Урок-исследование "Изучение силы трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок ф физико-математическом 7 классе с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_iktissledovanie_sila_treniya.docx | 225.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
Изучение силы трения скольжения
10.12.2015г. 7б класс (физико-математический)
Цель для учащихся:
- Опытным путём определить, от чего зависит сила трения, а от чего не зависит.
Цель для учителя:
- Формирование познавательных УУД при изучении силы трения: (определение, причины, виды, способы измерения)
- Формирование исследовательских УУД: расчёт цены деления, выдвижение гипотез, подбор оборудования, измерение веса и силы трения, расчёт максимальной погрешности, определение интервала истинных значений силы трения и веса, формулирование выводов.
Оборудование лабораторное L-микро по механике: направляющая рейка, каретка, деревянный трибометр, коврик; набор грузов, деревянный брусок, динамометр, лист бумаги А4Демонстрационное оборудование L-микро по механике: демонстрационный динамометр, брусок, набор грузов, направляющая рейка. Компьютерная презентация учителя к уроку, электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика -7» Издательство «Дрофа»,бланки фиксации результатов, методические рекомендации для слабых учащихся.
Методические рекомендации: урок проводится первым при изучении темы: темы: «Сила трения». В слабом классе можно каждую гипотезу проверять отдельному ряду обучающихся.
Ход работы:
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
- Что такое сила?
- Как измерить силу?
- Что такое динамометр?
- Что измеряет динамометр?
- Как правильно измерить вес?
- Какие силы вы знаете?
- ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
- Проблемный опыт на демонстрационном оборудовании L-микро по Механике (см. рисунок): (3 минуты)
Вопрос: К телу прилагается сила?
Чему равна цена деления демонстрационного динамометра?
Чему равна приложенная сила?
Почему тело не движется?
(Ответ: действует на тело сила, направленная противоположно.
Или «На тело действует сила трения».
- Работа с Электронным приложением к учебнику Издательства «Дрофа» А.В. Пёрышкин «Физика-7» (Раздел: Взаимодействие тел, параграф «Сила трения» Фрагмент №1)
- Работа с учебником
Задание: открыть учебник А.В. Пёрышкина «Физика-7» стр.91
Вопрос: В чём причина возникновения силы трения?
А кто-нибудь пробовал чистые стёкла от книжных полок положить друг на друга. Что получилось?
Вопрос: Кто может сформулировать причины силы трения:
- Шероховатость (неровность поверхностей взаимодействующих тел.
- Взаимное притяжение молекул на границе тела и опоры.
- ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.
Вопрос учителя: от чего, как вам кажется, зависит сила трения?
Фиксация гипотез учащихся на доске электронной доске:
От состояния тела и поверхности (от вещества тела и поверхности)
От прижимающей силы.
От площади поверхности соприкосновения тела с опорой.
Вопрос: Как измерить силу трения?
- Работа с Электронным приложением к учебнику Издательства «Дрофа» А.В. Пёрышкин «Физика-7» (Раздел: Взаимодействие тел, параграф «Сила трения» Фрагмент №2)
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ.
- Опыт: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Вопрос: Какие подберём приборы для проверки гипотезы?
Оборудование: динамометр, направляющая рейка (пластиковая), каретка (пластиковая), трибометр деревянный, брусок деревянный.
Методические рекомендации: в целях экономии времени учащиеся результаты опытов вносят в бланки фиксации ответов.
Вопрос: Что нужно сделать перед работой с прибором?
Ответ: Вычислить цену деления динамометра: Ц.Д.Д.=
Методические рекомендации для слабых учащихся: (раздаются на листочках, остальные работают самостоятельно).
Положите перед собой направляющую рейки так, чтобы она расположилась на поверхности стола горизонтально, как показано на рисунке. Положите на неё деревянный брусок с грузом так, как это показано на рисунке.
Придерживая одной рукой направляющую рейки, в другую руку возьмите динамометр и потяните за него так, чтобы он и брусок стали бы равномерно перемещаться вдоль рейки. Величина силы, которую при этом покажет динамометр, будет равна величине силы трения между поверхностями рейки и бруска.
Замените пластиковую направляющую рейку листом бумаги, повторите опыт. Замените лист бумаги деревянной линейкой, повторите опыт.
Результаты занесите в таблицу № 1 (на электронной доске).
Таблица № 1
№ опыта | Вид трущихся поверхностей | Сила трения скольжения | Ответ (интервал истинных значений) |
Fтр | |||
Н | |||
Пластик по пластику | |||
Дерево по пластику | |||
Дерево по бумаге | |||
Дерево по дереву |
Вопрос: С какой точностью мы произвели измерения?
Что нужно сделать, чтобы увеличить точность измерения?
Ответ: Взять динамометр с меньшей ценой деления.
Примечание: В комплекте приборов для ГИА_9 эта работа проводится с динамометром с пределом измерения 1Н и ценой деления 0,02Н.
Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
2)Опыт: Зависимость силы трения скольжения от веса движущегося тела.
Вопрос: Какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?
Оборудование: каретка, направляющая рейка, набор грузов, динамометр.
Перенесите в таблицу №2 результаты первого опыта с кареткой по направляющей рейке. Определите с помощью динамометра вес бруска и одного груза. Результат занесите в таблицу №2.
Определите с помощью динамометра вес бруска с двумя грузами. Повторите опыт, положив на брусок второй груз. Результаты занесите в таблицу №2.
Определите с помощью динамометра вес бруска с тремя грузами. Повторите опыт, положив на брусок третий груз.
Результаты занесите в таблицу №2 (таблица на электронной доске)
Таблица №2
№ опыта | Вид трущихся поверхностей | Вес бруска с грузами | Сила трения скольжения |
Р | Fтр | ||
Н | Н | ||
Каретка | |||
Каретка с одним грузом | |||
Каретка с двумя грузами | |||
Каретка с тремя грузами |
Запишите ответ для веса и силы трения скольжения
Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от веса движущегося тела.
- Опыт: Зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей.
Вопрос: Какое оборудование возьмём?
Оборудование: деревянный брусок, 2 груза, трибометр, динамометр.
Перенесите в таблицу №3 результат последнего опыта.
Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять три груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.
Результаты занесите в таблице №3(см. на электронной доске)
Таблица №3
№ опыта | Вид трущихся поверхностей | Сила трения скольжения |
Fтр | ||
Н | ||
Брусок большей гранью | ||
Брусок меньшей гранью |
Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей.
Проанализируйте, от чего зависит и от чего не зависит сила трения скольжения и сделайте общий вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
Урок с использованием ЭОР...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....