Урок-исследование "Изучение силы трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок ф физико-математическом 7 классе  с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_iktissledovanie_sila_treniya.docx225.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

Изучение силы трения скольжения

10.12.2015г. 7б класс (физико-математический)

Цель для учащихся:

  1. Опытным путём определить, от чего зависит сила трения, а от чего не зависит.

Цель для учителя:

  1. Формирование познавательных УУД при изучении силы трения: (определение, причины, виды, способы измерения)
  2. Формирование исследовательских УУД:  расчёт цены деления, выдвижение гипотез, подбор оборудования, измерение веса и силы трения, расчёт максимальной погрешности, определение интервала истинных значений силы трения и веса, формулирование выводов.

Оборудование лабораторное L-микро по механике: направляющая рейка, каретка, деревянный трибометр, коврик; набор грузов, деревянный брусок, динамометр, лист бумаги А4Демонстрационное оборудование L-микро по механике: демонстрационный динамометр, брусок, набор грузов, направляющая рейка. Компьютерная презентация учителя к уроку, электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика -7» Издательство «Дрофа»,бланки фиксации результатов, методические рекомендации для слабых учащихся.

  Методические рекомендации: урок проводится первым при изучении темы: темы: «Сила трения». В слабом классе можно каждую гипотезу проверять отдельному ряду обучающихся.

Ход работы:

  1.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
  1. Что такое сила?
  2. Как измерить силу?
  3. Что такое динамометр?
  4. Что измеряет динамометр?
  5. Как правильно измерить вес?
  6. Какие силы вы знаете?
  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:C:\Users\Admin\Desktop\1.jpeg
  1. Проблемный опыт на демонстрационном оборудовании L-микро по Механике (см. рисунок): (3 минуты)

Вопрос: К телу прилагается сила?

Чему равна цена деления демонстрационного динамометра?

Чему равна приложенная сила?

Почему тело не движется?

(Ответ: действует на тело сила, направленная противоположно.

Или «На тело действует сила трения».

  1. Работа с Электронным приложением к учебнику Издательства «Дрофа» А.В. Пёрышкин «Физика-7» (Раздел: Взаимодействие тел, параграф «Сила трения» Фрагмент №1)
  2. Работа с учебником

Задание: открыть учебник А.В.  Пёрышкина «Физика-7» стр.91

Вопрос: В чём причина возникновения силы трения?

А кто-нибудь пробовал чистые стёкла от книжных полок положить друг на друга. Что получилось?

Вопрос: Кто может сформулировать причины силы трения:

  1. Шероховатость (неровность поверхностей взаимодействующих тел.
  2. Взаимное притяжение молекул на границе тела и опоры.
  1. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.

Вопрос учителя: от чего, как вам кажется, зависит сила трения?

Фиксация гипотез учащихся на доске электронной доске:

От состояния тела и поверхности (от вещества тела и поверхности)

От прижимающей силы.

От площади поверхности соприкосновения тела с опорой.

Вопрос: Как измерить силу трения?

  1. Работа с Электронным приложением к учебнику Издательства «Дрофа» А.В. Пёрышкин «Физика-7» (Раздел: Взаимодействие тел, параграф «Сила трения» Фрагмент №2)

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ.
  1. Опыт: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Вопрос: Какие подберём приборы для проверки гипотезы?

Оборудование: динамометр, направляющая рейка (пластиковая), каретка (пластиковая), трибометр деревянный, брусок деревянный.

Методические рекомендации: в целях экономии времени учащиеся результаты опытов вносят в бланки фиксации ответов.

Вопрос: Что нужно сделать перед работой с прибором?

Ответ: Вычислить цену деления динамометра: Ц.Д.Д.=

Методические рекомендации для слабых учащихся: (раздаются на листочках, остальные работают самостоятельно).

Положите перед собой направляющую рейки так, чтобы она расположилась на поверхности стола горизонтально, как показано на рисунке. Положите на неё деревянный брусок с грузом так, как это показано на рисунке.

Придерживая одной рукой направляющую рейки, в другую руку возьмите динамометр и потяните за него так, чтобы он и брусок стали бы равномерно перемещаться вдоль рейки. Величина силы, которую при этом покажет динамометр, будет равна величине силы трения между поверхностями рейки и бруска.

Замените пластиковую направляющую рейку листом бумаги, повторите опыт. Замените лист бумаги деревянной линейкой, повторите опыт.

Результаты занесите в таблицу № 1 (на электронной доске).

Таблица № 1

№ опыта

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения

Ответ (интервал истинных значений)

Fтр

Н

Пластик по пластику

Дерево по пластику

Дерево по бумаге

Дерево по дереву

Вопрос: С какой точностью мы произвели измерения?

Что нужно сделать, чтобы увеличить точность измерения?

Ответ: Взять динамометр с меньшей ценой деления.

Примечание: В комплекте приборов для ГИА_9 эта работа проводится с динамометром с пределом измерения 1Н и ценой деления 0,02Н.

Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

2)Опыт: Зависимость силы трения скольжения от веса движущегося тела.

Вопрос: Какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?

Оборудование: каретка, направляющая рейка, набор грузов, динамометр.

Перенесите в таблицу №2 результаты первого опыта с кареткой по направляющей рейке. Определите с помощью динамометра вес бруска и одного груза. Результат занесите в таблицу №2.

Определите с помощью динамометра вес бруска с двумя грузами. Повторите опыт, положив на брусок второй груз. Результаты занесите в таблицу №2.

Определите с помощью динамометра вес бруска с тремя грузами. Повторите опыт, положив на брусок третий груз.

Результаты занесите в таблицу №2 (таблица на электронной доске)

Таблица №2

№ опыта

Вид трущихся поверхностей

Вес бруска с грузами

Сила трения скольжения

Р

Fтр

Н

Н

Каретка

Каретка с одним грузом

Каретка с двумя грузами

Каретка с тремя грузами

Запишите ответ для веса и силы трения скольжения

Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от веса движущегося тела.

  1. Опыт: Зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей.

Вопрос: Какое оборудование возьмём?

Оборудование: деревянный брусок, 2 груза, трибометр, динамометр.

Перенесите в таблицу №3 результат последнего опыта.

 Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять три груза  и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

Результаты занесите в таблице №3(см. на электронной доске)

Таблица №3

№ опыта

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения

Fтр

Н

Брусок большей гранью

Брусок меньшей гранью

Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей.

Проанализируйте, от чего зависит и от чего не зависит сила трения скольжения и сделайте общий вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....