятия: сила трения: покоя, качения, скольжения. Сила вязкого трения. Коэффициент трения.
Ресурсы:
Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни — М.: Просвещение, 2009.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1994.
CD диск «Открытая физика».
АРМ, мультимедийная презентация к уроку.
Формы обучения на уроке: индивидуальная, фронтальная.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку, мобилизация внимания. | Включаются в учебную деятельность. |
2. Актуализация знаний. | Постановка проблемы урока, ее обсуждение. (слайд 1) | Участвуют в беседе с учителем. |
3. Изучение нового материала. | Комментирование при просмотре учебного материала по теме: «Силы трения» с использованием учебного электронного издания. Электромагнитная природа сил трения. Силы сухого трения, их направление. Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Коэффициент трения скольжения. Сила вязкого трения. Сила трения качения. (слайд 2-9) | Сравнивают явления, формулируют и обобщают теоретические выводы. |
4. Закрепление новых знаний. | Комментирование и оказание помощи при решении экспериментальных задач. | Экспериментально проверяют теоретические предвидения, работают с физическими приборами. Записывают в тетради решения. |
5. Самостоятельная работа. | Предлагает самостоятельно выполнить задания (слайд 10), оказывает помощь обучающимся, если у них возникают вопросы. | Выполняют работу. Сверяются с ответами, выставляют баллы. |
6. Рефлексия. | (слайд 11) — Сегодня я узнал… — Урок для меня был… Самооценка. | Анализируют работу на уроке через самооценку. |
7. Домашнее задание. | Учитель предлагает домашнее задание: § 38 – 40, упр. 7 (4). (слайд 12) | Записывают в дневники домашнее задание. |
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Проходит в виде фронтальной беседы:
-Сформулируйте закон, определяющий зависимость силы тяготения от других физических величин.
-Сформулируйте закон, определяющий зависимость силы упругости от других физических величин.
-Что общего в зависимость силы тяготения и упругости от других физических параметров?
- С какой еще силой вы знакомились в 9 классе?
(Учащиеся называют силу трения. После этого записывают тему урока).
3. Изучение нового материала.
-Какие известные опыты и наблюдения показывают, что существуют силы трения?
-Приведите примеры, в которых проявляется действие силы трения, но тело покоится или движется равномерно.
-Что такое трение? (Один из видов взаимодействия тел, возникающего при соприкосновении двух тел.)
-Вследствие чего возникает трение? (Вследствие взаимодействия между атомами и молекулами соприкасающихся тел.)
Следовательно, сила трения имеет электромагнитную природу.
-Как направлена сила трения? (По касательной к соприкасающимся поверхностям.)
-Какая сила называется силой трения? (сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел, препятствующая их относительному перемещению, направленная вдоль поверхности соприкосновения.)
-Какие виды трения вы знаете? Приведите примеры. (покоя, скольжения, качения.)
Все виды трения можно систематизировать:
сухое трение: покоя, скольжения, качения.
жидкое (вязкое) трение: в жидкостях, в газах.
- Как вы понимаете: сухое трение? (при отсутствии между соприкасающимися телами жидкой или газообразной прослойки.)
Пример: На столе лежит брусок. Действует ли на него сила трения? Почему брусок не получает под действием этой силы ускорение? (ускорение равно нулю, т.к. равнодействующая силы тяжести и силы реакции опоры равна нулю, сила трения не действует.)
-Что такое трение покоя? (трение, возникающее при отсутствии относительного перемещения соприкасающихся тел.)
-Попробуйте сформулировать понятие силы трения покоя (сила трения, возникающая при относительном покое тел. Она стремится удержать тела в состоянии покоя.)
Сила трения покоя не может превышать максимального значения силы трения.
Просмотр учебного материала по теме: «Силы трения».
Работа с учебником стр. 95.
4. Закрепление новых знаний.
Решение задач.
1. На покоящиеся тело массой 1кг подействовали силой 0,5 Н. Определите ускорение, сообщаемое силой, если коэффициент трения равен 0,1.
2. Каким должен быть минимальный коэффициент трения между шинами автомобиля и асфальтом, чтобы автомобиль мог пройти без проскальзывания закругление радиусом 100 м со скоростью 14 м/с?
3. Тело массой 40 г, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с, достигло высшей точки подъема спустя 2,5 с. Найти среднюю силу сопротивления воздуха, действующую на тело во время движения.
В чем состоит основное отличие сил трения от сил тяготения и упругости?
От чего зависят модуль и направление силы трения покоя?
Приведите примеры полезного и вредного действия сил трения всех видов.
5. Самостоятельная работа.
6. Рефлексия.
— Сегодня я узнал…
— Урок для меня был…
Самооценка.
7. Домашнее задание.
§ 38 – 40, упр. 7 (4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
Урок с использованием ЭОР...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....