Конспект урока физики в 7 классе по ФГОС "Силы трения".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок физики в 7 классе "Силы трения" подробно разработан в соответствии с требоаниями ФГОС. В конспекте отражены все этапы урока: актуализация знаний, мотивация, целеполагание, повторение опорных знаний, формирование новых знаний, закрапление (первичное закрепление: фронтальный опрос в виде качественных задач и самостоятельная тестовая работа с последующей взаимопроверкой), контроль эффективности универсальных действий, домашенее задание. Подробный конспект урока тоже можно использовать. Урок сопровождался презентацией для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подробный конспект урока "Силы трения" в 7 классе по ФГОС. | 91 КБ |
urok_trenie.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС
физика, 7-В класс
Хабецкая Н.И., учитель физики МБОУ СОШ № 12 г. о. Самара
26.11.2015 г.
Тема урока: Силы трения.
Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.
Задачи урока:
образовательные
▪ целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;
▪ используя исследовательский метод, формировать умение самостоятельно проводить эксперимент;
▪ анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;
▪ на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;
▪ формировать умение решать качественные задачи на силу трения;
▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.
развивающие
▪ способствовать развитию исследовательских умений;
▪ развитие логического мышления;
▪ развитие познавательной активности учащихся;
▪ развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.
воспитательные:
▪ развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;
▪ развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.
Тип урока: Урок практикум. Самостоятельная исследовательская работа.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для
учащихся; приборы на столах учащихся:
пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного
веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски наждачной бумаги (2 шт.),
стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).
- Оргмомент
- Актуализация знаний
- Количественная мера действия тел друг на друга, в результате которого тела изменяют свою скорость. (Сила)
- Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. (Тяжести)
- Сила, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. (Вес)
- Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. (Упругости)
- Единицы измерения силы. (Ньютон)
- Прибор для измерения силы. (Динамометр)
Давайте вспомним устройство и принцип действия динамометра. (Кулясова Люба
III. Мотивация учебной деятельности.
Ребята! Вы, наверное, слышали и возможно сами разделяете позицию таких людей, которые считают, что успех в изучении физики определяется природными способностями. На самом деле эти успехи, также как и успехи в любой сфере деятельности, в первую очередь, определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий. А какие контрольно-оценочные действия знаете вы?
(Принимает версии учащихся)
Существует еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.
IV. Повторение опорных знаний.
На уроке мы проведём с вами исследование, в котором применение этого приема станет очевидным. А имя этого исследования узнаем, вспомнив как идёт процесс познания. Для этого разгадаем кроссворд.
1. | О | Б | Ъ | Е | К | Т | |||||
2. | Т | Е | О | Р | И | Я | |||||
3. | Г | И | П | О | Т | Е | З | А | |||
4. | Н | А | Б | Л | Ю | Д | Е | Н | И | Е | |
5. | П | Р | А | К | Т | И | К | А | |||
6. | Э | К | С | П | Е | Р | И | М | Е | Н | Т |
V. Целеполагание.
Какой же объект нашего исследования? ТРЕНИЕ.
Какая же тема нашего урока? Силы трения.
Задачи урока: дать определение силы трения;
выяснить причины появления силы трения;
установить от каких величин зависит сила трения.
А цель нашего урока: использование одного из приёмов выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.
VI. Формирование новых знаний.
Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи. (XV век). Законы трения были описаны французскими учёными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном. (XVIII век)
Для того чтобы предположить, что такое трение обратимся к опыту: 1. Толкаем рукой брусок.
Вопрос: почему брусок, приведённый в движение, остановился?
Ответ: потому что на тело действует сила трения.
Вопрос: а какие силы ещё действуют на брусок?
Ответ: сила тяжести, направленная вниз, и сила упругости, направленная вверх, они равны по величине и поэтому не оказывают никакого действия на тело.
Сила трения – сила, которая препятствует движению одного тела по поверхности другого. Обозначается: Fтр. Сила трения приложена к телу в точке его соприкосновения с поверхностью и всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения.
В природе существует 3 вида силы трения:
Сила трения скольжения – сила, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.
Сила трения качения – сила, возникающая при качении одного тела по поверхности другого.
Сила трения покоя – сила, существующая между покоящимися друг относительно друга телами.
Выясним причины возникновения силы трения. 2. Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте.
Что вы наблюдаете? Пластины трудно сдвинуть.
Почему пластины трудно сдвинуть? Большое трение и возникло оно за счёт сил молекулярного сцепления, так как стекла гладкие и расстояние между ними сравнимо с размерами молекул, поэтому молекулы притягиваются друг к другу.
3. Возьмите кусочек наждачной бумаги и проведите по наждачной полоске.
Назовите причины возникновения силы трения. Шероховатость поверхности наждачной бумаги. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности и царапины. На рис. 82 (а) стр. 91 неровности изображены в увеличенном виде.
Вывод: причины возникновения силы трения: (записать в тетрадь)
Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;
Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Силу трения будем измерять динамометром. Прикрепляем динамометр к
бруску и равномерно перемещаем вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок. Так как движение равномерное, то можно утверждать, что приложенная к бруску сила упругости пружины динамометра равна по модулю силе трения.
Как вы думаете, отличаются по величине друг от друга сила трения покоя, скольжения и качения?
Я думаю, эти силы отличаются по величине.
Чтобы проверить это предположение проделаем опыт, используя карточку А.
Карточка А.
Задание: определить силу трения покоя, скольжения, качения.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр, стерженьки.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что силы трения разные по величине).
▪ Поставьте на брусок 3 груза, прикрепите динамометр к бруску и
равномерно перемещайте брусок по столу.
▪ Осторожно тяните динамометр и определите силу трения покоя, перед тем
как брусок начнёт двигаться.
▪ Измерьте силу трения скольжения, учитывая, что она равна силе тяги.
▪ Поставьте брусок на катки и измерьте силу трения качения.
▪ Запишите результаты измерений в таблицу.
▪ Сделайте вывод.
Таблица А.
Результаты измерений | I ряд | II ряд | III ряд | Вывод |
F тр покоя = | Fтр.п Fтр. ск Fтр. к | |||
F тр скольж. = | ||||
F тр качения = |
Определим, от чего зависит сила трения, а от чего не зависит.
Карточка В.
Задание: определить зависимость силы трении от площади трущихся поверхностей.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что сила трения зависит от площади трущихся поверхностей).
▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на доску гранями
разной площади.
▪ Запишите значения силы трения скольжения.
▪ Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от площади
опоры движущегося тела.
Карточка В.
Результаты измерений | I ряд | II ряд | III ряд | Вывод |
Fтр на большей грани = | Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей | |||
Fтр на меньшей грани = |
Карточка С.
Задание: определить зависимость силы трения от материала трущихся поверхностей.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр, полоска наждачной бумаги.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что сила трения зависит от материала трущихся поверхностей).
▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на доску.
▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на наждачную бумагу.
▪ Запишите значения силы трения скольжения.
▪ Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Таблица С.
Результаты измерений | I ряд | II ряд | III ряд | Вывод |
Fтр по доске = | Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей | |||
Fтр по бумаге = |
Карточка Д.
Задание: определить зависимость силы трения от силы нормального давления.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что сила трения зависит от веса тела).
▪ Измерьте силу трения скольжения, действующую на брусок, нагруженный
двумя и тремя грузами.
▪ Определите с помощью динамометра вес бруска, потом последовательно
его вес с двумя, тремя грузами.
▪ Запишите результаты измерений в таблицу, учитывая, что вес тела Р на
горизонтальной поверхности равен силе нормального давления N.
▪ Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от силы
нормального давления.
Таблица Д.
№ | Р, Н | Fтр, Н | Вывод |
2 груза | Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления | ||
3 груза |
Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, зависит от рода вещества трущихся поверхностей и от силы нормального давления.
А теперь переходим к теории.
Теория.
Сила трения = коэффициент трения ∙ сила нормального давления
F = μ ∙ N; μ = ; N = .
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление
1) Первичное закрепление во внешней речи (фронтальный
опрос в виде качественных задач)
- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?
- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?
2) (Самостоятельная тестовая работа с последующей
взаимопроверкой по эталону)
Вариант 1
1. Сила — причина …
A. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
B. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
2. Если тело покоится или движется равномерно, значит …
A. … все силы направлены в одну сторону.
Б. … на него вообще не действуют силы
B. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.
Г. … на него не действуют силы или их действие скомпенсировано
3. Силой трения называют силу …
A. … с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
4. Точка приложения силы трения расположена …
А. … в центре тела.
Б. … в точке контакта двух тел.
В. … в точке действия внешней силы.
Г. … в любом месте тела.
5. Сила трения скольжения направлена …
A. … противоположно движению тела.
Б. … противоположно деформирующей силе.
B. … вертикально вниз.
Г. … влево или вправо.
Вариант 2
1. Сила трения зависит от …
A. … нагрузки.
Б. … шероховатости поверхностей.
B. … вида материала контактирующих поверхностей.
Г. … всех вышеперечисленных факторов.
2. Силу трения можно уменьшить …
А. … заменяя качение скольжением
Б. … заменяя скольжение качением.
В. … уменьшая площадь соприкосновения тел.
Г. … увеличивая вес, которым тело давит на опору.
3. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
А….сила трения качения
Б….сила трения скольжения
В….сила трения покоя
Г….все силы трения
4. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
А….увеличивается
Б…. не изменяется
В….уменьшается
Г….нет верного ответа
5. Существует пословица: Корабли спускают, так салазки салом подмазывают. Как при этом изменяется сила трения кораблей о салазки?
А….увеличивается
Б…. не изменяется
В….уменьшается
Г….нет верного ответа
IX. На дом: § 32, 33. Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или
«Мир без трения»
Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня познакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС
физика, 7-В класс
Хабецкая Н.И., учитель физики МБОУ СОШ № 12 г. о. Самара
26.11.2015 г.
Тема урока: Силы трения.
Цель урока: развитие УУД выполнения контрольно-оценочных действий учащихся при изучении нового материала по физике.
Задачи урока:
образовательные
▪ целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;
▪ используя исследовательский метод, формировать умение самостоятельно проводить эксперимент;
▪ анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;
▪ на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;
▪ формировать умение решать качественные задачи на силу трения;
▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.
развивающие
▪ способствовать развитию исследовательских умений;
▪ развитие логического мышления;
▪ развитие познавательной активности учащихся;
▪ развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.
воспитательные:
▪ развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;
▪ развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.
Тип урока: Урок практикум. Самостоятельная исследовательская работа.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Оборудование: презентация урока, составленная учителем; карточки на столах для
учащихся; приборы на столах учащихся:
пластмассовые линейки, трибометры, бруски на каждый ряд разного
веса, грузы (3 шт.), динамометры, полоски наждачной бумаги (2 шт.),
стеклянные пластины (2 шт.), круглые стержни (2 шт.).
- Оргмомент
- Актуализация знаний
- Количественная мера действия тел друг на друга, в результате которого тела изменяют свою скорость. (Сила)
- Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. (Тяжести)
- Сила, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. (Вес)
- Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. (Упругости)
- Единицы измерения силы. (Ньютон)
- Прибор для измерения силы. (Динамометр)
Давайте вспомним устройство и принцип действия динамометра. (Кулясова Люба
III. Мотивация учебной деятельности.
Ребята! Вы, наверное, слышали и возможно сами разделяете позицию таких людей, которые считают, что успех в изучении физики определяется природными способностями. На самом деле эти успехи, также как и успехи в любой сфере деятельности, в первую очередь, определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий. А какие контрольно-оценочные действия знаете вы?
(Принимает версии учащихся)
Существует еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.
IV. Повторение опорных знаний.
На уроке мы проведём с вами исследование, в котором применение этого приема станет очевидным. А имя этого исследования узнаем, вспомнив как идёт процесс познания. Для этого разгадаем кроссворд.
1. | О | Б | Ъ | Е | К | Т | |||||
2. | Т | Е | О | Р | И | Я | |||||
3. | Г | И | П | О | Т | Е | З | А | |||
4. | Н | А | Б | Л | Ю | Д | Е | Н | И | Е | |
5. | П | Р | А | К | Т | И | К | А | |||
6. | Э | К | С | П | Е | Р | И | М | Е | Н | Т |
V. Целеполагание.
Какой же объект нашего исследования? ТРЕНИЕ.
Какая же тема нашего урока? Силы трения.
Задачи урока: дать определение силы трения;
выяснить причины появления силы трения;
установить от каких величин зависит сила трения.
А цель нашего урока: использование одного из приёмов выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.
VI. Формирование новых знаний.
Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи. (XV век). Законы трения были описаны французскими учёными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном. (XVIII век)
Для того чтобы предположить, что такое трение обратимся к опыту: 1. Толкаем рукой брусок.
Вопрос: почему брусок, приведённый в движение, остановился?
Ответ: потому что на тело действует сила трения.
Вопрос: а какие силы ещё действуют на брусок?
Ответ: сила тяжести, направленная вниз, и сила упругости, направленная вверх, они равны по величине и поэтому не оказывают никакого действия на тело.
Сила трения – сила, которая препятствует движению одного тела по поверхности другого. Обозначается: Fтр. Сила трения приложена к телу в точке его соприкосновения с поверхностью и всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения.
В природе существует 3 вида силы трения:
Сила трения скольжения – сила, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.
Сила трения качения – сила, возникающая при качении одного тела по поверхности другого.
Сила трения покоя – сила, существующая между покоящимися друг относительно друга телами.
Выясним причины возникновения силы трения. 2. Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте.
Что вы наблюдаете? Пластины трудно сдвинуть.
Почему пластины трудно сдвинуть? Большое трение и возникло оно за счёт сил молекулярного сцепления, так как стекла гладкие и расстояние между ними сравнимо с размерами молекул, поэтому молекулы притягиваются друг к другу.
3. Возьмите кусочек наждачной бумаги и проведите по наждачной полоске.
Назовите причины возникновения силы трения. Шероховатость поверхности наждачной бумаги. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности и царапины. На рис. 82 (а) стр. 91 неровности изображены в увеличенном виде.
Вывод: причины возникновения силы трения: (записать в тетрадь)
Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;
Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Силу трения будем измерять динамометром. Прикрепляем динамометр к
бруску и равномерно перемещаем вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок. Так как движение равномерное, то можно утверждать, что приложенная к бруску сила упругости пружины динамометра равна по модулю силе трения.
Как вы думаете, отличаются по величине друг от друга сила трения покоя, скольжения и качения?
Я думаю, эти силы отличаются по величине.
Чтобы проверить это предположение проделаем опыт, используя карточку А.
Карточка А.
Задание: определить силу трения покоя, скольжения, качения.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр, стерженьки.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что силы трения разные по величине).
▪ Поставьте на брусок 3 груза, прикрепите динамометр к бруску и
равномерно перемещайте брусок по столу.
▪ Осторожно тяните динамометр и определите силу трения покоя, перед тем
как брусок начнёт двигаться.
▪ Измерьте силу трения скольжения, учитывая, что она равна силе тяги.
▪ Поставьте брусок на катки и измерьте силу трения качения.
▪ Запишите результаты измерений в таблицу.
▪ Сделайте вывод.
Таблица А.
Результаты измерений | I ряд | II ряд | III ряд | Вывод |
F тр покоя = | Fтр.п Fтр. ск Fтр. к | |||
F тр скольж. = | ||||
F тр качения = |
Определим, от чего зависит сила трения, а от чего не зависит.
Карточка В.
Задание: определить зависимость силы трении от площади трущихся поверхностей.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что сила трения зависит от площади трущихся поверхностей).
▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на доску гранями
разной площади.
▪ Запишите значения силы трения скольжения.
▪ Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от площади
опоры движущегося тела.
Карточка В.
Результаты измерений | I ряд | II ряд | III ряд | Вывод |
Fтр на большей грани = | Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей | |||
Fтр на меньшей грани = |
Карточка С.
Задание: определить зависимость силы трения от материала трущихся поверхностей.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр, полоска наждачной бумаги.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что сила трения зависит от материала трущихся поверхностей).
▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на доску.
▪ Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами, положив его на наждачную бумагу.
▪ Запишите значения силы трения скольжения.
▪ Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Таблица С.
Результаты измерений | I ряд | II ряд | III ряд | Вывод |
Fтр по доске = | Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей | |||
Fтр по бумаге = |
Карточка Д.
Задание: определить зависимость силы трения от силы нормального давления.
Оборудование: брусок с грузами, доска, динамометр.
Ход работы:
▪ Выдвижение гипотезы. Мы предполагаем…(что сила трения зависит от веса тела).
▪ Измерьте силу трения скольжения, действующую на брусок, нагруженный
двумя и тремя грузами.
▪ Определите с помощью динамометра вес бруска, потом последовательно
его вес с двумя, тремя грузами.
▪ Запишите результаты измерений в таблицу, учитывая, что вес тела Р на
горизонтальной поверхности равен силе нормального давления N.
▪ Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от силы
нормального давления.
Таблица Д.
№ | Р, Н | Fтр, Н | Вывод |
2 груза | Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления | ||
3 груза |
Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей, зависит от рода вещества трущихся поверхностей и от силы нормального давления.
А теперь переходим к теории.
Теория.
Сила трения = коэффициент трения ∙ сила нормального давления
F = μ ∙ N; μ = ; N = .
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление
1) Первичное закрепление во внешней речи (фронтальный
опрос в виде качественных задач)
- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?
- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?
2) (Самостоятельная тестовая работа с последующей
взаимопроверкой по эталону)
Вариант 1
1. Сила — причина …
A. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
B. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
2. Если тело покоится или движется равномерно, значит …
A. … все силы направлены в одну сторону.
Б. … на него вообще не действуют силы
B. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.
Г. … на него не действуют силы или их действие скомпенсировано
3. Силой трения называют силу …
A. … с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
4. Точка приложения силы трения расположена …
А. … в центре тела.
Б. … в точке контакта двух тел.
В. … в точке действия внешней силы.
Г. … в любом месте тела.
5. Сила трения скольжения направлена …
A. … противоположно движению тела.
Б. … противоположно деформирующей силе.
B. … вертикально вниз.
Г. … влево или вправо.
Вариант 2
1. Сила трения зависит от …
A. … нагрузки.
Б. … шероховатости поверхностей.
B. … вида материала контактирующих поверхностей.
Г. … всех вышеперечисленных факторов.
2. Силу трения можно уменьшить …
А. … заменяя качение скольжением
Б. … заменяя скольжение качением.
В. … уменьшая площадь соприкосновения тел.
Г. … увеличивая вес, которым тело давит на опору.
3. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
А….сила трения качения
Б….сила трения скольжения
В….сила трения покоя
Г….все силы трения
4. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
А….увеличивается
Б…. не изменяется
В….уменьшается
Г….нет верного ответа
5. Существует пословица: Корабли спускают, так салазки салом подмазывают. Как при этом изменяется сила трения кораблей о салазки?
А….увеличивается
Б…. не изменяется
В….уменьшается
Г….нет верного ответа
IX. На дом: § 32, 33. Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или
«Мир без трения»
Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня познакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
конспект к открытому уроку...
Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"
На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...
Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"
Конспект интернет - урока в 7 классе...
Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"
конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации ...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"
Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...