Бинарный урок физика - ОБЖ по теме "Механические волны"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Материал представляет собой подробную разработку открытого урока по физике в интеграции с ОБЖ по теме "Механические волны", а так же презентацию к этому уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizikaobzh.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Механические волны»
Тип урока: введение в тему, объяснение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с понятием механических волн, их основными видами и механизмом их возникновения и распространения.
Задачи
Образовательные:
- Получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, умение выражать свои мысли, слушать товарищей
Развивающие:
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Расширение кругозора учащихся.
- Выработка умений работать с дополнительными источниками информации.
- Установление межпредметных связей.
Технические средства:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации;
- демонстрационный экран
Информационные технологии:
- мультимедийные демонстрации
- использование анимацией с Интернет-сайтов
Ход урока:
Этапы | Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организация работы | 1-2 минуты | Подготовка к работе на уроке | Объявление темы урока и порядка работы на уроке |
Актуализация темы | 3-5 мин | Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по различным предметам | Учитель предлагает учащимся вопросы, направленные на актуализацию темы |
Приобретение новых знаний | 7-20 минут | Восприятие и запись нового материала | Изложение нового материала в форме диалога с учащимися |
Физическая и эмоциональная разгрузка | 3 минут | Физические упражнения, имитирующие распространение волн | Организация разгрузки и комментирование действий учащихся |
Закрепление новых знаний | 5-7 минут | Вопросы по теме урока. | Контроль деятельности учащихся |
Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом | 3 минуты | Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник | Анализ урока. Домашнее задание, комментарий его, выставление оценок. |
«Механические волны»
(интегрированный урок физики и ОБЖ)
Учитель физики:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Во-первых, на уроке присутствуют гости из нашей и других школ.
Учитель ОБЖ:
А во-вторых, урок будет проводится сразу двумя учителями –учителем физики и учителем ОБЖ.
Учитель физики:
Давайте начнем. Тема нашего урока – «Механические волны». Давайте запишем в тетради число 3 декабря и тему урока. Сегодня мы должны познакомиться с понятием механических волн, их основными видами и механизмом возникновения распространения волн. Сл.1
Учитель ОБЖ:
Я познакомлю вас с тем, что такое сейсмические волны, расскажу об опасностях, которые несут эти волны и способах самозащиты от них. Сл.2
Учитель физики:
Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы уже знаем о механических колебаниях. Первый вопрос: что понимают под механическими колебаниями? (ответ, проверка) сл.3
Второй вопрос: назовите основные характеристики колебаний. (Ответ, проверка). Сл.4
Третий вопрос: что называется амплитудой колебаний, как она обозначается и в каких единицах измеряется? (ответ, проверка)
Следующий вопрос: что называется периодом? Запишите на доске формулу, единицу измерения. (ответ, проверка). Сл.5
Последний вопрос: Что называется частотой? Запишите формулу, единицу измерения, взаимосвязь периода и частоты.
Учитель ОБЖ: сл.6
20 мая 2010 года движение по мосту через Волгу в городе Волгограде было прекращено из-за сильных волнообразных колебаний конструкции. Амплитуда раскачивания достигала 1 метра. Железобетонный мост изгибался с такой силой, что трудно было поверить в реальность происходящего. Из-за чего это произошло, до сих пор наверняка неизвестно. Но с тех пор этот мост получил название «танцующий мост».
Учитель физики: сл.7
Волна – одно из самых замечательных понятий в физике, встречающихся в самых разнообразных проявлениях. Волны бегут по воде и проводам, доносят до нас многообразие цветов и изобилие звуков.
Учитель ОБЖ: сл.8
Вместе с тем некоторые волны опасны для человека. Цунами – волны – убийцы оставляют после себя огромные разрушения. Сейсмические волны, ударные волны разного рода, повышенный уровень шума, вибрации физически опасны для человека.
Учитель физики:
Что же такое волна? Как вы понимаете? (Ответы учеников) сл.8
Волна – это процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени. Самым простым видом колебаний являются волны, возникающие на поверхности жидкости, и расходящиеся от места возмущения в виде концентрических окружностей. Вы видите волну как череду горбов и впадин на поверхности жидкости. Сл.9
Отметим необходимые условия возникновения волны: сл.10
Механические волны возникают и перемещаются лишь в упругой среде – среде, между частицами которой возникают силы, препятствующие её деформации. Такие среды достаточно плотные и соударение частиц в них напоминает упругое соударение шаров. Именно это позволяет частицам в волне передавать избыток энергии соседним частицам, которые тоже начинают колебаться. Этот процесс продолжается дальше.
Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в окружающем пространстве деформацию среды. На анимации вы видите процесс распространения волны от колеблющейся струны. Сл.11
А происходит ли перенос вещества при распространении волн? Сл. 12Как вы думаете? (ответы учащихся). Предлагаю поставить эксперимент «на себе».
Учащиеся встают в шеренгу и кладут руки на плечи впереди стоящему.
Первый начинает наклоняться вправо,( влево) за ним все остальные
Колебания распространяются?
Переносит волна вещество?
Что заставило последующих учащихся совершать колебания?
Что же переносит волна?
Основное свойство волны: в волне происходит перенос энергии без переноса вещества
В зависимости от направления колебаний частиц по отношению к направлению распространения волны, различают продольные и поперечные волны. Посмотрим видеосюжет на эту тему. Сл.13
Учитель ОБЖ:
Продольные и поперечные волны образуют сейсмические волны. Сейсмические волны - волны энергии, которые путешествуют по земле или другим упругим телам в результате процесса, производящего низкочастотную акустическую энергию (землетрясение, взрыв и т. д.). Землетрясения создают разные типы сейсмических волн с разной скоростью. Сл.14,15
Волна фиксируется на ряде сейсмологических станций, и по разнице во времени учёные вычисляют эпицентр.
P-волны (первичные волны) — продольные, или компрессионные волны. Продольные волны сжимают и растягивают порода, через которые проходят. Обычно их скорость в два раза быстрее S-волн, проходить они могут через любые материалы. В воздухе они принимают форму звуковых волн, и, соответственно, их скорость становится равной скорости звука. Стандартная скорость P-волн — 330 м/с в воздухе, 1 450 м/с в воде . сл.16
S-волны (вторичные волны) — поперечные волны. Они показывают, что земля смещается перпендикулярно к направлению распространения. В случае горизонтально поляризованных S-волн земля движется то в одну сторону, то в другую попеременно. Волны этого типа могут действовать только в твёрдых телах. Сл.17
Сейсмические волны несут в себе следующие виды опасности: сл.18
- Сотрясение грунта
- Дифференцированная осадка грунта
- Оползни и грязевые потоки
- Разжижение грунта
- Переносы поверхности грунта
- Лавины
- Смещение горных пород по разлому
- Цунами
- Наводнение при прорыве плотины
- Пожары
Самозащита при землетрясении: сл.19
Сохраняйте спокойствие
Научитесь оказывать первую помощь
В помещении оставайтесь у стены, ближе к центру
На улице стремитесь на открытое пространство
В машине - остановитесь, но не выходите
Учитель физики: сл.20
Итак, какие виды волн вы теперь знаете? Продольные и поперечные. Обратите внимание, что поперечные волны возникают только в твердых телах, а продольные могут возникать и в газах, и в жидкостях, и в твердых телах.
Давайте теперь повторим пройденный материал. Задание- продолжи предложение. Выполняется задание . сл.21
Подведем итоги урока. Сл.22
Ну что ж ребята , на этом наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Оценки за урок. Сл.23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект бинарного урока - физики информатики в 11 классе
кнспект бинарного урока...
Бинарный урок (физика + информатика) по теме "Электрический ток как графический объект в текстовом документе". 8-й класс
Место урока в учебном плане: по физике данный урок проводится после изучения тем, объясняющих природу электрических явлений, и позволяет сформировать одно из основных понятий электродинамики - эл...
Бинарный урок физики по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».
Бинарный урок физики с информатикой по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».Для учащихся класса....
План-конспект открытого бинарного урока (физика + английский язык) на тему: «Electricity, lightning and aircraft design. (Электричество, молнии и проектирование воздушных судов)».
Британский Совет и посольство Великобритании в РФ при участии российского Министерства образования и науки объявили 2017 год перекрестным годом науки и образования Великобритании и России. В рамках эт...
Урок физики по теме "Механические волны"
Урок на тему "Механические волны"...
урок физики по теме "Световые волны"
Интегрированный урок по физике, показана связь с литературой и искусством...
План-конспект (краткий) урока физики 11 класс "Решение задач по теме "«Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны»"
краткий план, основа для развернутого...