Разработка урока физики в 11 классе по теме "Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Урок изучения и закрепления темы "Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radioaktivnost._vidy_radioaktivnyh_izlucheniy.docx | 42.7 КБ |
Презентация к уроку "Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений" | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ
по теме «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений»
Автор: Бугров Дмитрий Алексеевич,
учитель физики МБОУ СОШ №4
Тема урока:Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. |
Тип урока: изучение нового материала Цели урока: формирование представления о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубление знаний учащихся о структуре атома. Задачи урока: - обучающие познакомить учащихся с историей открытия явления радиоактивности и физической природой этого явления, объяснить правило смещения и научить применять его с помощью периодической системы химических элементов; -развивающие расширить представления учащихся о физической картине мира, развитие навыков работы с таблицами, способствовать развитию любознательности, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений; -воспитательные развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к овладению знаниями. |
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, презентацияPowerPoint «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений», компьютерная модель таблицы Менделеева (приложение MENDEL.exe),периодическая таблица Менделеева Д.И.(в распечатанном виде на столах у учащихся) |
Ход урока.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. | ||||||||||||||||
Слова радиоактивности, радиоактивного излучения, радиоактивные элементы знают сегодня все. Все знают об опасности радиоактивных излучений. Но многие, наверное, знают и то, что радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений. Создаётся проблемная ситуация Что такое радиоактивность? Какова его физическая природа? В чём заключается его опасность?Сегодня на уроке мы это узнаем (Слайд №2) Для того чтобы стало понятно, что такое радиоактивность нужно вспомнить некоторые вопросы, которые мы уже изучили ранее на уроках физики. Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле?(на неё действует сила Лоренца, формула силы Лоренца) Как определить направление силы Лоренца?(по правилу левой руки)(Слайд №3) Каково строение атомного ядра? (ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов) Чему равно число протонов в ядре? (порядковый номер в таблице Менделеева) Как условно обозначаются ядра химических элементов? | ||||||||||||||||
Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева) А - массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z , где N – число нейтронов в ядре(Слайд №4)
1) История открытия радиоактивности Изучая соли урана, французский учёный Анри Беккерель сделал вывод, что соли урана самопроизвольно, без влияния внешних факторов создают какое-то излучение. 26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней. Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом. (Слайды №5,6) Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения. Однажды, демонстрируя своему гостю излучение урановых образцов, он задал ему вопрос в виде просьбы:«Ведь вы физик и химик одновременно. Проверьте, нет ли в этих излучающих телах примесей, которые могли бы играть особенную роль».И этот вопрос стал научной программой исследований молодой четы: Пьера Кюри (1859 – 1906) и его жены Марии Склодовской-Кюри (1867 – 1934). Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий Th-232 . Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний Po-209 и радий Ra-226. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными. Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью. (Слайд №7) 2) Физическая природа радиоактивности и виды радиоактивных излучений. По ходу изучения нового материала учащиеся самостоятельно заполняют таблицу(слайд № 8):
Какова физическая природа и свойства радиоактивных излучений? Английский физик Эрнест Резерфорд проводит эксперименты по изучению радиоактивного излучения(Слайд №9) Схема опытов Резерфорда по исследованию радиоактивного излучения (Слайд №10),демонстрация видеофайла, демонстрирующего опыты по исследованию радиоактивного излучения в магнитном поле (видеофайл запускается кнопкой “Play” в окне видеофайла) (Слайд № 11) В магнитном поле пучок излучения распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны. Как это можно объяснить?Это определенно указывало на наличие у этих составляющих электрических зарядов противоположных знаков, то есть эти составляющие представляют поток положительных и отрицательных частиц (Сила Лоренца, правило левой руки). Отрицательная компонента излучения отклонялась магнитным полем гораздо больше, чем положительная. Как это можно объяснить?Либо разная величина заряда частиц, либо разная скорость движения (формула силы Лоренца). Третья составляющая не отклонялась магнитным полем. Как это можно объяснить? Эта составляющая нейтральна, то есть не является потоком заряженных частиц. Положительно заряженная компонента получило название альфа-лучей, отрицательно заряженная – бета-лучи и нейтральная – гамма-лучи(Слайд №12) Демонстрация флэш-анимации об изучении состава радиоактивных излучений (анимация запускается автоматически с началом демонстрации слайда) (Слайд №13) Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.Демонстрация флэш-анимации и иллюстрации о проникающей способности радиоактивных излучений (анимация запускается автоматически с началом демонстрации слайда) (Слайды №14, 15) Дальнейшие исследования радиоактивного излучения позволили выяснить природу этих видов излучения: Альфа-излучение – это поток положительно заряженных α-частиц (ядер гелия), летящих со скоростью 14000-2000 км/с (Слайд № 16) Бета-излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с) (Слайд № 17) Гамма-излучение — электромагнитное излучение с длиной волны менее 10-10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов(Слайд № 18) Проверка заполнения таблицы свойств радиоактивных излучений(Слайд №19) 3) Радиоактивные превращения В чём же заключается физическая сущность явления радиоактивности? Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать само радиоактивное вещество. Что же происходит с радиоактивным веществом? радиоактивность -самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер. AZХα → A-4Z-2Y + 42He(Слайд № 21 )
AZХβ → AZ+1Y + 0-1e Проблемная ситуация. Вопрос к классу:Если вы внимательно следите за моими рассуждениями, то должны мне задать вопрос. (Как же из ядра вылетают электроны, если их там нет?!!!) Ответ: приβ – распаде нейтрон превращается в протон с испусканием электрона Демонстрация видеофайла с компьютерной модельюальфа-распада и бета-распада(видеофайл запускается кнопкой “Play” в окне видеофайла) (Слайд № 24) IV. Закрепление изученного. Выполнение двух упражнений на применение правила смещения с использованием компьютерной модели периодической таблицыМенделеева(файлMENDEL.exe)(Слайд № 25) Самостоятельное решение задач с использованием таблицы Менделеева(Слайд № 26).Для проверки правильности решения отдельные учащиеся решают задачи у доски. Задача 1: Изотоп тория 23090Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Итоги:
Ответы на вопросы учащихся. Выставление оценок. | ||||||||||||||||
ИСПОЛЬЗОВАВШАЯСЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним изученное ранее: Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле? Со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу действует с ила Лоренца Направление силы Лоренца определяется по правилу левой руки. Как определить направление силы Лоренца?
Вспомним изученное ранее: Каково строение атомного ядра? Чему равно число протонов в ядре? ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента в таблице Менделеева и называется зарядовым числом Z Как условно обозначаются ядра химических элементов? Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева) А - массовое число, которое показывает : - число нуклонов в ядре A = N + Z , где N – число нейтронов в ядре
Открытие радиоактивности Антуан Анри Беккерель (1852-1908) Явление радиоактивности было открыто французским учёным А. Беккерелем в 1896 г.
Открытие радиоактивности Позже выяснилось, что все химические элементы с порядковым номером более 83, то есть расположенные в таблице Менделеева после свинца, являются радиоактивными. В природе существует только 272 стабильных атомных ядра. Естественная радиоактивность химических элементов не зависит от внешних условий. В первых исследованиях радиоактивности самое активное участие приняли супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри : они обнаружили излучение тория и актиния , а также открыли новые радиоактивные химические элементы полоний и радий.
Излучение Заряд Свойства излучения (ионизирующая и проникающая способность, отклонение электрическими и магнитными полями) Природа излучения α β γ Подготовьте в тетради таблицу и заполните её во время урока
Изучение радиоактивности В 1899 году английский учёный Эрнест Резерфорд обнаружил, что в состав радиоактивного излучения входит два вида излучения, которые он назвал альфа-лучи и бета-лучи Учёные обнаружили, что при действии магнитного поля на излучение радия одни лучи отклоняются, а другие нет. В 1900 году французский учёный Поль Виллард открыл третий вид радиоактивного излучения - гамма-лучи .
Эксперимент, доказывающий, что радиоактивное излучение имеет сложный состав: Пучок радиоактивного излучения радия выходит из узкого отверстия толстостенного свинцового сосуда с крупицей радия на дне. Проходя через магнитное поле, излучение фиксируется фотопластинкой. Было известно, что магнитное поле отклоняет только заряженные летящие частицы , причем положительные и отрицательные в разные стороны.
Опыт Резерфорда по исследованию радиоактивного излучения
Виды радиоактивного излучения Радиоактивные излучения делятся на три вида: Альфа-излучение ( α -излучение) Бета-излучение ( β -излучение) Гамма-излучение ( γ - излучение)
Проникающая способность радиоактивных излучений
Альфа-излучение А льфа-излучение ( α -излучение )– это поток положительно заряженных α -частиц (ядер гелия ), летящих со скоростью 14000-2000 км/с. Свойства: альфа-излучение слабо отклоняется электрическими и магнитными полями, проявляет сильную ионизирующую способность, но малую проникающую способность. Радиационный риск при внешнем облучении такими альфа-частицами отсутствует. Однако проникновение альфа-активных радионуклидов внутрь тела, когда облучению подвергаются непосредственно ткани организма, весьма опасно для здоровья.
Бета-излучение Бета-излучение ( β -излучение) – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с). Свойства: бета-излучение сильно отклоняется электрическими и магнитными полями, проявляет большую проникающую способность, а ионизирующая способность в 2 раза меньше, чем у альфа-излучения
Гамма-излучение Гамма-излучение (γ-излучение) — электромагнитное излучение с длиной волны менее 10 -10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов . Свойства: гамма-излучение не отклоняется электрическими и магнитными полями, ионизирующая способность относительно небольшая, проявляет очень большую проникающую способность: пробег в воздухе –несколько сот метров, в свинце – до 5 см, тело человека пронизывают насквозь.
Радиоактивные превращения Английскими физиками Эрнестом Резерфордом и Фредериком Содди было доказано, что во всех радиоактивных процессах происходят взаимные превращения атомных ядер химических элементов. Естественная радиоактивность – самопроизвольное превращение ядер некоторых химических элементов в ядра других химических элементов, которое сопровождается выбросом частиц и электромагнитным излучением. Радиоактивные превращения ядер бывают различных типов: α -распад, β -распад. Превращения подчиняются правилу смещения .
α -распад При альфа-распаде ядро испускает одну α-частицу (ядро гелия-4), и из одного химического элемента образуется другой, расположенный на две клетки левее в периодической системе Менделеева:
β -распад При бета-распаде испускается один электрон, и из одного химического элемента образуется другой, расположенный на клетку правее в периодической системе Менделеева: Электроны возникают при β-распаде в результате превращения нейтрона в протон.
Излучение гамма-квантов В процессе радиоактивного излучения ядра атомов могут излучать гамма-кванты. Излучение гамма-квантов не сопровождается распадом ядра атома. Гамма - излучение зачастую сопровождает явления альфа- или бета-распада. При альфа- и бета-распаде новое возникшее ядро первоначально находится в возбужденном состоянии и , когда оно переходит в нормальное состояние, то испускает гамма-кванты , то есть фотоны в оптическом или рентгеновском диапазоне волн. Фотоны не имеют массы покоя и заряда.
α -распад и β -распад
Упражнения 1. Запишите реакцию бета-распада ядра 2. Запишите реакцию альфа-распада ядра
С помощью правила смещения и таблицы элементов Менделеева р ешите задачи Задача 1: Изотоп тория 230 90 Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется? Задача 2: Изотоп тория 230 90 Th испускает β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется? Задача 3 . Протактиний 2 31 91 Рa α- радиоактивен . О пределите , какой элемент получается в результате этого распада. Задача 4. В какой элемент превращения уран 239 92 U после двух последовательных β-распадов и одного α-распада ? Задача 5. Написать цепочку ядерных превращений неона 20 10 Ne : β, β, β, α, α, β, α, α.
Домашнее задание Параграфы № 98, 99, 100 , задача №1 из упражнения № 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в9 классе
Урок повторения по теме "Давление""...
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Разработка урока в 9 классе "Правонарушение и виды юридической ответственности"
Материал по разделу "Право" о понятии, признаках, видах правонарушений и юридической отвественности...
Разработка урока в 5 классе по теме "Виды глагола"
Методическая разработка урока...
Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1. Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал, необходимый для изучения н...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
методическая разработка урок в 7 классе "Деепричастия несовершенного вида"
методическая разработка урок в 7 классе...